Главная страница

Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии


Скачать 98.26 Kb.
Название Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии
Дата 27.02.2016
Размер 98.26 Kb.
Тип Статья



ТЕХНОЛОГИЯ


Статья на тему:

«Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии»
Учитель технологии: Муравьева Светлана Павловна

МБОУ г. Астрахани №24
Техническое творчество учащихся включает в себя два взаимосвязанных процесса. Первый – творческая деятельность учащихся, цель которой совпадает с целью технического творчества вообще. Второй – учебно-воспитательная работа преподавателей, организаторов технического творчества учащихся, целью которой является развитие способностей учащихся к творчеству. Таким образом, техническое творчество учащихся – это педагогический процесс, включающий в себя и обучение, и воспитание.

Овладение методами поиска новых технических решений и сам процесс решения учебно-творческих задач могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе с целью: развития творческих способностей личности; овладения новым знанием о понятиях, законах, теориях, принципах, методах, правилах и средствах деятельности; овладения умственными и практическими умениями; диагностики творческих способностей личности; контроля знаний и умений; актуализации знании, умении, творческих способностей личности.

Техническое творчество позволяет не только отражать и воспроизводить, существующую природную реальность, но и создавать новую - техническую среду общества – своеобразную материальную среду жизнедеятельности людей. В процессе технического творчества происходит проверка научных знании, их подтверждение или опровержение, а также постановка новых научных проблем и сбор фактического материала как экспериментальной основы новых исследований. Применительно к техническому творчеству учащихся в его развитии к своей высшей форме - изобретательству - важно разработать такое его содержание, определить такие формы и методы включения учащихся в эту деятельность, чтобы развить у них черты личности, обеспечивающие творчество, вооружить их изобретательскими умениями, необходимыми техническими знаниями, соответствующими современному уровню развития техники и человеческого общества.

Учение для подростка является главным видом деятельности. И от того, как учится подросток, во многом зависит его психическое развитие, становление его как гражданина.

Наиболее существенную роль в формировании положительного отношения подростков к учению, играют содержательность учебного материала, его связь с жизнью и практикой, проблемный и эмоциональный характер изложения, а также организация поисковой, познавательной деятельности, дающей учащимся возможность переживать радость самостоятельных открытий. Вооружение подростков рациональными приемами учебной работы, навыками самовоспитания является непременной предпосылкой для достижения успеха.

В подростковом возрасте замечается значительный прогресс в запоминании словесного и абстрактного материала. Развитие внимания отличается известной противоречивостью: с одной стороны, в подростковом возрасте формируется устойчивое, произвольное внимание; с другой - обилие впечатлений, переживаний, бурная активность и импульсивность подростка часто приводит к неустойчивости внимания, и его быстрой отвлекаемости. Невнимательный и рассеянный на одном уроке ученик может собранно, сосредоточенно, совершенно не отвлекаясь работать на другом. Лучший способ организовать внимание подростка связан с умением так организовать учебную деятельность, чтобы у ученика не было ни времени, ни желания, ни возможности отвлекаться на длительное время. Интересное дело, интересный урок способны захватить подростка, и он с увлечением работает весьма продолжительное время, не отвлекаясь. Творческая деятельность - вот что делает урок интересным для подростка, вот что само по себе способствует организации его внимания.

Подростки испытывают большое эмоциональное удовлетворение от исследовательской деятельности. Им нравится мыслить, делать самостоятельные открытия, проникать в сущность изучаемых явлений, устанавливать причинноследственные связи.

Наряду с творчеством существенное значение при положительном отношении подростков к учению имеет понимание значимости знаний. Для подростка очень важно осознать, осмыслить жизненное значение знаний и, прежде всего их значение, для развития личности. Многие учебные предметы нравятся подросткам потому, что они отвечают его потребностям не только много знать, но и уметь, быть культурным, всесторонне развитым человеком. Надо поддерживать убеждение подростков в том, что только образованный человек может быть по-настоящему полезным членом общества. Убеждения и интересы, сливаясь воедино, создают у подростков повышенный эмоциональный тонус и определяют их отношение к учению

Если же подросток не видит жизненного значения знаний, то у него могут сформироваться негативные убеждения и отрицательное отношение к существующим учебным предметам. Существенное значение при отрицательном отношении подростков к учению имеет осознание и переживание ими неуспеха в овладении теми или иными учебными предметами. Неуспех, как правило, вызывает у подростков бурные, отрицательные эмоции и нежелание выполнять трудное, закрепляется отрицательное отношение к предмету. Наоборот, благоприятной ситуацией учения для подростков является ситуация успеха, которая обеспечивает им эмоциональное благополучие.

