№
|
Тема урока
|
Кол-во часов
|
Элементы содержания
|
Планируемые результаты
|
Дата
|
Личностные
|
Познавательные
|
Коммуникативные
|
Регулятивные
|
план
|
факт
|
Введение
|
1
|
Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества
|
1 ч
|
Книга – передатчик знаний и духовного опыта поколений. Краткая история книги. Чтение как сотворчество. Создатели книги. Структура учебной книги. Писатели о роли книги
|
Положительно относится к учению, познавательной деятельности; желает приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.
|
Осознает познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебника, рабочих тетрадях.
|
Задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других; формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения.
|
Принимает и сохраняет учебную зада-чу; планирует (в сотрудни-честве с учи-телем и одно-классниками или самостоя-тельно) необ-ходимые дей-ствия, опера-ции, действует по плану.
|
|
|
Устное народное творчество (10 ч)
|
2
|
Устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов.
|
1 ч
|
Фольклор – коллективное устное народное творчество.
|
Испытывает положительное отношение к учению, познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.
|
Осознает познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию а также самостоятельно находит ее в материалах учебника, рабочих тетрадях.
|
Строит небольшие монологические высказывания.
|
Принимает и сохраняет учебную зада-чу; планирует (в сотрудни-честве с учи-телем и одно-классниками или самостоя-тельно) необ-ходимые дей-ствия, опера-ции, действует по плану.
|
|
|
3
|
Малые жанры фольклора. Детский фольклор: загадки. Частушки, приговорки, скороговорки. НРК: хакасские пословицы и поговорки.
|
1 ч
|
Виды малых жанров фольклора.
|
Испытывает положительное отношение к учению, познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.
|
Осознает познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию а также самостоятельно находит ее в материалах учебника, рабочих тетрадях.
|
Осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетам конкретных учебно-познавательных задач.
|
Принимает и сохраняет учебную зада-чу; планирует (в сотрудни-честве с учи-телем и одно-классниками или самостоя-тельно) необ-ходимые дей-ствия, опера-ции, действует по плану.
|
|
|
4-6
|
Сказка как вид народной прозы. Виды сказок «Царевна-лягушка». Высокий нравственный облик Василисы Премудрой.
Художественный мир сказки. Изобразительный характер формул волшебной сказки.
Народная мораль и поэтика волшебной сказки.
|
3 ч
|
Сказка как вид народной прозы. Виды сказок. Структурные элементы сказки (постоянные эпитеты, присказки, зачин, концовка).
Особенности сказывания (ритмичность, напевность), иллюстрации к сказкам.
|
Испытывает желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.
|
Понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.
|
Строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
|
Принимает и сохраняет учебную зада-чу; планирует (в сотрудни-честве с учи-телем и одно- классниками или самостоя-тельно) необ-ходимые дей-ствия, опера-ции, действует по плану.
|
|
|
7-8
|
«Иван – крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли.
Особенности сюжета сказки. Иван – крестьянский сын как выразитель народной мысли сказки. Нравственное превосходство героя. НРК: «Волшебный чатхан»
|
2 ч
|
Патриотический характер сказки «Иван-царевич и чудо-юдо». Система образов. Любовь и уважение народа к защитникам Родины.
|
Осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.
|
Понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.
|
Строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
|
Принимает и сохраняет учебную зада-чу; планирует (в сотрудни-честве с учи-телем и одно-классниками или самостоя-тельно) необ-ходимые дей-ствия, опера-ции, действует по плану.
|
|
|
9-10
|
Сказки о животных. «Журавль и цапля». Народное представление о справедливости.
Бытовые сказки «Солдатская шинель». Народные представления о добре и зле в бытовых сказках. НРК: «Бай и охотник»
|
2 ч
|
Народные представления о справедливости в сказках о животных. Иносказательный смысл сказки «Журавль и цапля». Животные как герои сказок.
