Главная страница

Методическая разработка по воспитанию гражданско патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста. На Всероссийский конкурс методических разработок по патриотической проблематике


Скачать 321.63 Kb.
Название Методическая разработка по воспитанию гражданско патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста. На Всероссийский конкурс методических разработок по патриотической проблематике
Дата 14.02.2016
Размер 321.63 Kb.
Тип Методическая разработка

Методическая разработка по воспитанию гражданско – патриотических

чувств у детей старшего дошкольного возраста.

На Всероссийский конкурс методических разработок

по патриотической проблематике.

Выполнила: Дмитриева Лариса Владимировна

воспитатель МДОУ детский сад № 1

«Светлячок»

город Топки, Кемеровская область

В данной статье содержатся практические рекомендации по воспитанию гражданско – патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста. Автор раскрывает методы и формы работы по данному направлению, а так же предлагает перспективный план работы с детьми и родителями по патриотическому воспитанию.

Содержание:

I Введение

II Воспитание гражданско-патриотических чувств у старших дошкольников:

2.1 Нормативные аспекты патриотического воспитания в России;

2.2 Актуальность темы;

2.3 Понятия «патриотизм», «гражданственность»;

2.4 Цель и задачи методической разработки;

2.5 Цель и задачи патриотического воспитания;

2.6 Методические аспекты патриотического воспитания;

2.7 Роль семьи в работе по патриотическому воспитанию;

2.8 Результаты работы;

III Заключение

IV Список используемой литературы

V Приложение

Долг перед Отечеством – святыня человека…

От нас, отцов, матерей, от воспитателей,

зависит, чтобы каждый наш юный гражданин

дорожил этой святыней, как дорожит честный

человек своим добрым именем, достоинством

своей семьи.

Сухомлинский В.А.

В настоящее время, во время инноваций и преобразований Российскому обществу требуется новый социальный тип личности. Нужны люди деловые, уверенные в себе, независимые, с яркой индивидуальностью.

Но в связи с происходящими в последнее время противоречивыми событиями в стране, касающихся общественной жизни, политики, системы государственного и местного управления наблюдается дефицит нравственности. Ушли в прошлое некоторые праздники, появились новые; информация об армии и событиях, происходящих в ней, стала более открытой; в молодежной среде всё чаще отмечаются факты, связанные с национальным противостоянием. Одним из характерных проявлений духовной опустошенности и низкой культуры явилось резкое падение роли и значения патриотизма, как одной из ценностей нашего народа. Стала все более заметной постоянная утрата в воспитании граждан российской культуры, искусства, образования как важнейших факторов формирования патриотизма.

Все эти факты обусловили переосмысление сущности патриотического воспитания, его места и роли в общественной жизни. Идея воспитания патриотизма и гражданственности становится государственной.

В России разработана Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 – 2005 гг». в которой говорится: «Патриотическое воспитание – это целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувство верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины».

Основной целью Программы является развитие системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации, способной на основе формирования патриотических чувств и сознания обеспечить решение задач по консолидации общества, поддержанию общественной и экономической стабильности, упрочению единства и дружбы народов Российской Федерации. Программа ориентирована на все социальные слои и возрастные группы граждан России.

Продолжением этой Программы является Государственная Программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 – 2010гг».

Данная Программа исходит из того, что в процессе реализации Программы 2001 – 2005гг сложились основы гражданско-патриотического воспитания Российской

4

Федерации. В большинстве субъектов Российской Федерации созданы и работают региональные межведомственные координационные советы и центры патриотического воспитания. В нашем Кузбасском регионе стала более конкретной и адресной деятельность Совета ветеранов, отлично поставлена работа волонтеров.

Работа по воспитанию патриотизма продолжается, Государство разработало Концепцию модернизации российского образования, где определена приоритетность воспитания: «Формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе…».

Существует общепринятое мнение о том, что процесс воспитания патриотизма необходимо начинать в дошкольном возрасте. Сухомлинский В.А. писал: «Сердцевина человека – любовь к Отечеству – закладывается в детстве. Упрочение этой сердцевины теснейшим образом связано с чувствами, с эмоциональными переживаниями, ибо ребенок, подросток познает мир не только разумом, но и сердцем. В детстве и отрочестве особенно глубоким и непосредственным является одухотворение сердца добром, нравственной красотой, правдой…».

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Именно в этот период происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, социальная адаптация в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. В этом возрасте образы воспитания очень ярки и сильны, поэтому они остаются в памяти ребенка надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании гражданственности и патриотизма.