Эмоциональное благополучие во многом зависит от оценки его учебной деятельности взрослыми. Для эмоционального благополучия подростка очень важно, чтобы оценка и самооценка совпадали, только при этом условии они могут выступать как мотив, действующие в одном направлении и усиливающие друг друга. В противном случае возникает внутренний, а иногда и внешний конфликт.

Именно в учении формируются общие интеллектуальные способности. Это происходит за счет усвоения понятий, совершенствования пользоваться ими, рассуждать создает хорошую базу для последующего развития умений и навыков в тех видах деятельности, где эти знания практически необходимы. Отношение подростков к учению обусловлено, прежде всего, качеством работы учителя и его отношением к учащимся, принципами и средствами обучения.

Учителю необходимо знать не только мотивы учения, но и условия их формирования. Все эти принципы действуют в тесной связи друг с другом. Рассмотрим сущность каждого принципа и особенности его реализации на занятиях по трудовому обучению.

Систематичность и последовательность в трудовом обучении – принцип такой организации обучения, при котором материал усваивается в строгом логическом порядке. Только систематические знания будут усваиваться сознательно, и учащиеся смогут свободно использовать их в своей практической деятельности.

Точное следование программе при проведении занятий и работе с учебником будут способствовать усвоению учащимися знаний в определенной системе.

Для полной реализации этого принципа учителю труда необходимо знать и применять различные методы обучения и так организовать урок, чтобы оно вело к систематизации знаний и умений учащихся. Технико-технологические сведения должны сообщаться в строгой последовательности, когда знания и умения по новому разделу опираются на ранее полученные знания уже изученных разделов трудового обучения. Для устранения пробелов в знаниях следует организовать самостоятельную проработку школьниками материала.

При реализации этого принципа необходимо учитывать уровни физических сил и познавательных возможностей учащихся и способность развить их. Это достигается постепенным усложнением работ. Нужно добавлять все новые операции. Вместе с тем имеет место концентрация в овладении школьниками видами работ использовавших одних и те же материалов, инструментов и приспособлений.

Систематизация знаний учащимися достигается обобщающим повторением материала по каждой теме. Этому способствует также установление межпредметных связей и опора трудовых действий на теоретические знания. Систематизация трудовых умений и навыков обеспечивается усложнением выполняемых задач.

Средством реализации принципа связи теории с практикой является соединение обучения с практической деятельностью и трудом школьников. Участие в труде порождает у них потребность в знаниях, делает обучение более осмысленным. На практике они убеждаются в необходимости приобретения знаний как руководства к деятельности. Благодаря применению на практике знания конкретизируются, становятся более жизненными. В свою очередь, труд обогащает жизненный опыт школьников, дает им конкретный материал, который в дальнейшем используется во внеклассной работе для формирования научных понятий и обобщений, раскрытия научных закономерностей.

Принцип доступности и посильности труда требует, чтобы трудовые знания по содержанию, объему и методам выполнения соответствовали возрасту и уровню подготовки учащихся, их физическим силам и познавательным возможностям. Доступность определяется наивысшей границей возможностей ученика с постепенным усложнением заданий. Благодаря этому у школьника развивается физические силы и познавательные возможности, растет предел допустимости.

Для правильного нормирования труда необходимо учитывать индивидуальные особенности и состояние здоровья учащихся.

При подборе видов труда и области производства для девочек и мальчиков необходимо учитывать особенности развития их организма. Для них должны быть исключены производства, связанные с вредными условиями труда.

Важным средством реализации принципа является дифференциация знаний: для слабых – более легкие задания, которые помогают им восполнять имеющиеся пробелы и подвести к выполнению особых работ; сильным даются задания повышенной трудности.

Принцип сознательности и активности требует так организовать мероприятие или обучение, чтобы учащиеся могли сознательно овладевать знаниями и методами применения их на практике, трудовыми умениями и навыками, чтобы у них развивались творческая инициатива и самостоятельность, мышление, речь и формировалась трудовая культура.

Реализация принципа начинается с раскрытия перед учащимися задач и конкретных целей. Активность их проявляется в ходе самостоятельного овладения теоретическим материалом, решением творческих задач. Большую роль в развитии сознательности и активности играет обучение школьников анализу технологических процессов, организации своего рабочего места, приемам творческой деятельности.

