|
Сочинение-рассуждение по предложенному тексту (часть С)
Готовимся к ЕГЭ по русскому языку
Сочинение-рассуждение по предложенному тексту (часть С)
Независимо от содержания текста, предлагаемого на экзамене, можно пользоваться следующим планом, составленным на основе требований, предъявляемых к выполнению задания части С :
1. Вступление (2-3 предложения)
2. Сформулировать проблему (К1) - 1 балл
3. Прокомментировать сформулированную проблему (К2) – 2 балла
4. Сформулировать позицию автора (К3) – 1 балл
5. Аргументация собственного мнения по проблеме (К4) - 3 балла
6. Заключение, вывод (1-2 предложения)
Внимание! Если экзаменуемый неверно сформулировал проблему (К1), то автоматически снимаются баллы по критериям К2, К3, К4.
Речевые образцы (клише), помогающие организовать работу по написанию части С
1. Вступление (зачин) должно быть лаконичным и иметь прямое отношение к сформулированной вами проблеме исходного текста.
Можно начать сочинение:
а) с кратких сведений об авторе и его творчестве, если это имеет отношение к тексту
б) ряда риторических вопросов, подводящих к проблеме текста
Кто из живущих ныне людей может себе представить, что он позволит своим детям пить отравленную воду? Есть ядовитую рыбу? Кто захочет ехать за город, чтобы отдохнуть в березовом лесу, а вместо него найти лишь безобразные пни? Никто не хочет. А ведь это нас ждет в будущем, если мы продолжим относиться к природе так, как об этом рассказывает В.Солоухин.
в) с ключевого слова (именительный темы)
Жадность. Один из отвратительных нравственных пороков, который владеет человеческими душами. О растлевающем влиянии жадности писали и А.С.Пушкин («Скупой рыцарь»), и Н.В.Гоголь («Мертвые души»), и О.Бальзак («Гобсек»). Но одно дело, когда это моральная червоточина одного человека (да и тот она выглядит отвратительно!), и совсем другое , когда она овладевает душами тысяч людей. О том, к каким немыслимым по масштабам последствиям может привести человечество эта роковая страсть, повествует в своей статье В.Солоухин.
2. (К1) Сформулировать проблему можно:
а) кратко – одним словом или словосочетанием («проблема + существительное (словосочетание) в род. падеже):
Автор поднимает проблему (чего?) совести.
Автор предлагает задуматься над проблемой «отцов и детей».
В центре внимания автора проблема духовного совершенствования человека.
б) более сложные проблемы можно сформулировать с помощью вопросительных предложений:
Может ли отдельная личность влиять на ход истории? Такова проблема, которая привлекла внимание автора.
Автор размышляет над судьбой родного языка и предлагает своим читателям задуматься над следующей проблемой: в чем опасность распространения жаргонных слов?
в) в некоторых текстах можно найти авторскую формулировку проблемы. В таких случаях можно использовать цитату:
«Почему телевизор вытесняет сейчас книгу?» - таким вопросом начинает свой текст Д.С.Лихачев.
Проблема – это основной вопрос, над которым размышляет автор.
Проблема, рассматриваемая автором, может быть:
общественно значимой
социальной
сложной
нерешенной
наболевшей
злободневной
важной
|
острой
животрепещущей
жизненной
первоочередной
спорной
насущной
неотложной
|
важной
глубокой
актуальной
жгучей
мучительной
принципиальной и т.д.
