|
Светлое и трагическое в творчестве С. Есенина
Урок литературы в 11 классе.
Тема: Светлое и трагическое в творчестве С.Есенина.
Цели: 1.Проанализировать стихи С.Есенина, отражающие взгляд поэта на окружающий мир, его понимание прекрасного и возвышенного, рассмотреть циклы стихов о любви поэта к Родине, женщине, матери с целью открыть глубину чувств лирического героя.
2.Определить тему печали в творчестве поэта, постараться осознать причины трагедии в жизни поэта.
3.Продолжить развивать навыки работы с текстом, умение сопоставлять и анализировать, умение работать в группе.
Оборудование: портрет С.Есенина, иллюстрации, презентация творчества С.Есенина, оформление доски – эпиграфы: «Я сердцем никогда не лгу», «На земле, мне близкой и любимой, эту жизнь за все благодарю», «С того и мучаюсь, что не пойму – Куда несет нас рок событий», вопросы, отражающие ход урока – семинара: 1. Как выглядит «малая родина» в ранней лирике С.Есенина? 2. Есенин и революция: почему изменяются взгляды поэта? 3. Что дороже поэту: «Русь уходящая» или «Русь советская»? 4. Как в цикле «Москва кабацкая» отразилось разочарование поэта? 5. Находит ли поэт компромисс и как он выразился в творчестве?
Методы и приемы: слово учителя, аналитическая беседа, (эвристический метод), метод творческого чтения (выразительное чтение стихотворений наизусть), исследовательский метод (сопоставительный анализ стихотворений Есенина и Блока).
1.Оргмомент
2.Вступительное слово учителя.
Вся поэзия С.Есенина кажется естественной и безыскусной, как будто льется из самого сердца, как простая песня, она волнует русское сердце, вызывает подлинное его содрогание, вместе с ней мы открываем источник нашего счастья на земле и прикасаемся к тайне собственной неустроенности, внутреннего и внешнего разлада. С.Есенин полнее и глубже, чем кто бы то ни был из его современников, поведал о русской катастрофе уходящего века.
Итак, сегодня на уроке, тему которого мы обозначили как «Светлое и трагическое в творчестве С.Есенина», мы постараемся разобраться, что давало силы поэту, вдохновляло его, откуда в его творчестве редкая поэтическая искренность, особая мелодичность, напевность; мы постараемся увидеть, что угнетало поэта, какую трагедию испытал он, как свет и тени русской истории отразились в его творчестве.
Наш урок мы проводим в форме семинара, вопросы которого вам известны и вынесены на доску.
Однажды поэт сказал: «Знаешь, почему я поэт?.. У меня родина есть! У меня – Рязань!.. Нет поэта без родины». Какой же выглядит «малая родина» в ранней лирике Есенина?
3. Сообщения 1группы по стихам: «Гой ты, Русь»(чтение наизусть), «В хате», «Я пастух», «Край любимый», «Край ты мой заброшенный», «Топи да болота».
Выводы: Родное село Константиново, раскинувшееся на километры у высокого берега Оки, луга, поля, березовые перелески – все это питало раннюю поэзию С.Есенина. В ней редкая поэтическая искренность, особая мелодичность, напевность, нежный и добрый свет. Недаром А.Блок, познакомившись с Есениным, отметил, что ранние стихи его «свежие, чистые, голосистые». Чувство любви к родному краю выражено радостно и громко. Однако уже в ранней лирике проявляются трагические нотки, особенно они заметны, когда поэт пишет о «братьях наших меньших»: «Корова», «Лисица», «Песнь о собаке»(чтение наизусть).
Вывод: Обостренное чувство жалости, боль о незащищенности животных оборачивается способностью словом передать состояние их души, говорить от их имени. Это не просто стихи о животных, это стихи о жестокости человека, его бессердечии.
4. Слово учителя. «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины – основное в моем творчестве», - так сказал о себе поэт. Примерно так же звучали слова А.Блока, которого Есенин выбрал как своего мастера: «Главная моя тема - это Россия. Ей я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь». Начиная с 1914 года Есенин работает, постоянно оглядываясь на Блока, добиваясь его, блоковского, ощущения сини, простора и дали. Попробуем сопоставить некоторые стихи Блока и Есенина, например «Россия» Блока и «Запели тесаные дроги» Есенина (1916).
Вывод: сходство поразительное: и в мотиве дороги, и в ритмическом строе, и в состоянии души:
«И крест свой бережно несу» (у Блока) и «И не отдам я эти цепи» (у Есенина). А последнюю строфу:
Холодной скорби не измерить,
Ты на туманном берегу.
Но не любить тебя, не верить –
Я научиться не могу –
литературоведы считают блоковской по духу.
