|
Описание технологии «Портфель ученика»
Описание технологии «Портфель ученика»
Проблема формирования умений самонаблюдения – проблема рефлексии – давно выдвигалась отечественными и зарубежными психологами как чрезвычайно важная для полного и гармоничного развития личности.
Всем хорошо известно, что завышенная самооценка, равно как и заниженная, часто приводит к драматическим последствиям в жизни человека. При завышенной самооценке человек может принести неприятности не только себе, но и окружающим. Если такому человеку жизнь все-таки определяет его подлинное место, как правило, возникают психологические сложности, связанные с завышенным самомнением субъекта. Но неумение оценить свои способности по достоинству, занижение своих возможностей также ведут не только к неспособности обустроить свою жизнь, но и к определенной психологической закомплексованности.
Поэтому умению адекватно оценивать собственные достижения и возможности, делать необходимые выводы относительно собственного самосовершенствования необходимо учить также, как мы стремимся вооружить детей знаниями, умениями, навыками, научить самостоятельно мыслить.
Технология «Портфель ученика» способствует формированию необходимых навыков рефлексии, т.е. самонаблюдению, размышлению.
«Портфель ученика» - инструмент самооценки собственного познавательного, творческого труда ученика, рефлексии его собственной деятельности. Это – комплект документов, самостоятельных работ ученика.
Принципы такой технологии можно сформулировать следующим образом.
-
Самооценка результатов (промежуточных, итоговых) овладения определенными видами познавательной деятельности, отражающей:
особенности той или иной предметной области знания в соответствии с программой обучения (на разных уровнях обучения);
умения ученика принимать самостоятельные решения в процессе познания, прогнозировать последствия этих решений;
особенности коммуникативной способности ученика.
-
Систематичность и регулярность самомониторинга. Если ученик принимает решение проследить свои успехи в области математики, он начинает систематично отслеживать результаты своей деятельности, отбирает наиболее интересные, с его точки зрения, работы в свой «портфель», анализирует, вносит необходимые коррективы, составляет собственный краткий отчет самооценки.
Структуризация материалов «портфеля», логичность и лаконичность всех письменных пояснений.
Целостность, тематическая завершенность представленных в «портфеле» материалов.
Аккуратность и эстетичность оформления «портфеля».
Наглядность и обоснованность презентации «портфеля».
Цель создания «Портфеля» учащегося по математике.
Такой «Портфель» призван отражать работу ученика в области курса математики. Он должен включать в себя различного рода задания, проекты, доклады, письменные работы; показывать успехи ученика в области математики, его отношение к математике, понимание этого предмета, демонстрировать умения ученика оперировать математическим аппаратом и решать проблемные задания, коммуникативные умения, а также его способности к дальнейшему продвижению в области математики и осознанию возможных способов продвижения. Ясность и культура речи должны быть неотъемлемым качеством «Портфеля».
При подготовке «Портфеля» все внимание сосредоточено на следующих позициях:
самостоятельность мышления ученика;
определение временного периода создания «Портфеля»;
взаимосвязь и взаимообусловленность математических знаний;
отражение собственной позиции ученика относительно представленных работ (самооценка);
процесс решения проблем.
Предполагается, что учащиеся представят свои «Портфели» на классной конференции, чтобы продемонстрировать умение думать самостоятельно, творчески применять полученные математические знания, давать им собственную оценку. Это больше, чем просто свидетельство их продвижения в области математики. Это – возможность самостоятельно проанализировать свои успехи и поделиться самооценкой с товарищами.
Памятка ученику 5 класса по созданию «Портфеля»
Дорогой друг!
Ты приступаешь к созданию «Портфеля» своих достижений, чтобы показать свою самостоятельность, творческое применение полученных математических знаний, умение давать собственную оценку своим успехам по математике. И помни, ты всегда можешь получить совет от учителя по всем интересующим тебя вопросам!
Что же должно быть в «Портфеле»?