Как отмечают ученые-исследователи, что по мере взросления у детей начинает формироваться так называемый «родничок героизма», требующий реализации, но как ни обидно это констатировать, он чаще всего остается невостребованным. Зато пробуждающиеся силы подрастающего организма могут найти своё применение в примыкании к антиобщественным организациям, поток которых год от года растет. Вот поэтому тема патриотического воспитания подрастающего поколения является самой актуальной на сегодняшний день.

Что же такое патриотизм и гражданственность?

Патриотизм – это одна из устойчивых характеристик человека, он выражается в его мировоззрении, нравственных идеалах и нормах поведения. Кроме того, представляет собой значимую часть общественного сознания, проявляющуюся в коллективных настроениях, чувствах, оценках, в отношении к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, государству и системе основополагающих ценностей. Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека, он всегда конкретен и направлен на реальные объекты, зарождаясь из любви к своей малой Родине, перерастая в общегосударственное самосознание.

Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.

Гражданственность – приверженность к политическим интересам государства,

5

готовность идти на жертвы ради этих интересов.

Патриотизм и гражданственность включают в себя взаимосвязанную совокупность нравственных чувств и черт поведения: любовь к Родине, лояльность к политическому строю, бережное отношение к историческим памятникам и обычаям родной страны, готовность и умение защищать её, уважение обычаев культуры других стран и народов.

Следует отметить, что целостная научная концепция формирования гражданина, патриота России в современных условиях ещё не создана. Поэтому, у педагогов-практиков возникает много вопросов, что должно входить сегодня в содержание патриотического воспитания, какими средствами следует его осуществлять. В настоящее время выходит много методической литературы по данному вопросу, но в ней, зачастую, освещаются лишь отдельные стороны патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности и нет определенной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Необходима разработка форм, методов и средств воспитания патриотических чувств у ребенка.

Цель такой разработки – методы и формы работы по формированию патриотического сознания у старших дошкольников.

Задачи:

- показать эффективные формы воспитания патриота в дошкольном возрасте;

- разработать перспективный план работы с детьми и родителями по воспитанию патриотических чувств.

В процессе реализации задач методической разработки можно получить следующие результаты:

- повысить уровень развития дошкольников;

- обеспечить комплексный подход к развитию патриотических чувств у дошкольников;

- повысить познавательный интерес у детей к родному краю, к своей стране;

- повысить значимость патриотического воспитания в глазах родителей воспитанников.

Сухомлинский В.А., раскрывая понятие «Родина», увязывает его с понятиями «человек», «труд», «долг», «семья», «родное слово», «природная среда», «красота», «любовь», «верность», «традиции» и др.. Отсюда можно сформировать цель и задачи гражданско-патриотического воспитания старших дошкольников.

Цель: Воспитывать гражданина и патриота своей страны, как члена гражданского общества.

Задачи:

- воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, дому, детскому саду, улице, городу;

- формирование бережного отношения к природе и всему живому;

6

- воспитание уважения к труду;

- развитие интереса к русским традициям и промыслам;

- формирование элементарных знаний о правах человека;

- расширение представлений о городах России;

- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Данные задачи должны осуществляться во всех видах детской деятельности (на занятиях, в играх, в труде и быту), так как наряду с патриотическими чувствами должны формироваться взаимоотношения детей со взрослыми и сверстниками.

В процессе воспитания очень важен учет возрастных особенностей, ведь чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

В старшем дошкольном возрасте должны формироваться понятия о своей малой Родине (город, улица, дом, детский сад), семье, своей родословной, национально-культурных традициях народа, уважительном отношении к символам государства (флагу, гимну, гербу), к самым близким людям (матери, отцу, бабушке, дедушке, сестре, брату…), к людям, которые живут и трудятся рядом.

На практике я убедилась, что через экскурсии, занятия, встречи с интересными людьми воспитанники постепенно знакомятся с детским садом, своим городом, улицей, а затем через фотоэкскурсии, путешествия с родителями – с областью, страной и даже миром. Воспитание патриотических чувств решается через общение, чтение литературы, беседы, труд, игровые занятия.

Из массы впечатлений, получаемых детьми, необходимо выбрать ту, которая поможет педагогу строить свою работу, учитывая следующие принципы:

- «позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);

- непрерывность и преемственность педагогического процесса;

- дифференцированный подход к каждому ребенку;

- рациональное сочетание разных видов деятельности;

- развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

Не первый год я стремлюсь формировать у своих воспитанников патриотическое сознание. Составляла, переписывала, корректировала ни один раз и план своей работы. И вот нашла наиболее приемлемый вариант перспективного плана по гражданско-

7

патриотическому воспитанию старших дошкольников. (Приложение № 1)

В нем предусмотрены следующие блоки:

- «Мой дом, моя семья»;

- «Мой детский сад»;

- «Мой край и город, в котором я живу»;

- «Я и моё имя», «Права ребенка», «Новый год»;

- «Наша Родина - Россия»;

- «Москва – главный город нашей Родины», «Наши защитники»;

- «Очень я люблю маму милую свою»;

- «Наши космонавты», «Герои - земляки»;

- «Этот День Победы».

