Главная страница

Программа преодоления фонетико фонематического недоразвития речи в условиях логопедического пункта


Скачать 226.26 Kb.
Название Программа преодоления фонетико фонематического недоразвития речи в условиях логопедического пункта
Дата 07.03.2016
Размер 226.26 Kb.
Тип Программа

Дополнительная образовательная

программа преодоления

фонетико – фонематического

недоразвития речи

в условиях логопедического пункта

дошкольного

образовательного учреждения.

Пояснительная записка.

Дети с ФФНР – постоянный контингент детей, зачисляемый на логопункт МДОУ №17 «Ручеек». По положению о «Логопедическом пункте при МДОУ №17 «Ручеек», именно такие дети, наряду с детьми с ФНР, зачисляются на логопункт ДОУ. Значительная распространенность данного вида речевого нарушения зависит от множества наследственных и внешних факторов современной жизни, которые выражаются в виде мелких парциальных нарушений. В первую очередь страдают наиболее молодые в эволюционном отношении функции, в частности, различные звенья порождения речи.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – распространенное речевое заключение при обследовании детей 5-6 летнего возраста. При данном речевом нарушении выявляются различные дефекты произношения звуков:

- искажения звуков;

- замены одних звуков другими;

- смешения звуков.

Неправильное произношение в данном случае – лишь вершина айсберга, так как эти отклонения в своей основе имеют недоразвитие фонематического восприятия: затруднения в различении звуков на слух и в произношении, ошибки при определении общего звука в словах, наличия звука в слове в чужой и собственной речи, в различении слов-паронимов. Наряду с низким уровнем развития фонематического восприятия у такой категории детей слабо сформированы навыки звукового анализа и синтеза: они не могут выделить первый и последний звук в слове, определить место звука в слове, последовательность звуков в слове.

Необходимо отметить, что своевременное выявление и систематизированное обучение позволяет практически полностью убрать данные негативные проявления, обеспечив ребенку полноценную подготовку к школьному обучению. Для работы с данной категорией детей существует «Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием» Т.Б. Филичевой, Г.В.Чиркиной (М., МГОПИ, 1993 г.). Но организация логопедической помощи на логопункте имеет свои особенности по сравнению с логопедической группой: более индивидуализированная форма работы, выделение логопедической помощи в дополнительную образовательную услугу. В результате ведущей в образовательном процессе становится «Программа обучения и воспитания в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой (М., Мозаика-Синтез, 2005 г.). Логопед выявляет детей с нарушениями речи, в соответствии с коллегиальным решением ПМПк дошкольного учреждения зачисляет их на логопункт и внимательно следит и соотносит свою деятельность с данной программой.

В методической литературе отсутствуют специальные программы для работы на логопункте в ДОУ. Данные причины обусловливают необходимость составления модифицированной программы, более приспособленной к условиям работы логопункта в ДОУ.

Цель данной программы – формирование полноценной фонетической системы родного языка и овладение детьми навыками звукового анализа и синтеза, позволяющими подготовить ребенка к овладению грамотой.

Достижение заявленной цели возможно через решение следующих задач:

- формирование правильного произношения и уточнение артикуляции уже имеющихся звуков;

- развитие фонематического восприятия;

- развитие анализа и синтеза звукового состава речи;

- подготовка детей к обучению грамоте;

- расширение и активизация словаря;

- воспитание связной, грамматически правильно оформленной речи.

Цикл логопедических занятий рассчитан на 2 года обучения. Такая длительность обучения по сравнению с «Программой обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием» Т.Б. Филичевой, Г.В.Чиркиной связана с отсутствием фронтальных логопедических занятий на логопункте, с меньшей вовлеченностью воспитателей в процесс преодоления речевых недостатков. Постепенное систематическое приучение ребенка с 5 лет к заданиям по развитию звукового анализа и фонематического восприятия позволяет сформировать крепкие фонематические представления у ребенка. К тому же необходимо отметить, что в «Программе» под редакцией М.А.Васильевой развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза происходит в рамках занятий по развитию речи, а детям с ФФНР такого объема явно недостаточно.

