|
Научно-исследовательская работа. «Загадка псевдонима»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Ширыштыкская СОШ
Научно-исследовательская работа.
«Загадка псевдонима».
Выполнила:
ученица 11 класса
МБОУ Ширыштыкская СОШ
Зубарева Светлана
Научный руководитель:
Тетюхина Татьяна Николаевна,
Учитель русского языка и литературы
2015 г.
Введение.
Когда произношу я ваше имя
Мне хочется зевать, скучать, ворчать,
В то время как другие имена,
Когда их произносишь, открывают
Совсем другие двери наших чувств…
У. Шекспир
С самого раннего детства и на протяжении всей жизни ни одно слово не слышит человек так часто, как своё имя. Когда мы знакомимся с кем-то, мы узнаём сначала его имя. Мы просим подписаться под своей работой, в каком-либо документе, чтобы знать к кому они имеют отношение. Но бывают ситуации, когда человек не хочет или не может называть своё имя. И тогда он прячется за вымышленное. Такое имя называется псевдонимом.
«Загадка псевдонима»! Под этой темой скрывается много таинственного и интересного.
Актуальность: Я считаю, что тема нашего исследования актуальна. Псевдонимы – большой пласт неофициальных именований – ещё недостаточно изучены с точки зрения языковой теории, поэтому они представляют особый лингвистический интерес.
Изучив программу по литературе, пришли к выводу, что в школе с 5 по 11 классы изучается 179 русских писателей и поэтов. 103 из них имеют псевдонимы.
Цель работы: исследование причин появления псевдонимов и их роли.
Гипотеза: Предположим, что иследование тайн псевдонимов позволит ближе познакомиться с биографией и творчеством писателя.
Задачи:
показать результаты социологического опроса;
дать определение слова «псевдоним»;
проследить историю возникновения псевдонимов;
классифицировать их по определенным группам;
установить причины выбора псевдонимов (на примере 1 из псевдонимов А.П. Чехова)
Объект исследования: писатель 19 века - Антон Павлович Чехов.
Он занимает 1 место по численности псевдонимов. Всего известно свыше 50 чеховских псевдонимов.
У Антона Павловича очень интересная биография, и вся его жизнь полна необычных стечений обстоятельств, событий и загадок. Загадки его жизни скрываются под псевдонимами. Разгадав их, мы узнаем много интересного о писателе.
Сконцентрировав внимание на одном писателе и его псевдониме, я тем самым смогу сделать свою самостоятельную работу и предложить её сверстникам. Возможно, кто-то из них по-другому посмотрит на такой предмет как книга, и чтение вновь займёт первое место в его жизни.
Предмет исследования: псевдоним А.П. Чехова: «Брат моего брата»
Практическая значимость исследовательской работы
Материалы и результаты работы могут быть использованы на спецкурсах и факультативных занятиях; в курсе преподавания русского языка и литературы в школе; в работе библиотекаря, а также другими учащимися для продолжения работы над темой.
Методы исследования:
1. теоретические (то есть анализировали факты из литературных источников и Интернет-ресурсов, обобщали материал);
2. эмпирические (проводили статистические исследования);
3. математические (статистически обрабатывали материал).
Результаты соцопроса
С целью изучения осведомлённости школьников в области псевдонимики мы в нашей школе провели опрос. В нём участвовало 23 человека с 7 по 11 классы. Опрос показал, что большинство школьников знают, что такое псевдоним. Эти же ученики назвали псевдонимы следующих писателей: Максим Горький — Алексей Максимович Пешков, Марк Твен — Сэмюэл Ленгхорн Клеменс, «Человек без селезёнки» - А.П. Чехов
Разными были мнения учеников по вопросу: в чем причина того, что писатель берёт псевдоним?
Придать своему имени загадочности и таинственности – 18%.
Пиар-ход.– 6%.
Скрыть настоящие имя и фамилию – 44%.
