|
Методическая разработка мероприятия в форме «круглого стола»
Методическая разработка мероприятия в форме «круглого стола»
по профессиональной ориентации старшеклассников
в системе дополнительного образования детей
Логинова Н.Н., к.т.н., методист,
Лавриненкова Я А., педагог-психолог, методист.
Пояснительная записка.
В Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации" указано, что дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию. Для удовлетворения интересов подростка за пределами школьной учебной деятельности в системе дополнительного образования ему может быть оказана психолого-педагогическая и информационная поддержка в выборе пути дальнейшего обучения, а также в выборе профессии.
При осуществлении этой задачи можно использовать различные формы работы. Опыт ЦВР «Академический» Санкт-Петербурга по реализации образовательных программ для подростков показывает, что наиболее действенной и интересной групповой формой работы с детским коллективом, в частности при проведении профориентационных мероприятий, является «круглый стол». Главной особенностью данной формы работы является коллективная беседа, посвященная конкретной проблеме. Оптимальное число участников такой встречи составляет 15 человек, что обеспечивает свободный обмен мнениями по актуальным вопросам в беседе за «круглым столом», позволяет без «нажима» со стороны взрослых подойти к осознанному решению поставленной проблемы, например, к выбору своего образовательного маршрута.
При разработке мероприятия (занятия) прежде всего уточняются проблемы, которые выносятся на «круглый стол», анализируется собственный опыт, опыт коллег и литературные данные по возможности и условиям использования данной формы в практике. Затем материалы систематизируются и составляются план и конспект занятия. Большое внимание при планировании и проведении мероприятия (занятия) мы уделяем рефлексии, которая позволяет участникам осознать, насколько им близки и интересны идеи, которые они обсуждали.
В качестве примера нами приводится мероприятие по профессиональной ориентации, которое весьма позитивно воспринимается участниками, а также служат активно используемой методической разработкой для классных руководителей при проведении воспитательных мероприятий.
Круглый стол: «Мой выбор будущей профессии»
Подготовлен к проведению в рамках районного мероприятия отдела технического творчества ГБОУ ДОД ЦВР Калининского района СПб «Академический» «Неделя детского технического творчества»
Авторы:
Логинова Н.Н., методист,
Лавриненкова Я А., педагог-психолог, методист.
Тема:
Дополнительное образование в профессиональном самоопределении учащихся
Характеристика группы:
ребята старшего школьного возраста (разновозрастная группа старших подростков 8-11 классов). Количество человек – от 10 до 25,
классные руководители;
обучающиеся по программе «Полиграфическое производство»;
гости, представители УДОД и техникума.
Цель
- ознакомить школьников с основами выбора профессии и заинтересовать в получении дополнительной информации по вопросам профессионального самоопределения в системе дополнительного образования детей.
Задачи:
-
дать представление об основных понятиях профориентологии;
познакомить с основными факторами выбора профессии;
познакомить с типичными ошибками в профессиональном самоопределении;
ознакомить с возможностями дополнительного образования в допрофессиональной подготовке.
Материально-техническое обеспечение:
помещение со столами и стульями,
мультимедийное оборудование,
ручки,
маркеры,
листы бумаги,
раздаточный материал, бланки опросника и т.д. - в соответствии с количеством участников.
Регламент:
45-50 минут – круглый стол,
30 минут - презентация проекта «Мир техники и современных технологий в моей будущей профессии».
10 минут - подведение итогов, рефлексия.
Структура проведения мероприятия
Приветствие. Знакомство. Вводная часть.
Обсуждение основных понятий (профессия, должность, специальность, специализация).
Обсуждение основных факторов выбора профессии и типичных ошибок при выборе.
Обсуждение возможностей дополнительного образования детей при выборе профессии (выступления зам. директора техникума, обучающихся по системе сетевого обучения).
-
Презентация проекта сетевого взаимодействия образовательных учреждений по профессиональной ориентации школьников
Подведение итогов занятия. Рефлексия.
Содержание круглого стола: «Мой выбор будущей профессии»
1. Приветствие. Знакомство. Вводная часть.
Педагог приветствует гостей, представляется, предлагает каждому гостю написать свое имя на листочке, сделать домик и поставить его перед собой на все время занятия, чтобы было удобно и легко обращаться к человеку (листочки бумаги, маркеры должны быть подготовлены заранее). (На экран выведен слайд 1 «Мир профессий»).