На первом году обучения основная задача состоит в формировании умения вслушиваться в звучание слова, узнавать, различать и выделять на слух из него отдельные звуки; затем ребенок должен научиться произносить этот звук утрированно вне слова; далее ребенок сам произносит слово и выделяет из него заданный звук; и в итоге действие переносится в умственный план, когда слово не произносится, а ребенок откладывает картинки с заданным звуком или придумывает слова. Параллельно отрабатывается артикуляция различных звуков, уточняется их произношение.

На первом году обучения ребенка учат определять первый и последний звук в слове, находить место звука в слове, исходя из трех позиций (начало, середина, конец слова). Далее ребенок осваивает последовательный анализ слова. Именно этот процесс лежит в основе формирования навыков письма и чтения. Весь первый год ребенок опирается на вспомогательные средства: фишки и условно-графические схемы. В первом полугодии основным является знакомство с гласными и согласными звуками, а также различение звуков по мягкости – твердости, во втором полугодии происходит дифференциация согласных звуков по различным характеристикам: твердые - мягкие, звонкие – глухие.

Второй год - этап закрепления полученных навыков звукового анализа и синтеза, перевод действия в умственный план, без опоры на вспомогательные средства.

Занятия проводятся 1 раз в неделю в соответствии с тематическим планированием малыми подгруппами. Предусматривается 65 занятий. Наряду с занятиями по развитию фонематического строя речи с ребенком осуществляется работа по исправлению звукопроизношения (индивидуальные занятия, не отражены в данной программе). Количество и темп занятий может варьироваться в зависимости от выраженности речевого дефекта.

Выполнение данной программы в старшей группе позволяет довести уровень речевого развития детей к возможности усвоения детьми подготовительной группы знаний по разделу «Подготовка к обучению грамоте» («Программа обучения и воспитания в детском саду» М.А.Васильевой, которую использует МДОУ №17 «Ручеек»). Дети с ФФНР, прошедшие курс логопедических занятий в старшей группе, довольно успешно посещают групповые занятия по подготовке к обучению к грамоте в подготовительной группе по общеобразовательной программе. При этом они продолжают посещать подгрупповые занятия у логопеда, продолжая закреплять навыки звукового анализа и развивая фонематический слух. Логопед должен тесно сотрудничать с воспитателями при планировании ими индивидуальной работы с детьми с ФФНР по данному разделу программы в рамках медико-психолого-педагогического консилиума и повседневного общения.

В ходе реализации данной программы логопед обращает внимание на совершенствование лексико-грамматического строя речи и на развитие высших психических функций. Такого рода задания постоянно включаются в содержание занятий.

Целенаправленная логопедическая помощь детям с ФФНР в условиях логопункта ДОУ позволяет преодолеть выявленные речевые недостатки, пресекает развитие вторичных нарушений, обеспечивает психологическую готовность ребенка к школе. Данные слова подтверждает деятельность логопункта при МДОУ №17 «Ручеек». Результаты мониторинга речевого развития детей фиксируются в виде таблиц с цветовыми условными обозначениями .

Для достижения цели программы необходимо выполнение следующих условий:

- достаточная квалификация учителя-логопеда, владение коррекционными методами и приемами логопедической работы;

- углубленное изучение речевых, когнитивных и эмоциональных особенностей детей;

- выполнение полного объема коррекционных мероприятий по формированию и развитию фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза;

- постоянный мониторинг результативности коррекционного процесса, уточнение индивидуальных коррекционно-развивающих программ
Учебно-тематическое планирование

логопедических занятий,

1 год обучения



Месяц

Неделя

Звук

№ занятия

Основные виды заданий по развитию

фонематического слуха и звукового анализа

Сентябрь

I







Обследование речи

II







Обследование речи

III

А

1

Выделение звука из слова, определение наличия звука в слове, определение первого звука в слове

IV

О

2

Выделение звука из слова – подчеркнутое его произнесение, определение наличия звука в слове, определение первого звука в слове

Октябрь

I

Ы

3

Выделение звука из слова – подчеркнутое его произнесение, определение наличия звука в слове, определение последнего звука в слове

II

У

4

Выделение звука из слова – подчеркнутое его произнесение, определение наличия звука в слове, определение первого звука в слове, звуковой анализ слова АУ, УА с помощью фишек

III

А-О-У-Ы

5

Выделение звука из слова – подчеркнутое его произнесение, определение наличия звука в слове, определение первого и последнего звука в слове, различение гласных звуков, закрепление понятия «гласный звук», звуковой анализ звуковых рядов из гласных звуков

