Главная страница

Рабочая программа экологического кружка «земля наш дом родной»


Скачать 156.23 Kb.
Название Рабочая программа экологического кружка «земля наш дом родной»
Дата 25.02.2016
Размер 156.23 Kb.
Тип Рабочая программа

Рабочая программа экологического кружка

«ЗЕМЛЯ – НАШ ДОМ РОДНОЙ»

ЦЕЛЬ: научить детей любить, беречь, улучшать окружающий мир; помнить о том, что Земля – наш дом; соблюдать главное правило нахождения в природе: не навреди!

ЗАДАЧИ:

  • Воспитание экологически грамотного человека.

  • Формирование ответственного отношения не только к людям, но и к природе.

  • Формирование осознанной ответственности за судьбу природы каждым человеком – это ещё одна важная предпосылка для «заключения мира с природой».

  • Развитие познавательного интереса учащихся, творческой активности.

  • Научить учащихся пользоваться научной литературой.

  • Научить любить природу, правильно её использовать.

  • Изучать растительный и животный мир родного края.

  • Оформить стенды: «Земля – наш дом родной», «История села Ташкирмень»

  • Изготовление поделок из природного материала.

  • Изготовление раздаточного материала для занятий по экологии.

  • Выполнение учебно-исследовательских работ.

  • Научить кружковцев наблюдать за явлениями природы, самостоятельно ставить цель, находить пути решения и делать выводы.


Пояснительная записка.

            Данная программа экологического кружка составлена учителем химии и биологии МБОУ Ташкирменской СОШ Брюховой А.Ю.

          Проблема охраны природы – одна из наиболее актуальных проблем современности, поэтому школьников с юных лет необходимо научить любить, охранять природу и приумножать природные богатства родного края. Привить бережное отношение  к природе и научить школьников разумно использовать научные и технические достижения на благо природы и человека – одна из задач экологического кружка.         

  Цель кружка  - научить детей любить, беречь, улучшать окружающий мир; помнить о том, что Земля – наш дом; соблюдать главное правило нахождения в природе: не навреди!

          Программа кружка рассчитана на  группу учащихся 5 – 6 классов, которые  до 9 класса освоят  все содержание  курса, так как структура курса построена в соответствии с логикой экологической триады: общая экология – социальная экология – практическая экология, или охрана природы. Этот принцип построения работы не отрицает вовлечение в работу кружка учащихся других классов.

       В течение всего курса предусматривается несколько направлений, которые объединяют всю программу: изучение природы родного края, фенологические наблюдения, прослеживание демографической обстановки в родном селе и изменения здоровья школьников за период обучения в школе.

 Основные задачи:

  • Воспитание экологически грамотного человека.

  • Формирование ответственного отношения не только к людям, но и к природе.

  • Формирование осознанной ответственности за судьбу природы каждым человеком – это ещё одна важная предпосылка для «заключения мира с природой».

  • Развитие познавательного интереса учащихся, творческой активности.

  • Научить учащихся пользоваться научной литературой.

  • Научить любить природу, правильно её использовать.

  • Изучать растительный и животный мир родного края.

  • Оформить стенды: «Земля – наш дом родной», «История села Ташкирмень»

  • Изготовление поделок из природного материала.

  • Изготовление раздаточного материала для занятий по экологии.

  • Выполнение учебно-исследовательских работ.

  • Научить кружковцев наблюдать за явлениями природы, самостоятельно ставить цель, находить пути решения и делать выводы.

       Задача кружка, не просто дать знания, а скорее научить учиться и воспитать человека, любящего свою Родину, счастливого, умеющего делать счастливыми других.

      На занятиях кружка учащиеся учатся ставить проблемные вопросы и их решать, проявляя при этом творческие способности, умение аналитически мыслить.

       Внеклассная работа всегда способствует формированию у учащихся нравственности и духовности, развивает любознательность, интерес к  предметам естественно – научного цикла, самостоятельность.         

  • Учащиеся учатся приобретать новые знания, самостоятельно находя их в дополнительной литературе.

  • В связи с тем, что многие учащиеся в сельской местности знакомятся с алкоголем и никотином довольно рано, то антиалкогольные и противоникотиновые вечера помогают пропаганде среди школьников правильного образа жизни.    

  • Во внеклассной работе учащиеся могут лучше проявить свои знания, а также общепринятые человеческие качества (в КВН – взаимопомощь, ответственность не только за себя, но и за команду, взаимовыручка и д. р.)

1. Данная работа связывает экологию  со всеми предметами (литературой, изобразительным искусством, музыкой, русским языком …)

2. При защите  исследовательской работы учащиеся учатся делать компьютерные презентации, тем самым знакомятся  с современными  ИКТ.