Каждому участнику предлагается прочитать предложенный вопросник и шифры ответов передать ведущему, записав их на приложенные листочки.
В качества разминки педагог проводит мини-беседу. В качестве примера можно использовать интерпретацию материалов Грецова А.Г. (Выбираем профессию. Советы практического психолога. – СПб.: Питер, 2005):
«Сколько существует профессий? Прежде чем двигаться дальше, предлагаю сделать паузу… и записать на листочке бумаги те профессии, которые вы знаете.
Итак, сколько их получилось в вашем списке? Обычно в пределах 20-30. если вспомнилось 50 или больше – значит, вы ориентируетесь в мире профессий гораздо лучше, чем большинство подростков. А сколько их всего? В «Международном стандарте классификации профессий» (есть, оказывается, и такой документ!) описаны 9333 профессий… По мере технического прогресса и изменения общественного устройства появляется и множество новых профессий.
На самом деле, молодой человек, живущий в среднем по масштабу российском городе, выбирает из примерно 700 профессий, а в крупных мегаполисах, таких как Москва и Санкт-Петербург, - 2000 – 3000. Какой процент от этого количества вы смогли назвать? Скорее всего, лишь 3-5%. Так как же выбирать, если толком и не знаешь из чего?
Разумеется, обучать по такому огромному числу профессий и специальностей крайне сложно… Но… многие профессии и специальности предъявляют сходные требования к базовой подготовке работников, а разнообразные тонкости и нюансы успешно осваиваются непосредственно на рабочем месте. Подготовка в учебных заведениях осуществляется по так называемым учебным профессиям и специальностям. Каждая из них имеет более или менее обобщенный характер и соответствует нескольким реальным профессиям и специальностям. Подобных учебных специальностей около 1000… Они, в свою очередь, объединяются в более крупные группы (например, такую – «строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы»).
Существует тысячи профессий. Хотите выбрать ту, которая лучше всего подходит именно для вас? Постарайтесь познакомиться с максимальным их количеством. Трудно сделать выбор, если не знаешь из чего!».
Далее педагог объявляет тему и дает краткое описание того, что ждет участников на круглом столе, каковы его цель и задачи.
С помощью наводящих вопросов педагог подводит гостей к самостоятельному формулированию цели.
Например, можно спросить: «Что вы ждете от работы круглого стола «Мой выбор будущей профессии» (причем можно задать вопрос всем, а можно адресовать конкретному участнику - школьнику, обратившись к нему по имени), или вопрос: «Есть ли те, кто еще не определился в своем профессиональном будущем?», или: «Кто-нибудь из Вас сталкивался с трудностями в своем самоопределении? Например, родители говорят одно, а Вы хотите совсем другое, или вы бы очень хотели стать тем-то, но не знаете, имеете ли Вы к этому способности и талант». Или другого рода вопросы, отвечая на которые, ребята в итоге вместе с педагогом озвучивают цель этого занятия, для чего оно проводится, что оно может дать полезного ребятам.
Педагог раздает учащимся «Маршрут непрерывного образования» и предлагает обозначить свой предполагаемый маршрут. Схемы предлагает сохранить для дальнейшей работы.
2. Обсуждение основных понятий (профессия, должность, специальность, специализация).
На экран поочередно выводятся понятия. Ребятам предлагается описать свое понимание, представление о сущности этого явления. Ассистент фиксирует на листках идеи ребят. Используя формулировки ребят, педагог подводит к четкому определению данного понятия.
После работы над каждым этапом на экран выводится определение (слайды 2-9): Профессия – род трудовой деятельности, являющийся обычно источником существования и требующий определенной квалификации (слайд3).
Специальность – функционально обособленная область трудовой деятельности в рамках одной профессии (слайд5).
Специализация – 1) сосредоточение деятельности на относительно узких, специальных направлениях, отдельных технологических операциях или видах выпускаемой продукции; 2) приобретение специальных знаний в определенной области (часть специальности); 3) разделение труда по его отдельным формам, видам (слайд7).
Должность – служебная обязанность, служебное место. Это круг действий, возложенных на определенного человека и безусловных для выполнения (слайд9).