Работа по каждой теме включает занятия, игры, экскурсии, беседы, праздники, развлечения, дидактические и подвижные игры. Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению знаний. Отдельные темы приурочены к конкретным событиям, праздникам, например, 12 декабря – в день Конституции проводим беседу о Декларации прав ребенка; в апреле, знакомя детей с космосом, праздник «День земли».

Всю работу по воспитанию патриотизма можно распределить по следующим компонентам:

- культурно-патриотический: приобщение к духовным и культурным ценностям, традициям; прививается интерес к языку и культуре страны, города (экскурсии по родному городу, по родному краю – с помощью фотографии), посещение Краеведческого музея, знакомство с декоративно-прикладным творчеством, драматизации русских народных сказок и сказок разных народов, чтение потешек, закличек, песен ит.д.;

- гражданско-патриотический (беседы и занятия «Я и моё имя», «День Конституции», «Права ребенка», знакомство с гербом, флагом родного города, области и России);

- героико-патриотический (тематические занятия «Богатыри земли Русской», «Защитники Отечества»; беседы «Русские традиции проводы в армию», о Великой Отечественной войне, «памятники воинской славы в России», рассказы пап и дедушек о службе в армии и т.д.; пение песен военных лет и о современной армии, экскурсии в музей, в парк Победы, высаживание цветов на клумбы детского сада);

- спортивно-патриотический (участие в городских, районных соревнованиях; спортивных праздниках. В нашей области практикуется сдача дошкольниками ГТЗО – готов к труду, защите Отечества; в детском саду – спортивные праздники с мамами и папами: «Вместе с мамой», «Я и папа», «Мама, папа, я – спортивная семья»; встречи со старшими ребятами, достигшими хороших результатов в спорте).

8

Соответственно должна быть оформлена и развивающая среда в группе, которая

отражает работу педагога по патриотическому воспитанию. В моей работе помогают:

- семейные фотоальбомы, самодельные книги на темы: «Герб моей семьи», «Генеалогическое древо»;

- тематические папки и альбомы с иллюстрациями и фотографиями: «Мой город», «Предприятия и учреждения города», «Знаменитые земляки», «Топкинские спортсмены»; картотеки стихов, песен о родном городе, о семье, детском саде, о стране и т.д.

- Тематическая папка «Мой край», карта и символика Кемеровской области, материал, знакомящий детей со славным прошлым родного края (шахты, железная дорога, цементный завод, сельское хозяйство);

- макеты: Кремль, детский сад, микрорайон;

- карта Российской Федерации; флаг, герб, гимн (в записи), портрет президента;

- тематические папки с иллюстрациями «Наши предки - славяне», «Богатыри земли Русской», «Великая Отечественная война», «Российская армия», художественная литература о войне;

- альбомы: «старинные храмы России», «Предметы старины», «Русские народные костюмы», матрешка, куклы в русских костюмах, вышивка, дидактические игры;

- сказки (русские народные и других народностей), былины, предания;

- глобус, карта мира, иллюстрации о жизни людей в других странах.

Правильно подобранная развивающая среда позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, расширить и углубить уже имеющиеся знания, научиться взаимодействовать с педагогами, сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки.

Большой интерес у детей вызывает посещение городского Краеведческого музея, где для нас организуются тематические выставки: «История игрушек», «Космос», «День Победы» и др.

В современной жизни давно не используются предметы народного быта, которые упоминаются в фольклорных произведениях, а у дошкольников, как известно, наглядно-образное мышление, в работе по воспитанию патриотических чувств надо применять на только художественную литературу, иллюстрации, пословицы и т.д., но и «живые» наглядные предметы и материалы.

В музее дети видят экспонаты «Русской избы»: люльку, чугунок, утюг с углями, коромысло и т.д. Им показывают сундук, в котором бережно хранятся предметы: рукомойник, валёк, рушник и т.д.

В комнате славы дети узнают о военных подвигах солдат, ушедших на войну из нашего города и района. Здесь они сами могут ощутить себя солдатом, примерив, шинель, каску, ремень и другие предметы тех лет. Дети узнают о трудовых и спортивных подвигах горожан, например, о почетном жителе нашего города, бывшем директоре цементного завода Г.П.Есекове. С помощью Топкинского цемента строили по всему миру

9

не только дома, но и взлетные полосы на аэродромах. Благодаря цементникам в городе построены больница, школа, дворец культуры и целый жилой микрорайон «Солнечный». Это вызывает у детей чувство гордости за своих земляков, воспитывает уважение к труду, побуждает желание быть похожими на них.

