|
Как правильно выполнять задание С9
Как правильно выполнять задание С9.
На едином государственном экзамене по обществознанию при оценивании ответа по заданию С9 необходимо учитываются следующие элементы:
-
раскрытие смысла высказывания;
представление и пояснение своей позиции;
уровень приводимых суждений и аргументов (здесь учитывается характер аргументации, способность экзаменуемого сочетать теоретическое обоснование и фактическое подтверждение, выходящее за рамки повседневных представлений).
Само оценивание идет по накопительной схеме: реализация каждой новой позиции прибавляет к уже накопленным новые баллы. Их количество по критерию К1 и К3 колеблется от одного до двух баллов в зависимости от уровня реализации данной позиции.
Среди критериев, по которым оценивается выполнение задания С9, критерий К1 является определяющим. Если выпускник в принципе не раскрыл проблему, поднятую автором высказывания, и эксперт выставил по критерию К1 0 баллов, то ответ дальше не проверяется. По остальным критериям (К2, К3) в протокол проверки заданий с развернутым ответом выставляется 0 баллов.
Последовательность действий педагога по оцениванию
мини-сочинений (задание С9)1
Действия педагога (эксперта) по оценке задания С9 условно делятся на два этапа.
Название этапа
|
Содержание работы педагога
|
Подготовительный
|
-
выявить смысл высказывания: определить, какова основная мысль автора, что именно он хотел подчеркнуть, раскрыть, на какие особенности того или иного социального явления указать;
смоделировать возможный ответ и сформулировать основные суждения и аргументы в обоснование своей позиции (т.е. поставить себя на место ученика и выполнить задание);
очертить круг понятий, терминов, теоретических положений, конкретизирующего и иллюстративного материала, который может использоваться в аргументирующей части.
|
Аналитический
|
обратить внимание на то, насколько понят и раскрыт смысл выбранного авторского высказывания;
выявить наличие или отсутствие собственной позиции, отношения ученика к авторскому суждению или поднятой автором социальной проблеме;
определить качество использования обществоведческих понятий (корректность, соответствие области научных знаний, контексту проблемы) или их отсутствие;
оценить уровень аргументации (в его теоретической и конкретизирующей составляющих);
проверить соотнесенность аргументов и примеров с соответствующей областью социально – гуманитарного знания.
|
Основания для более высокого балла.
1.При раскрытии смысла высказывания выделены несколько взаимосвязанных аспектов.
2. Теоретические положения развернуты в систему обоснования.
3. Приводимые примеры взяты из различных областей общественной жизни.
4. В рассуждениях используется «доказательство от противного».
5. Уместно и корректно использованы примеры из личного социального опыта.
6.Используются примеры из других учебных курсов – истории, географии, литературы.
7. Работа отличается целостностью, завершенностью и соразмерностью частей.
Основания для более низкого балла.
1.Среди приведенных теоретических положений встречаются ошибочные суждения и неточности.
2.Содержится много «информационного шума» - положений, не имеющих непосредственного отношения к теме, повторы одной и той же мысли, поданной в другом словесном выражении.
3.Используемые примеры слабо связаны с теоретическим обоснованием.
Памятки для ученика. Этапы работы над эссе.2
1. Познакомьтесь с предложенными темами
2. Определите, к какой базовой науке относится каждая тема
3. Определите смысл предложенных высказываний, ответив на вопрос: Что хотел сказать автор?
4. Осмыслите проблему в контексте базовых наук, ответив на вопросы:
С какими основными проблемами обществоведческого знания связана данная тема?
Что я должен знать, чтобы раскрыть ее?
5. Выбирая тему, вы должны быть уверены, что:
имеете неплохие знания по той базовой науке, к которой эта тема относится;
ясно понимаете смысл высказывания ( что хотел сказать автор);
-
можете выразить свое отношение к высказыванию (согласиться полностью или частично, попытаться опровергнуть его);
владеете обществоведческими терминами, необходимыми для грамотного, основанного на теоретическом знании обсуждения темы (при этом термины и понятия, которые вы хотите употребить должны относиться непосредственно к теме эссе);
сумеете привести примеры из истории, общественной жизни, собственного жизненного опыта в поддержку своей позиции
Помните, что Вы должны строить свой ответ на основании именно конкретного высказывания, а не области знаний в целом.
6. Сформулируйте свое отношение к высказыванию, ответив на вопросы:
Согласен ли я с автором? Или не согласен? Или согласен не во всем? Почему? В чем состоит моя собственная позиция по данному вопросу?
7. Выявите основные аспекты проблемы.
8. Определите обществоведческие термины, понятия и обобщения, необходимые вам для выражения и обоснования позиции на теоретическом уровне. Ответьте на вопросы:
Какие известные вам из курса обществознания понятия и термины вы должны использовать?
Какие теоретические обобщения вы должны учесть?
8. Отберите факты, примеры из общественной жизни и личного социального опыта, убедительно обосновывающие вашу позицию. Ответьте на вопросы:
Какими фактами, примерами вы можете подтвердить свое мнение?
Убедительны ли они?
9. Напишите текст своего мини-сочинения. Перечитайте его. Помните, что суждения и аргументы в эссе должны быть раскрыты с опорой на теоретические положения, выводы и фактический материал, а в самом тексте должны быть освещены различные аспекты проблемы.
Аргументированное эссе3
Цели аргументированного эссе:
1) убедить оппонента в правильности своей точки зрения и склонить его на свою сторону
2) ясно сформулировать, почему предпочтительна именно та позиция, а не другая.
Примерная структура эссе:
Введение. Формулировка темы, ее актуальности, значимости; расхождение линий относительно предложенного суждения, взгляда; переход к основному суждению.
Основная часть. Суждения (аргументы), которые выдвигает автор (2-3), определение основных понятий, использованных при выдвижении тезисов; доказательства и поддержки – факты или примеры, поддерживающие суждения, точку зрения; рассмотрение и опровержение контраргументов. Необходимо показать, почему автор считает их слабыми, а собственные утверждения – предпочтительными.
Заключение. Повторение основного суждения, мнения; краткий обзор аргументации в защиту главного вывода. Общее заключение о важности, правильности данного утверждения, позиции.
|
|
|