Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №15 п. Березайка»
Бологовского района Тверской области
Конспект урока: русский язык
2 класс
ТЕМА: «Работа над ошибками в контрольном диктанте. Кто хочет стать отличником?»
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
Макарова Любовь Борисовна
Учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №15 п. Березайка»
2012 год.
ТЕМА: «Работа над ошибками в контрольном диктанте. Кто хочет стать отличником?»
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
Учащиеся должны знать: что такое орфограмма; классификацию изученных орфограмм, способ их обозначения, правила написания.
Учащиеся должны уметь: анализировать языковой материал, находить в словах изученные орфограммы, обозначать их; участвовать в продуктивной деятельности в ходе создания проекта /работы над ошибками/
Оборудование: таблички с условными обозначениями орфограмм, текст диктанта, объединяющий все ошибки, которые были допущены учащимися; таблички с названиями творческих групп, карточки «солнышко и тучка» для цветодиагностики, доска: тема урока: «Кто хочет стать отличником?»
Цель:1) повторить и систематизировать изученный материал, выполнить работу над ошибками;
2) развитие коммуникативных навыков, умений работать в группе, совместно коллективом и группой планировать, выполнять работу по составленному плану, распределять поручения (работу) внутри рабочей группы, контролировать свою работу и работу товарищей;
3) воспитание сопереживания, взаимопомощи, самостоятельности, ответственности за порученное дело.
Задачи:
качественно выполнить работу над ошибками в контрольном диктанте;
-
организовать работу в группах с целью развития коммуникативных навыков, умений совместно планировать и выполнять работу по составленному плану, контролировать работу свою и других групп;
воспитывать отзывчивость, самостоятельность и ответственность за выполняемую работу через совместное решение проблемной ситуации
Этап урока/цели
1.
Организационный момент / проверка готовности к уроку, приветствие и создание эмоционального настроя. 2мин.
2.
Сообщение об общих результатах диктанта./ Создание проблемной ситуации (Похвалить тех учащихся, которые написали диктант хорошо и лучше, чем предыдущий – создать ситуацию успеха и поставить перед проблемой тех учащихся, которые в диктанте допустили ошибки).
3.
Сообщение темы урока через проблемную ситуацию/ настроить на работу, найти выход из сложившейся ситуации, получить эмоциональный отклик детей (кто-то не справился с диктантом, кто-то это сделал успешно, сочувствие, желание помочь одноклассникам быть тоже успешными)
4.
Формулирование целей и задач предстоящей деятельности/ составить план выхода из ситуации.
5. Подготовка созданию проекта/ распределение обязанностей в рабочих группах*
*данный этап проходит перед
составлением
плана – пунктом в) работы на первых этапах обучения такой форме организации деятельности учащихся)
6.
Работа над проектом/ качественно выполнить работу над ошибками, обобщить, систематизировать
изученный материал, повторить правила написания.
Ф/М./ (снять напряжение, физическую усталость, поддержать хороший эмоциональный настрой)
Продолжение работы
7. Индивидуальное Д/З./Проверка 1) осознания детьми мотивов необходи-мости продолжения работы и 2)самооценки имеющихся знаний.
8.Итог урока. Цветодиагностика/
Рефлексия деятельности. Эмоциональный настрой после урока
|
Деятельность учителя
Приветствует детей, проверяет готовность класса к уроку, просит учащихся поделиться мнением:
- Урок русского языка для вас, ребята, трудный или лёгкий? Почему?
- Зачем нам нужно изучать русский язык, даже если это нелегко?
- Вы умеете преодолевать трудности?
-Преодолевать трудности очень важно уметь, чтобы добиться желаемого результата.
- Поднимите руку, кто уверен, что сможет справиться со всеми трудностями.
- Трудностей не надо избегать и бояться, их необходимо преодолевать, быть стойкими, сильными и уверенными в себе.
- А давайте послушаем сами себя, какое настроение у Вас сейчас. Позволит ли ваше состояние, (настроение) преодолеть все трудности на нашем уроке русского языка?
У вас на столе лежат картинки, на них изображены солнышко и тучка. Посмотрите, какая из картинок отражает ваше настроение. Выберите её и покажите.
