|
Учебник для 2 класса: в 2 частях, Просвещение А. А. Плешаков. Тетрадь по окружающему миру для 2 класса: в 2 частях, Просвещение Окружающий мир Электронное приложение к учебнику А. А. Плешакова «Окружающий мир» (CD)
1.Пояснительная записка.
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир» и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
А.А. Плешаков. Окружающий мир: учебник для 2 класса: в 2 частях, Просвещение
А.А. Плешаков. Тетрадь по окружающему миру для 2 класса: в 2 частях, Просвещение
Окружающий мир Электронное приложение к учебнику А.А. Плешакова «Окружающий мир» (CD)
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в/его важнейших взаимосвязях.
2.Общая характеристика учебного предмета.
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
1) идея многообразия мира;
2) идея целостности мира;
3) идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.
Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.
В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.
3.Место учебного предмета в учебном плане.
На изучение курса в каждом классе начальной школы отводится по 2 ч в неделю. Курс рассчитан на 276 ч: в 1 классе — 66 ч в год (33 учебные недели), во 2—4 классах — по 70 ч в год (35 учебных недель в каждом классе).
4.Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
• Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
5.Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
более глубокое представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, обладателя и носителя государственного языка Российской Федерации — русского языка*;
представления о связях между изучаемыми объектами и явлениями действительности (в природе и обществе);
представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре разных народов России, выступающей в форме национального языка, национальной одежды, традиционных занятий и праздничных обычаев;
овладение первоначальными навыками адаптации в изменяющемся мире на основе представлений о сезонных изменениях в природе и жизни людей;
понимание и принятие норм и правил школьной жизни, внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к предмету «Окружающий мир»;
познавательные мотивы учебной деятельности, понимание того, как знания и умения, приобретаемые на уроках окружающего мира, могут быть полезны в жизни;
представление о личной ответственности за свои поступки на основе понимания их последствий и через практику бережного отношения к растениям, животным, окружающим людям;
эстетические чувства, впечатления через восприятие картин природы, архитектурных сооружений и других достопримечательностей Москвы, Санкт-Петербурга, других городов России и разных стран;
этические чувства и нормы на основе представлений о взаимоотношениях людей в семье, семейных традициях, своей родословной, осознания ценностей дружбы, согласия, взаимопомощи, а также через освоение норм экологической этики;
способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий, в том числе учебных проектов*;
установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе представлений о строении и работе организма человека, режиме дня, правилах личной гигиены, правилах безопасного поведения в быту, на улице, в природном окружении, при контактах с незнакомыми людьми;
бережное отношение к материальным и духовным ценностям через выявление связей между отраслями экономики, построение элементарных производственных цепочек, осмысление вклада труда людей разных профессий в создание материальных и духовых ценностей.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Обучающийся научится:
понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;
сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её на определённом этапе урока при выполнении задания по просьбе учителя);
выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы);
планировать последовательность операций на отдельных этапах урока;
фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и шкалы оценивания, предложенные учителем;
соотносить выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно с учителем;
контролировать и корректировать своё поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности.
Познавательные
Обучающийся научится:
понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочих тетрадях для передачи информации;
находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников;
использовать схемы для выполнения заданий, в том числе схемы-аппликации, схемы-рисунки;
понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков, фотографий, таблиц;
анализировать объекты окружающего мира, схемы, рисунки с выделением отличительных признаков;
классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
сравнивать объекты по заданным критериям (по эталону, на ощупь, по внешнему виду);
осуществлять синтез объектов при работе со схемами-аппликациями;
устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;
строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, рисунков-символов, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов;
моделировать объекты, явления и связи в окружающем мире (в том числе связи в природе, между отраслями экономики, производственные цепочки).
