|
Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся
Русский язык – основа национальной культуры, важнейшее средство приобщения школьников к её неисчерпаемым богатствам. Приобщение ребёнка к культуре происходит под влиянием того, что он читает, слышит, с кем общается, одним словом, под влиянием той речевой среды, в которую он погружён, от которой так или иначе постоянно зависит.
Практика показывает, что уроки русского языка и литературы не относятся к числу любимых, у школьников очень часто отсутствует коммуникативная мотивация, что мешает осуществить обучение языку как средству общения, но современная жизнь ставит перед ним новые цели: свободное владение языком, умение общаться с различными людьми в различных ситуациях, испытывая при этом чувство комфорта, уверенности в себе.
Я считаю, что именно в школе начинается процесс становления формирования коммуникативной компетенции личности. И очень важно правильно организовать этот процесс. Тема моего опыта работы - "Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся ".
В моей педагогической деятельности возникла проблема: противоречие между общим снижением уровня культуры речи учащихся, их интеллектуального уровня и требованием общества – развитие языковой личности, способной анализировать информацию, содержащуюся в тексте, создавать собственное речевое высказывание и применять результаты интеллектуальной деятельности на практике.
Таким образом, актуальность выбранной методической темы не оставляет сомнений. Проблема культурного общения школьников – одна из самых важных сегодня в организации социальной учебной среды.
Главная цель моей работы с детьми - научить их осваивать то, что очень важно в жизни каждого человека - умение передать информацию, поддержать беседу, установить контакт, пересказать (к случаю) поучительную или смешную историю, написать поздравительное письмо, объявление, найти способ уйти от ссоры во время спора, сочинить рекламное объявление и т. д, и сделать это орфографически правильно.
Исходя из поставленных целей, естественно определила следующие задачи, но приоритетной является развивать умения самостоятельно и творчески мыслить.
Напрашиваются вопросы: «Как развивать речь и мышление учащихся? Как сформировать интеллектуально и творчески развитую личность, обладающую коммуникативными навыками?
Одним из способов реализации данных вопросов может выступать текстоцентрический подход, как необходимое условие достижения нового качества образования.
Теоретико - аналитическое обоснование разработки.
Сегодня ни для кого не секрет, что школа, уделяя большое внимание развитию умений учащихся в рамках подготовки к различным экзаменам в виде тестирования, неоправданно мало учебного времени отводит на развитие устной речи учеников.
Зачастую на вопрос «что?» школьники отвечают «это когда...»
Устное общение отошло на второй план. К тому же дефицит общения в семье, языковая среда, общение в соцсетях, где используются зачастую символы, и приводит к обеднению и так небогатого словарного запаса.
Поэтому школа, особенно в условиях работы по стандартам нового поколения, должна обратить внимание на развитие компетенций, направленных на качество современного образования.
Мы все на уроках применяем различные технологии. Наиболее эффективной формой в данном направлении я считаю работу с текстом на уроках русского языка, как одно из условий развития творческого потенциала учащихся, пополнения их словарного запаса, улучшения качества речи.
Текст – это основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды.
Наиболее результативными, на мой взгляд, являются следующие формы и методы организации работы с текстом:
• комплексная работа с текстом;
• лингвостилистический анализ текста;
• «самодиктанты»;
• сочинение-рассуждение;
• редактирование текста;
• различные виды диктантов;
• интеллектуально-лингвистические упражнения;
• работа с текстами-миниатюрами;
• составление синквейнов, кластеров к тексту;
• коммуникативные и игровые ситуации.
Именно текст - основной компонент структуры учебника по русскому языку, именно через текст реализуются все цели обучения в их комплексе.
Методические приемы и формы решения проблемы
Очень важны критерии отбора текстов. Они должны быть интересными с точки зрения орфографии, отличаться стилем, типом речи, лексикой, содержать различные синтаксические конструкции. Примерами таких текстов служат произведения классиков русской литературы. Ребенка нужно научить прислушаться к тексту. Прочитав рассказ, дети зачастую не могут ответить на вопрос. О чем текст? Поэтому предлагаю задание: задайте вопросы к тексту. О чем бы вы спросили автора? Как ты думаешь, что может случиться дальше? Например, «что бы произошло с героем поэмы Лермонтова «Мцыри, если бы он не умер?» Различные вопросы заставляют детей моделировать ситуацию. Очень важно на уроках литературы научить ученика обнаруживать связь между идеями, ценностями. Целями и поступками. Художественный текст позволяет ставить много проблемных вопросов, применять эту ситуацию на себя. Также имеет богатейший дидактический материал для совершенствования языковой, лингвистической и культурологической компетенции учебник по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской.
