|
Урок подготовка к первому сочинению в жанре эссе. 7 класс
Урок – подготовка к первому сочинению в жанре эссе. 7 класс.
Моя первая встреча с М.Ю. Лермонтовым.
Цели: знакомство с жанром эссе как с видом творческой работы;
формирование умения работать с текстом, излагать свои мысли литературным языком;
развивать умения воспринимать информацию.
Межпредметные связи: русский язык, литература.
Оборудование: портрет М.Ю. Лермонтова, таблица «Жанровые особенности эссе», план -памятка по написанию эссе.
Оформление доски: эпиграф.
Какая точность и определенность в каждом слове, как на месте и как не заменимо другим каждое слово! Какая сжатость, краткость и вместе с тем многозначительность!
В.Г. Белинский.
План проведения урока:
Беседа об эссе как о литературном жанре.
Чтение обучающимися литературного примера эссе.
Анализ примерного плана сочинения.
Написание эссе.
Ход урока:
Вступительное слово учителя.
Сегодня мы войдем в мир поэзии и исследования, наполненный различными образами, благодаря которым мы чувствуем сердцем открывающуюся душу поэта. А возникающие чувства помогут нам больше понять себя.
Сообщение темы урока, постановка цели.
Работа с эпиграфом.
Как вы понимаете слова известного критика, характеризующие творчество М.Ю. Лермонтова? Подтвердите их, приведя примеры из известных вам произведений поэта.
Впервые в 7 классе вы познакомились с крупным произведением М.Ю. Лермонтова «Песней про купца Калашникова…». Но сегодня мы вспомним вашу первую встречу с великим поэтом и попытаемся описать ее в жанре сочинения-эссе.
Введение в тему.
Какие ассоциации вызывает у вас термин «эссе»? Что значит написать сочинение в жанре эссе? Каким оно должно быть, по-вашему?
Изучение нового материала.
Работа с таблицей «Признаки эссе».
Неограниченность тем.
Индивидуальный авторский подход к их освещению.
Отсутствие задачи исчерпывающе полно осветить тему.
Свободная композиция.
Небольшой объем.
Прозаическая форма
На основании данных признаков составляем определение эссе.
Эссе – небольшое по объему сочинение на любую тему, имеющее свободную композицию и прозаическую форму, индивидуальный авторский подход к освещаемой теме.
Делаем вывод. Основная цель эссе- заставить читателя думать, разбудить в нем удивление, самостоятельную мысль, потребность в самовыражении.
Работа со статьей учебника. (Литература. 7 класс. Автор Коровина В.Я. и др.)
- Что узнали о М.Ю. Лермонтове из рассказа И. Андроникова.
Чтение фрагментов из произведений, в которых авторы вспоминают о своей первой встрече с Лермонтовым. ( «Читаем, думаем, спорим»: Дидактические материалы по литературе)
- Какой из фрагментов подошел бы вам для начала рассказа о поэте?
- Какое начало, возможно, придумали сами? Расскажите о нем.
- Какие отрывки из стихотворений поэта включили бы вы в свое эссе?
Работа с примерным планом написания эссе.
Когда произошла моя первая встреча с Лермонтовым?
Какой мне запомнилась первая книга произведений поэта (или первое произведение)?
Что в ней особенно заинтересовало, понравилось? Чем привлекла мое внимание?
Что я мысленно «видел», слушая или читая эту книгу? Какое отношение вызвали у меня ее герои?
Что запомнилось наизусть?
С кем и как делился я радостью первой встречи с Лермонтовым?
5.Написание черновика эссе.
6. Выступление желающих.
7. Рефлексия.
- Что показалось интересным на уроке?
- Что вызвало затруднения?
- Над чем стоит поразмышлять в дальнейшем?
8. Итог.
- Сегодня мы познакомились с жанром эссе, и хочется верить, что к вашим будущим творческим работам также будут применимы слова В.Г. Белинского «точность», «определенность», «многозначительность».
9. Домашнее задание.
- Закончить работу над эссе.
|
|
|