Главная страница

Урок №71 Тематические группы слов


Скачать 28.32 Kb.
НазваниеУрок №71 Тематические группы слов
Дата04.03.2016
Размер28.32 Kb.
ТипУрок

Урок № 71 Тематические группы слов

Цели урока: 1) деятельностная: развивать орфографическую зоркость, развивать    способности к мыслительной деятельности, развивать ассоциативное мышление обучающихся за счёт расширения словарного запаса;   2) образовательная: повторить и закрепить определение термина «Лексикология», ввести понятие «тематические группы слов» , научить отличать понятия «видовые группы слов» и «родовые группы слов»;

- 3) воспитательная: воспитывать умение анализировать, сопоставлять, развивать навыки критического мышления при усвоении информации.

Тип урока: «повторение изученного материала»

Оборудование: ноутбук, аудиоприложение к учебнику

1. Мотивация к деятельности

Проверка д/з, сбор тетрадей.

- В каком значении употреблены все перечисленные слова? (прямом).

Составьте со словом «бабочка» из первого ряда предложение, в котором оно будет использоваться в переносном значении. СЛАЙД 1

Вспомним, что такое прямое и переносное значение слова?

Как это связано с явлением многозначности?

Например: Без бабочки мой костюм смотрелся не так, как хотелось бы. (галстук в виде короткого жёсткого банта, по форме напоминающего бабочку)

- Чем объединены тес лова, которые встретились вам в д/з? (одним общим словом, одной темой)

- Какое из перечисленных слов имеет более общее значение в этих группах слов? (обобщающее слово). СЛАЙД 2

2.Актуализация знаний.

- На каком уроке вы могли бы встретиться с первой группой слов? (на биологии). Попробуйте представить, что учитель биологии попросил вас перевести информацию, содержащуюся в данном предложении, в схему. СЛАЙД 3

Насекомое

Бабочка стрекоза пчела таракан комар кузнечик

- Что можно сказать о слове НАСЕКОМОЕ? (оно обобщающее).

- Кто может догадаться, какими отношениям связаны эти слова? (отношениями рода или вида?)

(Род - насекомое, остальные слова – это виды)

Почему эти слова находятся в одно группе слов? (они связаны одним общим словом).

Как бы могли, по вашему мнению, называться такие группы слов? (тематические)

Предположите, какую тему мы будем изучать на уроке. (тематические группы слов)

3. Постановка учебной задачи

Сегодня мы с вами будем работать по теме «Тематические группы слов».

Какую цель мы поставим себе сегодня на уроке?

- Что мы должны для этого сделать? Учащиеся отвечают на вопрос, ставят цель, предполагают результат, предлагают план действий.

-Попробуйте объяснить, что такое тематическая группа слов (группа слов, объединенная одним обобщающим словом).

4. Выявление места и причины затруднений

Работа с учебником - чтение теоретического материала – стр.246-247.

Упр. 34 : Почему в данных группах слов появилось лишнее слово?

Найдите слова, образованные способом сложения, докажите это (толстолобик, богомол, древоточец, водомерка). ДОСКА!!!

5. Первичное закрепление

Работа с аудиоприложением - Упр. 39 (глава 4)

Составление учащимися письменного рассказа с применением знаний по новой теме (задание № 2 в упр.39)

Проверка письменных работ и их обсуждение.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Работа в группе (Упр. 38)

Игра – соревнование.

7. Подведение итогов урока, рефлексия деятельности.

Фронтальный опрос.

Беседа по теме урока:

Что оказалось трудным, что осталось непонятым? (учащиеся выясняют, что было повторено, что хорошо помним и понимаем, а что предстоит подучить и закрепить)

- Достигли ли мы цели, которую поставили перед собой?

8. Домашнее задание

Параграф 7, упр.37 (стр.250), выучить и записать в словарик слова рубрики «Пишите правильно» на стр.250.