Боязнь критики –32%.
Таким образом, результаты опроса еще раз подтвердили актуальность нашей работы: объем знаний школьников в области псевдонимики невелик.
Что такое псевдоним?
В Российском энциклопедическом словаре под ред. А. М. Прохорова:
Псевдоним ( от греческ. псевдос- ложь, онума- имя) – это условное имя автора или артиста, которое заменяет его настоящее имя или фамилию.
В Словаре русского языка Ожегова Псевдоним - вымышленное имя ,которое иногда принимают писатели, артисты
История возникновения псевдонимов
Обычай заменять своё имя другим возник давно, ещё до изобретения книгопечатания. Псевдонимам предшествовали обыкновенные прозвища. Порой прозвища становились литературными именами независимо от воли их носителей.
Некоторые прозвища были связаны с внешним обликом автора. Порой прозвище подчёркивало какую-нибудь черту в характере автора, его жизни и творчестве. Но чаще всего фамилию заменяло прозвище, связанное с местом рождения или жительства автора.
Классификация псевдонимов
1. Коллективный псевдоним – псевдоним, под которым объединено несколько авторов. Например, Кукрыникс – псевдоним советских художников – графиков и живописцев Михаила Куприянова, Порфирия Крылова, Николая Соколова.
2.Сценические имена.
Например, певица Валерия – Алла Перфилова, певица Ёлка – Елизавета Иванцив, клоун Карандаш – народный артист СССР Михаил Румянцев.
3.Политический псевдоним – вымышленное имя или фамилия , под которыми выступают политические деятели. Например, Ленин – Владимир Ильич Ульянов, советский политический и государственный деятель.
4. Агентурный псевдоним – вымышленная фамилия, имя, прозвище, цифровой, буквенный или знаковый символ, которые избирают себе. Под ним фигурируют в оперативных документах в целях конспирации агенты, резиденты, содержатели явочных квартир, кадровые сотрудники органов госбезопасности. Например, Рудольф Иванович Абель - советский разведчик-нелегал – это Вильям Август ( Генрихович) Фишер.
5.Псевдонимы писателей и поэтов.
Например, Максим Горький – Алексей Максимович Пешков, Корней Чуковский – Николай Корнейчуков, Даниил Хармс – Даниил Иванович Ювачёв.( Приложение 1)
Причины использования псевдонимов писателями и поэтами
Причин появления псевдонимов множество: Это проба пера, цензура, сословные предрассудки, другая профессия и недовольство родных, обыденность настоящей фамилии, комический эффект и другие…
Загадочная история появления псевдонима Чехова «Брат моего брата»
В ходе исследования мы обнаружили, что псевдонимом «Брат моего брата» Антон Павлович подписывался в 1883 году. При чём, только в статьях и журналах.
Известно, что сам Чехов часто шутил и очень ценил чувство юмора и тех, кто быстро улавливает шутку. " Да-с, это уж вернейший признак: не понимает человек шутки – пиши, пропало!" - говаривал Антон Павлович. Значит, с уверенностью можно сказать, что одной из причин появления псевдонима «Брат моего брата» является желание автора произвести комический эффект.
Мы решили не останавливаться на этом и продолжить работу над псевдонимом. Выражение «Брат моего брата» говорит о том, что у А.П. Чехова был брат. Чтобы узнать, Был ли брат у Антона Павловича и какова связь между псевдонимом и братом Антона Павловича, мы работали над темой «Семья А. П. Чехова» и узнали, что писатель из многодетной семьи (пятеро детей) Всего у Антона Павловича Чехова было 3 брата: Иван Павлович-педагог; Михаил Павлович-юрист по образованию, он начал писать, будучи ещё учеником гимназии; Николай Павлович - талантливый художник, иллюстратор и карикатурист; и Александр Павлович - журналист и беллетрист, написал значительное количество рассказов.
