|
Цель, задачи
МДОУ «Детский сад № 32 комбинированного вида»
Перспективное планирование
по ознакомлению с коми краем
в подготовительной группе
Воспитатель:
Мингалёва Е.В.
2011 год.
сентябрь
|
Тема
|
Цель, задачи
|
Совместная деятельность
|
Я и
мой
дом.
|
Родственные связи.
(моя семья)
|
1. Углублять представления детей о ближайших родственниках, способах поддержки родительской связи.
2. Развивать умение понимать, что та-кое «семья». 3. Воспитывать чувство заботы и уважения к близким людям.
|
Беседа «Моя семья», Р/игра «У нас праздник», Чтение В.Осеева «Вол-шебное слово», Расматривание аль-бома «Дружная семья», Заучивание пословиц о семье, Ручной труд «Открытка ко дню рождению»
|
Ребёнок
и
природа.
|
Дары осени.
(овощи, выращенные на территории коми)
|
1. Обобщать знания детей о том, какой урожай собирают люди на территории РК. 2.Формировать представление о людях работающих в теплицах нашей республики (овощеводы). 3. Воспиты-вать интерес и уважение сельскохо- зяйственному труду.
|
Рассматривание альбома « Коми край», Беседа «Что нам осень принесла», Д/игры «Вершки и корешки», «Кому что нужно»
Аппликация «Овощи на тарелке»
|
Север-
край
неповто-римый
|
Моя Республика – моя
страна.
|
1.Углублять представление о том, что РК расположена на севере РФ, каковы условия жизни. 2. Развивать умения замечать изменения, происходящие в окружающем. 3. Воспитывать любовь к родному краю.
|
Рассматривание альбома «Коми край мой», Чтении лит-ры: «Наш край родной», «Земля моя Коми», Составление рассказов о животных Севера, Слушание песни М.Лебедева «Коми му», Рисование « Как я отдыхал летом»
|
Культурное
наследие.
|
Коми изба.
(угощение блюдами)
|
1. Углублять знания детей о том, что заготавливали люди на зиму. 2. Фор-мировать представление о труде коми народа (охота, рыболовство, сбор уро-жая на огороде и в лесу, квашение ка-пусты, и т.д). 3. Воспитывать чувство гостеприимства
|
Рассматривание иллюстраций о труде коми народа, Экскурсия в коми избу,
Чтение О.Толинской «Рожь», Жуковская «Родной край».
Сюж/рол.игра « Семья»
|
октябрь
|
Тема
|
Цель, задачи
|
Совместная деятельность
|
Я и
мой
дом.
|
Посёлок Ярега.
(целевая прогулка к обелиску).
|
1. Расширять и уточнять знания детей о родном посёлке, его памятными местами.2. Формировать патриотичес-кие чувства. 3. Воспитывать любовь к родному посёлку, желание больше узнать о нём.
|
Рассматривание альбома «Ярега»,
Беседа «Посёлок, в котором я живу»,
Экскурсия « Прогулка в лес»
Рисование «Мой любимый посёлок»
|
Ребёнок
и
природа.
|
Парма – кладовая земли
моей.
(почва - поверхность
земли)
|
1.Обобщать знания детей о свойствах песка, глины и почвы. 2. Установить причинно – следственные связи между свойствами почвы и жизнью растений, между почвой и почвенными обитате-лями. 3. Воспитывать бережное отно-шение к подземным животным.
|
Чтение «Мир животных и растений», «Энциклопедия для дошкольников»
Д/игра «Что, где растёт и почему?»
Проведение опытов «Где будет лучше расти?»
|
Север-
край
неповто-римый
|
Реки, ручейки, моря –
по земле текут не зря.
(реки коми)
|
1. Обобщать знания детей о значении воды в жизни человека, животных и растений. 2. Познакомить детей с по-нятием «круговорот воды в природе». 3. Развивать умение самостоятельно находить вариативные подтверждения способом символизации.
|
Рассматривание водных просторов на глобусе, карте, Д/игра «Кто живёт в воде», Чтение энциклопедий «Что такое? Кто такой?» и «Почемучка»
Сюж/рол.игра «Путешествие капельки»
Рисование « В чём живёт вода»
|
Культурное
наследие.
|
Коми изба.