Коммуникативные Обучающийся научится:
включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками;
формулировать ответы на вопросы;
слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий;
высказывать мотивированное суждение по теме урока (на основе своего опыта и в соответствии с возрастными нормами);
поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом;
признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
понимать и принимать задачу совместной работы (парной, групповой), распределять роли при выполнении заданий;
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
готовить небольшие сообщения, проектные задания с помощью взрослых;
составлять небольшие рассказы на заданную тему.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
находить на карте Российскую Федерацию, Москву — столицу России;
называть субъект Российской Федерации, в котором находится город (село), где живут учащиеся;
различать государственные символы России — флаг, герб, гимн;
приводить примеры народов России;
сравнивать город и село, городской и сельский дома;
различать объекты природы и предметы рукотворного мира;
оценивать отношение людей к окружающему миру;
различать объекты и явления неживой и живой природы;
находить связи в природе, между природой и человеком;
проводить наблюдения и ставить опыты;
измерять температуру воздуха, воды, тела человека;
определять объекты природы с помощью атласа-определителя;
сравнивать объекты природы, делить их на группы;
ухаживать за комнатными растениями и животными живого уголка;
находить нужную информацию в учебнике и дополнительной литературе;
соблюдать правила поведения в природе, читать и рисовать экологические знаки;
различать составные части экономики, объяснять их взаимосвязь;
прослеживать производственные цепочки, изображать их с помощью моделей;
узнавать различные строительные машины и материалы, объяснять их назначение;
различать виды транспорта;
приводить примеры учреждений культуры и образования;
определять профессии людей по фотографиям и описаниям, находить взаимосвязи между трудом людей различных профессий;
различать внешнее и внутреннее строение тела человека;
правильно строить режим дня, соблюдать правила личной гигиены;
соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту, на воде и в лесу;
различать основные дорожные знаки, необходимые пешеходу;
соблюдать основные правила противопожарной безопасности;
правильно вести себя при контактах с незнакомцами;
оценивать характер взаимоотношений людей в семье, в школе, в кругу сверстников;
приводить примеры семейных традиций;
соблюдать правила вежливости при общении со взрослыми и сверстниками, правила культурного поведения в школе и других общественных местах;
различать стороны горизонта, обозначать их на схеме;
ориентироваться на местности разными способами;
различать формы земной поверхности, сравнивать холм и гору;
различать водоёмы, узнавать их по описанию;
читать карту и план, правильно показывать на настенной карте;
находить и показывать на глобусе и карте мира материки и океаны;
различать физическую и политическую карты, находить и показывать на политической карте мира разные страны.
К концу 2 класса учащиеся должны знать:
неживая и живая природа; растения дикорастущие и культурные; деревья, кустарники, тра вы; животные дикие и домашние; насекомые, рыбы, птицы, звери; основные признаки времен года; некоторые охраняемые растения и животные своей местности; правила поведения в природе; основные сведения о своем городе (селе); домашний адрес; виды транспорта; наиболее распространенные профессии;
строение тела человека; правила личной гигиены; правила безопасного поведения на улице, в быту, на воде, при контактах с людьми;
имена и отчества родителей; основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; культура поведения в общественных местах;
правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств);
основные стороны горизонта; устройство и назначение компаса; основные формы земной поверхности: равнины и горы; основные виды естественных водоемов; части реки;
названия нашей страны и ее столицы, некоторых других городов России; названия нескольких стран мира; государственные символы России.
Учащиеся должны уметь:
различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты неживой и живой природы; различать изученные группы растений и животных; распознавать изученные растения, животных (по нескольку представителей каждой группы); вести наблюдения в природе под руководством учителя, воспитателя группы продленного дня; выполнять правила поведения в природе;
различать изученные виды транспорта, вести наблюдения за жизнью города (села), трудом людей под руководством учителя, воспитателя группы продленного дня;
соблюдать правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств);
выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту;
использовать основные формы приветствия, просьбы и т. д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах;
определять основные стороны горизонта с помощью компаса;
приводить примеры достопримечательностей родного края, Москвы, Санкт-Петербурга.
6.Содержание учебного предмета.
Где мы живем
Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета – Земля, страна – Россия, название нашего города (села), что мы называем родным краем (район, область и т. д.). Флаг, герб, гимн России.
Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные – все это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома – это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему. Экскурсия: Что нас окружает?
Природа
Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце – источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.
Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях.
Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых.
Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды
от загрязнения.
Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними.
Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами.
Сезонные изменения в природе: осенние явления. Экологические связи между растениями и животными: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений (изучается по усмотрению учителя).
Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе.
Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны.
Экскурсии: Живая и неживая природа. Осенние изменения в природе.
Практические работы: Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека. Знакомство с горными породами и минералами. Свойства воды. Распознавание деревьев, кустарников и трав. Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений. Приемы ухода за комнатными растениями.