|
Типы проблем
Философские
|
Социальные
|
Политические
|
Нравственные
|
Экологические
|
Эстетические
|
Самые общие вопросы развития общества, природы, человека
|
Устройство и жизнь общества
|
Деятельность государственной власти
|
Духовная жизнь человека, взаимоотношения людей
|
Взаимодействие человека и окружающей среды
|
Восприятие человеком прекрасного
|
- Проблема поиска смысла жизни
- Проблема счастья
- Познание и самопознание
- Проблема свободы выбора (выбора пути)
-Проблема судьбы (предопределения)
-Проблема исторической памяти (проблема отношения к прошлому, утраты памяти, корней)
- Проблема влияния власти на характер и поступки человека, наделенного ею
- Революция и эволюция
- Война и мир (Проблема ценности человеческой жизни и неестественности смерти)
- Роль личности в истории
- Проблема добра и зла
-Проблема национального характера
- Проблема времени и его быстротечности
-Проблема соотношения вечных и преходящих ценностей
-Проблема взаимодействия идеала и действительности
|
- Проблема социальной справедливости/несправедливости
- Проблема соблюдения прав человека
- Проблема свободы личности в обществе
--Проблема взаимоотношения власти и человека (народа и власти)
-Проблема художника и власти
-Проблема неизбежности прогресса
-Проблема эмиграции
-Проблема интеллигенции
- Прогресс и общество
- Конфликт старых идей с передовыми взглядами
- Создание правового государства
- Роль науки в обществе
- Научный и технический прогресс
-Проблема ответственности ученых за свои открытия
-Проблема выбора профессии с учетом личных и общественных интересов
-Проблема влияния среды на человека
|
- Политика в жизни общества
- Гражданское общество
- Демократия
- Международные конфликты
- Разоружение
- Терроризм
- Национализм
|
- Проблема сострадания
-Проблема проявления гуманизма
-Проблема героизма и человеческой стойкости
-Проблема патриотизма
- Проблема человеческого благородства
- Проблема нравственного выбора человека
- Проблема памяти (исторической, родовой)
- Проблема преемственности поколений
- Проблема истинных и ложных ценностей
- Проблема совести и ответственности человека за свои поступки
-Проблема защиты чести и собственного достоинства
-Проблема насилия над личностью и нравственной непоколебимости
-Проблема истинной дружбы
- Проблема предательства
- Проблема равнодушия, черствости
- Проблема сохранения культурного наследия
- Проблема одиночества (одинокой старости)
-Проблема влияния детства на формирование характера человека
-Проблема сострадания и сердечного отношения ко всему живому
- Проблема жестокости и гуманизма по отношению к миру природы
- Проблема милосердия, гуманного отношения к окружающим людям
- Проблема равнодушия к судьбе другого человека
- Проблема нравственной ответственности перед другими людьми
-Проблема доброты и всепрощения
- Проблема родительской любви
-Проблема бескорыстной помощи
-Проблема родительской безответственности
-Проблема отсутствия в семье общих духовных интересов
-Проблема отцов и детей
-Проблема значимости труда в жизни человека
-_Проблема воспитания (обучения)
-Проблема любви (бескорыстной, жертвенной, всепрощающей )
-Проблема растлевающего влияния жадности на человека
-_Проблема пошлости и корысти
- Проблема духовной деградации личности
|
-Проблема влияния человека на природу и возможные последствия
-Проблема бездушного, потребительского, безжалостного отношения человека к миру природы
- Проблема восприимчивости или невосприимчивости человека к красоте природы
- Проблема влияния красоты природы на настроение и образ мыслей человека
- Проблема негативного воздействия научно-технического прогресса на взаимоотношения человека и природы
-Проблема бездомных животных
-Научный прогресс и экология
-Экология языка (Проблема бережного отношения к языку)
|
- Проблема неоднозначного восприятия искусства разными людьми
- Проблема назначения подлинного искусства
- Проблема восприятия музыки (живописи, литературы) человеком
- Проблема воспитания эстетического вкуса
- Проблема духовности в искусстве
- Проблема роли книги в интеллектуальном, духовном, нравственном развитии человека
- Проблема снижения уровня читательской активности в современном обществе
-Проблема влияния массовой культуры, телевидения, Интернета на человека
|
Типовые конструкции
Автор размышляет над проблемой…
Автор текста затрагивает проблему…
В центре внимания автора проблема…
В тексте (фрагменте из статьи, очерка, рассказа, повести) (Ф.И. автора в род. п.) поднимается проблема…
(Имя и фамилия автора в им.п.) предлагает своим читателям задуматься над проблемой…
………….? Этой проблеме посвящен текст (отрывок, фрагмент) (Ф.И. автора в род.п.)
………….? Над этой проблемой размышляет в своем тексте (статье, очерке) автор.
Как (зачем, почему и т.д.)…? Именно эта проблема привлекла внимание автора.
Что такое долг (честь, благородство, интеллигентность и т.п.) и какую роль этот понятие играет в жизни человека и общества? Над этой проблемой размышляет автор.
3. Комментарий к сформулированной проблеме
Комментарий – это пояснительные замечания, рассуждения по поводу выделенной проблемы текста.
Текстуальный
«от текста к действительности»
|
Концептуальный
«от действительности к тексту»
|
Текстуальный комментарий – объяснение текста, следование за автором в раскрытии проблемы, которое включает в себя ответы на вопросы:
Как автору удается привлечь внимание читателей к данной проблеме?
На каких примерах в тексте автор рассматривает проблему? Какими фактами, событиями автор иллюстрирует проблему? Как, на каком жизненном материале автор раскрывает проблему (какой случай из жизни им описан)?