(изделия из бересты)
|
1.Продолжать знакомить с бытом коми
народа, посуда из бересты (солонка, чаши, лотки, короба, туеса)2. Расска-зать, как изготавливается посуда из бересты. 3. Воспитывать уважение к труду мастеров – умельцев.
|
Рассматривание иллюстраций, Рассматривание изделий из бересты,
Дид/игра «Укрась предмет»
Сюж/рол.игра «Магазин сувениров»
|
ноябрь
|
Тема
|
Цель, задачи
|
Совместная деятельность
|
Я и
мой
дом.
|
Наш город - Ухта.
|
1. Расширять и уточнять знания детей о родном городе Ухте. 2. Развивать умения называть-достопримечатель-ности города,улицы, проспекты. 3. Прививать любовь к родному городу и коми народу.
|
Беседа «Наш город – Ухта», Рассматривание альбома «Ухта», Чтение стихов об Ухте- С.Журавлёва,
Придумывание рассказов «Я в детском парке»
|
Ребёнок
и
природа.
|
Тундра – кладовая
земли
(растительность тунд-ры -грибы)
|
1. Расширять представления детей о растительном мире тундры, о взаимо-связи климатических условий Севера с ростом представителей растительного мира.2. Развивать умение сравнивать разновидность тайги и тундры. 3. Вос-питывать интерес к природе
|
Рассматривание иллюстраций.
Альбомы «Что растёт в тайге?»,
«Что растёт в тундре?»,
Дид/игра « Грибы», Изготовление альбома «Грибы», Чтение Бианки «Белкина сушильня»
Лепка « Корзинка с грибами»
|
Север-
край
неповто-римый
|
На чём бы я привёз почту.
|
1.Углублять представлении детей о характерных видах транспорта в раз-ных странах РК, в зависимости от при-родных условий. 2.Развивать умения правильно группировать предметы по функциям. 3. Воспитывать интерес к познавательным действиям.
|
Альбом «Транспорт», Чтение «На чём ездили люди», Сюж/рол.игры «Почта на Севере», «Путешествие по родному краю», Дид/игры «Что сна-чало, что потом?», «Что быстрее?». Аппликация «Транспорт, на котором я хотел бы поездить»
|
Культурное
наследие.
|
Коми изба.
(коми – поэты)
|
1.Углублять представление детей о коми – поэтах ( А.Ванеев,С.Журавлёв, П.Образцов). 2. Развивать умение слушать произведения коми – поэтов. 3. Воспитывать у детей и уважение к коми писателям за их труд.
|
Чтение П.Образцов - «Морозный день», «Воробей»; А.Ванеев - «Лось Васька», «Край мой родной»; С.Журавлёв «Корова», «Осень – рыжая лисица». Знакомство с портретами поэтов, Чтение сказок Коми народа.
|
декабрь
|
Тема
|
Цель, задачи
|
Совместная деятельность
|
Я и
мой
дом.
|
Сыктывкар – столица
Коми.
(знакомство с симво- ликой)
|
1.Обогащать и конкретизировать пред-ставления о столице РК (:герб, флаг, гимн, улицы, достопримечательности).
2. Развивать умение аргументировать свои суждения. 3. Воспитывать любовь к родному городу.
|
Альбомы «Сыктывкар», «Край мой Северный», Беседа «Прошлое Республики», знакомство с журналом «Би кинь», Чтение « Мой Сыктывкар», «Народные умельцы»
Дид/игра «Назови правильно»
|
Ребёнок
и
природа.
|
Тундра – кладовая
Земли.
(растительность тундры - ягоды).
|
1. Расширять представления детей о растительности тундры-ягодах (клюк-ва, брусника, голубика, костяника, мо-рошка). 2.Развивать умение сравнивать ягоды тайги и тундры, по внешнему виду, месту произрастания. 3.Воспи-тывать любознательность.
|
Рассматривание альбомов « Ягоды тундры», «Ягоды тайги», Познавательная игра «Дары тундры», Чтение «Морошкины именины»,
Дид/игра «Укрась предмет» (с использов.элементов коми), Сюж/рол.игра « Юные экологи»
|
Север-
край
неповто-римый
|
Шахтёрские руки –
нефтяников руки.