Работа по воспитанию у дошкольников гражданско - патриотических чувств более эффективна, если она осуществляется в тесном контакте с родителями.

В моей работе родители не только помощники, но и равноправные участники формирования личности ребенка. Они принимают активное участие в организации праздников, в различных конкурсах, выставках детско-родительского творчества: выставка семейных гербов, фотовыставки «Как мы отдыхаем», вместе с детьми посещают экскурсии, участвуют в спортивных праздниках и развлечениях.

Семья – первый коллектив ребенка, и в нем он должен чувствовать себя равноправным членом, вносящим каждый день свою, пусть скромную, лепту в семейное дело.

Особое внимание в работе с родителями должно быть направлено на приобщение дошкольников к труду, к совместному участию детей и родителей в подготовке к праздникам и отдыху. Только разделяя заботы взрослого, беря на себя посильную их часть, стремясь сделать что-то для других, малыши начинают ощущать себя членами семьи. Постепенно ребенок понимает, что он – частица большого коллектива – детского сада, школы, а затем и всей нашей страны. Общественная направленность поступков постепенно становится основой воспитания гражданских чувств и патриотизма. Но чтобы закрепить эту основу, нужно постоянно пополнять опыт участия детей в общих делах, упражнять их в нравственных поступках. Нужно чтобы у дошкольника формировалось представление о том, что главным богатством и ценностью нашей страны является человек.

В результате проведенной работы у детей появился интерес к культурному и историческому наследию русского народа. Данные занятия оказали положительное влияние в работе по патриотическому воспитанию.

Для определения уровня развития гражданко-патриотических качеств у моих воспитанников, я использовала мониторинг. Он заполняется на каждого ребенка группы в начале, середине и в конце учебного года. Оценка осуществляется в соответствии трех уровней развития детей: В – высокий, С – средний, Н – низкий. (Приложение № 2)

В результате мониторинга выяснилось: дети проявляют дружелюбие, считаются с интересами товарищей, любят родной дом, семью, уважительно относятся к человеку и результатам его труда.

Прикосновение к истории своей семьи вызывают у ребенка сильные эмоции, заставляют сопереживать, внимательно относится к памяти прошлого, к своим историческим корням.

Дети осознали сопричастность не только к своей семье, но и к городу, к народу. Это чувство сопричастности – основа будущего патриотизма. Само главное, чтобы оно не исчезло во время учебы в школе.

10

Родители моих воспитанников тоже переосмыслили проблему патриотического воспитания в семье подрастающего поколения. В молодых семьях, в наше время, вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, зачастую вызывают лишь недоумение. Но в результате вовлечения наших родителей в совместную деятельность с детьми, они изменили своё отношение к национальным и общечеловеческим ценностям. У них появился интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных сословных, профессиональных корней. Родители, вместе с детьми, обогатили и расширили свои знания о родном городе, о природе Кузбасса, о традициях русского народа, о жизни людей в старину.

Все эти положительные результаты видны из заполнения родителями анкет. Приложение № 3.

Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.

Однако, не следует ждать от детей «взрослых форм» проявления любви к Родине. Но если в результате педагогической работы ребенок будет знать название страны, о ее природе, символике, если ему известны имена кого-то из тех, кто прославил нашу Родину, если он проявляет интерес к приобретаемым знаниям, читает стихи, поет песни, то можно считать, что задача выполнена в пределах, доступных дошкольному возрасту. И, если ребенок с детства будет бережно относиться к своим национальным символам, то с большой уверенностью можно сказать, что он станет патриотом своей страны.

11

Список используемой литературы:

  1. Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» II СЗРФ – 1995 №27

  2. Государственная Программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 – 2005гг»

  3. Государственная Программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 – 2010гг»

  4. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации 21 мая 2003г

  5. Конвенция о правах ребенка Принята Ассамблеей ООН 1989г

  6. Козакова И. Особенности патриотического воспитания дошкольников II Обруч-2003г

  7. Лутовинов В.И. Патриотическое воспитание подрастающего поколения новой России II Педагогика 1997г

  8. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям

  9. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина Издат. Радяньска школа 1989г

  10. Кондыкинская Л.А. С чего начинается Родина Т.Ц. Сфера 2008г

  11. Журнал Дошкольное воспитание Педагогика 2009г

  12. Антонов Ю Е. Как научить детей любить Родину АРКТИ, 2003г

  13. Васильева М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду

  14. Зеленова Н.Г. Мы живем в России Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников М Издат. Скрипторий 2003г

  15. Журнал Ребенок в детском саду Мом – воспитание дошкольников 2005 -2010гг

  16. Писарева А.Е. Патриотическое воспитание в ДОУ МТЦ Сфера 2007г

  17. Венгер Л.А. , Мухина В.С. Психология М Просв. 1981г

  18. Баранов С.П. Педагогика М Просв. 1997г


12

Приложение № 1

Перспективный план работы по гражданско-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.