- Мне хочется верить, что все вместе мы преодолеем любые трудности. За работу!
Учитель сообщает результаты диктанта, но не называет фамилии учащихся, которые не успешно справились с работой – они сами видят результат в тетради.
- Но, надеюсь, что те, кто огорчился, не теряют надежды на отличный результат своего труда. Как говорится: «На ошибках учатся». А те, кто справился с диктантом успешно, помогут своим одноклассникам, ведь не в наших школьных правилах бросать товарища в беде! Поэтому наш урок называется…прочитаем ХОРОМ: «Кто хочет стать отличником…»
- Кто из вас, дети, хочет стать отличником? Поднимите руки. Это похвально!
- Очень хорошо, что у вас есть желание, значит, вы говорите себе «Я могу, Я ХОЧУ».
А если человек «хочет», то обязательно добьётся своей цели. Такого человека называют целеустремлённым.
а) - А что мы с вами должны сделать, чтобы, действительно, стать отличниками?
- Вы правы, необходимо ВЫПОЛНИТЬ РАБОТУ
НАД ОШИБКАМИ.
б) Итак: Цель нашего урока: повторить и систематизировать, т.е. «разложить по полочкам в нашем уме» материал по изученным орфограммам.
Задача: выполнить работу над ошибками, допущенными в диктанте.
в) - СОСТАВИМ ПЛАН СВОЕЙ РАБОТЫ:
/учитель вывешивает на доске план и при чтении поясняет задачи каждой группы/
(группы уже сформированы)
- Сейчас я распределю задания, но прежде, мы разделимся на рабочие группы в соответствии
с табличками.
«Аналитики» ---Как вы думаете, что будут делать?
От какого слова образовано «аналитики»?
-Они будут анализировать контрольный диктант, находить допущенные ошибки, определять на какое они правило и заносить их в таблицу.
«Экспериментаторы»- от слова … «ЭКСПЕРИМЕНТ», т.е. ОПЫТ, будут предлагать, пробовать различные написания слова, соотносить его написание с правилом, проверять работу данного правила.
«Иллюстраторы» от слова… «ИЛЛЮСТРАЦИЯ», т.е. рисунок, картина, схема
«Исследователи_ От слова…«Исследовать»,
т.е. находить что-то, узнавать, доказывать правильность, делать выводы о написании подобных слов, приводить пример слов на данное правило.
Учитель выдаёт «Аналитикам» текст диктанта с типичными для большинства учащихся класса ошибками
Работа с классом:
- Оформим работу в тетрадях: запишем число и месяц. На следующей строке тему урока: Работа над ошибками.
Учитель руководит работой групп.
- В работу включаются иллюстраторы.
- В работу включаются «Экспериментаторы»
Учитель руководит работой группы «Исследователи»
Далее работа строится подобным же образом, но над другими видами орфограмм. В оставшееся время урока выполняются прочие коррекционно – развивающие индивидуальные задания /дифференцированно/.
- Чтобы каждый из вас имел возможность повторить ещё раз то, о чём мы говорили на уроке, лучше понять и потренироваться, я предлагаю вам домашнее задание на ту тему, над которой каждому ещё нужно поработать. - Как думают Алёша и Ваня, какое задание вы получите?
- А Аня и Лера? Над чем вам нужно поработать? /Раздача заданий / - У кого есть вопросы по Д/з? Все задания выполняем в рабочей тетради.
- Подведём итог урока. Я не сомневаюсь, что каждый из вас хочет стать отличником, но путь к знаниям очень труден.
Что помогло вам преодолеть сегодняшние трудности?
- Оцените свою работу.
- Как вы думаете, мы достигли цели
нашего урока? Докажите.
- Какое настроение у вас в конце нашего урока? Покажите его с помощью карточек:
Поднимите карточку.
- Мне хочется верить в то, что своим трудом вы все достигните высшей оценки знаний. Спасибо за хорошую работу. Урок окончен.
|
Деятельность учащихся.
Отвечают на вопросы учителя.
(для кого-то урок русского языка лёгкий, для кого-то труден)
- Трудно или легко, но русский язык – наш родной язык и мы должны его знать.
- Да умеем, учимся это делать.
