|
Учитель тот, кто с добротой выводит блуждающего на его дорогу
Учитель – тот, кто с добротой выводит
блуждающего на его дорогу.
Квинт Энний.
Известный американский педагог-психолог Д.Карнеги писал: «Что бы ни случилось, вы должны играть на своём маленьком инструменте в оркестре жизни». Но как найти себя в этом огромном, безграничном, разнообразном мире? Как выбрать то, что станет этим инструментом, смыслом и образом жизни, то, чему будешь посвящать себя изо дня в день? Как суметь выбрать именно ту профессию, которая будет любимой, а, может быть, станет призванием?
Каждый человек на определённом этапе своей жизни оказывается перед сложным, судьбоносным выбором: «Кем быть?» Этот вопрос, как и любой ребёнок, начиная познавать сюжетно-ролевые игры, я задавала себе в детстве. Конечно, тогда всё было не серьёзно…Помню, что как бабушка, я непременно хотела быть детским врачом. И точно так же, не больше и не меньше увлекалась играми в школу, где обязательно была учителем, точно, как моя мама – замечательный педагог. И ещё тогда, маленькой девочкой, не задумывалась, как же это возможно – совместить воедино эти две тогда одинаково интересные для меня профессии.
Как известно, жизнь течёт своим, только ей понятным течением, и мы никогда не знаем, что нас ожидает. Герой одного известного фильма сказал: «Жизнь, как коробка конфет, никогда не знаешь, с какой начинкой попадётся». Выбрать будущую профессию мне помог один разговор, который оказался моей конфетой из жизни с нужной в тот момент начинкой…
В нашем доме жил ребёнок, который был не похож на остальных: плохо говорил, не так, как все, ходил, ни с кем не играл. Я тогда училась в школе и ещё не понимала, почему он такой. На вопрос: «Почему врачи его не лечат?»- бабушка-врач мне ответила: «К сожалению, он таким родился, его нельзя вылечить». «Почему нельзя?!!!» - этот вопрос не давал покоя мне, ребёнку, у которого, как и у всех детей – трава зелёная, небо голубое, снег белый – и никак иначе. Этот разговор оставил след на всю мою дальнейшую жизнь…
…Этот разговор помог мне понять, чего я хочу, что мне интересно, что я желаю исправить в жизни и с чем никак не хочу соглашаться!
Учась в старших классах школы я уже точно знала, что хочу работать именно с Такими детьми, как тот мальчик, хочу помогать им.
Вот и компромисс. Учитель-олигофренопедагог – уникальная в моём случае профессия. Здесь ты – и учитель, и, в какой-то степени, врач.
Моя детская мечта осуществилась после окончания факультета коррекционной педагогики Российского Государственного педагогического Университета им.А.И Герцена. Теперь я – учитель-олигофренопедагог.
Теперь я – учитель и классный руководитель детей класса «Особый ребёнок», детей, которых раньше не обучали в школе, детей со сложными нарушениями в интеллектуальном и психофизическом развитии, детей, которым очень нужна моя помощь.
Для многих людей 1 сентября – это всегда ступень в новый мир. Открывая дверь школы в этот день, всегда ждёшь чего-то нового, лучшего, сам полон интересных идей и знаний.
Первый раз переступая порог школы как учитель я с большим трепетом и волнением ожидала встречи с этим ещё новым для меня миром.
Я понимала тогда и понимаю сейчас, что там меня ждут мои ученики…Они учатся в этой школе, потому что они не такие, как все…Они другие…Они отстают в интеллектуальном и психофизическом развитии от своих сверстников, они чаще болеют, потому что родились такими слабенькими и такими от этого беззащитными…Они по-другому воспринимают этот мир – и у них трава – не обязательно зелёная, и небо – не всегда голубое, и снег – не белый. Но у них у всех, даже глубоко-глубоко отстранённый от реальной жизни, не говорящих, не умеющих и никогда, быть может, не сумеющих писать и читать – у них есть маленькое живое сердечко!
Поверьте, за их не всегда совершенной телесной оболочкой скрыта нежная душа!!!
Глядя на них, я всегда задаю себе вопрос – ПОЧЕМУ? Люди, объясните мне, ПОЧЕМУ Бог создал их такими, почему многих заставил страдать от боли и от невозможности рассказать нам, сильным взрослым, о том, что их беспокоит.
Почему?!!! Так не должно быть!!! Это не правильно!!!
Я прихожу в школу каждый раз с твёрдым убеждением в том, что я должна, обязана, хочу им помочь. Научить тому, пусть даже малому, элементарному, но им доступному.
Как хочется, глядя в их чистые, открытые, добрые глаза, чтобы они увидели хотя бы чуть-чуть наш мир таким, каким вижу его я! Как хочется помочь им, подарить этот шанс понять окружающий мир, адаптироваться в жизни – тот шанс, который в силу разных причин отняла у них природа. Отняла у этих наивных, беззащитных моих учеников…мальчиков и девочек, жизнь которых теперь отчасти и в моих руках.
