|
Рассказ по картине, используя имеющиеся у них знания о жизни диких животных (ежей), учить детей отвечать полным предложением, развивать умение рассуждать
Конспект
занятия по развитию речи в группе для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
«Колючая голова»
Автор – составитель:
Капустина Наталья Вячеславовна – учитель-дефектолог
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного
учреждения № 129 - детского сада «Зоренька»
города Тулы
Цель: Развитие навыков связной речи, развитие звуковой стороны речи дошкольников
Задачи:
Связная речь: учить детей составлять рассказ по картине, используя имеющиеся у них знания о жизни диких животных (ежей), учить детей отвечать полным предложением, развивать умение рассуждать.
Словарь: воспитывать умение понимать смысл образных выражений в загадках.
Звуковая культура речи: упражнения на отработку дикции.
Предварительная работа: дети знакомятся с произведением В. Сутеева «Палочка-выручалочка»
Ход занятия
Организационный момент.
Дети стоят в кругу.
Учитель – дефектолог:
- Вы все за руки возьмитесь, и друг другу улыбнитесь.
- Ребята, мы сегодня с вами отправимся в сказочное путешествие.
Если сказка в дверь стучится,
Ты скорей ее впусти,
Потому что сказка – птица,
Чуть спугнешь, – и не найти.
Сюрпризный момент.
Появляется волшебный мешочек, в котором спрятана игрушки ежа.
Учитель – дефектолог загадывает загадку о еже:
Сердитый недотрога живёт в глуши лесной.
Иголок очень много, а нитки ни одной.
(Н. Артюхова)
- Правильно, ребята, это ёжик, он прибежал к нам из сказки.
Учитель – дефектолог предлагает послушать стихотворение Б. Заходера «Ёжик»
- Что ж ты, ёж, такой колючий?
-Это я на всякий случай.
Знаешь, кто мои соседи?
Лисы. Волки и медведи.
Учитель – дефектолог:
- Чем покрыто тело ежа?
Дети:
- Иголками.
-Да, правильно. А почему сказано, сто он - недотрога?
Дети:
- Потому что он весь в иголках, до него нельзя дотронутся, он колючий, его нельзя взять голыми руками.
Учитель – дефектолог выставляет картину «Ёжи»
(из серии «Дикие животные), автор П.С. Меньшикова)
Даёт детям задание придумать рассказ по картине.
Учитель – дефектолог:
- Какими словами можно сказать о еже? Какой он? С чем можно сравнить ежа?
После нескольких рассказов ответы оцениваются детьми с помощью вопросов педагога. («Чей рассказ вам понравился? Чем? Интересный ли получился рассказ?)
После высказываний детей, педагог подводит итог (рассказ интересный, короткий, законченный).
Далее составляется коллективный рассказ.
Физкультминутка.
При проведении физкультминутки дети выполняют движения, иллюстрируя стихи, которые они читают вместе с дефектологом.
Ёжик топал по тропинке
И грибочек нёс на спинке.
Ёжик топал не спеша,
Тихо листьями шурша. (Ходьба на месте.)
А навстречу скачет зайка,
Длинноухий попрыгай-ка.
В огороде чьём-то ловко
Раздобыл косой морковку. (Прыжки на месте.)
Учитель – дефектолог:
– Вы научились произносить много разных звуков. Давайте вместе вспомним, какие это
звуки (при затруднениях педагог беззвучно демонстрирует артикуляцию звуков)
Упражнение на отработку дикции
После рассматривания картинки «Еж и ежата», педагог предлагает выполнить ряд заданий: четко произнести фразы со звуками Ш и Ж:
«Ша-ша-ша — мы купаем малыша»;
«Шу-шу-шу — дам грибочек малышу»;
«Ши-ши-ши — где гуляют малыши?»;
«Жа-жа-жа — мы увидели ежа»;
«Жу-жу-жу — мы грибок дадим ежу?»;
«Жи-жи-жи — где грибы берут ежи?».
Такие упражнения помогают детям освоить интонацию вопроса и развивают у них чувство ритма.
«Что такое звук, слово, предложение?»
Педагог спрашивает детей: «Какие звуки вы знаете? (Гласные — согласные, твердые — мягкие, звонкие — глухие.) Как называется часть слова? (Слог.) Что обозначает слово стол? (Предмет мебели.).
– Все, что нас окружает, имеет свое название и что-то обозначает. Поэтому мы говорим: «Что значит (или обозначает) слово...?»
Слово звучит и называет все предметы вокруг, имена, животных, растения.
Учитель – дефектолог:
– Как мы различаем друг друга?
Дети:
– По именам.
Учитель – дефектолог:
– Назовите имена своих родителей, родных и близких.
Учитель – дефектолог:
– У кого в доме есть кошка? собака? Как их зовут?
– У людей имена, а у животных... (клички).
– У каждой вещи есть свое имя, название. Посмотрите вокруг и скажите, что может двигаться? Что может звучать? На чем можно сидеть? Спать? Ездить?
Подведение итога занятия.
Литература:
Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников / Ф.А. Сохин. – Воронеж : НПО 'МОДЭК', 2002. – 224 с.
Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. –– М.: Издательствово Института Психотерапии, 2001. – 256 с.
Ушакова О.С, Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учебно-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений.— М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 288 с.
|
|
|