|
Особенности познавательной деятельности у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Особенности познавательной деятельности у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Одной из главных причин школьной неуспеваемости у учащихся с задержкой психического развития является недостаточная сформированность у них познавательных процессов.
Формирование познавательной деятельности младших школьников с задержкой психического развития мы понимаем как процесс коррекционно-развивающего обучения.
Помочь конкретному ребенку невозможно без понимания определенных трудностей, которые у него возникли. А это требует от педагога умения распознать типичные трудности и оказать конкретную помощь. От чего зависит трудность учебной деятельности школьника?
С одной стороны, от особенностей учебного материала, с другой - от возможностей самого школьника, от индивидуальных и возрастных особенностей его памяти, внимания, мышления и, конечно, от мастерства учителя.
Существует 3 фактора, которые могут вызвать дефекты познавательной деятельности и тем самым влиять на успеваемость учащихся.
1 .Несформированность приемов учебной деятельности.
2.Недостатки развития психических процессов.
3.Неадекватное использование учащимися своих устойчивых индивидуально-психологических особенностей.
Для разработки рекомендаций по совершенствованию коррекционно-развивающего обучения младших школьников с задержкой психического развития было проведено психологической службой школы исследование учащихся 4 «В» класса, позволившее дать подробное дифференцированное описание психолого-педагогических особенностей участников исследования. В результате этой работы удалось выделить группы детей, отличающихся по основным показателям познавательной деятельности.
33% детей могут пропускать буквы в письменных работах. Это явление имеет несколько причин:
44% детей постоянно допускают орфографические ошибки. Возможные причины:
низкий уровень развития произвольности;
несформированность приемов учебной деятельности;
низкий уровень объема и распределения внимания;
низкий уровень развития кратковременной памяти.
22% страдают невнимательностью и рассеянностью. Причины были выявлены следующие:
• низкий уровень развития произвольности;
32% испытывают трудности при решении математических задач.
• Значит плохо развито логическое мышление;
• слабое понимание грамматических конструкций;
несформированность умения ориентироваться на систему признаков;
низкий уровень развития образного мышления.
11% детей неусидчивы.
• Чаще всего это вызвано низким уровнем развития произвольности;
индивидуально-типологическими особенностями личности.
21% детей испытывают трудности в понимании объяснения учителя с первого раза. Причины:
• слабая концентрация внимания;
несформированность приема учебной деятельности;
низкая степень восприятия и произвольности.
У 29 % детей постоянная грязь в тетради. Причина может находиться в слабом развитии мелкой моторики пальцев рук и в недостаточном объеме внимания.
30% плохо знают таблицу умножения. Это связано с низким уровнем развития механической памяти и долговременной памяти со слабой концентрацией внимания и с несформированностью приемов учебной деятельности.
15% детей постоянно забывают дома учебные предметы. Причины:
• низкий уровень развития произвольности;
• низкий уровень концентрации и устойчивости внимания;
• и основная причина - высокая эмоциональная нестабильность.
6% детей постоянно переспрашивают.
• Это может говорить о низком уровне объема внимания,
• о несформированности умения принять учебную задачу.
5% детей плохо ориентируются в тетради. Причины:
низкий уровень восприятия и ориентировки в пространстве;
слабое развитие мелкой мускулатуры кистей рук.
4% детей часто поднимают руку, а при ответе молчат.
• Не воспринимают себя как школьника, или же у них заниженная самооценка, но возможны трудности в семье, индивидуально-типологические особенности.
Для преодоления выявленных трудностей были предложены следующие методики:
методика развития концентрации и устойчивости внимания;
методика развития объема внимания;
методика развития осмысления на основе слухового восприятия;
методика развития логического и механического запоминания;
методика « Графический диктант»
методика развития самооценки.
В конце учебного года (в апреле) было проведено повторное исследование учащихся. Методики, предложенные нами, оказались действенными. Учителя их успешно использовали. В результате совместной деятельности психолого-педагогической службы, учителя-предметника, детей мы получили желаемый результат. Почти по всем параметрам идет снижение.
Трудности
|
Сентябрь
(%)
|
Апрель
(%)
|
Пропускают буквы в письменных работах
|
33
|
21
|
Допускают орфографические ошибки
|
44
|
35
|
Страдают невнимательностью и рассеянностью
|
22
|
18
|
Трудности при решении математических задач
|
32
|
30
|
Неусидчивы
|
11
|
11
|
Не понимают объяснения учителя с первого раза
|
21
|
20
|
Постоянная грязь в тетради
|
29
|
15
|
Плохо знают таблицу умножения
|
30
|
23
|
Забывают дома учебные предметы
|
15
|
5
|
Постоянно переспрашивают
|
6
|
6
|
Плохо ориентируются в тетради
|
5
|
4
|
Поднимают руку, а при ответе молчат
|
4
|
4
|
По итогам исследования было выявлено, что дети с задержкой психического развития принимают помощь и используют ее в своей деятельности. Они проявляют заинтересованность в получении помощи там, где не могут справиться с заданием самостоятельно.
Таким образом, во время проведения учебно-коррекционной работы с детьми, имеющими задержку психического развития, нужно придерживаться следующих правил:
а) необходимо осуществлять индивидуальный подход к каждому из детей на уроках и во время коррекционных занятий;
б) нужно предотвращать наступление утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала);
в) в процессе обучения следует использовать те методы, с помощью которых можно максимально активизировать познавательную деятельность детей, развить их речь и сформировать у них необходимые навыки;
г) во время работы с детьми этой категории учитель должен проявлять особый педагогический такт. Очень важно постоянно подмечать и поощрять малейшие успехи детей, своевременно и тактично помогать каждому ребенку, развивать в нем веру в собственные силы и возможности.
Бесспорно, правильно организованная коррекционная работа с детьми с задержкой психического развития позволяет достаточно успешно решать проблемы повышения уровня познавательной деятельности, успеваемости, помогает ребенку избежать трудности и проблемы в дальнейшем интеллектуальном и личностном развитии.
|
|
|