(труд шахтёров-
нефтяников)
|
1. Углубить представления детей о труде шахтёров – нефтяников. 2. Под-вести к пониманию значимости этого труда для других людей. 3. Воспиты-вать уважение и гордость к людям, работающим в шахте.
|
Экскурсия к нефтешахте, Рассматри-вание иллюстраций о труде шах-тёров, Сюж.рол.игра «Нефтяники», Познавательная игра « Что за каму-шек?», Составление рассказа «Мой папа – шахтёр»
|
Культурное
наследие.
|
Мастерами славится
земля Коми.
(народные промыслы).
|
1.Углублять представления об извест-ных народных умельцах РК(М.С.Кочев В.Л.Торопов). 2.Развивать умения пра-вильно называть виды прикладного ис-кусства Коми. 3. Воспитывать чувство гордости за своих земляков –умельцев.
|
Беседа о народных умельцах, Рас-сматривание изделий из глины, бере-сты, Посещение выставки умельцев, Составление альбома « Искусство ко-ми народа», Художественный труд «Изготовление закладки» (плетение)
Дид/игра «Укрась предмет»
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
январь
|
Тема
|
Цель, задачи
|
Совместная деятельность
|
Я и
мой
дом.
|
Откуда стол пришёл?
(сравнение старинной и
современной мебели
|
1.Углублять представление детей о процессе изготовления мебели, её раз-нообразии. 2.Развивать умение назы-вать материал, из которого изготав-ливалась и изготавливается мебель.
3.Воспитывать уважение к труду.
|
Чтение Д.Родари «Чем пахнут ремёс-ла», Энциклопедия « Всё и обо всём»,
Экскурсия в коми избу д/с; Сюж/рол. игра «Магазин мебели», Ручн.труд - «Изготовление мебели из бумаги»
|
Ребёнок
и
природа.
|
Тундра – кладовая земли.
(животный мир)
|
1.Расширять представления детей о животном мире тундры (белый мед-ведь, песец, северный олень, волк, тюлень). 2.Развивать умение сравни-вать внешний вид, место обитания, пи-тание с животными тайги. 3.Воспиты-вать любознательность.
|
Беседа «Что такое тундра?»,
Рассматривание альбома «Животные тундры»,Чтение рассказов «Об Умке» Дид. игра «Кто, где живёт», «Живот-ные тундры», Декор рисование «Ко-ми орнамент», «Знакомство с Север-ным оленем»
|
Север-
край
неповто-римый
|
Сельские жители.
(целевая экскурсия на
животноводческую
ферму)
|
1. Углублять представления о профес-сиях сельских жителей (доярки, меха-низаторы, скотники). 2. Развивать уме-ние находить и высказывать сущест-венные выводы. 3. Воспитывать инте-рес и уважение к труду сельских жи-телей.
|
Беседа «Чем богат Коми край», Чтение С.Журавлёва «Корова»,
Загадки о с/х продукции, Пословицы и поговорки о труде, Дид/игры: «Откуда хлеб пришёл», «Кому что нужно», Кол.рисование «На ферме»
Сюж/рол игра «Фермеры»
|
Культурное
наследие.
|
Коми изба.
(рассматривание – люльки, лавки, стола)
|
1.Познакомить детей с мебелью коми избы – люлька, лавка, стол.
2.Дать знание о быте коми народа.
3. Воспитывать уважение к труду народа коми.
|
Экскурсия в коми избу д/с,
Рассматривание иллюстраций
Дид/игры «К какой части мира относятся -люлька, лавка, полати, диван», Беседа «Как жил раньше Коми народ»
|
февраль
|
Тема
|
Цель, задачи
|
Совместная деятельность
|
Я и
мой
дом.
|
Посуда.
( сравнение старинной и современной посуды).
|
1. Углублять представления о предме-тах материальной культуре – посуде.
2. Развивать умение называть материал из которого изготавливалась и изготав-ливается посуда. 3.Воспитывать уваже-ние к труду взрослых, бережное отно-шение к предметам посуды.
|
Рассматривание посуды в быту, Экскурсия в Коми избу д/с, Чтение «Федорино горе», р.с.н. «Хлеб и огонь»; Составление рассказа «Уга-дай, кто я?», Дид/игра «Подбери картинку», Лепка « Деревенский чугунок»
|
Ребёнок
и
природа.
|
Тундра – кладовая земли.