3. Внеклассная работа способствует выявлению одарённых детей, помогает им выбрать будущую профессию, и не стеснена рамками урока.                                                              

В связи с тем, что посещение кружка не является обязательным, и работа строится на принципе добровольности, то одним из основных принципов организации деятельности кружка является принцип занимательности. В течение всего периода на занятиях используются игровые моменты, физкультминутки, необходимо помнить, что большую часть времени дети провели малоподвижно на уроках, поэтому необходимо увеличить физическую активность. Уменьшить негативную эмоциональную и психическую нагрузку позволяет использование театрализованных постановок, сказок, что также даёт возможность быть успешным в центре внимания. Так как  кружок посещают учащиеся разного возраста, каждый год состав обновляется, то программа построена таким образом, чтобы можно было учесть интересы, познавательную способность каждого кружковца. В таком варианте есть большая возможность развивать не только индивидуальные интересы каждого, но и умение работать в группе, соотносить свои интересы с интересами всего коллектива в целом, развивать взаимопомощь, разноуровневое решение одних и  тех же проблем.

       Вся деятельность учащихся при выполнении индивидуальных или групповых заданий должна иметь общественно полезную направленность. К общественно - полезной работе относится изготовление оборудования  для проведения занятий по экологии, выполнение исследовательских работ  по изучению природы родного края, проведение акций «Чистое село», «Дорогою добра», «Зеленый листок», «Помоги ближнему» и др. Всё это даёт огромный воспитательный  эффект, так как раскрывает практическое значение получаемых  на  занятиях кружка знаний, способствует их самостоятельному приобретению, вырабатывает умение на основе разрозненных внешних факторов выявлять закономерности. В ходе выполнения общественно полезных заданий у  учащихся воспитывается чувство ответственности, бережное отношение к материальным ценностям и уважение к труду.

     В программе указано примерное количество часов, которое может быть выделено на изучение тем, в зависимости от наличия материальной базы, а также интересов учащихся, часы могут быть перераспределены. В связи с тем, что дети разновозрастные часть  вопросов предполагается для индивидуального изучения или работы в малых группах, завершая совместными  итоговыми занятиями с презентациями, стендовыми защитами, конференциями. 

Реализация программы опирается на полученные знания по природоведению, биологии, географии, краеведения, химии, физики.

Занятия осуществляются как в форме беседы, лекции, практических занятий, игр, индивидуальных занятий, так и  в форме экскурсий, экологических исследований, природоохранных акций, на свежем воздухе для изучения объектов  природы, получения эстетического наслаждения, изучения антропогенного влияния человека на природу, развития физической активности школьников и их оздоровления.

Ожидаемый результат.

В ходе реализации программы учащиеся должны проявлять:

  • познавательный интерес к изучению природы и влияния на неё человека;

  • бережное отношение к природе;

  • творческую активность к познанию окружающего мира;

  • духовно-нравственные качества, воспринимать себя как человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества.

   знать:

  • что такое природа;

  • правила поведения в природе;

  • что такое охрана природы;

  • основные сведения об экологическом состоянии окружающей среды;

  • глобальные экологические проблемы;

  • экологическую ситуацию родного села, района и региона;

  • демографическую ситуацию с.Ташкирмень и д.Макаровка;

  • историю сел Ташкирмень и Макаровка;

  • свою родословную;

  • разнообразие комнатных растений, способы их выращивания;

  • съедобные и ядовитые грибы, способы оказания первой помощи при отравлении грибами;

  • особенности растительного и животного мира Волжско-Камского государственного заповедника, редкие и охраняемые растения и животные родного края;

  • основы здорового образа жизни;

  • влияние вредных факторов на здоровье человека;

  • основы безопасности при возникновении опасных жизненных ситуаций;

  • способы оказания первой помощи при травмах, ушибах, кровотечениях.

 уметь:

  • оценивать экологическую ситуацию;

  • выполнять правила поведения в природе;

  • ухаживать за комнатными растениями;

  • наблюдать за погодой, явлениями природы;

  • составлять температурные графики;

  • составлять карту местности;

  • оказывать первую помощь при ушибах, переломах, кровотечениях, отравлениях;

  • правильно вести  себя в ситуациях, опасных для жизни;

  • участвовать в природоохранных акциях;

  • изготавливать поделки из природных материалов;

  • работать с научной литературой;

  • выполнять учебные рефераты, презентации;

  • самостоятельно ставить цели, находить пути решения и делать выводы.

Формы подведения итогов реализации программы:

  • выставки поделок из природных материалов;

  • фотовыставки;

  • учебно-исследовательские конференции;

  • соревнования, КВН;

  • демонстрация презентаций, экологических представлений;

  • участие в школьных, муниципальных,  республиканских, всероссийских,  международных конкурсах, акциях.