Жизнь города и села
Город (село), где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории.
Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес.
Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля – составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальные представления об отдельных производственных процессах, например от глиняного карьера до керамических изделий, от стрижки овец до шерстяного трикотажа и т. д. (по усмотрению учителя).
Промышленные предприятия своего города (изучается по усмотрению учителя). Строительство в городе (селе).
Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.
Магазины города, села (изучается по усмотрению учителя).
Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и т. д. (по выбору учителя).
Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя). Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.
Экскурсии: Зимние изменения в природе. Знакомство с достопримечательностями родного города.
Здоровье и безопасность
Строение тела человека. Здоровье человека – его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и лечение; поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения; специальности врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог и др. (изучается по усмотрению учителя).
Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств).
Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Противопожарная безопасность.
Правила безопасного поведения на воде. Правило экологической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах.
Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним покататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д.
Практическая работа: Отработка правил перехода улицы.
Общение
Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей.
Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.
Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.).
Практическая работа: Отработка основных правил этикета.
Путешествия
Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.
Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье, русло); притоки.
Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом.
Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва – столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности столицы. Знакомство с другими городами нашей страны (изучается по усмотрению учителя).
Карта мира. Материки и океаны. Страны мира. Экскурсии: Весенние изменения в природе. Формы земной поверхности родного края. Водоемы родного края. Практические работы: Определение сторон горизонта по компасу. Основные приемы чтения карты.
Проекты: «Родной город (село)», «Красная книга, или возьмем под защиту», «Профессии», «Родословная», «Города России», «Страны мира»
7. Тематическое планирование.
№
|
Тема урока
|
Тип урока
Кол-во
часов
|
Планируемые результаты (предметные)
|
Планируемые результаты (личностные и метапредметные)
Характеристика деятельности
|
Вид контроля
|
Дата
|
Содержание урока
|
Личностные УУД
|
Познавательные УУД
|
Коммуникативные УУД
|
Регулятивные УУД
|
1 четверть.
|
ГДЕ МЫ ЖИВЁМ (4 Ч)
|
|
1.
|
Родная страна.
|
Урок - игра
1 час
|
Россия – многонациональное государство. Знакомство с государственной символикой (герб, флаг, гимн)
|
Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально оцениваемой деятельности. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе.
|
Умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.
|
Умение слушать и вступать в диалог.
|
Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию.
Различать допустимые и недопустимые формы поведения.
|
Тест
|
|
2.
|
Город и село. Проект «Родной город»
|
Проектная деятельность
1 час
|
Дать представление о жизни города и села; воспитывать любовь к родному краю; подготовить к выполнению проекта.
|
Развитие готовности к сотрудничеству.
|
Подведение под понятие – распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез.
|
Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета.
|
Умение корректировать, вносить свои изменения в способ действия, в случае расхождения с эталоном.
|
Проект
|
|
3.
|
Природе и рукотворный мир.
|
Урок введения новых знаний
1час
|
Формировать представление о том, что такое природа; учить различать объекты природы и предметы рукотворного мира; классифицировать их.
|
Формирование адекватной и позитивной самооценки.
|
Умение рассматривать, сравнивать, классифицировать, структурировать.
|
Сотрудничество в поиске информации.
|
Умение высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией.
|
Тест
|
|
4.
|
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живём»
|
Урок –обобще-ние,
1 час
|
Проверить знания и умения учащихся; формировать умение адекватно оценивать свои достижения.
|
Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально-оцениваемой деятельности; потребности в учении.
|
Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.
|
Умение аргументировать своё предложение. Убеждать и уступать.
|
Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё не известно.
|
Проверочная работа
|
|
ПРИРОДА (20 Ч)
|
|
5.
|
Неживая
и живая
природа
|
Урок введения новых знаний
1час
|
Познакомить с новым разделом; формировать первоначальные представления о живой и неживой природе; на конкретных примерах раскрыть связи между неживой и живой природой.
|
Развитие готовности к сотрудничеству.
|
Подведение под понятие – распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез.
|
Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать.
|
Умение корректировать, вносить свои изменения в способ действия, в случае расхождения с эталоном.
|
Тест
|
|
6.
|
Явления
природы.