Примерный план анализа текста любого типа речи:
1. Выразительное чтение текста.
2. Словарная работа.
3. Тема текста.
4. Идея текста.
5. Тип текста.
6. Стиль текста.
7. Выразительные средства речи и их роль. На слайде
На основе образцовых текстов можно проводить диктанты: творческие, свободные, восстановленные, диктанты по аналогии, диктанты с продолжением.
Ценность упражнений такого рода выражается в том, что с их помощью одновременно стимулируется и интеллектуальное, и лингвистическое развитие обучающихся. Что касается интеллекта школьника, то предлагаемые упражнения интенсифицируют процесс развития целого ряда его качеств (речь, внимание, память, мышление). В свою очередь лингвистические знания, умения, навыки приобретаются учащимися в процессе активной речемыслительной деятельности. При этом во время выполнения каждого учебного задания школьник совершает несколько умственных операций, например, сравнение, группировку, обобщение и включает различные виды речи: внутреннюю и внешнюю, устную и письменную, монологическую и диалогическую.
Успешность работы с такими упражнениями подкрепляется за счет широкого использования исследовательских методов.
Средством создания речевых возможностей на уроке признается система упражнений. В своей работе с детьми моделирую ситуативные задания самостоятельно, а также использую и те задания, которые предлагаются в учебниках по русскому языку. Например, «Конкурс на лучший рассказ экскурсовода». «Ученики – это экскурсоводы, ведут экскурсию для младших классов, стараясь описать картину ярко, образно и доступно. Объясняя, что и почему им особенно нравится, чтобы вызвать заинтересованный отклик у зрителей.» Видео или фото
Подобные упражнения учат вдумываться в речевую ситуацию, соотносить свое высказывание с адресатом, готовит к эффективному речевому общению.
Помогают в этом и коммуникативно-речевые упражнения.
Например, предлагаю охарактеризовать пословицу с эстетической стороны Язык не стрела, но пуще стрелы разит. Вашему вниманию предлагаю видеофрагмент.
Также развитию творческих способностей содействуют дидактические игры на уроке. Например:
«Редактор». Исправьте речевые ошибки в тексте.
«Диктор». Прочитайте текст орфоэпически правильно. видео
На уроке особой популярностью у детей пользуется игра «Переводчик». Сейчас я предлагаю вам, уважаемые коллеги, попробовать свои силы в этой игре. Вам необходимо заменить иноязычное слово - русским.
презентация (представление)
дисплей (экран)
картридж (патрон)
сленг (жаргон
хит (шлягер)
4. Следующая игра «Перевертыши». Замените в словосочетании слова противоположными им по значению.
Названия фильмов:
1) Грустные девочки - Весёлые ребята.
2) Крик баранов - Молчание ягнят.
3) В симфоническом оркестре не только мальчики – В джазе только девушки.
Сказки:
1) Квадрат - Колобок.
2) Небоскрёб - Теремок.
3) Мышь без тапочек - Кот в сапогах.
Нестандартные уроки активизируют интеллектуальную и речевую деятельность, способствуют осуществлению личностного подхода к учащимся, где как высшая единица обучения выступает текст. Это такие виды уроков, как уроки-исследования, уроки-семинары, практикумы, деловые игры, дискуссии, интегрированные уроки, включающие аналитическую работу с текстом и предполагающие возможность выбора учениками и самого текста, и заданий, справочного материала, формы выполнения работы и т. п.
Подобные уроки создают условия для проявления индивидуальных, читательских, исследовательских и творческих способностей, удовлетворения образовательных потребностей и интересов школьников.
Такая работа с текстом потребовала изменения структуры нестандартного урока, который состоит из определенных этапов:
• целеполагание, когда ученики обсуждают тексты и задания с учителем, получают дополнительные инструкции по выбору и выполнению задания;
• планирование (школьники вникают в содержание и идею текста; размышляют над способом выполнения заданий; определяют потребность в справочной литературе и словарях; вырабатывают план действий);
• исследование (исследование текста, решение промежуточных задач);
• дискуссия (учащиеся обсуждают ход урока, анализируют, добавляют, корректируют свои наблюдения);
• итоговая творческая работа.