Средствами развития мышления учащихся и сознательного усвоения знаний является постановка перед ними познавательной задачи.

Прочность усвоения учащимися знаний, умений и навыков достигается в ходе всего трудового процесса. Одним из условий этого процесса является знание учащимися целей данного материала и выполнение трудовых заданий.

Наряду с этим, применяются специальные дидактические средства. К ним относятся закрепление материала, закрепление показанных приемов работы.

Прочность усвоения знаний, умений и навыков достигается путем подбора изделий, конструкторских задач для учащихся, включение их в работу по рационализации и творчеству.

Применяются следующие виды наглядных пособий: демонстрация различных реальных предметов; показ изделий и макетов; изображение предметов, процессов и зарисовка на доске; условие изображения.

Учитель должен руководить восприятием показываемого учащимся, направлять их внимание на главные и существенные стороны объекта, не перегружать наглядными пособиями, использовать их в таком количестве, которое необходимо для достижения цели. Чувственное восприятие играет большую роль в трудовом обучении, но представляет лишь начальную ступень познания. Следующий его этап – абстрактное мышление. Восприятие должно сопровождаться и направляться активным мышлением, которые ставит познавательные задачи, дает план наблюдений, сообщает его результаты.

Если на занятии предстоит показать несколько пособий, то рассматривать их следует по мере надобности, а не все сразу.

Процессы обучения и воспитания осуществляются в органическом единстве. Их объединяет общая цель – формирование всесторонне развитой личности. Ученики приобщаются к многоплановой самостоятельной творческой деятельности, что способствует эффективному выявлению и развитию их склонностей и способностей. Участие в труде порождает у них потребность в знаниях, делает обучение более осмысленным.

Соединение обучения и труда – процесс двухсторонний. Учебная и трудовая деятельность ученика органически связанна одна с другой. При объяснении теоретических положений учитель опирается на жизненный опыт учеников, приводит иллюстрации из техники и трудовой практики. В то же время на трудовых занятиях все выполняемые учениками действия обосновываются теоретическими положениями и закономерностями.

Используя активный метод обучения, преподаватель может одновременно повторить изученный ранее материал и развивать у учащихся творческое мышление, что непременно отразится на качестве знаний и положительном отношении учащихся к урокам технологии.

Результативность технической творческой деятельности оценивалась двумя оценками. Первая оценка выставлялась за соответствующий уровень овладения отдельными элементами технического творчества, за решение учебных задач и выполнение творческих заданий, вторая – за вклад, который был сделан учащимися в разработку реального рационализаторского предложения.

Полученные начальные знания будят фантазию учащегося в направлении не столько создания изобретений, сколько формирование образа себя – изобретателя. И это, безусловно, оказывает положительное влияние на творческое становление учащихся, но лишь в том случае, если учебно-творческая деятельность даёт им возможность достижения реального творческого результата – разработки технического решения, претендующего на новизну или общественную значимость. В случае, когда деятельность по достижению творческого результата подменяется обычной, рутинной учебной деятельностью по решению известных задач известными способами, когда отсутствует ситуация выбора и нет необходимости собирать недостающую для комбинирования информацию, сформированная на первых уроках поверхностная мотивация оказывает обратное, отрицательное воздействие! Следует реакция на неуспех, на несбывшуюся мечту о себе – изобретателе, творце. Отсюда отрицательные тенденции в развитии у учащихся контрольном классе любознательности, увлечённости, стремления к новым творческим подходам, решениям.

Содержание урока технологии, определяется программой. Однако при отборе видов труда необходимо учитывать интересы учащихся, их индивидуальные особенности и уровень подготовки. Большую воспитательную работу играет строгое выполнение учениками правил техники безопасности, требований культуры труда, норм времени, взаимных обязательств в коллективе и т.д.

Воспитательное воздействие на учащихся во многом и в различной мере зависит от нравственного облика учителя, проводящего занятия, его знаний и умений, организаторских способностей, отношение к делу и учащимся, педагогического мастерства, такта и других качеств. В большинстве случаев это воздействие является решающим.

Наша задача – дать учащимся попробовать свои силы в самых разных видах труда. Пусть каждый сам решает, когда, сколько и какой творческой работай ему заниматься. Все это вырабатывает самостоятельность, инициативу, приучают планировать свое время, помогает выявлению и развитию склонностей и способностей.