Какие поступки совершает герой и как это его характеризует?
Какие высказывания заслуживают особого внимания и почему?
На чьи мнения ссылается автор? Почему?
Какие эмоции вызывают у автора описанные им события и почему? Пример текстуального комментария
Юрий Лотман поднимает проблему межнациональных конфликтов. Автор по-настоящему встревожен тем, что все чаще и чаще вынужден наблюдать «клиническое безумие ненависти» - проявление расовой вражды, разжигание национальной розни. Лотман убежден в том, что общечеловеческие ценности превыше всего. Не случайно упоминание о том, что среди его друзей были представители самых разных национальностей. Люди должны поступать в отношении друг друга в духе равенства и братства, и нет оправдания тем, кто «разжигает кровавый туман» национальной розни, наживаясь на страданиях невинных людей. Стоит прислушаться к словам автора о том, что эпоха мелких конфликтов закончилась: мы живем в таком хрупком мире, где любое частное столкновение на национальной или религиозной почве может обернуться глобальной катастрофой.
|
Концептуальный комментарий предполагает, что вы, опираясь на понимание проблемы, даете различного рода интерпретации. В этом случае избирается направление мысли от действительности к тексту.
Как автору удается привлечь внимание читателей к данной проблеме?
К какому типу (категории) относится затронутая автором текста проблема (нравственная, философская, экологическая, социальная, психологическая и др.)?
Насколько актуальна в наши дни эта проблема?
Как часто мы сталкиваемся с этой проблемой?
Кому и в каких ситуациях приходится сталкиваться с подобной проблемой?
Почему эта проблема привлекла внимание автора?
Какой аспект проблемы рассматривает автор?
Пример концептуального комментария
Практически каждый день средства массовой информации сообщают нам о межнациональных конфликтах. Каждый день гибнут люди, калечатся человеческие судьбы из-за того, что мы не можем найти общего языка в различных национальных или религиозных вопросах. Именно к проблеме национальной вражды, одной из актуальных проблем современности, привлекает наше внимание Ю.Лотман. Вспоминая прошлое, автор подчеркивает: среди его друзей были люди самых разных национальностей. Поэтому ему странно и больно видеть мир, ослепленный ненавистью. Люди не замечают, что являются марионетками в руках тех, кому выгодно разжигать национальную рознь. Автор предупреждает читателей в том, что мир уже давно стоит на грани катастрофы: «Колокол звонит по каждому из нас».
|
В комментарии, как ни в какой другой части сочинения, уместны цитаты, различные ссылки на текст. Но не увлекайтесь цитированием. Помните, что цитата должна подтверждать мысль, которую вы развиваете, а не заменять ее. Не цитируйте больше одного предложения и всегда комментируйте, объясняя цитаты.
ВНИМАНИЕ! Комментарий должен осуществляться с опорой на прочитанный текст. Нельзя пускаться в общие рассуждения по проблеме, отрываясь от текста.
Помните: комментарий - не пересказ, не цитирование, а анализ постижения авторской логики в раскрытии проблемы данного текста. Необходимо показать, как автор раскрывает проблему, какие примеры приводит, как аргументирует свои мысли. ПИШИТЕ НЕ О ТОМ, ЧТО ДЕЛАЮТ ГЕРОИ, А О ТОМ, ЧТО ДЕЛАЕТ АВТОР.
Типовые конструкции (клише) для комментирования проблемы
Текстовый комментарий
(художественный текст)
|
Текстовый комментарий
(публицистический текст)
|
Концептуальный комментарий
(публицистический текст)
|
Автор раскрывает проблему на примере случая из жизни… (взаимоотношений кого с кем)
Не случайно писатель изображает (кого, что)
Поступок героя свидетельствует о том, что…
Слова (мысли) героя показывают, что…
Автор осуждает (одобряет) поступок героя
Автор сочувствует своему герою
Симпатии автора на стороне (кого)
|
Проблема раскрывается автором на примере…
В качестве примера автор рассматривает…
Автор текста обращает внимание на…
Автор искренне восхищен (огорчен) тем, что…
|
Проблема (чего?) – одна из актуальных проблем нашего времени.
Каждый из нас не раз сталкивался с этой проблемой (где, когда).
Как и большинство из нас, автор считает, что…
Автор полемизирует (с кем)…
Автор подробно рассматривает…
Автор обращает внимание на …
|
Автор
(что делает?)
отмечает, описывает, подчеркивает, останавливается на…, приводит пример того, как…, отмечает важность, считает, опирается на мнение, анализирует, характеризует, сравнивает, рассматривает, сопоставляет, разбирает, показывает важную роль.