Как хочется радовать их, делать их счастливыми. Дарить им то тепло, ту частичку счастья, которую они не всегда получают дома. Как хочется, чтобы их глазки улыбались! Ведь это для них так важно! Ведь вопреки всему, несмотря на все свои дефекты – интеллектуальные и физические – они умеют радоваться, они должны радоваться!
Я не придерживаюсь жёсткой дисциплины на уроке, хотя поведение учеников часто оставляет желать лучшего в силу их врождённых дефектов психического развития. Я считаю, что чрезмерная строгость и жёсткость к таким детям – неприменимые методы воздействия.
На уроках я стараюсь достучаться до каждого из своих учеников, идя по доброму, гуманному пути к их детским душам.
Я часто им улыбаюсь, потому что верю в силу улыбки. Можно улыбнуться по-доброму, и это подтолкнёт детей улыбнуться в ответ, подарит им радость и ощущение уверенности в себе. Хитрая улыбка заставит усомниться в чём-то, задуматься. Улыбка с укором вызовет чувство вины.
Пусть мои ученики часто не понимают обращённую к ним речь, пусть им сложно и иногда почти невозможно усвоить учебный материал – НО: они умеют почувствовать эту разную улыбку, они могут понять настроение и, может быть, сами научатся его выражать. Я учу их чувствовать, ведь это поможет им в жизни. И бывает, для них это важнее, чем писать и читать.
Важно, чтобы лучик света в их детских глазах никогда не погас, ведь обижаться, радоваться, бояться, грустить – это то немногое, доступное им в жизни. Ведь общение именно на уровне чувств при отсутствии у многих детей школы и в том числе моего класса самостоятельной речи и невозможности точного понимания обращённой речи – это единственный способ общения, единственный способ поддержания диалога между учителем и учениками. А наличие такого диалога является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса. Ещё Платон доказал, что диалог – лучшая форма деятельности по совместному поиску истины, форма сотворчества.
Я стараюсь создавать такой диалог с учениками, распознавать их потребность в нём, находить подход к каждому ребёнку.
Мой путь в профессии только начинается, но за 4 года работы я уже почувствовала, насколько трудна доля учителя, а особенно –учителя коррекционной школы. Стараешься, стараешься, объясняешь,…а ответ слышишь так редко, так редко в этой школе видишь результат своей работы от этих сложных детей.
Да, профессия не из лёгких. Но лёгких профессий ведь не бывает. Что-то получается, как задумывала, что-то – нет. Иногда хочется после уроков летать от радости, от понимания того, что хоть маленькими шажками, но мои ученики познают этот сложный для них мир. А иногда хочется незаметно идти домой, чтобы никто не видел мои огорчения, мою усталость…
Однажды мне попалось на глаза стихотворение А.Присмановой «Храм моей души»:
В душе мы два теченья различаем.
Душа у нас – чудесный водоём:
Она полна, когда мы получаем,
Ещё полней, когда мы отдаём.
Я благодарна своим ученикам за то, что они, такие добрые, такие чистые и наивные пополняют мою душу тем, что позволяют мне отдавать им частичку своей души.
Меня спрашивают, не скучно ли мне работать в коррекционной школе с такими сложными детьми. Этот вопрос удивляет. Ведь учитель сам постоянно учится, совершенствуя своё мастерство, находясь в поиске новых методов, приёмов, форм работы, преодолевая трудности, вызванные особенностями учебного учреждения. Путь учителя – это вечное развитие, движение вперёд. Может ли это быть скучно?
Школа меняет мой характер: учит быть добрее, терпимее, быть менее категоричной в суждениях. Школа заставляет совершенствовать свою личность, работать над собственными недостатками и комплексами.
Сами того не подозревая, мои ученики учат меня любить. В памяти возникают слова В.А.Сухомлинского: «Любить можно то, чему уже отдал частицу души». Сколько уже отдано за эти 4 года…И сколько ещё предстоит отдать. Ведь мой путь в профессию, о начале которого я немножко рассказала, ещё только начинается. Но я бесконечно рада, что он начинается именно так, именно профессия «Учитель» стала для меня моим «маленьким инструментом в оркестре жизни», о котором говорит в своём известном высказывании Д.Карнеги.
Закончить хочется словами С.Л.Соловейчика: «Он (ребёнок) такой же, как и я - человек, и не будущий человек, а сегодняшний и потому он другой, как и все люди; я его принимаю, как всякого другого человека. Я понимаю, терплю, принимаю, прощаю. Я не угнетаю его своей силой, потому что выше его по статусу». Мне доверили детей. Пусть они не соответствуют нашим общепринятым требованиям и представлениям, от этого они не перестали быть детьми.
Принять, понять, помочь…Такое педагогическое кредо я выбираю для себя приемлемым. Так начинаются мои «школьные годы» учителя-олигофренопедагога в этой замечательной, многогранной, интересной, необычайно важной профессии!..
|
|
|