Главная страница

Особенности познавательной деятельности у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития


Скачать 63.92 Kb.
Название Особенности познавательной деятельности у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Дата 15.02.2016
Размер 63.92 Kb.
Тип Документы


Особенности познавательной деятельности у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Одной из главных причин школьной неуспеваемости у учащихся с задержкой психического развития является недостаточная сформированность у них познавательных процессов.

Формирование познавательной деятельности младших школьников с задержкой психического развития мы понимаем как процесс коррекционно-развивающего обучения.

Помочь конкретному ребенку невозможно без понимания определенных трудностей, которые у него возникли. А это требует от педагога умения распознать типичные трудности и оказать конкретную помощь. От чего зависит трудность учебной деятельности школьника?

С одной стороны, от особенностей учебного материала, с другой - от возможностей самого школьника, от индивидуальных и возрастных особенностей его памяти, внимания, мышления и, конечно, от мастерства учителя.

Существует 3 фактора, которые могут вызвать дефекты познавательной деятельности и тем самым влиять на успеваемость учащихся.

1 .Несформированность приемов учебной деятельности.

2.Недостатки развития психических процессов.

3.Неадекватное использование учащимися своих устойчивых индивидуально-психологических особенностей.

Для разработки рекомендаций по совершенствованию коррекционно-развивающего обучения младших школьников с задержкой психического развития было проведено психологической службой школы исследование учащихся 4 «В» класса, позволившее дать подробное дифференцированное описание психолого-педагогических особенностей участников исследования. В результате этой работы удалось выделить группы детей, отличающихся по основным показателям познавательной деятельности.
33% детей могут пропускать буквы в письменных работах. Это явление имеет несколько причин:

44% детей постоянно допускают орфографические ошибки. Возможные причины:

  • низкий уровень развития произвольности;

  • несформированность приемов учебной деятельности;

  • низкий уровень объема и распределения внимания;

  • низкий уровень развития кратковременной памяти.

22% страдают невнимательностью и рассеянностью. Причины были выявлены следующие:

• низкий уровень развития произвольности;



32% испытывают трудности при решении математических задач.

• Значит плохо развито логическое мышление;

• слабое понимание грамматических конструкций;

  • несформированность умения ориентироваться на систему признаков;

  • низкий уровень развития образного мышления.

11% детей неусидчивы.

• Чаще всего это вызвано низким уровнем развития произвольности;

индивидуально-типологическими особенностями личности.

21% детей испытывают трудности в понимании объяснения учителя с первого раза. Причины:

• слабая концентрация внимания;

  • несформированность приема учебной деятельности;

  • низкая степень восприятия и произвольности.

У 29 % детей постоянная грязь в тетради. Причина может находиться в слабом развитии мелкой моторики пальцев рук и в недостаточном объеме внимания.

30% плохо знают таблицу умножения. Это связано с низким уровнем развития механической памяти и долговременной памяти со слабой концентрацией внимания и с несформированностью приемов учебной деятельности.

15% детей постоянно забывают дома учебные предметы. Причины:

• низкий уровень развития произвольности;

• низкий уровень концентрации и устойчивости внимания;

• и основная причина - высокая эмоциональная нестабильность.

6% детей постоянно переспрашивают.

• Это может говорить о низком уровне объема внимания,

• о несформированности умения принять учебную задачу.

5% детей плохо ориентируются в тетради. Причины:

  • низкий уровень восприятия и ориентировки в пространстве;

  • слабое развитие мелкой мускулатуры кистей рук.

4% детей часто поднимают руку, а при ответе молчат.

Не воспринимают себя как школьника, или же у них заниженная самооценка, но возможны трудности в семье, индивидуально-типологические особенности.

Для преодоления выявленных трудностей были предложены следующие методики:

  1. методика развития концентрации и устойчивости внимания;

  2. методика развития объема внимания;

  3. методика развития осмысления на основе слухового восприятия;

  4. методика развития логического и механического запоминания;

  5. методика « Графический диктант»

  6. методика развития самооценки.

В конце учебного года (в апреле) было проведено повторное исследование учащихся. Методики, предложенные нами, оказались действенными. Учителя их успешно использовали. В результате совместной деятельности психолого-педагогической службы, учителя-предметника, детей мы получили желаемый результат. Почти по всем параметрам идет снижение.


Трудности

Сентябрь

(%)

Апрель

(%)

Пропускают буквы в письменных работах

33

21

Допускают орфографические ошибки

44

35

Страдают невнимательностью и рассеянностью

22

18

Трудности при решении математических задач

32

30

Неусидчивы

11

11

Не понимают объяснения учителя с первого раза

21

20

Постоянная грязь в тетради

29

15

Плохо знают таблицу умножения

30

23

Забывают дома учебные предметы

15

5

Постоянно переспрашивают

6

6

Плохо ориентируются в тетради

5

4

Поднимают руку, а при ответе молчат

4

4


По итогам исследования было выявлено, что дети с задержкой психического развития принимают помощь и используют ее в своей деятельности. Они проявляют заинтересованность в получении помощи там, где не могут справиться с заданием самостоятельно.

Таким образом, во время проведения учебно-коррекционной работы с детьми, имеющими задержку психического развития, нужно придерживаться следующих правил:

а) необходимо осуществлять индивидуальный подход к каждому из детей на уроках и во время коррекционных занятий;

б) нужно предотвращать наступление утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала);

в) в процессе обучения следует использовать те методы, с помощью которых можно максимально активизировать познавательную деятельность детей, развить их речь и сформировать у них необходимые навыки;

г) во время работы с детьми этой категории учитель должен проявлять особый педагогический такт. Очень важно постоянно подмечать и поощрять малейшие успехи детей, своевременно и тактично помогать каждому ребенку, развивать в нем веру в собственные силы и возможности.

Бесспорно, правильно организованная коррекционная работа с детьми с задержкой психического развития позволяет достаточно успешно решать проблемы повышения уровня познавательной деятельности, успеваемости, помогает ребенку избежать трудности и проблемы в дальнейшем интеллектуальном и личностном развитии.