Здесь происходит обобщение материалов в устной или письменной форме: учащиеся размышляют о средствах выражения собственных мыслей и чувств, пишут сочинения-миниатюры, оформляют свои размышления над текстом, готовятся к выразительному чтению и т. п. В данной работе оцениваю не только результат, но и сам процесс.
Сочинения-рассуждения учат детей формулировать тезис, подбирать аргументы, делать вывод, поэтому очень часто работаем (в старших классах) с публицистическим текстами. Школьникам важно понимать проблему текста, выяснять авторскую позицию, высказывать собственную точку зрения.
Главное, чтобы путь к новому знанию ребенок проделал сам. Часто на уроках ребенок боится отвечать. И это происходит не потому, что он не знает материала, а потому, что он не может правильно выстроить ответ, следовательно, отсюда насмешки одноклассников, и, в конце концов, ученик перестает проявлять какую-либо активность.
На всех видах вышеназванных уроков мною создается особая образовательная ситуация, когда через общение ученик-учитель, ученик - ученики происходит осмысление и усвоение теоретических знаний и практических навыков, то есть закладываются базовые знания, необходимые для организации дальнейшей результативной учебной деятельности, где обязательным условием становится общение. При этом урок сохраняется как форма организации обучения, но и обновляются приемы и средства обучения через создание на разных этапах урока речевых ситуаций, расширяется применение современных педагогических технологий.
Одно из важных условий применения данного опыта - переход от традиционного обучения к личностно - ориентированному. Такой подход требует становления педагога как профессионала, легко ориентирующегося в инновациях.
Степень новизны и содержание необходимых изменений
Новизна опыта состоит в совершенствовании средств обучения и развития учащихся, использовании педагогических новшеств в процессе обучения русскому языку, творческом переосмыслении традиционных методов обучения с учетом педагогической дидактики (например, изменение традиционной структуры урока), возрастных особенностей и психологии, индивидуально-творческих возможностей и мотивов учащихся.
Работая по данной проблеме, пришла к выводу, что содержание образования по преподаваемому предмету нуждается в коррективах.
• углубить знания учащихся по предмету через внеклассную работу;
• организовать работу учащихся на основе групповых, игровых форм;
• разработать технологические аспекты реализации опыта.
Внесенные мною изменения в содержание образования и в организацию педагогического процесса помогло реализовать условия данного педагогического опыта.
Результативность работы.
Многоаспектная работа с текстом позволила мне достичь результатов:
• у большинства учащихся сформировалась положительная мотивация изучения русского языка и литературы;
• более эффективно происходит развитие интеллектуальных умений и навыков учащихся, формируется умение творческого подхода к решению учебных задач, совершенствуется речевое развитие;
• повышается культурный уровень, что позволяет учащимся добиваться реальных успехов в учебе, различных конкурсах, олимпиадах;
• повысился уровень коммуникативной компетенции: на слайдах грамоты
Различные формы и методы работы с текстом применяю не только на уроках, но и на занятиях литературного кружка «Юный журналист» (например, ситуативные упражнения, дидактические игры, синквейны способствуют развитию творческих способностей учащихся).
Таким образом, при систематической работе по формированию коммуникативной компетенции возможен положительный результат.
Вышеизложенный опыт по работе с текстом применим как на отдельно взятом уроке русского языка или его части, так и в системе уроков, необходим на уроках в средних и старших классах; уместен и эффективен во внеклассной и внешкольной работе, с успехом может использоваться не только учителями русского языка и литературы, но и педагогами начальной школы с учетом возрастных особенностей младшего школьного возраста.
Заключение
В заключении хотелось бы сказать, что при определении содержания работы по развитию речи на уроках русского языка нельзя не учитывать, что, приходя в школу, ученики уже владеют практически родным языком. Однако их речь требует совершенствования с самых различных точек зрения, если мы хотим решить воспитательно - образовательные задачи школы.
Работа по развитию речи учащихся на уроках русского языка вносит существенный вклад в формирование общей культуры, всесторонне развитой, социально активной личности будущего выпускника школы. Эта работа развивает мышление учащихся, их наблюдательность, вдумчивое и бережное отношение к родному слову.
И как говорил Максим Горький «Борьба за чистоту, за смысловую точность, за остроту языка есть борьба за орудие культуры. Чем острее это орудие, чем более точно направлено - тем оно победоносней».
Спасибо за внимание.
|
|
|