|
Урок введения новых знаний
1час
|
Познакомить с явлениями живой и неживой природы, различными видами термометров и правилами пользования ими; научить измерять и записывать температуру воздуха.
|
Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально-оцениваемой деятельности; потребности в учении.
|
Поиск и выделение необходимой информации. Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание
|
Умение слушать и вступать в диалог. Развитие готовности к сотрудничеству.
|
Прогнозирование результатов.
|
Тест
|
|
7.
|
Что такое погода.
|
Урок введения новых знаний
1час
|
Дать общее представление о погоде; познакомить с условными метеорологическими знаками для обозначения погодных явлений, а также с народными и научными предсказаниями погоды. Погода нашего края.
|
Формирование адекватной и позитивной самооценки.
|
Поиск и выделение нужной информации. Формирование универсального логического действия - синтеза
|
Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос.
Умение договариваться, находить общее решение.
|
Планирование и контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий.
|
Тест
|
|
8.
|
В гости к осени (экскурсия)
|
Урок - экскурсия
1 час
|
Познакомить с осенними изменениями в природе; расширять знания о растительном и животном мире; воспитывать бережное отношение к природе.
|
Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально-оцениваемой деятельности; потребности в учении.
|
Ориентация в своей системе знаний: в учебнике на развороте, в оглавлении, в словаре.
|
Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо вопрос или предмет. Умение находить общее решение.
|
Умение корректировать, т.е. вносить изменения в способ действия, в случае расхождения с эталоном. Прогнозирование результата.
|
|
|
9.
|
В гости
к осени
|
Урок введения новых знаний
1час
|
Дать представление о характерных признаках осени в неживой природе; расширять знания об осенних изменениях в жизни растений, насекомых и птиц; показать связь между живой и неживой природой.
|
Формирование адекватной и позитивной самооценки.
|
Умение рассматривать, сравнивать, классифицировать, структурировать.
|
Сотрудничество в поиске информации.
|
Умение высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией.
|
Тест
|
|
10.
|
Звёздное
небо
|
Урок введения новых знаний
1час
|
Расширить представление о звёздах и созвездиях.
|
Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально-оцениваемой деятельности; потребности в учении.
|
Определение и формулирование цели деятельности на уроке с помощью учителя.
|
Умение слушать и вступать в диалог. Развитие готовности к сотрудничеству.
|
Волевая саморегуляция. Оценка качества и уровня усвоения материала.
|
Тест
|
|
11.
|
Заглянем в кладовые Земли.
|
Урок введения новых знаний
1час
|
Познакомить с горными породами и минералами; различать составные части гранита.
|
Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально-оцениваемой деятельности; потребности в учении.
|
Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.
|
Умение аргументировать своё предложение. Убеждать и уступать.
|
Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё не известно.
|
Тест
|
|
12.
|
Про воздух…
|
Урок введения новых знаний
1час
|
Познакомить с одним из главных богатств природы – воздухом; показать значение воздуха для растений, животных и человека; воспитывать бережное отношение к природе.
|
Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально-оцениваемой деятельности; потребности в учении.
|
Подведение под понятие – распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез. Умение рассматривать, сравнивать, классифицировать, структурировать.
|
Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета.
Понимание возможности различных точек зрения на какой либо вопрос или предмет.
|
Постановка учебной задачи. Волевая саморегуляция. Готовность к преодолению трудностей.
|
Тест
|
|
13.
|
…И про воду
|
Урок введения новых знаний
1час
|
Познакомить с одним из главных богатств природы – водой; показать значение воды для растений, животных и человека; воспитывать бережное отношение к природе.
|
Тест
|
|
14.
|
Какие бывают растения
|
Урок введения новых знаний
1час
|
Формировать представление о многообразии растений, умение группировать их (деревья, кустарники, травы, лиственные и хвойные растения); познакомить с некоторыми конкретными представителями каждой группы, встречающимися в родном крае; учить распознавать их.
|
Формирование адекватной и объективной самооценки.
|
Анализ объектов. Умение классифицировать, структурировать знания.
|
Сотрудничество в поиске информации.
|
Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё не известно.
|
Тест
|
|
15.
|
Какие бывают животные
|
Урок рефлексия
1час
|
Обобщить знания о животных; научить разделять животных на группы (птицы, рыбы, звери, насекомые); показать зависимость строения животных от их образа жизни. Животные нашего края.