месяц

Форма проведе-

ния

Наименование мероприятия

Отметка о

выполнении

Сентябрь – «Моя семья».


Рассказы детей

из личного опыта; чтение



о членах семьи и доме, в котором живут;

чтение заранее приготовленных стихов о

сестренке, братишке, маме, папе и т.д.




Беседа

«Что такое «родня»?».




Беседа ,

чтение

«Семейные обычаи на Руси»; пословицы и поговорки о семье.




Занятие

«Моя семья».




Экскурсия в Краеведческий музей

«Русская изба» (рассматривание предметов быта русской избы)





Рисование

«Моя семья» (совместные работы детей и родителей).




Выставка, беседа

«Как мы отдыхали летом».




Спортивный праздник

«Мама, папа, я – спортивная семья».





Октябрь «Мой детский сад»

Беседа

Экскурсия

«Важность труда всех людей, работающих в детском саду

по детскому саду.




Пение и чтение стихов

о детском саде





Выставка детских рисунков

«Мой детский сад».





Коллективная работа по аппликации

«Герб группы»





Развлечение

«Праздник осенних именинников группы».




Показ концерта

для детей младшей группы




Труд

уборки территории детского сада




Ноябрь «Мой край и город, в котором живу»

«Экскурсия» по фотографиям

По родному городу

Прослушивание песни-гимна Топкинского района.





Рассматривание фотографий


Достопримечательности города Топки и Кемерово

Изготовление альбома «Природа родного края»







Экскурсия в районную библиотеку

«История города»




Знакомство

Знакомство с гербом Кузбасса,

Рассказ о губернаторе края А.Г.Тулееве




Праздник

«День матери»




Проектная деятельность

«Мой родной город»




Декабрь

«Я и моё имя», «Права ребенка», «Новый год»

Беседа

«Для чего человеку имя?». Дидактические игры: «Полное и неполное имя», «Назови ласково»





Беседа - занятие

«Что означают наши имена?», «Как на Руси давали имена новорожденным»





Беседа

«12 декабря – День Конституции», «Декларация о правах ребенка»





Рассказ - беседа

«Встреча Нового года на Руси и других странах», «Царь Петр I и Новый год»





Знакомство

Русские народные праздники «Новогодние святки», «Рождество». Пение песен, колядок, закличек




Ручной труд

Изготовление открыток с Новогодними поздравлениями сотрудникам детского сада и родителям.




Январь «Наша Родина - Россия»

Февраль «Москва – главный город нашей Родины», «Наши защитники»

Беседа


«Для чего человеку имя?». Дидактические игры: «Полное и неполное имя», «Назови ласково»




Беседа – занятие


«Что означают наши имена?», «Как на Руси давали имена новорожденным»




Беседа


«12 декабря – День Конституции», «Декларация о правах ребенка»




Рассказ - беседа


«Встреча Нового года на Руси и других странах», «Царь Петр I и Новый год»




Знакомство


Русские народные праздники «Новогодние святки», «Рождество». Пение песен, колядок, закличек




Беседа - занятие

«Москва – столица Родины», «Экскурсия по Красной площади» (по иллюстрациям и фотографиям). Конструирование Московского Кремля (строитель)




Рассказ воспитателя

«История возникновения Москвы», Богатыри земли Русской





Конструирование

Изготовление макета Кремля из бросового материала





Беседа

«Наши защитники». Русские традиции проводы в армию.




Ручной труд

Изготовление подарков для пап и дедушек к празднику «День защитника Отечества».




Рассказы пап

о службе в армии,

Пение песен об армии.




Развлечение

с папами ко дню защитника Отечества «Как Баба Яга внука в армию провожала».




Развлечение

«Праздник зимних именинников группы».









Март «Очень я люблю маму милую свою»

Беседа


Беседа о мамах. Чтение стихов и пение песен о маме, бабушке. Изготовление подарков ко дню 8 Марта





Составление рассказов

«За что я люблю свою маму. Как я ей помогаю»





Рисование

Чтение

Портрет «Моя мама».

пословиц поговорок о матери





Рассматривание

Репродукции картин женщины с ребенком; иконы «Божия мать»




Развлечение

Семейные посиделки с русскими народными играми и хороводами «Вместе с мамой»




Апрель «Наши космонав-










ты», «Герои - земляки»

Рассказ воспитателя

Конструирование

О Космосе и космонавтах.