Итак, два брата Антона Павловича, как и он, были писателями. Александр Павлович Чехов (1855 — 1913 гг.) – старший брат Антона Павловича. Еще, будучи студентом, он начал сотрудничать в юмористических журналах, а с 1886 г. – в газете «Новое время» и других изданиях. Написал значительное количество юмористических рассказов, сценок, очерков, публицистических и историко-литературных статей, повестей и романов.
Михаил Павлович Чехов (1865 — 1936 гг.) – младший брат А.П. Чехова. Во второй половине 1880-х годов Михаил Павлович деятельно сотрудничал в юмористических журналах «Будильник», «Свет и тени» и др.
С кем же из братьев связан псевдоним? Мы выявили, что А.П. Чехов и его брат Александр печатались в одном журнале («Будильнике»). Антон Павлович подписывался псевдонимом «Брат моего Брата» чтобы уйти от “братской” путаницы.
Заключение
Выполняя данную работу, нам удалось заглянуть в тайные лабиринты антропонимики, раскрыть тайну одного из псевдонимов А.П. Чехова. Результат нашего исследования позволяет сделать следующие выводы: Псевдонимы весьма разнообразны и оригинальны, и у каждого псевдонима - своя судьба. Существует много причин их появления. Раскрыв тайну псевдонима А.П. Чехова, мы узнали много интересного из жизни писателя.
Итак, наша гипотеза подтвердилась:
псевдонимы позволяют ближе познакомиться с биографией и творчеством писателей. Они обогащают и расширяют наши представления об известных и любимых писателях, а их творческие и житейские портреты становятся более яркими и выразительными.
Проведённая нами работа это лишь частичка того, что ещё предстоит сделать. Тема привлекла нас своей таинственностью, и мы обязательно продолжим работу по разгадке псевдонимов. Спасибо за внимание!
ПРИЛОЖЕНИЕ
Примеры псевдонимов
Литературный псевдоним
Александр Грин — Александр Степанович Гриневский
Александра Маринина— Марина Анатольевна Алексеева
Андрей Белый — Борис Николаевич Бугаев
Анна Ахматова — Анна Андреевна Горенко
Аркадий Гайдар — Аркадий Петрович Голиков
Борис Полевой — Борис Николаевич Кампов
Дарья Донцова — Агриппи́наАрка́дьевнаДонцо́ва (в девичестве
Васи́льева)
Жорж Санд — Амандина Аврора Люсиль Дюпен
Льюис Кэрролл — Чарльз Лю́твиджДо́джсон
М. Ильин — Илья Яковлевич Маршак
Максим Горький — Алексей Максимович Пешков
Марк Твен — СэмюэлЛенгхорнКлеменс
Артистический псевдоним
-
Мадонна - Мадонна Луиза Чикконе, англ. MadonnaLouiseCiccone
Марлен Дитрих — Мария Магдалена фон Лош
Мэрилин Монро — Норма Бейкер
Софи Лорен — София Шиколоне
Жан Габен — Жан АлексиМонкорже
Карандаш — Михаил Николаевич Румянцев
Ив Монтан — ИвоЛиви
Марина Влади — Мария-Луиза Полякова-Байдарова
Шер — Шерилин Саркисян
Политические псевдонимы
Ленин — Владимир Ильич Ульянов
Сталин — Иосиф Виссарионович Джугашвили
Троцкий — Лев (Лейба) Давидович Бронштейн
Каменев - Лев Борисович Розенфельд
Коллективные псевдонимы
Козьма Прутков — Алексей Константинович Толстой, Алексей Михайлович Жемчужников, Владимир Михайлович Жемчужников, Александр Михайлович Жемчужников
Кукрыниксы — Михаил Васильевич Куприянов, Крылов Порфирий Никитич, Соколов Николай Александрович.
Павел Багряк — писатели Дмитрий Биленкин, Валерий Аграновский, Владимир Губарев, Ярослав Голованов, Виктор Комаров, а также художник Павел Бунин.
