|
Развитие лексико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Государственное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 78 комбинированного вида Фрунзенского района
Санкт-Петербурга
Доклад на тему:
«Развитие лексико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи».
Учитель-логопед
Трегубова Л.В.
Санкт-Петербург
2015 г.
Введение
Речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими личностями, другими мирами, другими культурами.
Дети с нарушениями речи - это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны, они могут проявляется в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи.
Актуальность темы
Проблема формирования лексико-грамматического строя речи является одной из самых важных и актуальных проблем у детей с общим недоразвитием речи. Под лексико-грамматической стороной речи понимают словарь и грамматически правильное его использование.
У детей с общим недоразвитием речи отмечены нарушения лексики в ограниченности словарного запаса, расхождении объема активного и пассивного словаря, неточном употреблении слов, использовании вербальных парафазии, несформированности семантических полей, трудностях актуализации словаря.
Здоровый ребенок усваивает грамматическую и морфологическую систему языка, овладевая различными типами предложений.
У ребенка с нормальным речевым развитием к пяти годам оказываются сформированными все грамматические категории родного языка. Он говорит развернутыми фразами, используя сложноподчиненные и сложносочиненные конструкции, правильно согласовывает слова с помощью любых предлогов, падежей, родовых окончаний и пр.
Иная картина наблюдается у дошкольника пятилетнего возраста с общим недоразвитием речи. Так, даже при III уровне речевого развития словарный запас ребенка очень низок.
Ограниченность словаря отмечается и в активном (употребление), и в пассивном (понимание) плане.
Преобладание слов-названий обиходно-бытовых предметов и действий, недостаток слов-обобщений, слов-признаков, слов, выражающих оттенки значений или абстрактные понятия – характерные лексические особенности речи дошкольников данной категории.
Кроме этого, особенностью речи у таких детей является сосуществование грамматически правильных и неправильных предложений. Хаотическое и беспорядочное сочетание лексических и грамматических средств языка – характеризует нарушенный ход речевого развития ребенка.
Результаты обследования речевого развития детей.
Необходимо раннее выявление и коррекция лексико-грамматического нарушения речи. Для того чтобы правильно спланировать логопедическую работу по формированию лексико-грамматического строя речи, в начале учебного года (сентябре) проводится обследование речевого развития каждого ребенка по специальной речевой карте для детей с общим недоразвитием речи, под редакцией М.А.Илюк, Г.А.Волковой. При этом необходимо учитывать знания и умения детей, полученные ранее. Оценка результатов проводится с учетом программных требований возрастной группы. При проведении обследования особое внимание обращается на умение детей самостоятельно строить высказывания: насколько они логичны и последовательны, как переданы временные, целевые, причинно-следственные отношения, как правильно грамматически оформлены предложения. Важно выявить навыки владения лексико-грамматическими конструкциями не только на логопедических занятиях, но и во время режимных процессов, игровой деятельности.
Результаты обследования позволили выявить по каким разделам лексики и грамматики дети испытывают наибольшие трудности.
Так, например, исследуя номинативный словарь, я сделала вывод, что большинство детей испытывают затруднения по следующим темам:
Овощи
Фрукты
Деревья
Грибы
Посуда
Дети путают овощи и фрукты, испытывают затруднения в подборе обобщающих слов.
Исследуя грамматический строй речи, было выявлено, что наибольшие затруднения дети испытывают в:
Образовании и употреблении в речи множественного числа существительных в именительном падеже.
Образовании и употреблении в речи множественного числа существительных в родительном падеже.
Согласовании числительных 2 и 5 с существительными.
Образовании уменьшительно-ласкательных форм имен существительных.
Образовании названий детенышей животных.
Образовании относительных прилагательных.
Образовании притяжательных прилагательных.
Образовании антонимов прилагательных.
Содержание работы по формированию лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР
Практическое усвоение лексических средств языка – первая задача коррекционного обучения детей, имеющих общее недоразвитие речи. Основные задачи обучения:
практическое усвоение лексических и грамматических средств языка;
-
формирование правильного произношения;
подготовка к обучению грамоте и овладение элементами грамоты;
развитие навыков связной речи.
Решение этой задачи предполагает:
формирование и развитие словаря;
формирование грамматически правильного оформления речевого высказывания.
Словарь – это слова, обозначающие предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности. Различают активный и пассивный словарь. Грамматический строй речи – система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях.
Задачи коррекционной работы по формированию лексико-грамматических представлений
I. Формирование навыка общения – как основного источника развития языка.
-
Учить соотносить предметы, действия, признаки с их словесным обозначением:
понимать обобщающие слова;
понимать назначение местоимений: личных и притяжательных;
понимать глаголы и прилагательные, противоположные по значению;
понимать предлоги и наречия, выражающие пространственные отношения;
понимать количественные числительные.