Сюжеты и реальная основа бытовых сказок. Отличие бытовой сказки о животных.
|
Осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.
|
Понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.
|
Строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
|
Принимает и сохраняет учебную зада-чу; планирует (в сотрудни-честве с учи-телем и одно-классниками или самостоя-тельно) необ-ходимые дей-ствия, опера-ции, действует по плану.
|
|
|
11
|
Р.р. «Мои любимые русские народные сказки».
|
1 ч
|
Обучение домашнему сочинению. «Мой любимый герой русской народной сказки».
|
Осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.
|
Понимает информацию, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач
|
Участвует в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задаёт вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает свою точку зрения и обосновывает её.
|
Планирует (в сотрудни-честве с учи-телем и одно-классниками или самостоя-тельно) необ-ходимые дей-ствия, опера-ции, действует по плану.
|
|
|
Древнерусская литература (2 ч)
|
12-13
|
Возникновение древнерусской литературы. Летописание. «Повесть временных лет» как литературный памятник.
«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. «Прошлое должно служить современности!»
|
2 ч
|
Возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Жанр летописи. «Повесть временных лет» как литературный памятник. Словарная работа. прослушивание притчи в актерском исполнении, обсуждение. Репродукция картины А.А. Иванова «Подвиг молодого киевлянина»
|
Осознает свои трудности и стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке своих действий, поступков; положительно относится к учению, познавательной деятельности, приобретению новых знаний, умений, совершенствует имеющиеся.
|
Устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы; осознает познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию а также самостоятельно находит ее в материалах учебника, рабочих тетрадях.
|
Вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения
|
Планирует (в сотрудни-честве с учи-телем и одно-классниками или самостоя-тельно) необ-ходимые дей-ствия, опера-ции, действует по плану.
|
|
|
Литература 18 века (2 ч)
|
14-15
|
Из русской литературы XVIII века. Роды и жанры литературы.
М.В.Ломоносов. «Случились вместе два астронома в пиру…» как юмористическое нравоучение.
|
2 ч
|
ученый, поэт, художник, гражданин. Научные истины в поэтической форме. словарная работа. Юмор произведения «Случились вместе два астронома в пиру…»
|
Проявляет же-лание осваи-вать новые ви-ды деятельнос-ти, участвует в творческом, со-зидательном процессе; осоз-нает себя как индивидуальность и одновре-менно как член общества.
|
Осознает познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебника, рабочих тетрадях.
|
Строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
|
Принимает и сохраняет учебную зада-чу; планирует (в сотрудни-честве с учи-телем и одно-классниками или самостоя-тельно) необ-ходимые дей-ствия, опера-ции, действует по плану.
|
|
|
Литература 19 века (43 ч)
|
16
|
Басня как литературный жанр. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века)
|
1 ч
|
Истоки басенного жанра. Понятия об аллегории. Мораль басни. Расцвет русской басни в начале XIX века. Поучительный характер басен.
|
Демонстрирует желание осваивать новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.
|
Понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач
|
Строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
|
Принимает и сохраняет учебную зада-чу; планирует (в сотрудни-честве с учи-телем и одно-классниками или самостоя-тельно) необ-ходимые дей-ствия, опера-ции, действует по плану.
|
|
|
17-19
|
И. А. Крылов. Слово о баснописце. Обличение человеческих пороков в баснях «Волк и Ягненок».
Понятие об аллегории и морали. «Ворона и Лисица», «Свинья под Дубом».
Аллегорическое отражение исторических событий в баснях. «Волк на псарне» как басня о войне 1812 года.
|
3 ч
|
Своеобразие басен И.А. Крылова. Прослушивание басен «Волк на псарне» в актерском исполнении, обсуждение. Афористичность басен. Осмеяние в баснях пороков: невежества, неблагодарности, глупости, хитрости и т.д. чтение басен. Прослушивание басни «Свинья под дубом» в актерском исполнении, обсуждение. Осмеяние в баснях пороках: невежества, неблагодарности, грубости, хитрости и т.д. Чтение басен.
|
Демонстрирует желание осваивать новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.
|
Понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.
|
Строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
|
Принимает и сохраняет учебную зада-чу; планирует (в сотрудни-честве с учи-телем и одно-классниками или самостоя-тельно) необ-ходимые дей-ствия, опера-ции, действует по плану.