Псевдонимы А. П. Чехова.
Название.
|
Причины появления.
|
«Антоша Чехонте»
|
Первое место в ряду использованных писателем псевдонимов занимает подпись Антоша Чехонте. История этой подписи достаточно известна: она происходит от “школьной” остроты отца-законоучителя Таганрогской гимназии Ф.П. Покровского, имевшего обыкновение шутливо переиначивать фамилии учеников. Эта не очень остроумная гимназическая “дразнилка”, придуманная “на заре туманной юности”, стала основным псевдонимом Чехова-юмориста. Он не только употреблял её в журналах и газетах, но и поставил на обложке двух первых авторских сборников («Сказки Мельпомены», 1884, и «Пёстрые рассказы», 1886).
|
«Гайка № 6»
|
История псевдонима «Гайка № 6» связана с отделом «Винт» в журнале «Мирской толк». Этот «журнал в журнале» появился впервые в № 2 за 1883 г. с подзаголовком: «Инструмент для привинчивания этикетов ко всем медным лбам, звенящим и блестящим в нашем отечестве». В предисловии от редакции среди перечня отделов, предполагаемых в «Винте», сообщалось, что всякий из сотрудников отдела «Гайки», «по порядку вступления, получает очередной номер, и потому каждая статья будет носить подпись: гайка №…» В первом выпуске «Винта» Чехов получил два «гаечных» номерных псевдонима — Гайка № 6 и Гайка № 9.
|
«Человек без селезенки»
|
Псевдоним Человек без селезенки имел серьезную семантическую составляющую «медицинского» характера. Им А. Чехов пользовался более десяти лет. Необычный чеховский псевдоним, считают исследователи творчества А. Чехова, зародился на медицинском факультете Московского университета, где самым сложным курсом считался курс анатомии, с которым, возможно, и связано сочетание Человек без селезенки. С.П. Боткин доказал, что объём селезёнки у человека находится в зависимости от его душевного состояния: те душевные волнения, которые сопровождаются сокращением кровеносных сосудов (страх, испуг, удивление, радость), ведут к уменьшению объёма селезёнки. Поэтому «человек без селезёнки» — это человек, лишённый душевных волнений. А творения Человека без селезёнки объединяет особенный, здоровый взгляд на окружающий мир. Псевдоним Человек без селезёнки выражал те стороны личности Чехова, которые определяли в нём здоровые личностные начала: духовную монолитность и цельность, отсутствие внутренних “колебаний” и практический, трезвый взгляд на вещи. Этот взгляд часто находился в противоречии со временем — и как будто искал некоего “продолжения” в том самом “сплине”, который изначально отвергался псевдонимом.
|
|
|
Семья.
Мать — Евгения Яковлевна (1835 — 1919 гг.), прекрасная хозяйка, очень заботливая и любящая, жила исключительно жизнью детей и мужа. Но, при этом, страстно любила театр, хотя и посещала его нечасто. В ранней молодости она была отдана в таганрогский частный пансион благородных девиц, где обучалась манерам, танцам и хорошим манерам. Евгения Яковлевна оказывала огромное влияние на формирование характеров своих детей, воспитывая в них отзывчивость, уважение и сострадание к слабым, угнетённым, любовь к природе и миру. Антон Павлович Чехов впоследствии говорил, что «талант в нас со стороны отца, а душа — со стороны матери».
Отец — Павел Егорович Чехов (1825 — 1898 гг.), был весьма интересной личностью. Он имел в Таганроге бакалейную лавку, будучи купцом 3-й гильдии, но занимался торговлей без особого рвения, больше уделяя внимание посещению церковных служб, пению и общественным делам. В 1854 году Павел Егорович женился на дочери купца Евгении Яковлевне Морозовой. От нее имел шестерых детей. Обстановка в доме Чеховых была традиционно — патриархальной: дети воспитывались в строгости, часто применялись и телесные наказания, бездельничать никому не дозволялось.