|
Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально-оцениваемой деятельности; потребности в учении.
|
Поиск и выделение необходимой информации. Классификация объектов. Умение осознанно и произвольно строить своё предложение.
|
Умелое оформление своих мыслей в устной и письменной речи.
|
Умение работать по предложенному учителем плану.
|
Тест
|
|
16.
|
Невидимые нити
|
Урок введения новых знаний, 1час
|
Систематизировать и расширять представления об экологических связях между живой и неживой природой, внутри живой природы, между природой и человеком.
|
Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом. Формирование ценности «любовь» к природе.
|
Подведение под понятие – распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез.
|
Сотрудничество в поиске информации.
|
Постановка учебной задачи. Волевая саморегуляция.
|
Проверочная работа
|
|
17.
|
Дикорастущие и культурные растения
|
Урок введения новых знаний,
1 час
|
Формировать понятие «дикорастущие растения», «культурные растения»; показать разнообразие культурных растений нашего края, раскрыть их значение для человека.
|
Ценностно-смысловая ориентация учащихся. Формирование адекватной и позитивной самооценки.
|
Умение рассматривать, сравнивать, классифицировать, структурировать знания.
|
Умение слушать и вступать в диалог.
|
Планирование и контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий.
|
Тест
|
|
18.
|
Дикие и домашние животные
|
Урок введения новых знаний,
1 час
|
Дать представление о диких и домашних животных, их сходстве и различиях; показать разнообразие домашних животных, их значение для человека. Животные нашего края.
|
Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально-оцениваемой деятельности.
|
Поиск и выделение необходимой информации. Классификация объектов.
Знаково-символическое моделирование.
|
Умение аргументировать своё предложение. Сотрудничество в поиске информации.
|
Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё не известно.
|
Тест
|
|
2 четверть.
|
19.
|
Комнатные растения.
|
Урок введения новых знаний,
1 час
|
Познакомить с комнатными растениями; показать их роль в жизни человека; рассказать о правилах ухода за комнатными растениями.
|
Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально-оцениваемой деятельности; потребности в учении.
|
Определение и формулирование цели деятельности на уроке с помощью учителя.
|
Умение слушать и вступать в диалог. Развитие готовности к сотрудничеству.
|
Волевая саморегуляция. Оценка качества и уровня усвоения материала.
|
Тест
|
|
20.
|
Животные
живого уголка.
|
Урок введения новых знаний,
1 час
|
Познакомить с обитателями живого уголка, с правилами ухода за этими животными.
|
Формирование адекватной и позитивной самооценки. Ценностно-смысловая ориентация учащихся.
|
Поиск и выделение необходимой информации. Умение осознанно и произвольно строить речевое предложение.
|
Умение аргументировать своё предложение.
|
Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё не известно.
|
Тест
|
|
21.
|
Про кошек
и собак
|
Урок введения новых знаний,
1 час
|
Познакомить с некоторыми породами кошек и собак, а также их ролью в жизни человека; воспитывать любовь к животным, ответственность за них, бережное отношение к ним.
|
Проект
|
|
22.
|
Красная книга.
|
Урок введения новых знаний,
1 час
|
Познакомить с мерами по сохранению и увеличению численности редких растений и животных; рассказать о Красной книге; расширить и углубить знания о редких животных и растениях родного края; воспитывать бережное отношение к природе. Красная книга Кузбасса.
|
Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом. Формирование ценности «любовь» к природе.
|
Подведение под понятие – распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез.
|
Сотрудничество в поиске информации.
|
Постановка учебной задачи. Волевая саморегуляция.
|
Тест
|
|
23.
|
Будь природе другом. Проект «Красная книга, или возьмём под защиту».
|
Проектная деятельность
1 час
|
Обобщить представления о факторах, угрожающих живой природе; учить уважительному отношению к живым организмам; сформулировать важнейшие правила поведения в природе, направленные на её сбережения (правила друзей природы); подготовить к выполнению проекта.
|
Осознание ответственности человека за благосостояние общества, развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается
|
Поиск и выделение нужной информации.
|
Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета.
|
Волевая саморегуляция. Оценка качества и уровня усвоения материала.
|
Тест
|
|
|
|
|