  Программа кружка рассчитана на  группу учащихся 5 – 6 классов, которые  до 9 класса освоят  все содержание  курса, так как структура курса построена в соответствии с логикой экологической триады: общая экология – социальная экология – практическая экология, или охрана природы. Этот принцип построения работы не отрицает вовлечение в работу кружка учащихся других классов.    Программа экологического кружка рассчитана на 5 лет – 174  часа. Содержание программы делится на  три части: «Общая экология», «Социальная экология»,  «Экологические основы охраны природы», построена таким образом, чтобы внеклассная работа могла стать целенаправленной, систематической и результативной.  

Тема первого года работы «Природа вокруг нас». 

           

            ПРОГРАММА.

1. Раздел «Общая экология». Познаю родной край. Организм и среда. Экологические факторы. Среды жизни. Адаптация. Приспособительные ритмы жизни. Фенологические наблюдения. Приспособительные формы организмов. Популяции. Динамика численности популяций. Биоценоз и его устойчивость. Глобальные экологические проблемы. Биоценоз и его устойчивость. Видовой состав биоценозов. Изучение природы родного края. Изучение животного и растительного мира. Редкие и охраняемые животные и растения родного края. Ядовитые и съедобные грибы родного края. Первая помощь при отравлении грибов. Лекарственные и ядовитые растения родного края. Экосистемы. Законы организации экосистем. Цепи питания. Факторы, ограничивающие  биологическую продукцию.

Практические работы. Изучение растений-красителей. Изучение животных родного края. Изучение флоры родного края. Изучение комнатных растений. Изготовление поделок – фито-дизайн. Изготовление пособий для уроков биологии. Решение экологических задач. Составление рефератов, выполнение исследовательских работ.

Экскурсии. Биоценоз. Изучение развития биоценозов родного края.

Игры: Поле чудес. КВН. Осенний бал.

2. Раздел «Социальная экология». Человек – биосоциальный вид. Современные отношения человечества и природы. Социально–экологические взаимосвязи. Система «природа – человек».  Изучение промышленности в Татарстане. Изучение комнатных растений. Экологическая демография. История села Ташкирмень и деревни Макаровка: экологическое состояние, демографическая обстановка. Генеалогические связи. Изучение родословной.

Антропогенные процессы в биосфере. Влияние антропогенных воздействий на природу родного края. Экология человека. Здоровье человека. Строение человека. Факторы здоровья. Физкультура, спорт, физиологические основы закаливания, правила закаливания. Вредное влияние никотина, алкоголя, наркотиков на человека. Влияние шума на организм человека. Школа безопасности жизни. Что мы едим. Правильное питание. Первая помощь при ушибах, переломах, кровотечениях. Дети  в городе, правила поведения на дороге.

Написание рефератов, создание презентаций, выполнение исследовательских работ, проведение конференций.

Практические работы. Изучение загрязнённости поваренной соли. Изучение запылённости окружающей среды. Определение кислотности дождей. Изучение парникового эффекта.  Оказание первой помощи при ушибах, переломах, кровотечениях. Санитарно–гигиеническая оценка рабочего места, классной комнаты. Решение экологических задач.

Экскурсия. Составление экологической тропы, плана-карты родного села.

3.Природа и общество. Памятники природы: Волжско-Камский заповедник, Белые горы, Юрьевская пещера. Вода, свойства, значение, охрана.  Реки нашей местности: Меша, Кама, Волга. Воздух, свойства, значение, охрана. Почва, её состав и значение. Сохранение и увеличение плодородия. Установление загрязнения среды в полевых условиях. Основные сведения об экологическом состоянии окружающей среды. Экологические проблемы современности. Глобальные экологические проблемы. Экологический кризис, пути выхода из него. Законы взаимоотношений общества и природы. Изучение запылённости окружающей среды.  Составление мониторинга состояния окружающей среды. Выполнение творческих проектов и исследовательских работ.

Практические работы. Операция «Чистое село», «Покормим птиц зимой». Изучение и моделирование глобальных проблем.

Экскурсия. Изучаем влияние человека на природу родного края. Родники. Установление загрязнения среды в полевых условиях.  Охрана окружающей среды. Решение экологических задач.

                               
Планирование работы на 2013 – 2014 учебный год.




Содержание занятий

Форма проведения

Форма контроля

Сроки проведения

1.

Организационное занятие. Цель и задачи работы. Разработка проекта «Дорогою добра».

Собеседование

План работы на год.

1 – я неделя сентября

2.

Техника безопасности во время экскурсий.  Природа живая и неживая. Сбор природного материала.

Экскурсия

Обмен впечатлениями

2 –я неделя сентября

3.

Осенние явления в жизни природы.

Экскурсия

Фотографирование: Осенние пейзажи.

3 – я неделя сентября

4.