Космический корабль (из крупного конструктора)




Беседа

В космос летают люди разных национальностей (они дружны, поэтому у них все получается)




Развлечение

«10 апреля – день рождения родного города»

Празднование весенних именинников группы





Беседа

«Трудовые и спортивные подвиги героев -топкинцев»




Экскурсия в Краеведческий музей

«Мир Космоса»





Занятие

Рисование

«Этот загадочный Космос» (знакомство с планетами)

«Мир Космоса»





Праздник

Труд

«День Земли»

Посадка семян на рассаду





Май «Этот день Победы»

Беседа

«Великая Отечественная война»

Просмотр фрагментов фильмов





Рассказы

Родственников ветеранов войны и тружеников тыла о тех страшных днях





Занятие

«День Победы»





Беседа

Ручной труд

«Памятники воинской славы России»

Изготовление праздничных открыток для ветеранов




Экскурсия в Краеведческий музей

Экскурсия в парк

«Страшные дни войны»

Парк «Победы»





Труд в природе

Высаживание цветов на клумбы детского сада с участием родителей




Приложение №2

Карта мониторинга по гражданско-патриотическому воспитанию старших дошкольников

Раздел

Критерии

Начал

уч.год

Серед

уч.год

Конец

уч.год

Представление о себе и своей семье

Знает свое имя и фамилию.










Знает имена, отчества родителей, место их работы.










Знает домашний адрес, телефон.










Знаком со своей родословной.










Представления о детском саде

Ориентируется в помещении детского сада, знает их названия и функции.










Знает адрес детского сада










Имеет представление о профессиях сотрудников детского сада.










Представление о человеке

Имеет представления о первобытных людях.










Знает об основных потребностях человека (здоровый образ жизни).










Имеет представление о жизни людей других стран.










Имеет представления о народах, населяющих Кемеровскую область.










Представления о родной стране

Знает название города, улиц, площади.










Знает символы родного города (флаг, герб)










Знает достопримечательности города (музей, дворец молодежи, дома культуры…)










Знает название страны, её столицы и символы России (флаг, герб, гимн)










Представление о культуре

Знаком с прикладным искусством («Дымка», «Хохлома», «Городец», «Гжель»…)










Имеет представление о народных праздниках и традициях










Представление о географических компонентах

Имеет представление о планете Земля










«Ориентируется» по карте и глобусу (вода-суша; море; океан-материк; полюс; экватор…)










Знает природно-климатические зоны и их обитателей (пустыня, тундра, тропики)










Знает о природных особенностях нашего региона (растения, животные, климат)










Высокий уровень - знает свое имя, фамилию, название города, страны, свой адрес; называет и узнает (по иллюстрации) достопримечательности, зеленые зоны города, 4- 5 улиц, площадей; знает и узнает флаг, герб, гимн России; герб города; называет народные праздники, игрушки, предметы быта; называет природные богатства России, знает природно-климатические зоны, ландшафты; заботится об окружающей природе, близких, оказывает помощь, проявляет дружелюбие, считается с интересами товарищей, умеет договориться со сверстниками, анализирует поступки. Имеет представление о членах семьи и ближайших родственниках.
Средний уровень - знает свое имя, фамилию, название страны, города, свой адрес; флаг, герб, гимн России, герб города; затрудняется назвать достопримечательности, зеленые зоны, улицы, площади города (делает это после пояснений взрослого); затрудняется назвать народные праздники, игрушки; с помощью взрослого называет природные богатства России, природно-климатические зоны; заботится о близких, проявляет дружелюбие, но не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощь; анализирует поступки с помощью взрослого.
Низкий уровень - не знает названия страны, города. Своего адреса, но узнает флаг, герб, гимн; отсутствуют знания о достопримечательностях родного города; плохо знает названия улиц. Проспектов; не может назвать народные праздники, игрушки; природные богатства России, природно-климатические зоны; не заботится об окружающих, не проявляет дружелюбия, не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощи, не может анализировать поступки.

Приложение №3

Анкета для родителей «Патриотическое воспитание ребенка» Данная анкета является анонимной (вы не называете свою фамилию), поэтому, пожалуйста, будьте предельно откровенны.

I Считаете ли вы себя компетентным в вопросах патриотического воспитания?

  1. Да. 2. Нет

II Что для вас означает выражение «быть патриотом»? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________

III Считаете ли вы важным воспитание у детей дошкольного возраста нравственно-патриотических чувств?  

  1. Да. 2. Нет

IV Где, по-вашему,  ребенок получает основы патриотизма?

  1. В школе.

  2. В семье.

  3. В детском саду.

V Есть ли у вашего ребенка желание узнавать о своем родном городе?

  1. Да.

  2. Нет.

  3. Иногда.

VI Рассказываете ли вы своему ребенку о Топках, его истории, достопримечательностях, знаменитых людях?