-
Титульный лист (название самого «Портфеля», фамилия и имя автора, период создания «Портфеля» - даты начала и окончания, Ф.И.О. учителя).
Содержание «Портфеля» (оглавление, перечень разделов и материалов «Портфеля».
Краткая история твоих успехов по математике (что легче дается, что труднее, в чем эти трудности, начиная с младших классов).
Доклады, творческие домашние работы (4-5 работ из разных тем: необходимо включить один пример, показывающий твою индивидуальность, оригинальность мышления, а также хотя бы один пример, описывающий несколько разных способов решения одной и той же проблемы, задачи).
-
Контрольные, самостоятельные работы (3-4 работы по разным темам, в том числе одну работу, демонстрирующую твой подход к исправлению ошибок).
Тесты (3-4 различных теста).
Твоя любимая работа (этот раздел должен начинаться с отдельного листа с названием «Моя любимая работа»).
Оценка родителей/рецензента (письменная рецензия родителей или независимого рецензента, в качестве которого могут выступать учителя или старшеклассники).
Каждый отобранный материал «Портфеля» должен предваряться кратким описанием и пояснением для читателя с указанием причины, по которой этот материал был отобран, как он был оценен учителем и лично тобой. Комментарий должен быть вдумчивым, отражающим твои собственные мысли в отношении представленных работ, Попытайся быть самокритичным и объективным, давая характеристику своим успехам по тому или иному материалу. Попробуй порассуждать, почему ты отобрал ту или иную работу, какое значение она имеет для характеристики полной картины твоего математического образования на данном этапе. Используй математическую терминологию.
Защита «Портфеля» состоится в конце учебного года на классной конференции. Время, отводимое на защиту – 3 минуты. Придерживайся следующего плана выступления:
Как ты организовал и распределил отобранную информацию?
Какие материалы отобраны и почему?
Охарактеризуй отобранные материалы в 5-10 ключевых словах.
Есть ли что-то, что ты хотел, но не смог включить в свой «Портфель»?
Что получилось, что вызвало трудности?
Была ли работа над «Портфелем» полезна для твоего продвижения в области математического знания?
Желаю удачи!
Памятка рецензенту «Портфеля»
Уважаемый рецензент!
Внимательно ознакомьтесь с содержанием «портфеля» и ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы (письменно):
Каково было Ваше первое впечатление от «Портфеля»?
Что Вас удивило в комментариях ученика?
Что вызвало у Вас чувство гордости?
Что Вы можете сделать, чтобы помочь Вашему ученику в дальнейшем?
Насколько аккуратно и логично организован материал «Портфеля»?
Как часто он консультировался с Вами?
Какие дополнительные материалы он использовал при оформлении «Портфеля»?
Оцените «Портфель по следующей системе: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно».
Спасибо за сотрудничество!
.
Памятка для члена экспертной группы
Уважаемый член экспертной группы!
Для объективной оценки представляемого «Портфеля» внимательно выслушайте выступающего, ознакомьтесь с содержанием «Портфеля» и оцените его по системе «отлично», «хорошо», «удовлетворительно».
При оценке «Портфеля» используйте следующие критерии:
«Отлично». Содержание «Портфеля» говорит о больших приложенных усилиях и очевидном прогрессе ученика. В оформлении «Портфеля» ярко проявляется оригинальность и изобретательность. Выступление ученика на защите яркое, уверенное, демонстрирующее высокий уровень самооценки и творческого отношения к математике.
«Хорошо». Содержание «Портфель» демонстрирует солидные математические знания и умения ученика, но творческий, оригинальный элемент в оформлении отсутствует. Выступление ученика достаточно уваренное, но без творческого подхода.
«Удовлетворительно». В содержание «Портфеля» входя в основном только обязательные материалы, которые не показывают уровень знаний и умений ученика, отсутствуют свидетельства, демонстрирующие творческое развитие ученика. Выступление на защите неуверенное, отсутствует объективная самооценка.
Спасибо за сотрудничество!
|
|
|