|
Тема: Раскрытие опыта по изучению темы «Гончарные формы России» путем создания коллективной работы учащихся панно «В гостях у гончара» и коллекции отдельных миниатюрных изделий, предназначенных для оформления кабинета наглядными пособиями.
Департамент образования г. Москвы
Южный Административный Округ г. Москва
Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение лицей № 1451
Объединение «Керамика»
Педагог ДО Лаписова Наталия Васильевна
Тема: Раскрытие опыта по изучению темы «Гончарные формы России» путем создания коллективной работы учащихся панно «В гостях у гончара» и коллекции отдельных миниатюрных изделий, предназначенных для оформления кабинета наглядными пособиями.
К образовательной программе «Керамика»
Возраст детей с 3 по 7 классы
Краткая аннотация:
Эта методическая продукция может быть полезна для педагогов ДО, занимающихся керамикой и изобразительным искусством, в организации коллективной деятельности учащихся. Панно «В гостях у гончара» выполнено с целью изучения гончарных форм России и крестьянского быта. Воспитание чувства патриотизма, формирование художественной культуры и нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни путем приобщения из к практическому освоению керамических технологий.
Актуальность методической разработки: в этой работе показаны возможности использования метода коллективной творческой деятельности учащихся. Особенно важно, что результат творческой работы учащихся, практически значимый. Поэтому приобщение детей к этому виду творчества обогащает их внутренний мир и формирует зоркость души ребенка. Изучение истоков гончарного ремесла по принципу …
Цель данной работы: 1.Показать значимость коллективного творчества в эстетическом воспитании учащихся. 2. Помочь учителям и педагогам дополнительного образования организовать коллективную деятельность учащихся на занятиях ДО и во внеклассной работе.
Посредством организации коллективной творческой деятельности решаются следующие задачи:
1. Развитие эмоциональной отзывчивости и взаимопомощи во время работ коллективного творчества.
2.Формирование основ эстетического восприятия.
3.Развитие активности, самостоятельности и творческой инициативы.
4.Развитие у детей способности к восприятию прекрасного в себе самом, в другом человеке и в окружающем мире.
5.Способствовать развитию познавательной и творческой активности детей в изобразительном и декоративном, художественном творчестве, активизировать самостоятельный творческий поиск в решении художественных задач.
Основная часть.
-2-
Результатом использования данной разработки я считаю повышение мотивации учащихся к изучению декоративно-прикладного искусства и к собственному художественному творчеству.
Содержание: совместно-взаимодействующая форма является наиболее сложной в организации коллективной деятельности учащихся на занятии изобразительного искусства. Сложность заключается в том, что эта форма организации, предполагает или одновременную совместную работу всех участников коллективного творчества (работа на одной плоскости), или постоянное согласование действия всех участников коллективной деятельности. Эту форму часто называют формой сотрудничества или сотворчества. Образовательная среда организуется в учебном процессе по технологии деятельностного метода.
Работа выполняется поэтапно. 1.Раскатывается пласт глины толщиной 1см. 2.Предварительный эскиз, делается детьми и учителем по пожеланиям детей; не все умеют нарисовать, а объяснить - стараются. 3.Дети самостоятельно переносят рисунок на пласт глины. От занятия до занятия заготовка сохраняется от высыхания. 4.Параллельно изучаются гончарные формы путем лепки небольших по размеру посудин разного назначения. 5.Я показываю приемы лепки формы посуды. Учащиеся знакомятся с информацией для работы: особенности использования гончарной посуды, быт крестьян. Показ слайдов, иллюстраций, рисунков, других деталей, анализ и уточнение композиции при лепке панно. 6.Сложность заключается в том, что одни начинают работу, а другие ее продолжают, вносят свои изменения и таким образом развиваются коммуникативные умения на этом этапе работы. Другие учащиеся на занятии лепят отдельные формы для дальнейшего их размещения на панно. Гончарные формы вылепливают сплошными или пустотелыми, в зависимости от мастерства, учащегося. Почти все формы будут использованы в композиции. 7.Лепка рельефа в композиции, фигуры гончара за работой. 8.Лепка рельефной посуды на панно. 8.Завершение лепки панно, обработка поверхности влажной губкой. 9.Разделения на отдельные фрагменты всего рельефного панно требует технология. Большие куски может разорвать в обжиге. Каждый фрагмент обрабатывается для подготовки к утильному обжигу (утильный обжиг проводится на 900 градусов. 10.Поверхность заглаживается влажной поролоновой губкой. Все участники коллективной работы собираются за таким несложным, но требующим аккуратности и терпения делом. Завершен этап создания формы. 11.Три-пять дней сушки на воздухе. 12.Все фрагменты изделия дети раскладывают на отдельном чистом листе ватмана и обводят карандашом и нумеруют соответственно. Ставится номер на силуэте фрагмента и процарапывается ножичком такой же номер на фрагменте. 13.Утильный обжиг. 14.Роспись изделия подглазурными пигментами выполняется кистями по эскизу. 15.Политой (глазурный) обжиг проводится при температуре 1200 градусов Цельсия. Обжиги проводит учитель, без участия учащихся. По размерам, определяемым после обжига (происходит усадка), заказывают раму с фанерным окном и по схеме собирают изделие. Монтируется работа при помощи клея для кафельной плитки. 16.Наклеивает панно в раму учитель, соблюдая меры предосторожности. Работа готова. 17.Проводится анализ, обобщение и эстетическая оценка изделия.На этапе лепки и росписи работы, учитель и более опытные учащиеся тактично контролируют процесс создания, чтобы не допустить остановки работы и взаимного недовольства.