  1. Да.

  2. Нет.

  3. Иногда.

VII В каких местах нашего города вы любите бывать со своим ребенком?

_____________________________________________________________________________

VIII Что лично вы делаете для воспитания у своего ребенка патриотизма?

_____________________________________________________________________________

IX Какой помощи в этом направлении ждете от детского сада?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Благодарим Вас!

Приложение № 4

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «МОЯ МАЛАЯ РОДИНА».

Цели: продолжать формировать представления детей о малой Родине, расширять знания о поэтах родного города, развивать образность речи, учить понимать смысл пословиц.

Воспитатель: ребята, отгадайте загадку:

На ноге стоит одной, крутит, вертит головой,

Нам показывает страны, реки, горы, океаны

(глобус)

- А еще все это мы можем рассмотреть на карте. Это карта нашей большой, прекрасной страны.

- Как называется наша страна?

- А люди, живущие в России?

- Как же называется наша малая Родина?

Дети: Кемеровская область, город Топки.

Воспитатель: А как еще мы можем назвать нашу Родину?

Дети: Отечество, Отчизна, Матушка Родина.

Воспитатель: Почему мы так говорим?

Дети: Потому, что здесь мы родились и живем.

Воспитатель: Как вы понимаете слово «Отчизна»?

Дети: От слова «Отец», здесь живут наши деды, жили прадеды, для нас они сохранили нашу землю, защищая ее от врагов.

Воспитатель: Почему мы говорим: «Родина-мать, Матушка»?

Дети: Потому, что она кормить нас своим хлебом, научила нас языку, заботится как мама.

Стихотворение о Родине.

Воспитатель: Да, ребята, богат наш край Кузбасский (ведь нашу малую Родину еще называют и так). А чем же богата Кемеровская область?

Дети: Полями, лесами, озерами , реками. А еще у нас много полезных ископаемых: уголь, золото, нефть и т.д. В нашем городе есть большой завод по производству цемента.

Воспитатель: А еще наш край богат художниками, поэтами, писателями, трудолюбивым народом.

Ребята, хотите узнать еще больше о нашем городе?

Я предлагаю отправиться в музей, согласны? А отправимся мы под музыку великого русского композитора П.Н. Чайковского.

Звучит музыка, дети передвигаются по группе.

Воспитатель: Вот и пришли. Разрешите мне быть экскурсоводом. Пройдите к первой выставке. Что вы видите?

Детям предлагается фотоматериал и образцы цемента. Воспитатель рассказывает о цехах, людях, производстве цемента. Дети рассказывают, что знают о заводе и родителях, работающих там.

Воспитатель: Молодцы, пойдем дальше?

Следующая фотовыставка о заводе Сибтензоприбор. Воспитатель рассказывает о производстве завода, о людях, работающих там. Во время войны на заводе изготавливали детали для орудий, а сейчас – это мирное производство весов, которые могут взвесить от 1кг, до многотонных вагонов с грузом, оборудования для шахт.

Воспитатель: Переходим к следующей выставке. Что вы видите здесь?

Дети перечисляют предметы русской избы и их назначение.

Воспитатель: Ребята, где мы еще видели эти предметы и много других предметов старины?

Дети: Мы были в краеведческом музее нашего города.

Воспитатель: Что еще мы там видели? Обратите внимание на русские костюмы, какие на вышиты узоры?

Дети: Листочки, цветочки, бусинки, снежинки.

Воспитатель: Русские женщины – женщины рукодельницы, женщины мастерицы, в своем рукоделии передавали красоту нашей природы.

Продолжим нашу экскурсию. Что мы с вами видим?

Дети: Картины.

Воспитатель: Эти картины написаны ребятами и нашей школы искусств. Рассмотрите и скажите, что передают ребята в своих картинах?

Дети: любовь к Родине, красоту природы, времена года, пейзажи родного города.

Воспитатель: Вы, ребята, подрастете, и может, быть кто-то из вас будет учиться в этой школе, и писать картины о нашей малой Родине.

А еще я хочу рассказать немного о поэтах нашего города. Они пишут стихи о природе нашего города, его жителях, о их трудовых и других подвигах. Вот например, наш земляк поэт А.С.Богданов воспевал природу, писал о своем времени и современниках.

Давайте почитаем стихи наших Топкинских поэтов.

Дети читают заранее выученные стихи.

Воспитатель: Нам пора возвращаться в детский сад.

Звучит музыка П.И.Чайковского.

Воспитатель: Вот мы и вернулись. Как говорят в народе: «В гостях хорошо, а дома лучше». Скажите, где мы сегодня побывали? Что вам запомнилось?

Ответы детей.