IV

М - МЬ

6

Различение твердого и мягкого звуков, определение наличия звука в слове, определение места звука в слове, запоминание слоговых рядов, знакомство с понятием «согласный звук», звуковой анализ слогов типа ОМ, АМЬ с использованием цветных фишек

Ноябрь

I

Н - НЬ

7

Различение твердого и мягкого звуков, определение наличия звука в слове, определение места звука в слове, выделение первого, последнего звука в слове, запоминание слоговых рядов, звуковой анализ слогов типа АН, НА, ОНЬ с использованием цветных фишек

II

В - ВЬ

8

Различение твердого и мягкого звуков, определение наличия звука в слове, определение места звука в слове, выделение первого, последнего звука в слове, запоминание слоговых рядов, звуковой анализ слогов с использованием цветных фишек, звуковой анализ слов из трёх звуков

III

К - КЬ

9

Различение твердого и мягкого звуков, определение наличия звука в слове, определение места звука в слове, выделение первого, последнего звука в слове, звуковой анализ и синтез прямых и обратных слогов, звуковой анализ слов из трёх звуков

IV

П-ПЬ-Т-ТЬ

10

Различение твердого и мягкого звуков, определение наличия звука в слове, определение места звука в слове, выделение первого, последнего звука в слове, звуковой анализ слогов с использованием цветных фишек, звуковой анализ слов из трех звуков

Декабрь

I

Х - ХЬ

11

Различение твердого и мягкого звуков, определение наличия звука в слове, определение места звука в слове, выделение первого, последнего звука в слове, звуковой анализ слогов с использованием цветных фишек, звуковой анализ слов из трёх звуков

II

И

12

Закрепление понятия «гласный звук», определение наличия звука в слове, места звука в слове, звуковой анализ слогов со звуком И, слов из трёх звуков

III

Л - ЛЬ

13

Различение твердого и мягкого звуков, определение наличия звука в слове, определение места звука в слове, выделение первого, последнего звука в слове, звуковой анализ слогов с использованием цветных фишек, звуковой анализ односложных слов типа ЛОСЬ, ЛИС

IV

С - СЬ

14

Различение твердого и мягкого звуков, определение наличия звука в слове, определение места звука в слове, выделение первого, последнего звука в слове, звуковой анализ слогов с использованием цветных фишек, звуковой анализ слов типа СОМ, СОЛЬ, ГУСЬ

Январь

II

П - Б

15

Знакомство со звонкими и глухими согласными, различение их, выделение из слова, определение места в слове, звуковой анализ слов типа БОК, СУП

III

П-ПЬ- Б-БЬ

16

Различение звуков по основным характеристикам, различение их, выделение из слова, определение места в слове, звуковой анализ слов типа ПИТЬ, БИЛ

IV

Д-Т

17

Закрепление понятия «звонкие и глухие согласные», различение их, выделение из слова, определение места в слове, звуковой анализ и синтез слов ДОМ-ТОМ

Февраль

I

Д-ДЬ-Т-ТЬ

18

Различение звуков по основным характеристикам, различение их, выделение из слова, определение места в слове, звуковой анализ слов типа ДЫМ, ЛИТЬ

II

К-Г

19

Закрепление понятия «звонкие и глухие согласные», различение их, выделение из слова, определение места в слове, звуковой анализ и синтез слов

III

К-КЬ-Г-ГЬ

20

Различение звуков по основным характеристикам, различение их, выделение из слова, определение места в слове, звуковой анализ слов типа КИТ, КОТ, КИЛЬ, ГУЛ

IV

С-З

21

Закрепление понятия «звонкие и глухие согласные», различение их, выделение из слова, определение места в слове, звуковой анализ и синтез слов СОМ, ЗАЛ, слогов со стечением согласных СТО, ЗМУ

Март

I

С-СЬ-З-ЗЬ

22

Различение звуков по основным характеристикам, различение их, выделение из слова, определение места в слове, преобразование слогов ОС-ОСЬ, ЗЫ-ЗИ, СА-ЗА, звуковой анализ слов со стечением согласных СТОЛ, ЗЛАК