Поднимают руку те дети, которые уверены в себе, но есть и такие, кто не поднимает руку.
Дети показывают картинки в соответствии со своим настроением (состоянием)
Все поднимают руки.
Ищут выход из сложившейся ситуации, прогнозируют, предполагают.
-Найти и исправить свои ошибки и больше их не повторять, доучить то, что недоучено, больше тренироваться, выполнить Работу над ошибками и т. д.
Можно использовать интерактивную доску.
1.Найти ошибку в диктанте и определить на какое она правило; - АНАЛИТИКИ
2.Вспомнить данное правило: сформулировать и наглядно представить его условное обозначение-схему; - ИЛЛЮСТРАТОРЫ
3.Объяснить правильное написание слова, следуя правилу, обозначить орфограмму («опасное место»); - ЭКСПЕРИМЕНТАТОРЫ
4.Привести 2 – 3 примера слов на данное правило; - ИССЛЕДОВАТЕЛИ.
Можно составить предложение с данным словом
Садятся за стол с таб. «Аналитики»
Отвечают на вопрос, предполагают.
Отвечают на вопрос, предполагают
Отвечают на вопрос, предполагают.
Получают набор опорных схем, которые использовались при изучении правописания
(см. приложения к уроку «Опорные схемы))
Отвечают на вопрос, предполагают.
Получают таблицу
(см.приложение к уроку)
1. «Аналитики» получают от учителя текст диктанта с ошибками, допущенными учащимися класса при его написании /работают в парах или всей группой/
2. Выполняют их классификацию, занося в таблицу.
3. Формулируют название орфограмм-правил.
Остальные учащиеся в это время оформляют работу в тетрадях:
пишут число, месяц, тему урока./
4. «Аналитики»
сообщают о результатах своей работы классу. На какое количество орфограмм были допущены ошибки.
5. Поочерёдно называют группы орфограмм, в которых допущены ошибки, называют слово, в котором допущено неверное написание, называют правило.
Всё время контролируют работу других групп.
«Иллюстраторы» - находят в перечне иллюстраций схему к предложенной орфограмме и представляют её классу./ Класс зарисовывает схему, (при необходимости) записывает название орфограммы./
В работу включаются «Экспериментаторы» - их задача предложить различные написания слова, соотнести его с правилом, проверить работу данного алгоритма, исправить ошибку. Работают на доске./ «Экспериментаторы»:
(Объясняют)- слово___________можно написать_______________ с буквой_____, а можно написать и__________________с буквой________.Это правило _...........
проверочное слово…….значит, пишем букву ______ /если словарное слово – нужно запомнить или проверить по словарю/
Класс (все, кроме «Аналитиков») записывает в тетрадях возможные написания слова (двойное написание), 1 из «ЭКСПЕРИМЕНТАТОРОВ» работает на доске, соотносит его с правилом, следуя алгоритму, исправляют ошибку (подбирают проверочное слово, доказывая верное написание), показывает конечное написание, обозначают орфограмму
«Исследователи» - подбирают и предлагают классу по 2-3 слова на данное правило - орфограмму, записывая на доске. (На первых уроках подобного типа в 1-2 классах можно предложить «Исследователям» выбрать примеры из слов, заготовленных учителем)
/ Класс записывает в тетрадь слова-примеры, рассуждая так же, как на предыдущем этапе./
Группы работают по обозначенной в плане схеме.
Записывают домашнее задание в дневники.
- Дружба, помогали друг другу, работали все вместе, каждый хорошо делал своё дело и т.д.
Высказывания детей.
-Да, мы исправили все свои ошибки, вспомнили, а кое-кто и выучил правила написания слов, ещё раз закрепили свои знания)
Показывают карточки «солнышко» или «тучка»
|
Приложения к уроку.
Текст диктанта.
Итоговый диктант за 1 полугодие.
Зимой.
Гуляют вьюги. Трещат морозы. Сонный стоит лес. Полянки укрыл пушистый снег. Пеньки надели снежные шапки. У корней сосны нора лисицы. В яму под елью залёг медведь. Лесник Иван Григорьевич кладёт в кормушку сено для зверей. (36 слов)
Слова для справок: КЛАДЁТ, Григорьевич.