Помимо учебы в гимназии, сыновьям Павла Егоровича приходилось иногда замещать отца в лавке, конечно в ущерб занятиям. По вечерам пели хором. Отец прекрасно играл на скрипке, пел, Маша аккомпанировала на фортепиано, в общем, устраивались целые музыкальные семейные представления. В 1876 году Павел Егорович разорился, и чтобы не попасть в «долговую яму», бежал в Москву, где на тот момент учились два его старшие сына: Александр и Николай. В 1892 году Антон Павлович купил имение Мелихово, и здесь, уже на полном покое, отец следил за хозяйством, занимался вскапыванием грядок, расчисткой дорожек, что было для него большим удовольствием. Павел Егорович умер 12 октября 1898 года в московской клинике после неудачной операции.
Алекс Александр Павлович Чехов (1855 — 1913 гг.) – старший брат Антона Павловича – журналист и беллетрист. Родился 10 августа 1855 года. Окончил Московский университет по естественному и математическому отделениям физико-математического факультета. Некоторое время служил в таможенном ведомстве. Еще будучи студентом, начал сотрудничать в юмористических журналах, а с 1886 г. – в газете «Новое время» и других изданиях. Написал значительное количество юмористических рассказов, сценок, очерков, публицистических и историко-литературных статей, повестей и романов. В письмах к Антону
[Введите содержимое боковой полосы. Боковая полоса представляет собой независимое дополнение к основному документу. Обычно она выровнена по левому или правому краю страницы либо расположена в самом верху или в самом низу. Для изменения форматирования надписи, содержащей боковую полосу, используйте вкладку "Средства рисования".]
Павловичу проявилась большая одаренность его старшего брата как прекрасного стилиста, остроумного, разносторонне образованного человека. В юности Антон Павлович внимательно прислушивался к советам брата и его оценкам своих первых литературных опытов. Александр Павлович умер 17 мая 1913 года в Петербурге. Его младший сын Михаил Чехов был известным артистом Московского Художественного театра.
Николай Павлович Чехов (1858 -1889 гг.) – старший брат А.П. Чехова, талантливый художник, иллюстратор и карикатурист. Родился 6 мая 1858 года в Таганроге, учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. С ним вместе учились и были его друзьями художники И.И. Левитан, М.В. Нестеров и архитектор Ф.О. Шехтель. Будучи студентом, участвовал в художественных выставках, где выставлял большие полотна («Гулянье в Сокольниках», «Въезд Мессалины в Рим» и др.). Его кисти принадлежит картина «Бедность», находящаяся в ялтинском доме-музее. Антон Павлович был очень дружен с братом. Вместе с ним он начинал свою литературную работу в редакциях юмористических журналов. Антон Павлович – в качестве литератора, Николай Павлович – художником-иллюстратором и карикатуристом. Николай Павлович хорошо играл на скрипке и на фортепиано. Умер от туберкулеза легких в возрасте 31 года 17 июня 1889 года в г. Сумы (Украина).
Иван Павлович Чехов (1861 — 1922 гг.) – младший брат А.П. Чехова, педагог, родился 16 апреля 1861 года в Таганроге. В начале 80-х годов был учителем начальной школы в г. Воскресенске, куда во время каникул к нему приезжал А.П. Чехов. С осени 1883г. Учительствовал в московских городских училищах. По свидетельству Михаила Павловича Чехова, прообразом героя рассказа «Иван Матвеевич» послужил брат Иван, который до своего учительства, нуждаясь в заработке, ходил через всю Москву в Сокольники к писателю П.Д. Боборыкину писать под диктовку. Иван Павлович умер 6 марта 1922 года в Москве.
