|
Этапы разработки базы данных
Ф.И. О. Бутузова Е.В.
ПОДРОБНАЯ ПРОГРАММА И СОДЕРЖАНИЕ УРОКА на основе технологии АМО (модерации)
|
Предмет, по которому проводится урок
|
Информатика и ИКТ (2 урока подряд)
|
Класс
|
11
|
Тема:
|
Этапы разработки базы данных
|
Цели урока:
|
Обучающий аспект: сформировать навыки проектирования и создания многотабличной базы данных
Воспитывающий аспект: учить сотрудничать в коллективе
Развивающий аспект: учить системному подходу в решении поставленных задач
|
Этап
|
Время, продолжительность этапа
|
Активный метод обучения (прием, способ, техника)
|
Подробное описание АМО (приема, способа, техники)
|
Инициация
|
5 минут
|
Упражнение «Перестановки»
|
Цель: активизация внимания, создание настроя на мыслительную деятельность, мотивация для изучения информатики
Группы: все ученики
Проведение:
Приветствие учителя.
Все учащиеся выстраиваются в линию, чтобы видеть проекционный экран. Учитель каждому ученику раздает одинаковый набор карточек с буквами (А, А, Б, Е, Й, Р, Т, Т). На экране фрагмент таблицы ASCII
Десятичный код символа
|
Символ
|
128
|
А
|
129
|
Б
|
133
|
Е
|
137
|
Й
|
144
|
Р
|
146
|
Т
|
Учитель называет всем по порядку десятичные коды (146, 128, 144, 128, 129, 133, 137, 146) и предлагает выбрать соответствующую букву из полученного набора карточек. Далее учитель предлагает цепочке учеников замкнуться (образовать круг, чтобы каждый видел последовательность букв – «ТАРАБЕЙТ»), оставшимся объявляет, что они являются управляющими элементами в данной системе и объясняет ПРАВИЛА УПРАВЛЕНИЯ:
Разгадать полученную анаграмму («ТЕРАБАЙТ», в случае затруднений, остальные учащиеся могут помочь)
Из исходной цепочки («ТАРАБЕЙТ») получить это слово («ТЕРАБАЙТ») путем перестановки букв-учащихся по правилу: на одном шаге можно менять только соседние буквы, при этом нужно подсчитать количество перестановок:
-
-
-
|
ТАРАБЕЙТ
|
|
ТРААБЕЙТ
|
|
ТРАБАЕЙТ
|
|
ТРАБЕАЙТ
|
|
ТРАЕБАЙТ
|
|
ТРЕАБАЙТ
|
|
ТЕРАБАЙТ
|
Учащиеся меняются местами и в конце хором читают слово, называют количество перестановок.
В конце учитель спрашивает, какие знания, понятия из курса информатики мы сейчас использовали? Обязательно исправляет ответы, произнося четко и ясно (единицы измерения информатики, представление символьной информации, система управления, массив, алгоритм, алгоритм перестановки элементов в массиве, счетчик).
Вывод:
Подводит итог: Для решения конкретной задачи мы должны использовать целый комплекс, казалось бы не связанных знаний. Для успешного решения практических жизненных задач нужен такой же подход.
|
Вхождение или погружение в тему
|
15 мин
|
Метод «Кластер»
Сообщение цели урока
Деление обучающихся на две группы
|
Цель: повторить старый материал и погрузиться в тему разбивая материал на кластеры.
Группы: 2 равноценные группы
Проведение:
На доске тема урока, цель урока (научится проектировать БД), этапы урока (учитель озвучивает)
Прежде чем приступить к изучению новой темы, вспомним, что мы уже знаем об информационных системах и базах данных. Я предлагаю разделиться на две рабочие команды, пока назовем их просто группа № 1 и группа № 2 . Учащиеся пересаживаются по группам.
На проекционном экране списки групп (составляет учитель заранее, группы по составу должны быть равноценные). Сейчас у вас будет возможность набрать баллы, которые будут учитываться в оценке за урок. Учащимся предстоит отвечать на вопросы. Вопросы задаются группам по очереди, если никто из группы верно не отвечает, то на этот же вопрос может ответить вторая группа и заработать лишний балл. На проекционном экране выводятся вопросы:
Что такое информационная система?
Назовите основные виды информационных систем
Что такое база данных?
Как называется табличная база данных?
Что такое поле БД?
Что такое запись БД?
Что такое главный ключ БД?
Назовите режимы заполнения БД
Какое средство используют для извлечения информации из БД?