Текст диктанта с допущенными ошибками. Получают «Аналитики»
Зимой.
Гуляют вьюги. Трищят марозы. Сонный стаит лес. Палянки укрыл пушистый снек. Пенки надели снежные шапки. У карней сасны нора лесицы. В яму под елью залёг медветь. Лесник Иван Григорьевич кладёт в кармушку сено для звирей.
Правописание парных согласных
в корне слова.
|
Проверяемые написания безударные гласные в корне слова
|
Правописание слов с Ь- показателем мягкости согласных/
|
Раздельное написание предлогов с другими словами.
|
Сочетания
ЖИ, ШИ,
ЧА, ЩА,
ЧУ, ЩУ,
ЧН, ЧК.
|
Разделитель-ный Ь
|
Оформление границ предложения: заглавная буква в начале предложения, знак на конце П.
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение опорные схемы см. папка «Опорные схемы»
Пояснительная записка к уроку.
Пояснительная записка к уроку русского языка во 2 классе.
Работа представлена по направлению НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА.
Тема урока: работа над ошибками, допущенными в диктанте. Кто хочет стать отличником?!»
Урок проводился во 2 классе. В классе 14 учащихся. Все дети из семей рабочих и служащих. Большинство учащихся класса по типу темперамента сангвиники, усидчивые и активные. Уровень развития учащихся соответствует возрасту.
Класс обучается по УМК « Школа России», учебник «Русский язык», автор Т. Г. Рамзаева.
Урок проходит на следующий день после контрольного диктанта – выполняется работа над ошибками в диктанте.
В неделю проводится 5 уроков, соответственно в год 170 уроков. Урок состоит из 8 (7) этапов:
Этап урока/цели
1.Организационный момент / проверка готовности к уроку, приветствие и создание эмоционального настроя.
2.Сообщение об общих результатах диктанта./ Создание проблемной ситуации поставить перед проблемой тех учащихся, которые в диктанте допустили ошибки, создать ситуацию успеха для тех, кто успешно написал работу.
3. Сообщение темы урока через проблемную ситуацию/ настроить на работу, найти выход из сложившейся ситуации, получить эмоциональный отклик детей (кто-то не справился с диктантом, кто-то это сделал успешно, сочувствие, желание помочь одноклассникам быть тоже успешными).
4. Формулирование целей и задач предстоящей деятельности/ составить план выхода из ситуации.
5. Подготовка к созданию проекта/ распределение обязанностей в рабочих группах.
6. Работа над проектом/ качественно выполнить работу над ошибками, обобщить, систематизировать изученный материал, повторить правила написания.
Ф/М. (снять напряжение, физическую усталость, поддержать хороший эмоциональный настрой)
Продолжение работы по плану.
7. Индивидуальное Д/З./Проверка 1) осознания детьми мотивов необходимости продолжения работы и 2)самооценки имеющихся знаний.
8. Итог урока. Цветодиагностика/Рефлексия деятельности. Эмоциональный настрой после урока. Удовлетворённость работой.
* По желанию учителя в работе может быть использована презентация, выполненной в программе Microsoft Office Power Point 2007. На уроке могут использоваться проектор и интерактивная доска с маркерами.
Несколько слов в защиту урока.
Сл.1-2
«Человек рождён для мысли и действия» - говорили древние мудрецы.
Сл.3
Метод проектной деятельности относится к педагогическим технологиям 21 века, как предусматривающий умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире.
В настоящее время процесс обучения связывают с деятельностным подходом и освоением детьми новых знаний. Уникальность данного урока в том, что метод проектирования использован на этапе коррекции, закрепления и обобщения знаний.
Основные УСЛОВИЯ ПРИМЕНЕНИЯ метода проектов сводятся к следующему:
-
существование некой значимой проблемы, требующей решения исследовательского (творческого) поиска и применения интегрированного знания;
значимость предполагаемых результатов (практическая, теоретическая, познавательная);
применение исследовательских (творческих) методов при проектировании;
структурирование этапов выполнения проекта;
самостоятельная деятельность учащихся в ситуации выбора.
Проекты в младших классах - это проблематично, т. к. дети ещё слишком малы для проектирования, но всё-таки это возможно.
