|
Интегрированный урок (технология + краеведение). Курс «Технология» (региональный компонент "Народные промыслы Карелии"). Тема программы: "Традиционный карельский костюм". Открытый урок конкурс: «Мисс северная красавица». Цели урока
8 класс.
Интегрированный урок (технология + краеведение). Курс «Технология» (региональный компонент "Народные промыслы Карелии").
Тема программы: "Традиционный карельский костюм".
Открытый урок - конкурс: «Мисс северная красавица».
Цели урока:
Воспитывать познавательный интерес к истории народной культуры.
Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Традиционный карельский костюм».
Задачи:
Формирование духовного потенциала личности.
-
Формирование представления о народном мастере как творческой личности, духовно связанной с культурой и природой родного края, носителя традиций коллективного опыта.
Реализация личных творческих способностей учащихся в процессе исследовательской и практической деятельности.
Место урока в учебном плане: итоговый урок по теме «Традиционный карельский костюм».
Методы: словесный, наглядный, ролевая игра.
Оборудование: компьютер, видеопроектор, презентация «В игре детей есть часто смысл глубокий».
Подготовительная работа: сообщить тему урока и его задачи, направив усилия учащихся на подготовку к конкурсу своих творческих работ.
План урока
Вступительное слово учителя – 5 минут.
Демонстрация презентации «В игре детей есть часто смысл глубокий» - 10 мин.
Конкурс «Мисс северная красавица». Просмотр и обсуждение работ – 30 мин.
Подведение итогов – 5 мин.
Ход урока.
Конспект. 1.Вступительное слово учителя. Сегодня мы проводим заключительное занятие по теме: "Традиционный карельский костюм". Я думаю, что предыдущие уроки, где мы с вами создавали карельскую куклу, доставили вам удовольствие. Можно, конечно, купить такую куклу в «Лавке народных ремёсел». Но ведь научиться изготавливать такие куклы совсем не так уж сложно! И вы, я думаю, уже многое умеете и знаете. И сегодня мы попробуем убедиться в этом, повторить и обобщить известные вам сведения о народном карельском костюме, особенностях кроя, цветовой гамме, узнать новые интересные факты. А сделаем мы это в форме конкурса «Мисс северная красавица».
Но прежде, чем мы начнём конкурс давайте вместе вспомним этапы работы над проектом.
2. Просмотр презентации «В игре детей есть часто смысл глубокий».
1 слайд. Не зная прошлого, нельзя понять настоящего, нельзя мечтать о будущем.
2 слайд. Задачи проекта
Формирование духовного потенциала личности.
Формирование представления о народном мастере как творческой личности, духовно связанной с культурой и природой родного края, носителя традиций коллективного опыта.
Реализация личных творческих способностей учащихся в процессе исследовательской и практической деятельности.
3 слайд. Значение игрушки.
Игра и игрушки стары как мир. Появились еще на заре человечества, может быть именно они, способствовали социализации человечества. Его воспитанию, обучению, развитию. Игры, обряды, праздничества в смысловом и эмоциональном отношении преображали хаос бытия. Игрушки в те далекие времена имели многофункциональное назначение. Это был синтез магического, бытового, эстетического.
4 слайд. Самой распространенной среди игрушек всегда была кукла. Древние типы кукол или человеческих фигурок будь то в дереве или в глине, представляли собой идолоподобные изображения с ярко выраженными признаками пола.
Глиняная, деревянная, тряпичная кукла бытовала в крестьянской среде несколько веков и имела различные значения. Куклы во многом были связаны со всевозможными обрядами и во время проведения праздников.
5 слайд. Дизайн – анализ.
6 слайд. Технологическая карта изготовления куклы в карельском костюме.
1.Изготовление туловища ткань х/б св. тела +синтепон.
2.Воротник – ткань белая х/б.
3.Станушка (сорочка, рубашка)– ткань х\б с мелким рисунком или в горошек.
4.Юбка 4-клинка с оборкой х\б.
5.Сарафан–х/б с мелким рисунком
6.Фартук – однотонный шёлк,
кружево, лента атласная.
8.Волосы русые – пакля +лента.
9.Бусы из речного жемчуга.