Что такое отчет?
Что такое СУБД?
Может ли БД состоять из нескольких таблиц?
Как обеспечивается целостность данных в БД, состоящей из нескольких таблиц?
Назовите возможные типы связей между таблицами
Учитель очень быстро читает вопросы. После ответов учащихся для проверки появляются верные ответы на экране.
Результаты записываются и озвучиваются. Объявляется рейтинг каждой группы (сумма набранных баллов всех членов группы)
Вывод:
Итак, мы знаем, что собой представляет информационная система, что такое база данных. До сих пор мы отрабатывали навыки работы с готовыми БД. А сегодня нам предстоит спроектировать БД «с нуля», зная только название предметной области.
|
Формирование ожиданий учеников
|
10 мин
|
«Покорение вершины Эльбрус»1
|
Цель: обратить внимание на опасения членов групп, учесть их и частично проработать на следующих этапах урока.
Группы : 2 группы .
Проведение:
Для каждой группы создан слайд на котором гора Эльбрус. Предварительно обсудив, на вершине учащиеся вписывают свои ожидания , а у подножия свои опасения , сохраняют свои презентации в сетевой папке.
|
Интерактивная лекция
|
20 минут
|
Метод «Мозговой штурм»
Метод «Инфо – угадайка» (С.Вигман и В.Мюллер «Нетрадиционные методики для образования взрослых». М: ЦИНО Общества «Знание» России, 1998. с. 29
|
Цель: генерировать максимальное количество идей на заданную тему вовлечь всех учащихся в активную работу, поддержать дух соревнования
Группы : 2 группы (Группа №1 – пациенты, группа №2 – мед. работники).
Проведение: Учитель предлагает группам представить себя в роли пациентов и мед. работников и спроектировать БД «Поликлиника» с целью автоматизации работы регистратуры поликлиники.
Наводящие вопросы учителя (на экране): Как вы думаете с чего надо начать? Какие шаги предпринять далее, чтобы алгоритм наших действий по созданию БД был оптимальным? Решению каких задач должна помочь создаваемая БД?
Идет обсуждение в группах. После чего основные мысли группы вносят на слайд презентации в две колонки.
Цель: систематизация нового материала
Группы: две группы
Проведение:
На экране пустая пирамида, которая постепенно будет наполняться информацией.
Учитель комментирует, что-то исправляет, указывает на ошибки (в полученной в результате «Мозгового штурма» таблице и подводит к тому, что постепенно называет этапы:
Первый этап. (Постановка задачи) Рассказывает какие действия следует предпринять на этом этапе (Составить описание предметной области, определение конечной цели создания БД., конкретных задач , которые должна решать БД, а именно: какие данные и в каком виде должны быть представлены, какие работы предполагается с ними осуществить(отбор, дополнение, изменение, печать, вывод отчетов и т.д.) Разрабатывая свою БД, вы сначала будете выступать в роли специалиста предметной области, а затем в роли специалиста по компьютерным технологиям
Итак, нам следует определить список данных, которые необходимо хранить в базе.
Второй этап (Проектирование базы данных) здесь необходимо выделить классы объектов ,определить параметры (например для объекта ВРАЧ – специализация или номер участка, ФИО, № кабинета, график работы и т.д.) , кроме того описать параметры ,отражающие какой-либо процесс(прием у врача: дата приема, фамилия врача, фамилия пациента, диагноз и т.д.)
Третий этап. (Нормализация БД) Полученная БД может обладать рядом недостатков (избыточность информации – повторение одной и той же информации). Следует избавиться от этих недостатков, т.е. выполнить условия:
каждая таблица имеет главный ключ;
все поля каждой таблицы зависят только от главного ключа целиком( а не от его части и не от других полей);
в таблицах отcутствуют группы повторяющихся значений
установлены связи между таблицами
Четвертый этап. (Создание базы данных в СУБД Access)Этот этап отработан на предыдущих уроках и сдан зачет.
Пятый этап (Управление БД)
создание форм для просмотра, ввода и отбора данных в соответствии с поставленной задачей
создание запросов для сортировки, поиска и отбора данных в соответствии с поставленной задачей
создание отчетов для вывода на печать
защита БД
Название этапов в виде пирамиды выводится на проекционный экран, каждому раздаются печатные материалы по изложенной теории.
На экране вновь таблица групп, которую они получили в результате мозгового штурма»
Учитель предлагает группам оценить усилия друг друга с учетом полученной информации по 3-х бальной системе, полученные баллы добавляются к рейтингу групп.
