|
Образовательная область «Безопасность»: интеграция. Интеграция образовательной области «Безопасность»
Образовательная область «Безопасность»: интеграция.
Интеграция образовательной области «Безопасность» с другими образовательными областями по задачам и содержанию психолого-педагогической работы, а также по средствам организации и оптимизации образовательного процесса
1.Интеграция с другими областями по задачам и содержанию психолого-педагогической работы
Дошкольное образование призвано обеспечить создание основного фундамента развития ребенка. В современной системе дошкольного образования складываются новые модели организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Инструментом в создании таких моделей может выступать интеграция. Многие специалисты выделяют ее как один из путей достижения качества образования, его обновления и эффективности в развитии личности ребенка, сохранения здоровья и свободного пространства детей.
«Безопасность и здоровье». В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Плохое самочувствие, болезни являются причинами отставания в росте, неуспеваемости, плохого настроения. Для этого необходимо: формировать представления детей о ценностях здорового образа жизни; прививать навыки личной гигиены и элементарные правила оказания первой помощи; воспитывать сострадания, соучастия к инвалидам, больным, немощным, престарелым и одиноким людям.
Для достижения целей здоровьесберегающих технологий необходимо определить основные средства обучения и воспитания: средства двигательной направленности (физические упражнения, физкультминутки, эмоциональные разрядки и «минутки покоя», гимнастика (оздоровительная, пальчиковая, корригирующая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости), самомассаж, тренинги и др.), оздоровительные силы природы, гигиенические.
В старшем дошкольном возрасте дети без особых усилий усваивают знания о строении организма человека и приобретают первоначальные навыки ОБЖ, если знания преподносятся в доступной и увлекательной форме.
«Безопасность и физическая культура». Целью физического воспитания является воспитание здорового, жизнерадостного, жизнестойкого, физически совершенного, гармонически и творчески развитого ребенка. Использование разнообразных форм двигательной деятельности создает оптимальный двигательный режим, необходимый для полноценного физического развития и укрепления здоровья ребенка. Так, например, во время физкультурных занятий на воздухе, успешно решаются задачи закаливания, воспитания выносливости. Развивается координация движений и ориентировка в пространстве. Подвижные и спортивные игры способствуют формированию развития внимания, воображения, быстрому реагированию на сигналы педагога. Разнообразие двигательных игровых ситуаций и сюжетов позволяет расширять кругозор детей об окружающем мире. Таким образом, физическая культура подготавливает ребенка к жизни.
«Безопасность и познание». Формирование познавательного интереса, целостной картины мира и рассматривание явлений способствуют развитию речи. Формирование умения сравнивать, обобщать, делать выводы углубляют представления детей о понятии, закономерностях, связанных с понятием, расширяют кругозор. При ознакомлении с окружающим миром, систематизируются и углубляются знания детей о предметах и явлениях, формируется интерес к различным формам познания мира: моделирование, экспериментирование, наблюдения. Так, через наблюдения у детей формируются представления о животных и растениях, правила осторожного обращения с ними. Воспитываются бережные отношения к природе, живым объектам. Давая понятия «левая, правая сторона», педагог ориентирует детей в окружающем пространстве; привлекает к составлению планов, схем участка, дороги. Следовательно, при формировании у детей культуры безопасного поведения в окружающей среде, у детей развивается познавательная активность, так как вопросы и задания требуют от детей применения опыта реальной жизни в нестандартной ситуации.
«Безопасность и коммуникация». В процессе овладения навыками безопасного поведения в окружающей среде у детей развиваются коммуникативные умения, так как перед ними встает необходимость высказать свою мысль, поделиться впечатлениями, рассказать о чем-либо.
«Безопасность и социализация». Социальное развитие ребенка – процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традицию, культуру общества, в котором ему предстоит жить. Он учится жить рядом с другими, учитывая их интересы, правила и нормы поведения в обществе, т.е. становится социально компетентным. Приобщение ребенка к миру взрослых, их деятельности, к миру чувств и переживаний, т.е. ко всему, чем живет общество – задача, которую человечество решает с того времени, когда стала осознаваться необходимость в передаче каждому последующему поколению опыта предыдущего. Социальная действительность включает в себя весь окружающий мир, который окружает ребенка и сопровождает его всю жизнь. Необходимо, чтобы ребенок не просто выучил правила собственной безопасности, но и задумался над тем, что должен сам отвечать за безопасность свою и окружающих его людей, животных, растений. Поэтому в дошкольных учреждениях придается большое значение созданию предметно-развивающей среде в группах, чтобы детям было интересно и комфортно изучать окружающий их мир и чувствовать себя в безопасности.
