Главная страница

Консультация для родителей Ребёнок и слово "нельзя" Наиболее часто в практике воспитания детей встречается слово "нельзя"


Скачать 22.44 Kb.
Название Консультация для родителей Ребёнок и слово "нельзя" Наиболее часто в практике воспитания детей встречается слово "нельзя"
Дата 14.03.2016
Размер 22.44 Kb.
Тип Документы

Консультация для родителей

Ребёнок и слово "нельзя"
Наиболее часто в практике воспитания детей встречается слово "нельзя". Особенно когда ребёнок только начинает ходить, можно слышать постоянные окрики: "Нельзя! Нельзя! Нельзя!" Потом родители уже машинально кричат из кухни "нельзя", даже в тех случаях, когда этого можно избежать. Надо стараться как можно реже использовать данное слово в своей практике.

 Ребёнок – существо целенаправленное и любознательное. Его натура стремится ощутить окружающее, всё испытать, и это стремление не должны перекрывать окрики "Нельзя!"

Вопреки предупреждению родителей сознание ребёнка побуждает его действовать дальше, он как бы внутренне говорит себе: "Я, как взрослый, буду делать так, как я хочу, ведь я не трус". Слово "нельзя" редко произносится спокойным, ровным голосом, обычно оно звучит в приказном тоне, гневно и раздражённо. На эти эмоции дети отзываются соответственно: сердятся, злятся, кричат и, конечно, выражают протест, настаивая на своём, иногда проявляя природное упрямство. Если ребёнок делает что-то недозволенное, нужно использовать принцип отвлечения. Подойти к нему и отвлечь: дать какой-нибудь интересный предмет, вашу ручку, книжку, коробку из-под духов или конфет, всё, что будет интересно и безопасно.

Когда ребёнок проявляет активность в отношении таких опасных предметов, как огонь, электричество, спички, лекарства и т.д., тогда вы обязаны сказать "нельзя". В этих случаях нужно просто объяснить ребёнку, почему это не нужно делать, а со временем он и сам всё поймёт. А когда, например, он берёт ваши бумаги, косметику, надевает вашу одежду, то есть делает то, что не представляет для него опасности, а просто приносит вам неудобства или, возможно, материальный ущерб, необходимо проявить изобретательность и обойтись без слова "нельзя".

Если ребёнка не удаётся отвлечь, дайте ему возможность "изучить" интересующий его предмет, побудьте с ним две-три минуты, покажите, что нужно делать. Тихонько понаблюдайте издалека. Если и после этого ребёнок не отвлекается, тогда, если возможно, уберите ребёнка от опасного предмета. Во всех случаях ровным, твёрдым, уверенным тоном объясните ему, почему с этим предметом играть нельзя. Старайтесь не прибегать к грозным окрикам, взглядам, угрозам, ссорам, ультиматумам – этим вы вряд ли добьётесь своего и только усилите упрямство своего ребёнка.

Воспитывая себя, вы воспитываете своего ребёнка. Изучайте свои взаимоотношения с ребёнком. Пусть кто-нибудь со стороны посчитает количество "нет" и "нельзя", сказанные вами. Возможно, вы используете другие слова, по смыслу аналогичные отрицанию: "не шуми", "не реви", "стой прямо", "не кривляйся", "не паясничай" и т.д., да ещё произносите их сердитым, злым тоном. Будьте внимательны к ситуациям, когда вы сердитесь и злитесь на ребёнка. Наши резкие, сердитые слова вызывают у детей только чувства ущемлённости, огорчения. Эти слова не объясняют им суть запрета, поэтому очень редко исправляют их поведение.

Ребёнок нуждается в спокойных и терпеливых объяснениях, почему существует тот или иной запрет. Обычно это получается у людей с уравновешенным характером. Эмоциональным и нервным людям в этом отношении труднее. Но даже если это не получается с первого или со второго раза, к этому нужно постоянно стремиться. Так вы сможете добиться власти над своими эмоциями.