На экране появляется диаграмма, отражающая рейтинг групп.
Вывод: Четкое разделение на этапы позволяет нам оптимально организовать работу и получить конечный результат.
|
Эмоциональная разрядка (разминка) –
|
4 минуты
|
Метод «Пальминг»
|
Цель: расслабление для глаз
Группы: все ученики.
Проведение:
Когда мозг человека занят мысленным представлением, его психика до некоторой степени расслабляется. Чем идеальнее представление, тем глубже расслабление и тем лучше зрение.
Закройте глаза и прикройте их ладонями. Представьте лист белой бумаги попытайтесь мысленно написать на нем чернилами свое имя. Если это удастся, то напишите по буквам свою фамилию и отчество, четко представляя себе каждую букву в отдельности. В конце записи поставьте очку. Теперь забудьте о буквах и вспоминайте только точку. Она должна казаться вам двигающейся из стороны в сторону короткими, медленными и легкими покачиваниями.
Вывод: отдохнули, ли ваши глаза? Вы наверно еще не поняли, но если вы, хотя бы иногда будете выполнять данное упражнение, надеюсь, ваше зрение не ухудшится, а намного улучшится. Человек может писать информацию, не использую чернила и бумагу, а только воображение.
|
Проработка содержания темы
|
20 минут
|
Метод «Конструкторское бюро»
|
Цель: применить теоретические знания для решения конкретной задачи
Группы: 2 группы (отдел экспертов-пациентов, отдел экспертов-медиков – названия групп изменились, чтобы подчеркнуть значимость полученных знаний).
Проведение:
А теперь с учетом полученных знаний давайте создадим проекты «БД Поликлиника-пациент» и «БД Поликлиника-медик» , т.е. сделаем наиболее трудоемкую часть работы, этапы 1-3
В заранее приготовленные слайды группы заносят информацию по первым трем этапам
Первый этап
|
|
Цель создания БД
|
|
конкретные задачи
|
|
какие данные должны быть представлены
|
|
какие работы предполагается осуществлять с данными.)
|
|
Второй этап.
|
|
Поля и типы данных в заданных полях
|
|
Главный ключ
|
|
Третий этап.
|
|
Ситуации использования БД, выявленные недостатки
|
|
Разделение общей таблицы на несколько подтаблиц
|
|
Проверка условий
каждая таблица имеет главный ключ;
все поля каждой таблицы зависят только от главного ключа целиком ( а не от его части и не от других полей);
в таблицах отcутствуют группы повторяющихся значений
Установлены связи между таблицами
|
|
Таблицы на экране, группы оценивают друг-друга.
Обсуждение результатов работы.
Объявление оценок с учетом вклада каждого и общего рейтинга группы.
Вывод: Мы полностью прошли этапы как специалисты предметной области, осталось воспользоваться СУБД Access , электронную БД. Так как мы с вами на предыдущих уроках научились работать с этой программой, это и будет ваше домашнее задание. Вопросы?
|
Подведение итогов
|
6 минут
|
Метод «ХИМС» (С.В.Корнилов, Л.Э.Корнилова «Методический ларец». Петрозавосдк, «ПетроПресс», 2002. с.27.)
|
Цель: Выяснить впечатления учеников от прошедшего урока.
Проведение: Этот метод позволяет учителю быстро выяснить впечатления учеников по следующим вопросам, начальные буквы которых составляют это не очень понятное название метода:
– Хорошо…
– Интересно…
– Мешало…
– Возьму с Собой
Каждый ученик должен, по - возможности, откровенно ответить на эти вопросы (в единой электронной таблицес общим доступом, размещенной на сервисе Google), включая и свое личное самочувствие, которое тоже влияет на продуктивность работы на уроке.
Вывод:
Спасибо, теперь я знаю, как провести следующий урок, чтобы вам было все понятно и интересно.
А домашним заданием будет: подготовка к выполнению четвертого и пятого этапов создания БД.(т.е надо описать структуру всех таблиц в СУБД ACCESS , описать формы , запросы, отчеты )
|
Ф.И.О. Бутузова Е.В.