Проектная деятельность учащихся – сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой.
Образно говоря, окружающая жизнь – это лаборатория, в которой происходит в младшем школьном возрасте вовлечение детей в активную познавательную деятельность.
Изучив данный метод обучения, я оценила его и воспитательные возможности. Так «родилось» решение применить этот вид деятельности при организации работы над ошибками как в диктанте, так и изложении, сочинении, тем более, что перед учителями остро стоит проблема организации этого важного вида работы. Как заинтересовать детей, научить самостоятельно выполнять работу над ошибками, сделать её интересной, а не скучной и однообразной? Метод проектной деятельности, на мой взгляд, решает все эти вопросы.
Сл.4
Особенности урока:
- урок построен на основе метода проектной деятельности.
Проектирование – технология сопровождения самостоятельной деятельности учащегося и организации образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и решает собственные проблемы.
Технология проектной деятельности не сводится к методу проектов, а в первую очередь, требует от самого участника деятельности стать «ПРОДУКТОМ» собственной активности, «ВЫРАСТИТЬ» компетенции на каждом этапе проектирования.
Сл.5. Педагогическая ценность ученического проекта заключается в том, что:
даёт возможность его осуществления силами одного ученика или коллектива;
в нём содержатся новые проблемы, которые могут послужить основой для нового проекта;
в ходе работы развивает в ученике определённые навыки;
ученик заинтересован в деятельности.
Сл.6 – Цели урока:
1) повторить и систематизировать изученный материал, выполнить работу над ошибками;
2) развитие коммуникативных навыков, умений работать в группе, совместно коллективом и группой планировать, выполнять работу по составленному плану, распределять поручения (работу) внутри рабочей группы, контролировать свою работу и работу товарищей;
3) воспитание сопереживания, взаимопомощи, самостоятельности, ответственности за порученное дело.
Сл. 7.
Задачи:
качественно выполнить работу над ошибками в контрольном диктанте;
организовать работу в группах с целью развития коммуникативных навыков, умений совместно планировать и выполнять работу по составленному плану, контролировать работу свою и других групп;
воспитывать отзывчивость, самостоятельность и ответственность за выполняемую работу, через совместное решение проблемной ситуации.
Прогнозируемый результат:
В результате работы учащиеся овладевают умением анализировать языковой материал (развивается орфографическая зоркость), учатся работать со справочной литературой (словарь), готовить сообщения по определённому вопросу, работать в группе, совместно планировать и организовывать деятельность. Результат работы каждой группы записывается на доске и в тетрадях.
Сл.8.
Первый этап урока - организационный момент / цель: проверка готовности к уроку, приветствие и создание эмоционального настроя. На данном этапе дети знакомятся со спецификой проектной деятельности вообще (первый урок) и конкретной деятельности на данном уроке (все остальные уроки). В ходе этого же этапа происходит распределение детей на инициативные группы. С учётом работы это могут быть такие группы: аналитики, экспериментаторы, иллюстраторы, испытатели.
Для создания оптимальных условий осуществления совместной деятельности необходимо пересадить детей в соответствии с образовавшимися группами. Состав групп следует продумать заранее с учётом дифференцированного подхода. (Наиболее сильные дети объединяются в группы «аналитиков» и «испытателей».)
Роль учителя – организатор.
Сл.9. Сообщение об общих результатах диктанта./ Создание проблемной ситуации поставить перед проблемой тех учащихся, которые в диктанте допустили ошибки, создать ситуацию успеха для тех, кто успешно написал работу.
После сообщения результатов диктанта учитель выясняет с помощью карточек «СОЛНЫШКО» и «ТУЧКА» эмоциональное состояние детей, естественно, кто успешен – рады, а те кому «не повезло» - огорчены. Возникает вопрос, что делать, чтобы стать успешными?
Сл.10. Формулирование целей и задач предстоящей деятельности/ цель: составить план выхода из ситуации.
Тему урока обозначена (звучит) как вопрос «Кто хочет стать отличником?» Дети говорят, что каждый хочет быть успешным. Но что для этого нужно делать? И дети приходят к выводу, предполагают, что нужно выполнить работу над ошибками, доучить то, что было недоучено, больше тренироваться, повторить изученный материал и т. д.