4 октября - Всемирный день животных. Организация конкурса фоторабот и рисунков на тему «Животные и мы»

Поиск  материалов в Интернете

Выпуск стенгазеты

4 –я неделя сентября

5, 6.

Акция «Зеленый листок»

Посадка комнатных растений в классах и деревьев на пришкольном участке.

Фотоотчет

1 – 2 неделя октября

7.

Создание презентации: Акция «Зеленый листок»

Работа в Интернете

Участие во Всероссийской акции, сертификат участия

3 – я неделя октября

8.

Выставка фоторабот и рисунков «Животные и мы».

 Организация выставки, размещение работ на стенде.

Подведение итогов на общешкольной линейке, награждение призеров

4 – я неделя октября

9.

Осенние фантазии

Изготовление поделок из природного материала

Участие в празднике «Осенний бал»

1 – я неделя ноября

10, 11.

Подготовка и проведение интернет – конкурса «Азбука животных», «Наши друзья – птицы».

Организация подготовки и участия в конкурсе.

Наградные материалы по итогам конкурсов

2 – 3 неделя ноября

12.

 Устный журнал «Курить – здоровью вредить!»

Выступление на общешкольной линейке

Выпуск стенгазеты.

4 – я неделя ноября

13.

Тайны природы и тропа загадок.

Экологическая игра.

Приглашение учащихся школы.

1 – я неделя декабря

14.

Растения и животные зимой. Кормушки для птиц и животных.

Изготовление кормушек для птиц.

Участие в конкурсе кормушек.

2 – я неделя декабря

15.

Мусор: что с ним делать?

Диспут

Творческая мастерская «Вторая жизнь ненужных вещей».

3 – я неделя декабря

16.

Работа над проектом «Дорогою добра» (1 – й этап)

Создание презентации

Защита проекта

(1 – й этап)

4 – я неделя декабря

17, 18.

Зимние фантазии.

Экскурсия

Фотовыставка «Природа зимой».

1 – 2 неделя января.

19.

Конкуренция и соперничество в природе.

Беседа, презентация

Конкурс рисунков по теме

3 – я неделя января

20.

Дружба в природе

Беседа, презентация

Обмен мнениями.

4 – я неделя января

21-24.

Экологическая сказка – сказ про то, как Вовка живую воду искал.

Инсценирование сказки.

Выступление для  учащихся начальных классов, родителей

февраль

25.

Экологическая викторина «Природа вокруг нас»

Викторина

Организация и проведение викторины.

1 – я неделя марта

26, 27.

22 марта – День воды. «Вода – источник жизни»

Работа в интернете  по побору  материалов

Выпуск стенгазеты, устный журнал

2 – 3 –я неделя марта

28.

Птицы – наши друзья!

КВН

Фотоотчет

1 – я неделя апреля

29.

«Мы в ответе за Землю, на которой живем!»

Работа в интернете  по побору  материалов

Выпуск стенгазеты ко Дню Земли

2 – я неделя апреля

30,

31.

Экологическая агитбригада «Мы в ответе за Землю, на которой живем!»

Инсценирование экологической сказки

Выступление для учащихся начальной школы

апрель

32.

Акция «Чистое село», «Зеленый листок»

Субботник

Фотоотчет

май

33.

Пробуждение природы.

Экскурсия

Фотоотчет

май

34.

Работа над проектом «Дорогою добра» (2 – й этап)

Завершение работы над проектом

Защита проекта

(2 – й этап)

май

35.

Волжско-Камский государственный заповедник

Экскурсия

Фотоотчет

май


ЛИТЕРАТУРА.

    1. Волжско-Камский государственный заповедник. /Научно-популярный очерк. -  Казань: Татарское книжное издательство, 1969.

    2. Государственный реестр   ООПТ В Республике Татарстан. Издание второе. – Казань, Издательство «Идель-Пресс», 2007.    

    3. Карташова Л.Б. Места заповедные. Казань, Изд-во «Идель-Пресс», 2007.  

    4. Красная книга Республики Татарстан (животные, растения, грибы). Издание второе. – Казань. Изд-во «Идель-Пресс», 2006.

    5. Лебедев, А.Г. Биология: учеб.-справ. пособие/ А.Г.Лебедев. – М.: АСТ: Астрель, 2006.

    6. Наумов С.П. Зоология позвоночных: Учебник для студентов пед. ин-тов по биол. спец. – 4-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1982.

    7. Растительный и животный мир Татарстана: Учеб.пособие/И.И.Рахимов, К.К.Ибрагимов.- Казань: Магариф, 2006.

    8. Трайтак Д.И. Книга для чтения по ботанике: Для учащихся 5-6 классов. /Сост. Д.И.Трайтак. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1985.

    9. Хартия Земли в Татарстане. 2-е изд., дополн. – Казань: Издательство «Заман», 2007.