Главная страница

Урок подготовка к первому сочинению в жанре эссе. 7 класс


Скачать 26.12 Kb.
Название Урок подготовка к первому сочинению в жанре эссе. 7 класс
Дата 03.03.2016
Размер 26.12 Kb.
Тип Урок

Урок – подготовка к первому сочинению в жанре эссе. 7 класс.

Моя первая встреча с М.Ю. Лермонтовым.
Цели: знакомство с жанром эссе как с видом творческой работы;

формирование умения работать с текстом, излагать свои мысли литературным языком;

развивать умения воспринимать информацию.

Межпредметные связи: русский язык, литература.

Оборудование: портрет М.Ю. Лермонтова, таблица «Жанровые особенности эссе», план -памятка по написанию эссе.

Оформление доски: эпиграф.

Какая точность и определенность в каждом слове, как на месте и как не заменимо другим каждое слово! Какая сжатость, краткость и вместе с тем многозначительность!
В.Г. Белинский.
План проведения урока:


  1. Беседа об эссе как о литературном жанре.

  2. Чтение обучающимися литературного примера эссе.

  3. Анализ примерного плана сочинения.

  4. Написание эссе.


Ход урока:


  1. Вступительное слово учителя.

Сегодня мы войдем в мир поэзии и исследования, наполненный различными образами, благодаря которым мы чувствуем сердцем открывающуюся душу поэта. А возникающие чувства помогут нам больше понять себя.

Сообщение темы урока, постановка цели.

  1. Работа с эпиграфом.

Как вы понимаете слова известного критика, характеризующие творчество М.Ю. Лермонтова? Подтвердите их, приведя примеры из известных вам произведений поэта.

Впервые в 7 классе вы познакомились с крупным произведением М.Ю. Лермонтова «Песней про купца Калашникова…». Но сегодня мы вспомним вашу первую встречу с великим поэтом и попытаемся описать ее в жанре сочинения-эссе.

  1. Введение в тему.

Какие ассоциации вызывает у вас термин «эссе»? Что значит написать сочинение в жанре эссе? Каким оно должно быть, по-вашему?

  1. Изучение нового материала.

Работа с таблицей «Признаки эссе».

  1. Неограниченность тем.

  2. Индивидуальный авторский подход к их освещению.

  3. Отсутствие задачи исчерпывающе полно осветить тему.

  4. Свободная композиция.

  5. Небольшой объем.

  6. Прозаическая форма

На основании данных признаков составляем определение эссе.

Эссе – небольшое по объему сочинение на любую тему, имеющее свободную композицию и прозаическую форму, индивидуальный авторский подход к освещаемой теме.

Делаем вывод. Основная цель эссе- заставить читателя думать, разбудить в нем удивление, самостоятельную мысль, потребность в самовыражении.

Работа со статьей учебника. (Литература. 7 класс. Автор Коровина В.Я. и др.)

- Что узнали о М.Ю. Лермонтове из рассказа И. Андроникова.

Чтение фрагментов из произведений, в которых авторы вспоминают о своей первой встрече с Лермонтовым. ( «Читаем, думаем, спорим»: Дидактические материалы по литературе)

- Какой из фрагментов подошел бы вам для начала рассказа о поэте?

- Какое начало, возможно, придумали сами? Расскажите о нем.

- Какие отрывки из стихотворений поэта включили бы вы в свое эссе?

Работа с примерным планом написания эссе.

  1. Когда произошла моя первая встреча с Лермонтовым?

  2. Какой мне запомнилась первая книга произведений поэта (или первое произведение)?

  3. Что в ней особенно заинтересовало, понравилось? Чем привлекла мое внимание?

  4. Что я мысленно «видел», слушая или читая эту книгу? Какое отношение вызвали у меня ее герои?

  5. Что запомнилось наизусть?

  6. С кем и как делился я радостью первой встречи с Лермонтовым?

5.Написание черновика эссе.

6. Выступление желающих.

7. Рефлексия.

- Что показалось интересным на уроке?

- Что вызвало затруднения?

- Над чем стоит поразмышлять в дальнейшем?

8. Итог.

- Сегодня мы познакомились с жанром эссе, и хочется верить, что к вашим будущим творческим работам также будут применимы слова В.Г. Белинского «точность», «определенность», «многозначительность».

9. Домашнее задание.

- Закончить работу над эссе.