|
«Активные формы работы с родителями»
Выступление на педагогическом совете по теме:
«Активные формы работы с родителями»
27.03.2012года
Одним из важнейших направлений деятельности классного руководителя является работа с семьей, в которой растет, формируется и воспитывается ученик. И какую бы сторону развития детей мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в его эффективности на разных возрастных этапах играет семья, поэтому основными воспитателями являются родители, а задача классного руководителя помочь и подсказать им. При этом объектом профессионального внимания выступает не сама семья и не родители ребенка, а семейное воспитание. Именно в этих рамках я и рассматриваю взаимодействие классного руководителя с родителями. Изучаю семейную атмосферу, взаимоотношения между членами семьи, а затем выстраиваю систему работы.
Скажем откровенно, что задача очень непростая. И на сегодняшний день существует ряд проблем, которые надо решать незамедлительно.
Родители должны видеть перед собой классного руководителя, который знает ответ на любой вопрос, любящий их детей, такими, какие они есть, готового сделать всё, чтобы школа стала для них вторым домом. Главная задача классного руководителя - объединить усилия семьи и школы, скоординировать их действия для решения поставленных задач, а также сформировать единое воспитательное пространство «семья-школа».
Помочь семье в воспитании детей и одновременно поднять ее ответственность за воспитание подрастающего поколения возможно в результате систематической, последовательно организуемой работы по формированию у родителей педагогических умений и навыков. Основная забота классного руководителя - сделать так, чтобы семья положительно влияла на школьника. Одним из путей достижения этого является объединение родителей в сплоченный коллектив, деятельность которого направлена на повышение уровня учебно-воспитательной работы со всеми учащимися класса.
В большом социуме как город трудно привлекать родителей к школе. Поэтому я нашла выход через внеклассные мероприятия. Именно во внеклассной работе можно собрать воедино учащихся, родителей и педагогов.
С чего я начала?
Получив классное руководство в 5-ом (достаточно сложном классе, где родители и дети в большинстве своем жили сами по себе) я стала продумывать, как создать классный и родительский коллектив.
Я познакомилась с родителями моих учеников, социальным положением семьи, с условиями проживания ребенка в семье и уровнем заинтересованности родителей в школе.
Я старалась приблизить семью к школе, потому что если ребенок видит своих родителей активно участвующих во всех проводимых мероприятиях, то и он вырастет таким же увлеченным, в жизни, найдет свой правильный путь.
Формы взаимодействия классного руководителя с родителями - это способы организации их совместной деятельности и общения. Целесообразно сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм взаимодействия.
Групповые формы взаимодействия обусловлены выделением определенных групп родителей по различным признакам:
Например:
родители-организаторы по интересам;
родители, решающие какие-либо проблемы в классе;
-
родители, которые имеют сходные проблемы в воспитании детей;
родители, которые воспитывают только девочек или мальчиков;
родители, воспитывающие одного ребенка или наоборот - много детей и. т. д.
Наиболее распространенные коллективные формы мною используемые - это:
родительские собрания;
коллективные творческие мероприятия;
встреча родителей с администрацией школы;
дни открытых дверей и. т. д.
Немаловажную роль играет при всем этом и создание традиций. Так традиционными мероприятиями в нашем классе стали
-
День именинника, при подготовке и проведении которого принимают участие и родители, и ученики, организуя между собой здоровое соперничество – за лучший торт, за наиболее интересный подарок, за занимательный конкурс.
Выезд на природу. Каждый год в конце мая мы выезжаем за город с детьми и родителями для подведения итогов учебного года и проведения активного отдыха. Надо отметить, что с каждым годом родителей, желающих поехать с классом, становится все больше. Они начали сами подготавливать и проводить конкурсы, игры.
Многие родители стали активными участниками наших затей, классных часов, праздников, экскурсий. Они принимают самое активное участие в подготовке своих детей к конкурсам, соревнованиям.
Кроме мероприятий проводятся родительские собрания, посвященные определенной теме. На родительских собраниях вопросы персонального обсуждения дисциплины и успеваемости не выносятся. Эти вопросы обсуждаются в частном порядке с классным руководителем во время специальных консультаций, индивидуальных собеседований.
Установление тесного контакта со всеми родителями позволяет правильно оценить характер влияния семьи на личность ребенка, выявить тенденции развития личности, обусловленные этим влиянием, определить положительные и слабые стороны семейного воспитания, найти формы и методы индивидуальной помощи каждой семье.
Сделать родителей своими соучастниками всего педагогического процесса - важная и ответственная задача, требующая от классного руководителя большого терпения, такта и преданности делу. Правильно понимающий свои обязанности родительский коллектив- это большая опора, союзник и помощник учителя в учебно-воспитательной работе. Понимая и чувствуя важность помощи родителей, начала работу с установления и поддержания здоровой связи, взаимопонимания с родителями.
Знание каждым родителем содержания работы за год повышает ответственность, прежде всего классного руководителя, а также учащихся и родителей. В ходе работы еще раз убедилась в том, что если родители знают план, содержание учебно-воспитательного процесса в классе, то повышается их интерес, активность, стараются чем-то помочь, поддержать, появляется забота о делах класса.
Каждое мероприятие, проводимое родителями, каждая встреча их с детьми требуют определенный минимум педагогических знаний, умений. Вот здесь то и нужна поддержка, доброжелательность классного руководителя. Перед каждым мероприятием, проводимым родителями, организую консультации, составляем развернутый план мероприятия, распределяем обязанности, что является одним из важных условий слаженности и взаимопонимания в совместной деятельности.
|
|
|