-
Учить различать предметы, действия и признаки по числам, родам и падежам:
дифференцировать формы единственного и множественного числа имён существительных мужского и женского рода;
-
понимать падежные окончания имен существительных мужского и женского рода единственного и множественного числа в именительном, винительном и родительном падежах;
понимать имена существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
понимать формы единственного и множественного числа глаголов: прошедшего времени, возвратных и невозвратных.
Учить понимать простые предложения и короткие тексты.
II. Формирование понятия слова – как основного источника общения.
-
Cовершенствовать в речи детей обобщение своих знаний и представлений об окружающем:
развивать способность общаться со взрослыми;
расширять представления о предметах ближайшего окружения;
развивать умения оперировать словарём, представленную ситуацию (предметную, глагольную, признаки).
-
Совершенствовать грамматический строй речи приёмами обогащения словаря и расширения ситуаций общения:
продолжать развивать умения изменять в речи имена существительные по числам, родам и падежам: именительном, винительном, родительном, дательном, творительном;
активизировать в речи образование и использование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
развивать умения образовывать и использовать в речи глаголы (в повелительном наклонении и инфинитиве, в настоящем и прошедшем времени);
продолжать развивать умения согласовывать числительные с существительными мужского и женского рода.
-
Учить активно употреблять в речи простейшие виды сложносочинённых и сложноподчинённых предложений:
развивать умения составлять предложения из нескольких слов по вопросам, демонстрации действия, картинке;
развивать умения дополнять предложения недостающими словами.
III. Формирование умения использовать в речи разнообразные средства общения – словесные, мимические и пантомимические.
-
Учить активно, использовать в речи слова в точном соответствии со смыслом:
расширять запас представлений на основе наблюдений и осмысления предметов и явлений окружающей действительности;
-
развивать умения группировать предметы по признакам соотнесенности, формируя доступные родовые и видовые обобщающие понятия;
расширять глагольный словарь, где действия выражены приставочными, личными и возвратными глаголами;
развивать умения различать и выделять в словосочетаниях названия признаков предметов: по назначению и по вопросам;
расширять активный словарь относительными прилагательными;
развивать умения использовать в речи слова – синонимами, антонимами;
расширять и активизировать в речи использование значений простых предлогов притяжательными определительными местоимениями, указательных наречий, количественных и порядковых числительных.
-
Учить усвоению и использованию в речи форм словоизменения и словообразования:
развивать умения образовывать однокоренные слова;
расширять практическое усвоение в речи использования существительных и прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, глаголов с различными приставками;
развивать умения пользоваться в речи несклоняемыми существительными;
-
развивать умения образовывать относительные и притяжательные прилагательные;
совершенствовать навык согласования прилагательных и числительных в роде, числе и падеже.
-
Учить строить предложения разной структуры:
развивать умения составлять простые предложения, распространяя их однородными членами;
совершенствовать умения составлять простые предложения с противительными союзами;
развивать навык анализа простого двусоставного предложения из 2-х-3-х слов (без предлога).
IV. Формирование инициативы в общении с целью получения новых знаний.
-
Закрепить понятие слово и умение оперировать им:
активизировать словарь на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем;
расширять эмоционально-оценочную лексику детей;
совершенствовать умение использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания.
-
Закрепить навыки осознанного и уместного употребления слов в соответствии с контекстом высказывания.
продолжать упражнять в согласовании слов в предложении;
-
совершенствовать умения образовывать (по образцу).
однокоренные слова;
существительные с суффиксами;
глаголы с приставками;
прилагательные в сравнительной и превосходной степени.
-
Учить употреблять в речи сложные (союзные и бессоюзные) предложения:
совершенствовать навыки и составление простых распространённых предложений однородными членами (по вопросам, демонстрации действия, по картине);
совершенствовать навыки составления и использования сложносочинённых предложений с противопоставительными и сложноподчинёнными с придаточными: времени, следствия, причины;
совершенствовать навыки анализа предложений с простыми предлогами и навыки составления графических схем таких предложений.
Логопедическая работа по формированию лексико-грамматических категорий
Работа над развитием лексики.
При проведении логопедической работы по развитию лексики необходимо учитывать современные лингвистические и психолингвистические представления о слове, структуре значения слова, закономерностях формирования лексики в онтогенезе, особенностях лексики у дошкольников с речевой патологией. С учётом этих факторов формирование лексики провидится по следующим направлениям:
расширение объёма словаря;
уточнение значений слов;
-
формирование семантической структуры слова;
организация семантических полей;
активизация словаря или совершенствование процесса поиска словаря.
Работа по формированию словообразования.
Выделяют три этапа логопедической работы по словообразованию:
Закрепление наиболее продуктивных словообразовательных моделей.
Работа над словообразованием менее продуктивных моделей.
Уточнение значения и звучания непродуктивных словообразовательных моделей.
Работа по формированию словоизменения.
Можно выделить три этапа логопедической работы по формированию словоизменения у дошкольников.