В конце 80-х Б.М. Неменский в своей книге «Мудрость красоты» дал высокую оценку методу коллективных работ, отметив, что при использовании этого метода ученики приобретают не только опыт коллективного творчества, но еще и опыт понимания места и роли искусства в жизни. В настоящее время, коллективное творчество рассматривается как равноправное взаимодействие учащихся, направленное на реализацию творческого потенциала. Организация образовательной среды в учебном процессе по технологии деятельностного метода обеспечивается системой дидактических принципов, построенных также теоретическим способом, а именно:
1) Принцип деятельности – заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей и общеучебных умений.
2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми этапами обучения на уровне технологии, содержания и методики с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
3) Принцип целостности – предполагает формирование у учащихся обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности).
4) Принцип мимнимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования (в том числе и УУД) на максимальном уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного образовательного стандарта).
5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию
-3-
идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
6) Принцип вариативности – предполагает формирование у учащихся способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.
В настоящее время проблема формирования культуры общения – одна из наиболее актуальных проблем воспитания подрастающего поколения. Именно коллективное творчество позволяет передать практический опыт посредством культуры самого общения, которое осуществляется при помощи следующих функций:
1.Информационная – обмен познавательной информацией.
2.Контактная – готовность к приему и передаче информации.
3.Координационная - согласование действий и взаимодействие.
4.Перцептивная – восприятие и понимание друг друга.
5.Развивающая – изменение личностных качеств участников деятельности.
Проведение коллективных работ предполагает нравственную потребность в другом человеке. В качестве критериев, способствующих развитию коллективного творчества, выступают следующие показатели:
-общность интересов и осознанность цели работы каждым участником коллективной деятельности;
- наличие условий самовыражения и самореализации каждого;
- составление групп на основе добровольности и взаимных симпатий;
- доверие и взаимопомощь, между членами группы;
- сочетание ролевого и личностного взаимодействия.
-4-
Коллективные формы работы могут быть разных видов: работа по группам, индивидуально-коллективный метод работы, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставит, и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа- это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого сложенные вместе, дают яркую и целостную картину. Необходимо постоянно уделять внимание и выделять на обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности. Обсуждение работ активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.
На уроках изобразительного искусства известны три классификации коллективных форм изобразительной деятельности.
Автор первой классификации – М.Н. Турро, исследовавший еще в 70-е гг. образовательные и воспитательные возможности коллективных работ по изобразительному искусству в начальных классах. Он выделил три основных формы коллективной изобразительной деятельности: фронтальная, комплексная, коллективно-производственная.
Фронтальная форма, при которой коллективная работа представляет собой соединение индивидуальных рисунков учащихся, сделанных с учетом поставленной учителем задачи или со знанием замысла общей композиции. Процесс совместной работы наблюдается лишь в конце урока, когда индивидуально выполненные части, элементы композиции собираются в единое целое.
Комплексная форма предполагает выполнение коллективной работы на одной плоскости, когда каждый учащийся делает свою часть задания, имея представление об общем результате и согласовывая свою деятельность с тем, что делают другие.
Коллективно-производственная форма, при которой деятельность детей строится по принципу конвейера, когда каждый делает только одну определенную деталь.
В ходе экспериментальной работы над содержанием программы
«Изобразительное искусство и художественный труд под руководством Б.М. Неменского учителями-экспериментаторами были систематизированы виды коллективной деятельности по признаку количества участников процесса совместного труда: парного, группового, коллективного. Такая классификация по количественному составу участников совместной деятельности, к сожалению, раскрывает лишь методику организации коллективной работы, но не специфику взаимодействия учащихся в процессе выполнения коллективной композиции.
|
|
|