Как и Блок, Есенин тоже принимает революцию, но с оговоркой, отмеченной им в автобиографии «О себе»: «В годы революции был всецело на стороне октября, но принимал все по-своему, с крестьянским уклоном». Все, что написано в автобиографии, подтверждается стихами. Обратимся к текстам того периода.
5.Сообщение 2 группы по стихам: «Иорданская голубица»(1918), «Небесный барабанщик»(1918), «Сорокоуст»(1920), «Я последний поэт деревни»(1920).
Окрыленный большевистским Декретом о земле («земля – крестьянам») он даже внешне переменился. Вот каким запомнил его Вячеслав Полонский, литературный критик и главный редактор журнала «Новый мир»: «Надо было видеть его в те годы. Ему было тесно и не по себе, он исходил песенной силой, кружился в творческом неугомоне… Из него ключом била мужицкая стихия, разбойная удаль. С обезумевшим взглядом, широко размахивая руками, в беспамятстве восторга декламировал он свою замечательную «Инонию». «Инония» - это центральная часть маленьких поэм, которые он пишет с 1917 по 1919 годы. Тема, связывающая эти поэмы, - мечта о крестьянском рае.
Но мечте о крестьянском рае не суждено было сбыться.
Почему в 20-м году поэт написал: «Я потерял все, что меня радовало»?
а) Стихотворение «Я последний поэт деревни» (1920)
К теме гибели старого мира добавлен мотив гибели лирического героя. В этом стихотворении поэт словно панихиду заказал. Компромисса между деревней и пролетарским миром не будет.
б) В стихотворении «Сорокоуст» (1920), название которого в православной церкви определяется как 40-дневная молитва по умершему, - также выражены трагические нотки, это настоящий плач по уходящему в небытие селу.
в) Наиболее ярко взгляд Есенина на новую жизнь выражен в стихотворениях «Русь советская» и «Русь уходящая» (1924).
6. Самый тягостный период творчества Есенина ярко показан в цикле стихов «Москва Кабацкая» и в поэме «Черный человек». Этот год, 1922, стал годом страшных смертей в России, миллионы убитых, выкошенных голодом, болезнями. Разорение в городском и сельском хозяйстве, толпы сирот. Как разочарования поэта отразились в его творчестве данного периода?
Сообщение 3 группы.
Но… Россия словно в гибели своей находила силы для спасения и возрождения. Понял это и Есенин, что судьба России по-прежнему особая: горестная и светлая. «Родные мои, хорошие! – писал он из Германии своим знакомым, - …пусть мы нищие, пусть у нас голод, холод, людоедство, зато у нас ест душа…»
7. Светлое и трагическое в творчестве Есенина находит компромисс неожиданно в стихах 1924-1925 годов. К примеру, «Спит ковыль» (1925), «Отговорила роща золотая» (1924), «Не жалею, не зову, не плачу…» (1921). Сообщения 4 группы.
Эти стихи нельзя отнести только к теме Родины и пейзажных зарисовок, это философские размышления автора. Очищение от грехов звучит в стихах, посвященных матери, сестрам, родному дому: «Письмо матери» (1924), «Эта улица мне знакома» (1923), «Низкий дом с голубыми ставнями» (1924), цикл
стихов о любви – «Персидские мотивы».
8. Рефлексия. Ю.Тынянов, критик и литературовед, однажды заметил о лирических произведениях Есенина: «Его стихи для легкого чтения…». Согласны ли вы с таким утверждением?
Что именно для себя открыли вы в поэзии С.Есенина? Чем помогли вам его стихи? («Для меня лирика Есенина так же ценна, как и лирика Пушкина», «Есенин научил меня любить свою родину, с которой можно разделить и счастье, и горе», «Мне нравится лирика Есенина, в ней есть что-то особенное, может быть, это искренность чувств»,- из высказываний учащихся.
9. Обсуждение «Герба Есенина»: как в рисунке передана цветовая гамма стихов поэта, какое воплощение здесь нашли художественные образы его лирики?
10. «Большое видится на расстоянии», - справедливо заметил как-то С.Есенин и, наверное, эта истина в большей степени касается его самого. Чем больше проходит лет, тем явственнее прозревает читатель: кто из поэтов был призван прийти в этот мир лишь на время, а кто – чтобы сквозь время пройти, став частью не только нашей души, но и нашей жизни. Звучание чистого и светлого слова С.Есенина стало частью нас самих. И в конце хочется сказать словами М.И.Цветаевой:
И не жалость – мало жил,
И не горечь – мало дал, -
Много жил – кто в наши жил
Дни, все дал – кто песню дал.
|
|
|