Главная страница

Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках иностранного языка


Скачать 60.7 Kb.
Название Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках иностранного языка
Дата 10.03.2016
Размер 60.7 Kb.
Тип Документы

Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках иностранного языка.

Детям младшего школьного возраста присуща предрасположенность к языку. Они легко и охотно усваивают новые слова и речевые обороты. Без особого труда у них формируются речевой слух, артикуляция. Однако предрасположенность к языку, сочетание благоприятных внутренних условий для полноценного становления речи — явление временное. Возможность быстрого овладения языковыми формами с годами явно уменьшается. Более того, если формирование речи по каким-либо причинам вовремя не осуществляется, то ее развитие в последующем крайне затрудняется. Более зрелый мозг и приобретенный жизненный опыт не являются стимулирующим фактором в начальном усвоении речи.

В процессе обычного школьного обучения развитие интеллектуальных качеств происходит не целенаправленно. Системы развивающего обучения лишь в некоторой степени делают акценты на развитии способностей учащихся. Например, производится развитие навыков, повышающих эффективность предметной деятельности учащихся с учетом их личностных особенностей. Технология “ИнтеллекТ”, в свою очередь, обеспечивает проведение целенаправленной работы по развитию речевых навыков, психических качеств и функций, непосредственно влияющих на успеваемость учебы.

Образовательная технология «ИнтеллекТ» (ОТИ) – современная педагогическая технология, которая повышает эффективность учебной деятельности за счет:

-увеличения интереса учащихся к учебе;

-снижения утомляемости детей в школе;

-развития интеллектуальных способностей школьников.

ОТИ была разработана задолго до выхода стандартов Нового поколения, приоритетом которых является развитие способностей учащихся. Учителям интересно и легко применять ОТИ на уроках, т.к. технология помогает добиваться значительных результатов с небольшими временными затратами.

Технология “ИнтеллекТ” включает в себя систему развивающих упражнений, в основе которых заложен тезаурус базовых предметов школьной программы. По форме упражнения носят игровой (соревновательный) характер, за счет чего достигается высокий эмоциональный фон и отсутствие утомляемости учащихся. Упражнение каждого типа предлагается детям многократно, что обеспечивает полноценное выполнение указанных выше задач.

Использование технологии интеллектуального развития направлено на повышение качества устной и письменной речи детей, обеспечивает активное включение школьников в постановку, формулировку и решение учебных задач. Предусматривается такое осуществление учебного процесса, при котором на каждом структурном этапе урока иностранного языка в ходе изучения лингвистического материала и на его базе одновременно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности.

Это достигается путём внесения определённых изменений в содержание и организацию процесса обучения по сравнению с традиционной системой.

Изменение содержания осуществляется за счет:

• введения дополнительной лексики во время словарно-орфографической работы, закрепления, повторения и обобщения изученного;

• увеличения масштаба использования пословиц, поговорок, фразеологических оборотов на разных этапах уроков;

• расширения объема работы с понятиями и терминами;

•включения в содержание уроков различных видов текстов воспитательно-познавательного характера.

Данное содержание обучения способствует расширению кругозора учащихся, углубляет знания об окружающем мире, благоприятствует развитию ребенка как личности, активизирует умственную деятельность детей, дает возможность плодотворно использовать особенности младшего школьного возраста для полноценного развития речевых способностей учащихся.

Для реализации системы комплексного интеллектуального развития младших школьников используются традиционные типы уроков (изучение нового материала, закрепление знаний, обобщающие уроки, комбинированные уроки) с сохранением всех основных этапов.

Однако меняется методика проведения каждого этапа урока.

Во 2-м классе вводится новый этап – мобилизующий. Цель – включение ребёнка в работу. В его содержание входят три группы упражнений, которые предусматривают различные операции с буквами (графическое изображение, условные обозначения, воображаемые образцы). Упражнения рассчитаны на 2 – 4 минуты и призваны совершенствовать один из видов мышления ребёнка: наглядно-действенный, наглядно-образный или словесно-логический. Одновременно с мышлением развиваются внимание, память, сообразительность, наблюдательность, речевая способность. На каждом уроке используется одна группа упражнений.

На минутке правописания учащиеся не только совершенствуют свой графический навык, но и развивают мышление, внимание, сообразительность, наблюдательность, речевые и аналитико-синтетические способности.