Ключевые процессы
|
Вопросы организации
|
Ответ
|
эффективное взаимодействие (интеракция) участников группового процесса
|
Каким образом будет обеспечена интеракция участников в процессе постановки целей урока, выяснения ожиданий, лекции, выполнения практического задания в малых группах, при подведении итогов урока?
|
инициация – каждый ученик осознает как важно применять полученные знания для решения задач в комплексе
вхождение или погружение в тему – учитель является инициатором обсуждения темы урока между учащимися, через повторение ранее изученного подводит к новой цели обучения
формирование ожиданий учеников - ученики записывают свое мнение на слайдах, затем, просматривая, обсуждают мнение каждого участника группы.
интерактивная лекция - учитель является инициатором обсуждения новых знаний урока между учащимися.
проработка содержания темы – работа в равноценных по способностям группах
подведение итогов – каждый ученик работает самостоятельно
эмоциональная разрядка – каждый ученик работает самостоятельно
|
упорядоченный обмен информацией (коммуникация) между всеми участниками образовательного процесса
|
Как Вы будете учитывать разные каналы восприятия информации учащимися?
Что может помешать свободным коммуникациям в процессе урока и как это можно предупредить?
|
инициация – следует придумать такое слово, чтобы всегда оставались два незадействованных ученика. При озвучивании использованных понятий ученики могут использовать сленг, неправильные формулировки, на что должна быть обязательная реакции учителя, т.к. часто на практике учащиеся все умеют делать , а объяснить на словах не могут.
вхождение или погружение в тему - - ученик обсуждая новые знания воспринимает информацию с помощью органов слуха и зрения, т.к. видит на экране знания в виде схемы
формирование ожиданий учеников – ученики при обсуждении ожиданий в группах могут уйти с намеченного пути, поэтому учитель подходит к каждой группе и дает правильный путь
интерактивная лекция - ученик обсуждая новые знания воспринимает информацию с помощью органов слуха и зрения, т.к. видит на экране знания в виде схемы
проработка содержания темы - при работе в группах учитель может подойти подправить или подбодрить ученика.
подведение итогов
эмоциональная разрядка
|
обеспечение наглядности хода и результатов образовательного процесса (визуализация)
|
Как будет обеспечиваться визуализация целей урока, ожидаемых эффектов урока, материалов Вашей интерактивной лекции, практического задания и результатов его выполнения учащимися, итог урока? Какие материалы, заготовки, оборудование Вам потребуются для этого?
|
инициация - на экране фрагмент кодовой таблицы,
затем перечень использованных понятий.
вхождение или погружение в тему – вопросы и ответы появляются на экране, рейтинг групп в виде диаграммы появляется на экране
формирование ожиданий учеников – все мнения при обсуждении вносятся на слайд
интерактивная лекция - основная информация появляется на экране и в конце интерактивной лекции на экране получается схема знаний полученных на уроке (используется презентация)
проработка содержания темы – ученики, проходя теоретические этапы создания БД записывают результаты в тетрадях
подведение итогов – каждый ученик записывает отношение к уроку и только учитель может их посмотреть, хотя есть возможность огласить некоторые, только анонимно
эмоциональная разрядка
|
мотивацию всех участников образовательного процесса
|
Какие мотивирующие факторы, как и когда, будут использованы для создания и поддержания высокого уровня мотивации учащихся на всем протяжении урока? Что Вы используете для мотивированного выполнения домашнего задания? Что Вы используете для обеспечения искреннего желания учащихся придти на следующий Ваш урок?
|
Инициация – дружелюбное, уважительное отношение учителя к учащимся и учащихся друг к другу
вхождение или погружение в тему – общение, уважение и научить слушать друг друга
формирование ожиданий учеников
-
интерактивная лекция – каждый ученик определяет уровень знаний полученных на уроке и сверяет их с другими
проработка содержания темы
подведение итогов
эмоциональная разрядка
|
мониторинг образовательного процесса
|
Что Вы сделаете для определения: достижения результатов образовательного процесса, соответствия графика урока, стадий групповой динамики?
|
В течение урока каждый ученик отвечает хотя бы на один вопрос, а во время проработки содержания темы, при работе в группах каждому дается работа, результат идет в общую копилку группы, ответы учитель фиксирует в электронной таблице и наглядно представляет их в виде диаграммы.
|
рефлексию педагога и обучающихся
|
Какие приемы Вы используете для запуска и эффективного протекания рефлексии обучающихся на каждом этапе урока?
|
Инициация
вхождение или погружение в тему
формирование ожиданий учеников
интерактивная лекция – каждый ученик определяет уровень знаний полученных на уроке и сверяет их с другими
проработка содержания темы
подведение итогов
эмоциональная разрядка
|
|
|
|