|
Рассказывание по картине «Дети Севера»
Рассказывание по картине «Дети Севера»
Связная речь: Учить детей составлять рассказ по картине, используя полученные знания и представления; модели; воспитывать умение самостоятельно придумывать события, предшествовавшие изображённым и последующие;
Словарь: Уточнить знания детей о народах нашей страны; упражнять в подборе определений, прилагательных-признаков; синонимов.
Звуковая культура речи: упражнять в чётком произнесении скороговорки; развивать речевое дыхание.
Развивать внимание, мышление, воображение.
Предварительная работа. Провести несколько познавательных бесед на тему «Жизнь Севера», чтение художественных произведений о жизни на севере; рассматривание иллюстраций о народах Севера.
Материал к занятию: Карта, картина «Дети Севера»; музыкальная подвижная игра «У оленя дом большой»; модели: «глаз», «нос», «ухо», «руки»; стрелки синяя и красная.
Ход занятия:
Воспитатель:
(предлагаю посмотреть на карту)
- Дети, как называется наша Родина?
- В России живет много разных народов, не только русские.
- Сегодня мы с вами будем говорить о Северном крае нашей страны.
- Что вы можете рассказать о севере нашей страны?
- Например, вчера мы с вами смотрели фильм о жителях Севера – хантах. Что вы запомнили из этого фильма?
- На Севере живут якуты, ненцы, коряки, чукчи, долганы, ханты, манси и другие народы. Живут они здесь очень давно. Это смелые и мужественные люди. Природа Севера суровая и жить там очень нелегко.
- А почему, как вы думаете? (там все время лежит снег, бывают сильные морозы, дуют холодные ветры и кружат метели).
- Давайте посмотрим на картину «Дети Севера».
( даю детям время самостоятельно рассмотреть картину)
- Что изображено на этой картине?
- Что изображено в центре картины?
- Что это за животное?
- Какую пользу приносят олени? Чем они питаются?
- Как называются сани?
- Какое настроение у детей, сидящих на нартах? Почему вы думаете, что весёлое?
- Что делают остальные дети, изображённые на картине?
- Во что одеты дети?
- Как вы считаете, нравится ли детям кататься на оленях? Почему?
- Правильно, ребята. На картине изображено катание детей на оленях по глубокому снегу. Они получают огромное удовольствие от этого, потому что олени бегут быстро, и детям это очень нравится.
- Почему, как вы думаете, художник назвал эту картину «Дети Севера»?
- Придумайте каждый из вас своё название этой картине.
- Посмотрите на оленей, они быстро бегут. А как можно сказать по-другому? (Олени мчатся, несутся, летят)
- Какие рога у оленей? (ветвистые, гладкие, загнутые)
- Вы сказали, что дети, сидящие на нартах, весёлые. А как ещё можно сказать какие они? Подберите к слову весёлые слова, близкие по смыслу (радостные, бодрые, довольные, оживлённые)
(Использование метода «подзорной трубы»)
- Складываем пальцы 2 рук в трубочку, подносим её к правому глазу, зажмуриваем левый и смотрим на картину. Стараемся увидеть и рассмотреть как можно больше предметов.
- Теперь меняем глаза и проделываем то же самое.
- Какие основные объекты на картине вы увидели?
Физминутка
(музыкальная подвижная пауза)
«У оленя дом большой»
II часть
- А теперь давайте с вами пофантазируем. Представим себе, что каждый из вас «вошёл в картину». Оказался там в толпе детей.
(Модель «глаз»)
- Что вы видите вокруг себя?
(Модель «нос»)
- Какой вокруг вас воздух? Чувствуете ли вы какие-либо запахи?
(Модель «ухо»)
- Какие звуки рядом вы слышите?
(Модель «руки»)
- Потрогайте руками снег. Какой он?
- Подойдите к нартам. Потрогайте, какие они на ощупь? Из чего сделаны? Одним словом какие? (деревянные)
- Вы подошли к оленю. Погладьте его. Что вы чувствуете? Какой он?
- А теперь выйдем из картины (рядом с картиной крепится синяя стрелка налево)
- Подумайте и скажите, что было раньше этого события? Сейчас дети катаются на нартах. А что было ДО этого события?
(крепится красная стрелка направо)
- А что будет ПОТОМ?
- Вот мы с вами рассмотрели картину. Сами побывали там среди детей. Увидели и услышали много интересного.
- Давайте придумаем рассказ о детях, изображённых на картине. Расскажите, как они оказались на нартах, как катались и чем всё это закончилось?
Итог занятия.
|
|
|