К изменениям относится введение мини-мобилизирующей части. Она даётся перед ознакомлением учащихся с лексическим значением нового слова. С помощью специальных заданий, развивающих интеллектуальные качества детей, учащиеся определяют слово, с которым им предстоит детально познакомиться. От урока к уроку задания и их принцип составления меняются.

Ознакомление с лексическим значением изучаемого слова осуществляется частично-поисковым методом, во время которого дети составляют определения, находя родовое понятие и существенные признаки того или иного предмета, обозначенного новым словом. Это происходит в атмосфере общения учителя и учащихся, а также детей друг с другом, в процессе которого идут поиск, анализ, сопоставление, обобщение. В конце общения кто-либо из детей, а затем учитель дают полное лексическое значение нового слова. Если позволяет новая тема и учебный материал, вводятся два слова одновременно. В этом случае ознакомление с лексическим значением слов осуществляется на фоне сравнения двух предметов. Такой вид работы развивает интеллектуальные качества, способствует более прочному овладению спеллингом, изменяет методику ознакомления учащихся с написанием нового слова. Дети самостоятельно находят его в словаре, записывают в тетради, ставят ударение, определяют и подчёркивают опасные места. Этот структурный элемент словарно-орфографической работы приучает детей к самостоятельной деятельности.

Физкультминутка не исключение в комплексном интеллектуальном развитии учащихся. Она представляет собой универсальное упражнение, в котором физическая нагрузка сочетается с умственной деятельностью. Для обеспечения умственной деятельности подбирается 12 – 15 языковых единиц по изучаемой теме: слова, словосочетания, даже предложения. В соответствии с заданием учителя дети отвечают определённым движением на звучащую языковую единицу. В этот момент продолжается активная деятельность, фокусируются внимание и наблюдательность учащихся. Необходимая разрядка осуществляется за счёт высокого эмоционального подъёма детей, который неизбежно возникает во время движения, выполнения физических упражнений.

Практически каждое упражнение одновременно является и развивающим, и диагностическим . Оценивающая функция упражнений одновременно играет немаловажную роль в формировании самооценки школьника.

Например, такое упражнение: «Читая слова, зачеркивай неверно написанные. Посчитай количество ошибок и отметь цифрой в колонке “Кол-во ошибок”. Оно определяет уровень развития внимания, мышления, памяти по данной области знаний.

Самостоятельное составление учащимися заданий является хорошим развивающим приемом . При составлении заданий по аналогии ребенок учится ставить проблему. Определив свой уровень по тестам, он составляет задачу на своем уровне, и предлагает ее для решения другим учащимся. Это практикуется для того, чтобы ребенок понял, насколько он смог раскрыть проблему, и как ее решили другие учащиеся. Готовя интеллектуальную задачу по предмету, ребенок перебирает огромное количество материала по тому или иному предмету, чтобы упражнение получилось хорошим.

Изменён взгляд в новой системе и на учётно-контрольную работу: словарные, текстовые и другие виды диктантов. Функция контроля знаний здесь также сочетается с интеллектуальным развитием учащихся. Так, для проведения словарного диктанта учитель подбирает необходимое количество слов, компонуя их попарно на основе ассоциативной связи.

Например:

A cow – milk, a factory – a worker, a student – a copy-book, a teacher – a classroom

Каждую цепочку, состоящую из двух слов, учитель повторяет 1 раз (о чём предварительно предупреждает учащихся); делает паузу, во время которой дети записывают, то что запомнили; читает новую цепочку из 2 слов и опять делает паузу. Необычная диктовка происходит до тех пор, пока все слова , запланированные для диктанта, не будут записаны. Потом дети подсчитывают количество слов и проверяют правильность их написания.

Данная методика, наряду с совершенствованием речевых навыков, развивает внимание, различные виды памяти, умение глубоко сосредоточиться на одном объекте определённый период времени.

Таким образом, интеллектуальное развитие младших школьников в процессе обучения иностранному языку по предлагаемой системе происходит путём обогащения его содержания и совершенствования способов практической деятельности, учащихся на уроке. При этом не форсируется раннее обучение детей, не увеличивается объём учебного материала. Учитель лишь использует те преимущества в развитии интеллекта ребёнка и овладении им основами курса иностранного языка, которые заложены в психофизиологических возрастных особенностях младшего школьного возраста.