Воспитатель: Теперь мы узнали больше информации о нашей малой Родине. Родина – это красота, это широкие просторы, это богатые леса. Мы должны беречь богатства нашей Родины Матушки.

Вспомните, пожалуйста, пословицы и поговорки о Родине.

Дети читают пословицы и поговорки о Родине.

- Жить – Родине служить;

- Человек без Родины, что соловей без песни;

- Если дружба велика – будет Родина крепка и т.д.

КОНСПЕКТЫ РАЗВЛЕЧЕНИЯ К ДНЮ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА «ПРО ТО, КАК БАБА ЯГА ВНУКА В АРМИЮ ПРОВОЖАЛА».

Ведущий: Ребята, сегодня мы будем отмечать праздник нашей армии - День защитника Отечества.

Ведь сегодня день особый

Для мальчишек и мужчин –

День защитника Отечества

Знает каждый гражданин!

Ребенок:

Здравствуй, праздник.

Здравствуй, праздник.

Праздник мальчиков и пап.

Всех военных поздравляет

Наш веселый детский сад.

Исполняется песня «Бравые солдаты»

Дети читают стихи о родах войск.

(В зал входит печальная Баба Яга)

Ведущий: Посмотрите, ребята, кто это к нам пожаловал?

Дети: Баба Яга!

Ведущий: Здравствуй Бабушка Яга!

Яга: Здравствуйте, ребятки!

Ведущий: Бабушка Яга, почему вы такая грустная?

Яга: Со мной такая беда приключилась. Внук мой Леший, в армию должен идти.

А он у меня такой непутевый, как он служить будет? Ой, горе горькое!

Ведущий: А где же он?

Яга: Давайте его, позовем, он имя свое услышит и вмиг явится.

Дети: Леший!

Входит Леший.

Леший: Вот я, здравствуй, Бабулечка-Ягулечка, здравствуйте ребята.

Яга: Вот он, мой внучек. Я ведь готовила его к армии: книжки читала, картинки показывала, пирогами кормила. Леша, устроим тебе экзамен, смотри внимательно и думай. Готов?

Леший: Готов, бабушка!

(Баба Яга показывает иллюстрации боевой техники. Леший отвечает невпопад, дети его исправляют)

Ведущий: Даа, ну и знания у твоего внука, да и вид у него не спортивный. В армию берут здоровых, сильных ребят, которые дружат с физкультурой.

Баба Яга(плачет): Ой, тяжело придется моему Лешенке на военной службе.

Ведущий: Баба Яга, не переживай, сейчас мы из твоего внука сделаем настоящего солдата. Ведь не даром говорится, что тяжело в учении – легко в бою.

Что бы сильными расти. Что бы в армию пойти.

Объясняю по порядку: начинаем день с зарядки.

Дети вместе с лешим выполняют зарядку.

Леший: Вот это дааа! Намял бога! Работа эта нелегка!

Ведущий: Чтоб здоровьем завидным отличаться, надо больше тренироваться.

А сейчас проведем мы наглядный урок:

Кто из вас самый меткий стрелок.

(Проводится эстафета «самый меткий- попадание меча в баскетбольную корзину»)

Ведущий: Боец всегда выручает в беде друга, что бы научится чувствовать плечо друга у нас есть специальное упражнение (игра «бег в паре на двух ногах»)

Яга: Старайся, Лешинька, старайся! Видишь, какие ребята ловкие да быстрые.

Леший(показывает силу): смотри, бабушка, какой я силы накопил!

Яга(трогает мышцы): Да, сразу мускулы появились. Вот что значит тренировка.

Леший: Да я, наверное, бабуля тебя сильнее. Давай силой мериться!

(Проводится игра «перетягивание каната»)

Леший: Ты, бабушка, сильная, я тоже стал сильным.

Ведущий: Следующее соревнование. Для армии необходима связь, это надо, что бы передать вовремя команду, и тут на помощь бойцам приходят наши связисты.

(Проводится эстафета «Связисты» - проползти под дугой, пройти через кубы и.т.д )

Ведущий: Продолжаем тренироваться. Следующее соревнование, кто быстрее справится с боевым конем.

(Проводится игра «Кто быстрее скачет»)

Ведущий: А вот связисты доставили пакет. (раскрывает, читает) «Поздравляем Лешего Лешу со вступлением в ряды нашей доблестной армии. Ура!»

Леший: Вам ребята, благодарен за науку, за игру, быть выносливым и ловким не мешает никому.

Яга: Иди, мой родной, служи. Будь достойным солдатом. А я писем от тебя ждать буду.

Леший: Я тебе, бабушка, часто писать буду, еще и фотографию пришлю.

Звучит марш, Леший, а за ним дети, марширую, уходят из зала. Баба Яга машет им вслед платком.