(птицы севера)
|
1.Расширять представление детей о птицах тундры (белая сова, белая ку-ропатка, полярная крачка, чайка моёв-ка). 2. Развивать умение сравнивать внешний вид, место обитания, питание с птицами тайги. 3. Воспитывать лю-
бознательность.
|
Рассматривание альбома «Птицы тундры», Беседа «Чем отличаются птицы тайги от птиц тундры», Дид/игры «Птицы тундры», «Составь рассказ», Чтение литературы, Рисование «Птицы Севера»,
|
Север-
край
неповто-римый
|
Все работы хороши -
выбирай на вкус.
(труд оленевода)
|
1. Углублять знания о различных ви-дах профессий, уточняя особенности занятий: охота, рыболовство, олене-водство, и.д. 2. Развивать умение нахо-дить основание для доказательств мнения. 3. Воспитывать уважительное отношение к труду взрослых.
|
Рассматривание иллюстраций, Беседа «Оленеводы», Чтение «Сампо – Ло-парёнок», Альбом «Все работы хороши», Подвижные игры: «Олене-вод» и «Оленьи упряжки»
Сюж/рол. игра «Оленеводы», Ручной труд « Оленья упряжка»
|
Культурное
наследие.
|
Коми изба.
(рассматривание посуды).
|
1. Продолжать знакомить детей с бытом коми народа. 2.Рассказать, как изготавливалась посуда из бересты. 3. Воспитывать уважения к мастерам – умельцам.
|
Рассматривание иллюстраций,
Экскурсия в Коми избу д/с, Рассматривание посуды, Дид/игры «Что за предмет», « Домино»
Беседа «Быт коми народа»
|
март
|
Тема
|
Цель, задачи
|
Совместная деятельность
|
Я и
мой
дом.
|
По одёжке встречают.
|
1.Учить «читать» карту РК и устанав-ливать зависимость между природ-ными условиями и видами одежды. 2. Показать разные назначения одежды, обосновать разницу в одежде. 3. Вос-питывать интерес к её моделированию
|
Рассматривание иллюстраций, Беседа « Наша одежда и одежда Севера»,
Рассматривание тканей и меха, Дид/игры: «Коми одежда», «Кому что нужно и для чего», Чтение М.Зощен-ко «Глупая история», Аппликация
«Составь узор для одежды»
|
Ребёнок
и
природа.
|
Лекарственные растения.
( растущие в Коми).
|
1.Расширять представления о лекарст-венных травах: зверобой, крапива, кле-вер, пижма; ядовитых: волчье лыко, лютик, белокрыльник. 2.Продолжать закреплять представления об условиях роста.3. Воспитывать бережное отно-шение к окружающему.
|
Рассматривание альбома «Растения Коми края», Чтение рассказов о природе, Загадывание загадок, Викторина «Хорошо ли вы знаете природу края?», Дид/игры: «Где, что растёт?», «Съедобное –несъедобное»,
Ручн.труд из бумаги «Клевер»
|
Север-
край
неповто-римый
|
Кто мы? Откуда?
Где наши корни?
(виды поселения людей
Коми).
|
1.Формировать представление о видах поселения труда на коми земле, исто-рического характера. 2. Развивать умение высказывать информацию о поселениях народа коми (деревни, слободки, обычаи).3. Воспитывать уважение к истории коми народа.
|
Рассматривание иллюстраций, Чтение легенды « Пера – богатырь»,
Беседа «Легенды Коми народа» , «Как появились первые люди в Коми крае», Чтение И.Жеребцов «Рассказы для детей об истории Коми края»
|
Культурное
наследие.
|
Рассматривание
коми одежды.
|
1.Продолжать знакомить детей с народной одеждой коми : прядение, ткачество, шитьё, вышивка коми орнаментов. 2. Воспитывать уважение к труду коми народа, интерес к их творчеству.
|
Экскурсия в Коми избу д/с, Рассматривание иллюстраций и одежды Коми народа, Дид/ игра: «Укрась варежку орнаментом»
Беседа «Одежда Коми народа»
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
апрель
|
Тема
|
Цель, задачи
|
Совместная деятельность
|
Я и
мой
дом.
|
Обувь.