|
|
|
20
|
Р/Р .Понятие об эзоповом языке. Обучение выразительному чтению басни. Проект Конкурс инсценированной басни.
|
1 ч
|
Выразительное чтение наизусть, актерское мастерство в передачи особенностей характера персонажа басни.
|
Положительно относится к учению, познавательной деятельности, приобретению новых знаний, умений, совершенствует имеющиеся.
|
Выполняет учебно-познавательные действия; осущест-вляет для решения учебных задач опе-рации анализа, син-теза, сравнения, устанавливает причинно-следст-венные связи, дела-ет обобщения.
|
Осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
|
Адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления.
|
|
|
21-23
|
В.А.Жуковский. Слово о поэте. Жуковский-сказочник. Сказка «Спящая царевна». «Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета. В.А.Жуковский. «Кубок». Понятие о балладе. Герои баллады. Нравственно-психологические проблемы баллады.
НРК: Тахпах как лирическая песня
хакасского народа.
|
3 ч
|
Понятие о литературной сказке. В.А. Жуковский – сказочник. Чтение сказки «Спящая царевна» в актерском исполнении, обсуждение. Черты народной сказки в произведении В.А. Жуковского. Герои, особенности сюжета, язык сказки. Баллада как жанр литературы. Творческая история баллады В.А. Жуковского «Кубок». Характеристика героев. Составление плана баллады.
|
Осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества. Осознает познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию а также самостоятельно находит ее в материалах учебника, рабочих тетрадях.
|
Понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.
|
Строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
|
Принимает и сохраняет учебную зада-чу; планирует (в сотрудни-честве с учи-телем и одно-классниками или самостоя-тельно) необ-ходимые дей-ствия, опера-ции, действует по плану.
|
|
|
24-25
|
А.С.Пушкин. Рассказ учителя о детских и лицейских годах жизни поэта. «Няне» как поэтизация образа Арины Родионовны.
Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина народных сказок.
|
2 ч
|
Детские годы А.С. Пушкина. Влияние народного творчества на будущего поэта. Сообщение о селе Захарово (рубрика «Литературные места России», с. 301-302). Словесное рисование. Пролог как собирательная картина сюжетов, образов, событий народных сказок
|
Положительно относится к учению, познавательной деятельности; желает приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.
|
Понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.
|
Строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в рабочих группах с учетом конкретных задач.
|
Принимает и сохраняет учебную зада-чу; планирует необходимые действия, операции, действует по плану.
|
|
|
26
|
Р/р. Письменный ответ на вопрос: «За что я люблю русские народные сказки?»
|
1 ч
|
Написание сочинения с элементами рассуждения. Умение аргументировать свой ответ.
|
Осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.
|
Выполняет учебно-познавательные действия; осущест-вляет для решения учебных задач опе-рации анализа, син-теза, сравнения, устанавливает причинно-следст-венные связи, дела-ет обобщения.
|
Участвует в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.
|
Принимает и сохраняет учебную зада-чу; планирует необходимые действия, операции, действует по плану.
|
|
|
27-29
|
А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Истоки рождения сюжета сказки. Противостояние добрых и злых сил.
Система образов сказки.
Сходство и различие литературной и народной сказки. «Бродячие сюжеты». Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа.
НРК: Рифма, ритм, строфа (на примере
стихотворений хакасских поэтов)
|
3 ч
|
Истоки рождения сюжета «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Развитие понятия о литературной сказке. Система образов сказки. Народная мораль: красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Словарная работа. Сопоставление сюжетов, персонажей литературных и народных произведений.
|
Положительно относится к учению, позна-вательной дея-тельности; же-лает приобре-тать новые зна-ния, умения, совершенствовать имеющиеся.
|
Понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач
|
Строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
|
Принимает и сохраняет учебную зада-чу; планирует (в сотрудни-честве с учи-телем и одно-классниками или самостоя-тельно) необ-ходимые дей-ствия, опера-ции, действует по плану.
|
|
|