Учитель уточняет: цель урока – повторить изученное, систематизировать, т. е. разложить в уме по полочкам все знания. Задача – выполнить работу над ошибками в диктанте - (цель и задача урока приняты на личностном уровне каждым ребёнком).
Сл.11. Подготовка к созданию проекта/ цель: распределение обязанностей в рабочих группах.
Далее идёт подготовка к созданию проекта работы над ошибками. Класс делится на группы. Составляется план и последовательность работы. Задача учителя состоит в том, чтобы «включить» конвейер, т.е. организовать образовательное взаимодействие.
Конечно, учитель обязательно должен учитывать индивидуальные возможности учащихся, чтобы работа для каждого была посильна. В рабочую группу «Аналитиков» (можно их назвать «Теоретики») следует включать ребят с высоким уровнем развития орфографической зоркости, навыками само- и взаимоконтроля, хорошо владеющих теоретическим материалом. (Как правило, это ребята, написавшие диктант успешно).
В группу «Иллюстраторов» стараюсь включать тех детей, которым необходимо развивать зрительную память, речь, доучить правила, т. к. им необходимо проговаривать названия орфограмм, алгоритм решения орфографической задачи. Так на доске выстраивается алгоритм решения (ход рассуждения) с помощью опорных схем. Следует отметить, что при изучении новой орфограммы я постоянно пользуюсь ОПОРНЫМИ СХЕМАМИ, поэтому они ребятам хорошо знакомы и они умеют их применять.
В группу « Экспериментаторов» следует включать детей, написавших диктант с большим количеством ошибок. И вот теперь они имеют возможность исправить свои ошибки, ещё раз на практике осознать, доучить, проверить и закрепить изученные правила написания.
В группу «Исследователей» я включаю ребят, написавших диктант на «4», хорошо знающих правила языка, умеющих ориентироваться в языковом материале, тех, у кого богатый словарный запас. Их задача, подобрать слова на данное правило. Проверить работу алгоритма решения орфографической задачи, т. е. закрепить умение пользоваться правилом при написании подобных слов. На первых этапах обучения детей методу проектов при выполнении работы над ошибками, учителю следует предложить «Исследователям» готовый языковой материал на отдельных карточках, а они должны самостоятельно соотнести слово с правилом, можно использовать и литературные произведения, содержащие слова на данное правило. Целесообразно составить предложение с данными словами и тогда, все требования к работе над ошибками будут соблюдены. ( При организации работы именно таким образом, дети включаются в совместно-взаимодействующую и совместно-последовательную деятельность.)
Совет: на самых первых уроках обучения проектной деятельности при выполнении работы над ошибками учитель может (должен) включить в текст диктанта не все ошибки, допущенные учащимися, а лишь те, которые типичны для всего класса. Тем самым уменьшится объём работы для ребят, всё начатое будет выполнено, вы уложитесь во время урока. Остальные ошибки можно исправить в индивидуальном порядке, к ним отнесём и каллиграфические – их можно проработать в индивидуальном домашнем задании.
Сл.12. Работа над проектом/ цель: качественно выполнить работу над ошибками, обобщить, систематизировать изученный материал, повторить правила написания.
Выполняется работа над проектом по плану.
Сл.13. Ф/М. (снять напряжение, физическую усталость, поддержать хороший эмоциональный настрой)
Сл.14.
Продолжение работы над проектом по плану с другими видами орфограмм.
Роль учителя – руководитель.
Сл.15. . Индивидуальное Д/З./ цель: проверка 1) осознания детьми мотивов необходимости продолжения работы и 2)самооценки имеющихся знаний.
Сл.16. Итог урока. Цветодиагностика/Рефлексия деятельности. Эмоциональный настрой после урока. Удовлетворённость работой, «.мотив на завтра» (работу по самосовершенствованию нужно продолжить и вести постоянно)
Сл.17. Последействие. Словарный диктант. Далее работу можно продолжить, например, предложить ребятам написать сочинение с данными словами, используя их в качестве опорных.
Сл.18. Результативность.
МОЙ учительский ПРОЕКТ.