4. Сформулировать позицию автора
Позиция автора – это итог размышлений, вывод, к которому приходит автор.
Помните! Если проблема текста – это некоторый вопрос, то позиция автора – это ответ на вопрос, поставленный в тексте, то, в чем автор видит решение проблемы. Таким образом, проблема и позиция автора теснейшим образом связаны: проблема и позиция автора должны соотноситься как вопросно-ответное единство. Если этого не происходит, логика изложения мысли в сочинении нарушена.
Позиция автора может быть выражена прямо (в отдельных предложениях, обращения к читателю и т.п.) или косвенно (в поступках, мыслях героев, с помощью различных художественных средств).
Средства выражения позиции автора
1. Слова-маркеры (главное, самое важное, надо, нужно и т.п.)
2. Оценочная лексика
3. Средства выразительности
4. Вводные слова
5. Побудительные предложения
Типовые конструкции (клише) для выражения авторской позиции
Автор считает, что…
Автор подводит читателя к выводу о том, что…
Рассуждая над проблемой, автор приходит к следующему выводу…
Позиция автора такова…
Позиция автора, как мне кажется, может быть сформулирована следующим образом…
Автор призывает нас (к чему)…
Автор убеждает нас в том, что …
Автор осуждает (кого/что, за что)…
Отношение автора к поставленной проблеме неоднозначно.
Помните!
1. Позицию автора следует формулировать кратко, одной-двумя фразами. Можно привести цитату из текста, но не пересказывать или переписывать его. При цитировании подбирайте предложения, в которых мысль автора выражена четко и ясно.
2. Обычно позиция автора содержится в заключительной части текста, там, где автор подводит итог сказанному, размышляет над приведенными выше событиями, поступками героев и т.п.
3. Формулировку позиции автора обязательно выделяйте в отдельном абзаце сочинения.
4. При определении авторской позиции нельзя ставит знак равенства между автором текста и героем-рассказчиком. Следует разграничивать понятия «автор» и «рассказчик».
5. Аргументация собственного мнения по проблеме
Аргумент – суждение, вывод, приводимый пишущим в доказательство высказанной мысли, своей точки зрения.
Структура аргумента
ТЕЗИС (собственное мнение)
|
Я согласен с автором: одна из важнейших задач искусства – будить в человеке чувство родины.
|
ЛОГИЧЕСКИЙ ПЕРЕХОД
|
Не случайно русские писатели и поэты в своих произведения обращались к теме родины и создали удивительные образы нашей родины – России.
|
АРГУМЕНТ
|
А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов. Н.А.Некрасов, С.А.Есенин, А.А. Блок – все эти поэты показывали читателям Россию с разных сторон, с ее достоинствами и недостатками, но прежде всего - с большой любовью к своему Отечеству. Особенно мне запомнились строки из стихотворения С.А.Есенина:
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».
|
МИКРОВЫВОД
|
Наверное, это одно из самых ярких признаний поэта в любви к своей родине, которое не должно оставит нас, граждан России, равнодушными.
|
Формулирование собственного мнения
(типовые конструкции)
Нельзя не согласиться с автором текста в том, что… В этом убеждают нас и примеры из произведений русской классики. Вспомним роман (повесть, рассказ)…(далее идет аргумент).
Я согласен с автором данного текста в том, что… (далее идет формулировка важного тезиса). Именно об этом неоднократно говорили в своих произведениях русские писатели. Вспомним судьбу заглавного героя романа И.А.Гончарова «Обломов»…
Я согласен с позицией автора и тоже считаю: … . В доказательство справедливости всего вышесказанного приведу следующий литературный пример.
Невозможно не согласиться с позицией автора. Я тоже убежден в том, что… В подтверждение моей точки зрения можно привести следующие примеры из художественной литературы.
Безусловно, нельзя не признать правоту автора.
Я разделяю (не разделяю) позицию автора в том, что..
Мне ясна позиция автора, и я ее разделяю. Действительно…
К сожалению, я вынужден возразить, отметить, оспорить…
По – моему, … По моему мнению,… Мне кажется… (представляется, думается)…
6. Заключение, вывод
Итак, можно сделать вывод, что…
Итак, автор показал нам, что…
Таким образом, все сказанное убеждает читателя в том, что…
В заключение хочется отметить (подчеркнуть)…
Обобщая сказанное, можно сделать вывод…
УДАЧИ НА ЭКЗАМЕНЕ!!!
|
|
|