Михаил Павлович Чехов (1865 — 1936 гг.) – младший брат А.П. Чехова, юрист по образованию. Родился 6 октября 1865 года в Таганроге. С 1875 по 1876 гг. он учился в Таганрогской гимназии, а после переезда семьи в Москву – с 1876 по 1885гг. во Второй московской гимназии. В 1889 году М.П. Чехов окончил юридический факультет Московского университета. Пример старшего брата Антона Павловича, творческая атмосфера дома Чеховых – все это повлияло на раннее стремление Михаила Павловича к литературной работе.
Он начал писать еще будучи учеником гимназии. Во второй половине 1880-х годов Михаил Павлович деятельно сотрудничал в юмористических журналах «Будильник», «Свет и тени» и др. Однако по окончании университета он был вынужден поступить на глубоко чуждую ему службу по ведомству министерства финансов. Михаил Павлович резко отрицательно относился к окружавшей его среде чиновников и тяготился своей службой. В 1901 году он ушел в отставку. Детство и молодость Михаил Павлович прожил вместе с Антоном Павловичем, был свидетелем и участником повседневной жизни писателя и многих памятных событий его биографии. Первые воспоминания Михаила Павловича об А.П. Чехове появились вскоре после смерти писателя в 1905-1907гг. Особенно широко развернулась деятельность Михаила Павловича как мемуариста и биографа А. П. Чехова после Октябрьской революции. В середине 1920-х годов тяжелая болезнь сердца заставила Михаила Павловича переехать из Москвы в Ялту и поселиться в доме А.П. Чехова. Михаил Павлович стал ближайшим сотрудником и помощником сестры Марии Павловны, возглавлявшей музей А.П. Чехова. Михаил Павлович скончался 14 ноября 1936 года.
Мария Павловна Чехова (1863 — 1957 гг.) – единственная сестра А.П. Чехова, учительница. Родилась 31 июля 1863 года в Таганроге. В августе 1886 года Мария Павловна поступила преподавательницей истории и географии в частную женскую гимназию Л.Ф. Ржевского в Москве. Здесь она проработала 18 лет, до 1904 года, и оставила педагогическую работу после смерти брата Антона Павловича.
[Введите содержимое боковой полосы. Боковая полоса представляет собой независимое дополнение к основному документу. Обычно она выровнена по левому или правому краю страницы либо расположена в самом верху или в самом низу. Для изменения форматирования надписи, содержащей боковую полосу, используйте вкладку "Средства рисования".]
Обладая способностями в живописи, Мария Павловна с конца 80-х годов много работала в этой области. Ее пейзажи не раз получали одобрение И.И. Левитана. Вместе с матерью Евгенией Яковлевной Мария Павловна вела все семейное хозяйство в Москве, Мелихово и Ялте. После смерти писателя, до революции, Мария Павловна летнюю половину года жила в Ялте с тем, чтобы сохранить дом, сберечь обстановку, следить за его состоянием, производить ремонт. Зимнюю половину года она жила в Москве, работая над материалами архива писателя. В 1921 году стараниями Марии Павловны положено начало музею А.П. Чехова в Москве. С 1926 до 1980-х годов Дом-музей А.П. Чехова являлся филиалом Государственной ордена Ленина библиотеки СССР им. В.И. Ленина. Мария Павловна способствовала развитию деятельности музея, укрепляя его связи с общественностью и с представителями литературы, критики, участвовала в составлении изданий в целях популяризации музея. В годы Великой Отечественной войны Дом-музей А.П. Чехова не мог быть эвакуирован. Мария Павловна, будучи уже в преклонном возрасте, осталась в Ялте и сохранила ценнейшие экспонаты мемориального наследия. М.П. Чехова вела большую общественную работу. Ей было присвоено звание Почетного гражданина Ялты. Прожила Мария Павловна в ялтинском доме писателя 57 лет. Она скончалась 15 января 1957 года. Похоронена Мария Павловна на ялтинском кладбище, рядом с могилами матери Евгении Яковлевны и брата Михаила Павловича.
|
|
|