Затем приводятся с комментариями педагога:
– слайд 10 «Примеры»,
- слайд 11 «Выбери специальность»,
- слайд 12 «Выбери профессию»,
- слайд13 «Ответы».
Обсуждение основных факторов выбора профессии и типичных ошибок при выборе.
Педагог спрашивает, какие качества являются профессионально важными, совместно с участниками формулирует ответ (это те качества личности, характера, особенности познавательной сферы, которые необходимы человеку для успешного освоения данной профессии) (слайд14).
Затем он спрашивает, на основании чего обычно выбирают профессию и подводит к побудительным факторам при выборе профессии (слайд15).
Обсуждаются побудительные факторы (слайды - 16-интересы, 17-склонности, 18-востребованность).
Обращаясь к школьникам, педагог спрашивает, на основании чего школьники собираются выбрать профессию. Дети думают и обсуждают основные факторы выбора профессии, предложения детей фиксирует ассистент. На основании их предложений педагог совместно с детьми делает выводы (слайд19).
Одновременно подобную работу педагог проводит с гостями (учителями), предлагая им определить типичные ошибки при выборе профессии, затем формулирует итоги (слайд20).
Незнание мира профессии
|
Незнание себя
|
Незнание правил
выбора профессии
|
Устаревшие представления о характере и условиях труда в конкретной профессии. Предубеждения в отношении престижности профессии.
|
Необъективная оценка своих способностей (завышение или занижение), незнание своего здоровья. Неумение, а иногда нежелание соотнести свои способности с требованиями профессии.
|
Отождествление учебного предмета с профессией. Перенос отношения к человеку на профессию. Выбор профессии «за компанию». Неумение определить пути получения профессии.
|
Ведущий переходит к роли дополнительного образования, которое может помочь избежать ошибок.
4. Обсуждение возможностей дополнительного образования детей при выборе профессии (выступления зам. директора техникума, обучающихся по системе сетевого обучения
Ассистент показывает аудитории карту выбора, составленную на основе данных, которые получил от детей, и комментирует общую тенденцию.
Рассказ педагога (основные позиции):
«Начальное профессиональное образование – подготовка работников квалифицированного труда (рабочих, служащих) по всем основным направлениям общественно полезной деятельности на базе основного общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального образования (ПТУ И др.)
Среднее профессиональное образование – подготовка специалистов среднего звена образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования в образовательных учреждениях среднего профессионального образования или на первой ступени высшего профессионального образования.
Высшее профессиональное образование – профессиональная подготовка и переподготовка специалистов на базе среднего (полного) общего, среднего профессионального образования в образовательных учреждениях высшего профессионального образования (ВУЗах)
Основное общее, среднее (полное) образование и дополнительное образование занимается допрофессиональной подготовкой, т.е. дает детям так называемые общетрудовые навыки, умения и важные для любого труда личные качества. Так, к области общетрудовых общепроизводственных навыков, умений относятся, например, планирование, организация своей работы (учебной деятельности), самоконтроль, вычисления и т.д. Строго говоря, часть из того, что делает учащийся в школе или при внеучебной активности, фактически содержит своеобразные (пусть упрощенные) модели того или иного труда»
Педагог обсуждает с детьми возможности занятий в системе дополнительного образования. Завершается этот разговор тем, что педагог подводит участников к идее, что в учреждениях дополнительного образования можно реализовывать программы, которые знакомят школьников с конкретной профессией и даже специальностью. Такое знакомство дает возможность правильного выбора в жизни.
Предлагается вернуться к схеме «Маршрут непрерывного образования» и цветными фломастерами отметить, на каком этапе образования ученики видят помощь в профориентации дополнительного образования детей. Ассистент собирает схемы.
Педагог дает слово представителю техникума и студентам техникума.
5. Презентация проекта сетевого взаимодействия образовательных учреждений по профессиональной ориентации школьников
6. Заключение. Рефлексия (оценка мероприятия)
Педагог:
в качестве разрядки просит заполнить шуточную анкету «Найди профессию для знакомого персонажа», пользуясь матрицей;
просит участников оценить уровень новизны полученной информации;
благодарит участников за активную работу, просит заполнить оценочные листы и ответить на вопросы, что было интересного и полезного во время проведения круглого стола;
предлагает школьникам взять с собой «Матрицу выбора профессии».
|
|
|