(сравнение старинной и современной обуви).
|
1.Расширять представления детей об обуви, её разновидностях в связи с временем года. 2.Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между старинной обувью и сов-ременной.3. Воспитывать уважение к труду людей.
|
Рассматривание иллюстраций, Беседа «Как к нам приходит обувь», Чтение «Маленький мук», «Город башмач-ков», Коми нар.сказок « Яг – Морт»и «Пера –богатырь», Дид/игры « Под-бери правильно», «Парочки»
|
Ребёнок
и
природа.
|
Коми земля (рассказывание о Печоро- Илычском заповед-нике)
|
1.Познакомить детей с Печоро- Илыч-ским заповедником. 2. Развивать уме-ние выявлять и называть причины создания заповедников. 3.Воспитывать чувство гордости к природным досто-примечательностям родного края.
|
Рассматривание альбома «Мой край»,
Работа с картой РК, Рассматривание иллюстраций, Сюж/рол. игра «Мы юннаты», Составление рассказов о животных заповедника
Рисование « Животные Севера»
|
Север-
край
неповто-римый
|
Природные богатства
Коми.
(гербарии и природные
ископаемые)
|
1.Формировать представления детей о природных богатствах Коми края (природные ископаемые и растения)
2.Развивать познавательный интерес к богатствам земли. 3. Воспитывать любовь к родному краю.
|
Рассматривание иллюстраций, Рассматривание гербария и природных ископаемых, Беседа «Богатства Коми земли», Сюж/рол. игра «Юные исследователи», Дид. игра «Что, где растёт и почему»,
Руч. труд «Своими руками» прир.мат.
|
Культурное
наследие.
|
Народное творчество
нашего края.
(обобщающее)
|
1.Обогащать представления детей о народном творчестве Коми народа : изделия из бересты, вязаные, выши-тые, плетёные вещи, из дерева. 2.Спо-собствовать воспитанию интереса к народному творчеству, гордости и уважения к умельцам народа Коми.
|
Экскурсия в Коми избу д/с, Рассматривание народных изделий,
Беседа «Творчество умельцев Коми земли», Познавательная игра «Что было бы если..? (не было народных умельцев»
|
май
|
Тема
|
Цель, задачи
|
Совместная деятельность
|
Я и
мой
дом.
|
Мир – наш общий дом.
(обобщающее занятие)
|
1.Обобщать представление детей о ми-ре ( на основе глобуса), о разных частях света. 2. Развивать умение находить на карте Республику и читать природные условия, обосновывая ответ. 3. Воспитывать любознатель-ность.
|
Рассматривание глобуса и карты РК,
Рассматривание альбома «Коми край мой Северный», Беседа «Богатства земли Коми», Коллективная работа «Этажи растительного царства» (рисование и аппликация).
|
Ребёнок
и
природа.
|
Охрана природы человеком.
(кранная книга)
|
1.Формировать у детей представления о заповедниках РК, о Красной книге РК. 2. Развивать умения замечать изме-ниния, происходящие с природой из-за неправильного отношения к ней чело-века. 3. Сформировать осознанное от-ношение к правилам поведения в лесу.
|
Рассматривание иллюстраций по легендам Коми народа (Яг –Морта, Ворса,Чукли), Рассматривание Красной книги России и РК,
Сюж/рол.игра «Мы экологи»,
Рисование «Исчезающие животные»
|
Север-
край
неповто-римый
|
Экскурсия в центре
Коми Культуры
им. Б. Шахова.
|
1.Углублять представления детей об укреплении дружбы народов, прожи-вающих на территории г.Ухты. 2.Развивать познавательный интерес к богатствам музея. 3. Воспитывать уважение к Коми народу.
|
Экскурсия в Музей, Рассматривание иллюстраций, предметов быта, музыкальных инструментов Коми народа, Сюж/рол.игра «Магазин сувениров», Дид/игры «Наряди Коми куклу», «Составь рассказ»
|
Культурное
наследие.
|
Народные песни,
фольклор.
|
1.Познакомить детей с коми народным фольклором. 2. Дать знания об исполнении коми песен (прослушива-ние аудиозаписей). 3. Воспитывать уважение к коми народному творчеству.
|
Экскурсия в Коми избу д/с,
Рассмативание иллюстраций и альбома «Асья Кыа», Прослушивание аудиозаписей с Коми песнями,
Сюж/рол игра « Мы артисты»
|
|
|
|