«Безопасность и труд». Положительное отношение к труду, людям труда формируются в дошкольном возрасте. Дошкольникам посильны четыре вида труда: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд. При формировании навыков самообслуживания дети знакомятся с правилами личной гигиены, учатся прислушиваться своему организму. Хозяйственно-бытовой труд начинает занимать значительное место в жизни детей с 4-5 лет. Они могут выполнять целостные трудовые процессы: мыть игрушки, стирать кукольное белье и т.д. В более старшем возрасте трудовая деятельность приобретает коллективный характер, а затем и самостоятельный. Однако на протяжении всего трудового процесса необходимо формировать у детей правила безопасного поведения с предметами быта, трудовым инвентарем, прививать самостоятельность, аккуратность во время работы, не мешать трудиться другим, оказывать помощь товарищам. Труд в природе требует от детей воспитания бережного отношения к окружающей природе (посадка деревьев, семян растений, уборка опавших листьев, прополка и т.д.). Во время ручного труда дети, совместно с педагогом, изготавливают атрибуты для игр (машины, жезлы, светофоры, дорожные знаки и т.д.).
2.Интеграция с другими областями по средствам организации и оптимизации образовательного процесса
«Музыка». Содержание образовательной области «Музыка» направлено на достижение цели развития музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку. Музыка обладает огромным эмоциональным потенциалом, активизирует детей, значительно повышает качество выполняемых ими упражнений, организовывает коллектив. При формировании у детей навыков осознанного безопасного поведения в различных жизненных ситуациях, необходимо использовать разные формы работы с музыкой: двигательная импровизация под музыку, подвижные игры с музыкальным сопровождением, музыкальное сопровождение отдельных этапов или всего занятия и т.д. Дети принимают активное участие в театрализованных представлениях, праздниках, развлечениях.
«Художественное творчество». Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательно-образовательного процесса ДОУ. Основой художественного воспитания и развития ребенка является искусство. Освоение этой области знаний – часть формирования эстетической культуры личности. Содержание образовательной области «Художественное творчество» направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворении потребности детей в самовыражении. Прививая детям представления об окружающей действительности через художественное творчество, важно формировать у них образные представления о предметах и явлениях природного характера; учить видеть их общие типичные признаки и свойства; понимать взаимосвязь окружающих предметов, зданий, сооружений.
В процессе рассматривания картин, плакатов, фотографий у детей расширяется кругозор.
Кроме того, в различных видах продуктивной деятельности детям необходимо прививать элементарные основы безопасности жизнедеятельности (обращение с ножницами, иголками и т.д.).
«Чтение художественной литературы». Особенности восприятия детьми дошкольного возраста художественного текста таковы, что с помощью книги, ребенок, в первую очередь, открывает мир во всех его взаимосвязях и взаимозависимостях, начинает больше и лучше понимать жизнь и людей, переживая и проживая прочитанное. Процесс общения с книгой является определяющим в интеллектуальном и личностном (в т.ч. мировоззренческом) становлении человека, в его способности к самореализации, в сохранении и передаче опыта, накопленного человечеством. Знакомя детей с правилами безопасного поведения в окружающей действительности через художественную литературу (на примере поступков сказочных и реальных героев), необходимо формировать у них восприятие целостной картины мира (в т.ч. формирование первичных ценностей представлений).
Устное народное творчество, в том числе и прежде всего сказки, неиссякаемая сокровищница мудрости и фантазии, опыта и наблюдательности. Вобрав в себя исторический опыт многих поколений, фольклор имеет колоссальное воспитательное значение для ребенка. Сказки наиболее любимый детьми вид народного творчества. Сказки помогают формировать художественный вкус, воспитывать бережное отношение к миру и людям.
Сказки можно использовать и как средство обучения детей основам безопасности жизнедеятельности. Размышляя над сказкой, дети учатся определять положительных и отрицательных героев, правильно оценивать их поступки: осуждать коварство, жадность, лживость; ищут способы как помочь обманутому и обиженному, как защитить его.
У детей хрупкая и ранимая психика, а сказки являются тем универсальным средством, которое позволяет без морального и эмоционального ущерба рассказывать им об отрицательном в жизни и проводить параллели с современной действительностью.
|
|
|