II

Ц

23

Закрепление понятия «твердые согласные», выделение звука из слова, преобразование слогов ЦА-АЦ

III

С-Ц

24

Различение звуков, близких по артикуляционным и акустическим характеристикам, различение их, выделение из слова, определение места в слове, звуковой анализ слов типа СОК, ЦОК

IV

Ш

25

Закрепление понятия «твердые глухие согласные», выделение звука из слова, преобразование слогов ША-АШ, знакомство с правописанием ШИ, звуковой анализ слов типа ШУТ

Апрель

I

Ж

26

Закрепление понятия «твердые звонкие согласные», выделение звука из слова, определение места звука в слове, звуковой анализ слов типа ЖУК, ЖДИ, знакомство с правописанием ЖИ

II

Ш-Ж

27

Закрепление понятия «звонкие и глухие согласные», различение их, выделение из слова, определение места в слове, звуковой анализ и синтез слов ШУМ, ЖАР, ШАР, ШТЫК, закрепление правописания ШИ-ЖИ

III

Щ

28

Закрепление понятия «глухие мягкие согласные», выделение звука из слова, преобразование слогов ЩА-АЩ, звуковой анализ слов типа ЩИТ

IV

Ч

29

Закрепление понятия «глухие мягкие согласные», выделение звука из слова, преобразование слогов ЧА-АЧ, звуковой анализ слов типа ЧАС

Май

I

Ч-Щ

30

Различение звуков, близких по артикуляционным и акустическим характеристикам, различение их, выделение из слова, определение места в слове, преобразование слогов ЧА-ЩА

II

Щ-Ц

31

Различение звуков, близких по артикуляционным и акустическим характеристикам, различение их, выделение из слова, определение места в слове, преобразование слогов ЩУ-ЦУ

III

Согласные звуки

32

Закрепление знаний об основных характеристиках согласных звуков, навыков звукового анализа односложных слов

IV







Обследование речи



Итого: 32 занятия


Учебно-тематическое планирование

логопедических занятий,

2 год обучения


Месяц

Неделя

Звук

№ занятия

Основные виды заданий по развитию

фонематического слуха и звукового анализа

Сентябрь

I







Обследование речи

II







Обследование речи

III

У

1

Выделение начального ударного гласного

IV

А

2

Анализ звукового ряда из двух гласных

Октябрь

I

АУИ

3

Анализ звукового ряда из трех гласных

II

П-ПЬ

4

Выделение последнего глухого согласного, звуковой анализ обратного слога типа АП с помощью цветных фишек, закрепление понятия «глухой согласный», «твердый – мягкий согласный»

III

П-Т

5

Выделение последнего согласного, звуковой анализ и синтез обратных слогов, дифференциация звуков П-Т на различном речевом материале, закрепление понятия «твердый глухой согласный»

IV

К-КЬ

6

Определение места звука в слове, звуковой анализ и синтез слогов, преобразование слогов КА – АК, АК - АКЬ

Ноябрь

I

П-Т-К

7

Различение звуков на слух и в произношении на различном речевом материале, звуковой анализ прямых и обратных слогов, определение места звука в слове

II

О

8

Закрепить навыки звукового анализа слогов, выделение ударного гласного после согласного

III

Й-ЛЬ

9

Звуковой анализ и синтез обратных слогов типа ОЛЬ, дифференциация звуков Й – ЛЬ на различном речевом материале

IV

К-КЬ-Х-ХЬ

10

Различение звуков на слух и в произношении, закрепление навыка звукового анализа и синтеза слогов, звуковой анализ и синтез слов типа КОТ, ПУХ с помощью цветных фишек

V

Ы-И

11

Выделение начального согласного и последующего ударного гласного, звуковой анализ слов типа КИТ, ПЫЛЬ

Декабрь

I

М-Н

12

Звуковой анализ слов типа МАК, ТИМА, составление звуковой схемы слова

II

C-CЬ

13

Дифференциация звуков С – СЬ по признаку твердости-мягкости на слух и в произношении на различном речевом материале, деление слов на слоги звуко-слоговой анализ слов САМ, САМА, САМИ, САНИ

III

З-ЗЬ

14

Дифференциация звуков по признаку твердости-мягкости на слух и в произношении, звуко - слоговой анализ слов типа Зубы, КОЗЫ, ЗИНА, ударение в слове