Первый этап – формирование наиболее продуктивных и простых по семантике форм.
Существительные - дифференциация именительного падежа единственного и множественного числа; отработка беспредложных конструкций единственного числа.
Глаголы - согласование существительного и глагола настоящего времени 3-го лица в числе.
Второй этап включает работу над следующими формами словоизменения.
Существительные: понимание и употребление предложно-падежных конструкций единственного числа; закрепление беспредложных форм множественного числа.
Глаголы: дифференциация глаголов 1, 2, 3-го лица настоящего времени; согласование существительных и глаголов прошедшего времени в лице, числе и роде.
Прилагательные: согласование прилагательного и существительного в именительном падеже единственного и множественного числа.
Третий этап закрепление более сложных по семантике и внешнему оформлению, менее продуктивных форм словоизменения.
Существительные: употребление предложно-падежных конструкций в косвенных падежных множественного числа.
Прилагательные: согласование прилагательного и существительного в косвенных падежах. Формирование словоизменения закрепляется сначала в словосочетаниях, затем в предложениях, далее – в связной речи.
Содержание первого этапа логопедической работы
Существительные. Образование уменьшительно-ласкательных существительных с суффиксами: -к-; -ик-; -чик-.
Глаголы. Дифференциация а) совершенного и несовершенного вида; б) возвратных и невозвратных глаголов.
Прилагательные. Образование притяжательных прилагательных с суффиксом -ин-.
Содержание второго этапа логопедической работы
-
Существительные. Образование:
уменьшительно-ласкательных существительных с суффиксами -оньк-, -еньк-, ышек-, -ышк-;
существительных с суффиксом -ниц- (сахарница),
существительных с суффиксами -инк- (пылинка), -ин- (виноградина).
-
Глаголы.
Глаголы с приставками в-, вы-, на-, вы-.
Глаголы пространственного значения с приставкой при-.
-
Прилагательные. Образование:
притяжательных прилагательных с суффиксом -и- без чередования (лисий);
относительных прилагательных с суффиксами -н-, -ан-, -ян-, -енн-;
качественных прилагательных с суффиксами -н-, -ив-, -чив-, -лив-.
Содержание третьего этапа логопедической работы
Существительные. Образование названий профессий
Глаголы. Глаголы пространственного значения с приставками с-, у-. под-, от-, за-, пере-, до-.
-
Прилагательные Образование:
притяжательных прилагательных с суффиксом -и- с чередованием (волчий);
относительных прилагательных с суффиксами -ан-, ян-, енн-
качественных прилагательных с суффиксами -оват-, -еньк.
При формировании словообразования широко используется приём сравнения. Сравнение осуществляется в двух планах:
сравнивается ряд слов с одинаковым словообразующим аффиксом, уточняется, что общего в этих словах по значению и по звучанию;
сравниваются родственные слова (мотивирующее и производное), определяется, чем сходны и чем отличаются эти слова.
Работа с родителями.
Ведущая роль в коррекции и развитии речи отводится логопеду. Но никакая самая тщательная работа специалиста не исключает необходимости занятий как воспитателей, так и родителей с детьми, имеющими речевые нарушения. Без закрепления материала не будет эффективности в работе, значительно удлиняется период коррекционного обучения. И воспитатели, и родители должны следить за речью детей, за правильностью ее фонетического и грамматического оформления. А в случае необходимости в тактичной форме исправлять замеченные ошибки. Регулярное выполнение языковых упражнений помогает детям усваивать грамматические нормы языка.
Для успешного преодоления общего недоразвития речи у детей, необходим тесный контакт логопеда с родителями. С этой целью проводятся родительские собрания, на которых логопед рассказывает о результатах обследования детей, о планируемой работе. Обращает внимание родителей на трудности, которые испытывают их дети. Логопед предлагает специальные игры, упражнения в помощь родителям для занятий с детьми дома. Так же проводятся индивидуальные консультации для родителей один раз в месяц и по необходимости.
Конечная цель работы с детьми – полная коррекция произношения звуков и развитие связной речи до уровня, позволяющего им успешно обучаться в общеобразовательной школе.
Копилка игровых упражнений
Развитие ассоциаций. Логопед называет слова – дети в ответ называют первое слово, какое припомнят. Слова называются по одному: слова-предметы, слова-действия, слова-наречия и т.д.
Классификация предметов по картинкам. Детям предлагаются картинки и даётся задание разложить их на две группы: овощи и фрукты, мебель и посуда и т.д.
Найди лишний предмет.
Назови лишнее слово.
Назови одним словом.
Пара к паре (подобрать слова по аналогии: огурец – овощ, ромашка – …).
Назови части.
Отгадай предмет по названию его частей.
Объясни, что общего у предметов.
Скажи наоборот.
На что похоже.
Закончи предложение.
Кто что умеет делать.
Составление загадок– описания по определённому плану (мнемотаблице).
|
|
|