7 слайд. Мир кукол Светланы Зосимовны
Карелка (из села Кестеньга Лоухского района)
Приехала в Костомукшу в 1980 г., до этого времени работала учительницей в Кемской школе
Основная профессия-учитель начальных классов (1973-2005 гг.)
В фольклорном коллективе «Хете» поёт с 1997 года
Виды рукоделия: с детства занимается вязанием и прядением, теперь ещё: ткёт на станке, шьёт куклы-обереги
«Украшать свой дом – здорово!»-говорит Светлана Зосимовна.
8 слайд. Рождение Jouki (Евдокии)
9 слайд. Мастерская народного костюма
-
Когда куклы будут готовы, их следует одеть в традиционный костюм.
Ткани: ситец, лён, бязь, фланель, шёлк.
По своей фактуре они больше всего напоминают старинные.
Рисунок на ткани должен быть некрупным.
В старину использовали лоскутки от старой одежды.
Ткань была домотканой.
10 слайд. Глаза бояться – руки делают.
11 слайд. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается (видеосюжет».
12 слайд. Чья на свете всех милее…? (фото сессия)
3. Конкурс «Мисс северная красавица».
Правила конкурса:
конкурс проходит в виде соревнования между учащимися;
-
конкурсные задания оцениваются в баллах;
учащийся-победитель определяется по наибольшему количеству баллов.
Критерии оценивания:
правильность и полнота выполнения;
оригинальность решения;
выполнение задания за отведенное время.
Поощрительные баллы:
дополнительный ответ (3 балла);
ответ раньше времени (2 балла).
Штрафные баллы:
пользование тетрадью (2 балла);
помощь учителя (2 балла);
громкое обсуждение (2 балла).
На доске оформляется следующая таблица:
Фамилия
Имя № п / п
|
1
1 – 3 балла
|
2
1 – 3 балла
|
3
1 – 3 балла
|
4
1 – 3 балла
|
5
1 – 3 балла
|
1
2
|
|
|
|
|
|
Конкурс пройдёт в несколько туров.
1 тур – допускаются все желающие. Каждая участница должна представить визитку, в которой указать - имя, коротко о себе; реклама куклы в номинациях:
Кукла в будничном костюме;
Кукла в праздничном костюме;
2 тур – В народной среде поощрялось изготовление кукол и игры с ними. Поясните почему?
Прежде всего, это было связано с подготовкой девочки к роли матери и к женскому ручному труду. Учились шить, вышивать, прясть. Постигать традиционное искусство одевания. Когда девушка вырастала и становилась девушкой, кукла становилась для нее визитной карточкой.
Как правило, на посиделки, куда заглядывали и будущие женихи, девушки приходили с куклами, по наряду которых судили о способности рукоделию будущей жены.
3 тур – Оцениваются по качеству обработки костюма.
4 тур – допускаются 5 лучших. Вопросы:
Основное отличие обычной куклы от куклы – оберега;
На Руси существовал обычай: девичий убор и причёска должны отличаться от головного убранства замужней женщины. Назови эти отличия.
Каковы функции вышивки? (Оберег, украшение).
Какой вид одежды присутствовал как в женском костюме, так и в мужском (рубаха).
Какое цветовое сочетание чаще всего присутствует в карельском костюме.
5 тур – допускаются 2 лучших куклы. Конкурс «Кто больше» (наберёт очков):
Особенности женского карельского костюма;
Последовательность изготовления карельской куклы.
На праздники девушки и женщины трижды меняли одежду. Назовите, для каких целей это делалось? (Церковь, днём на праздник, бесёду).
снять пояс на людях – это по народным понятиям, распоясаться. Что это значит? (Уподобиться колдуну, призывающему не чистую силу).
В какое время года девушки и женщины готовили свои наряды? Почему?
-
Поясните высказывание «…по костюму можно много узнать о человеке, его достатке»
4. Подведение итогов. Вы познакомились с историей создания традиционной карельской куклы, традиционным карельским костюмом. Это составляющие карельскую культуру надеюсь, что все ваши знания и умения по данному вопросу уложились в ваших головках и при необходимости вы теперь знаете, к какой полочке вашей памяти обратиться. Желаем удачи. Спасибо за урок.
|
|
|