IV

С-СЬ-З-ЗЬ

15

Дифференциация звуков по основным характеристикам, звуко – слоговой анализ, составление схем слов

Январь

II

Буквы Е,Ё,Ю,Я

16

Знакомство с мягкостью согласных перед гласными Е,Ё, Ю, Я, чтение слов с данными буквами

III

Л-ЛЬ

17

Звуко - слоговой анализ и схемы слов СТОЛ, СТУЛ, СЛОН, ВОЛК, БЕЛКА, ВОЛКИ

IV

Р-Л

18

Дифференциация звуков позднего онтогенеза на слух и в произношении, преобразование слогов и слов, звуковой анализ слов сложной звуко - слоговой структуры

Февраль

I

Р-РЬ-

Л-ЛЬ

19

Дифференциация звуков позднего онтогенеза на слух и в произношении, преобразование слогов и слов, звуковой анализ слов сложной звуко - слоговой структуры типа КАРНАВАЛ

II

Ш

20

Преобразование слов МЫШКА – МИШКА, составление схем звуко – слогового анализа

III

Ж

21

Составление, преобразование слогов и слов

IV

Ш-Ж

22

Различение звуков Ш – Ж на слух и в произношении, преобразование слогов ША – ЖА, слов УЖИ - УШИ

Март

I

Ш-С

23

Различение звуков С – Ш на слух и в произношении, преобразование слогов СА – ША, слов МИШКА – МИСКА

II

Ж-З

24

Различение звуков Ж – З на слух и в произношении, преобразование слогов ЖА – ЗА, слов УЖИ – УШИ

III

Ц

25

Составление схем слов после предварительного звуко - слогового анализа

IV

С-З-Ц

26

Дифференциация звуков, близких по артикуляции на слух и в произношении, звуковой анализ слов, составление схем

Апрель

I

Ч

27

Звуковой анализ, синтез, преобразование слогов, слов; звуко – слоговой анализ слов со стечением согласных

II

Щ

28

Звуко - слоговой анализ, синтез слогов, слов, преобразование слогов ЩА - АЩ

III

Ч-Щ

29

Дифференциация звуков Ч – Щ на различном речевом материале, звуко – слоговой анализ и синтез слов

IV

Щ-Ш

30

Дифференциация звуков Щ – Ш на различном речевом материале, звуко – слоговой анализ слов, правописание ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ

Май

I

Щ-Ш-СЬ-ТЬ

31

Различение и правильное произношение звуков на различном речевом материале, придумывание слов с заданным звуком и самостоятельное составление схем к ним; преобразование слогов ЧА – ЩА – СЯ - ТЯ

II

Шипящие и свистящие звуки

32

Различение свистящих и шипящих звуков на различном речевом материале, звуко – слоговой анализ слов, составление схем, придумывание слов к схемам

III

Твердые-мягкие, звонкие-глухие согласные

33

Придумывание слов с заданным звуком, подбор схем к словам

IV







Обследование речи



Итого: 33 занятия

Список терминов.

артикуляция звуков

вторичные нарушения

высшие психические функции

дефекты произношения звуков

звенья порождения речи

коррекционно-развивающие программы

лексико-грамматический строй речи

логопункт ДОУ

медико-психолого-педагогический консилиум

мониторинг

навыки звукового анализа и синтеза

обучение грамоте

паронимы

парциальные нарушения

речевые нарушения

фонематические представления

фонематическое восприятие

ФФНР (фонетико-фонематическое недоразвитие речи)

ФНР (фонетическое недоразвитие речи)

Список литературы.

1.Арефьева З.А., Подобед С.О. Работа логопункта в дошкольном образовательном учреждении. «Дефектология», 2005 г., №5, с.54
2.Епифанова О. Организация логопедической работы в дошкольных образовательных учреждениях. «Дошкольное образование», 2003 г., №8, с.65
3.Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН. М., «Гном и Д», 2000 г., I, II, III части.
4. «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. М., Мозаика-Синтез,

2005 г.- 208 с.
4. Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей (письмо Министерства образования РФ от 18 июня 2003 г. №28-02-484\16); Библиотечка «Вестник образования России», 2006 г., №7, с. 51.
5.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада). М.: МГОПИ, 1993 г.- 72 с.