Изучив данный метод обучения, я оценила его и воспитательные возможности. Так «родилось» решение применить этот вид деятельности при организации работы над ошибками как в диктанте, так и изложении, сочинении, тем более, что перед учителями остро стоит проблема организации этого важного вида работы. Как заинтересовать детей, научить самостоятельно выполнять работу над ошибками, сделать её интересной, а не скучной и однообразной? Метод проектов, на мой взгляд, решает все эти вопросы.
Освоение данного метода при выполнении работы над ошибками не заняло много времени: в конце 1 полугодия мои второклассники блистали на открытом уроке. Результат очевиден: дети с интересом участвуют в работе, активны, стремятся показать свои умения в групповой работе, могут самостоятельно и правильно оформить запись в тетрадях, объяснив решение орфографической задачи. И что немаловажно, они научились работать в группах сменного состава, ведь необходимо, чтобы каждый ученик освоил «работу» других групп, умел находить общий язык с одноклассниками.
Конечно, учитель обязательно должен учитывать индивидуальные возможности учащихся, чтобы работа для каждого была посильна. В рабочую группу «Аналитиков» (можно их назвать «Теоретики») следует включать ребят с высоким уровнем развития орфографической зоркости, навыками само- и взаимоконтроля, хорошо владеющих теоретическим материалом. (Как правило, это ребята, написавшие диктант успешно).
В группу «Иллюстраторов» стараюсь включать тех детей, которым необходимо развивать зрительную память, речь, доучить правила, т. к. им необходимо проговаривать названия орфограмм, алгоритм решения орфографической задачи. Так на доске выстраивается алгоритм решения (ход рассуждения) с помощью опорных схем. Следует отметить, что при изучении новой орфограммы я постоянно пользуюсь ОПОРНЫМИ СХЕМАМИ, поэтому они ребятам хорошо знакомы и они умеют их применять.
Например: орфограмма «Безударный гласный». На доске выстраивается следующая схема:
'
Г ласные А,О,И,Е,Я. 2 способа проверки:
1) Подобрать однокоренное слово
Но добавляем стихотворение:
2) Изменить форму слова
Ед. ч. – мн. ч.
Мн. ч. – ед. ч.
Чтобы не было сомненья,
Гласный ставь под ударение!
«Экспериментаторы» пробуют каждый способ проверки для решения орфографической задачи. На доске и в тетрадях идёт запись:
И ' ' '
Л— СА – ЛИСЫ - ЛИСА
Е
*Если оставить на доске все опорные схемы, то можно в конце урока успешно повторить правила и соотнести похожие (безуд. гл. и парный согл., уточнить разницу при общем сходстве способов проверки)
В группу «Экспериментаторов» следует включать детей, написавших диктант с большим количеством ошибок. И вот теперь они имеют возможность исправить свои ошибки, ещё раз на практике осознать, доучить, проверить и закрепить изученные правила написания.
В группу «Исследователей» я включаю ребят, написавших диктант на «4», хорошо знающих правила языка, умеющих ориентироваться в языковом материале, тех, у кого богатый словарный запас. Их задача, подобрать слова на данное правило. Проверить работу алгоритма решения орфографической задачи, т. е. закрепить умение пользоваться правилом при написании подобных слов. На первых этапах обучения детей методу проектов при выполнении работы над ошибками, учителю следует предложить «Исследователям» готовый языковой материал на отдельных карточках, а они должны самостоятельно соотнести слово с правилом, можно использовать и литературные произведения, содержащие слова на данное правило. Целесообразно составить предложение с данными словами и тогда, все требования к работе над ошибками будут соблюдены.
Совет: на самых первых уроках обучения проектной деятельности при выполнении работы над ошибками учитель может (должен) включить в текст диктанта не все ошибки, допущенные учащимися, а лишь те, которые типичны для всего класса. Тем самым уменьшится объём работы для ребят, всё начатое будет выполнено, вы уложитесь во время урока. Остальные ошибки можно исправить в индивидуальном порядке, к ним отнесём и каллиграфические – их можно проработать в индивидуальном домашнем задании.
Буду рада, если этот опыт пригодится Вам, уважаемые Коллеги.
Любовь Макарова.
|