Васильева Инна Клементьевна
учитель биологии
МОБУ «Красноармейская средняя
общеобразовательная школа »
Красноармейского района
Чувашской Республики.
Методическая разработка проведения экскурсии
при изучении покрытосеменных растений по ботанике
Путешествие на лекарственную поляну (для учащихся 6 класса)
Цель: изучение разновидностей покрытосеменных растений.
Задачи: развитие экологического мышления, познавательной активности по биологическим особенностям лекарственных растений;
воспитание навыков работать сообща, выслушивать мнения товарищей, уметь серьезно подойти к каждому вопросу, концентрировать внимание на нем;
соблюдения правил поведения во время мероприятия, а также правила поведения в природе.
Учитель может использовать материалы при наличии того или иного оборудования, при подготовке к мероприятию учитель должен предварительно подготовить учащихся старшего класса для прохождения тех или иных станций, готовит так же необходимые реквизиты, чаще может быть ведущим этого мероприятия и подводит итоги.
Оценивают работы, как правило, ведущие на станциях, они же по итогам проставляют баллы.
Оборудование: гербарный материал, набор открыток с растениями, живые экземпляры растений, вырезки из журналов и газет про лекарственные растения, презентации учащихся про лекарственные растения, компьютер, проектор, оборудование «AVER VISION 300AF»
Ход экскурсий
I. Путешествие по станциям.
Станции:
Луг
Лесная поляна
Сосновый бор
Кабинет биологии
Парк Победы, расположенный в центре села Красноармейское
Учебно-опытный участок, МОБУ «Красноармейская средняя общеобразовательная школа »
Участники: обучающиеся 6 класса, 6 групп по 5 человек, капитан команды, каждая команда должен иметь эмблему, девиз. Каждая группа в ходе жеребьевки получает маршрутный лист с этапами прохождения станций.(см.приложение №1)
На каждой станции команду встречают специалисты из старшеклассников, которые проводят с ними работу, в конце они проставляют отметку о прохождение данной станции в маршрутном листе.
Станция Луг.
Команда должна прибыть на данную станцию, в полном составе согласно маршрутному листу, капитан команды докладывает о прибытии, вся команд произносит девиз, после этого получает задание.
Команда получает гербарный материал , обитающих на лугу, из след. растений подорожник, горец птичий, клевер луговой, осока, тимофеевка, мятлик обыкновенный, лисий хвост, а также вырезки из журналов лекарственные растения луга, живые экземпляры растений, из представленных материалов выбрать 5 лекарственных растений луга, охарактеризовать их, рассказать о биологических особенностях, а также меры по использовании данных растений.
Станция Лесная поляна.
Команда должна прибыть на данную станцию, в полном составе согласно маршрутному листу, капитан команды докладывает о прибытии, вся команд произносит девиз, после этого получает задание. Команда получает гербарный материалы и живые экземпляры лебеды, зверобоя, ветки бересклета, иван -чай, душицы, папоротника, герань лесная, а также вырезки из журналов экземпляры растений, из представленных материалов выбрать 5 лекарственных растений ,обитающих на лесной поляне, охарактеризовать их, рассказать о биологических особенностях, а также меры по использовании данных растений.
Станция Сосновый бор.
Команда должна прибыть на данную станцию, в полном составе согласно маршрутному листу, капитан команды докладывает о прибытии, вся команд произносит девиз, после этого получает задание.
Команда получает гербарный материал, обитающих в сосновом бору, из след. растений ветка сосны, земляника лесная, ветка ели, копытень европейский, кукушки лен, а также вырезки из журналов лекарственные растения луга, живые экземпляры растений, из представленных материалов выбрать 5 лекарственных растений соснового бора, охарактеризовать их, рассказать о биологических особенностях, а также меры по использовании данных растений.
Станция Кабинет биологии
Команда должна прибыть на данную станцию, в полном составе согласно маршрутному листу, капитан команды докладывает о прибытии, вся команд произносит девиз, после этого получает задание.
Команда получает задание, из представленных комнатных растений, (хлорофитум обыкновенный, финиковая пальма, монстера крупнолистная, золотой ус, спатифиллиум, каланхое, алое обыкновенное) а также вырезки из журналов про комнатные лекарственные растения, живые экземпляры растений, из представленных материалов выбрать 5 лекарственных растений, охарактеризовать их, рассказать о биологических особенностях, а также меры по использовании данных растений.
Станция Парк Победы, расположенный в центре села Красноармейское.
Команда должна прибыть на данную станцию, в полном составе согласно маршрутному листу, капитан команды докладывает о прибытии, вся команд произносит девиз, после этого получает задание.
Команда получает гербарный материал, обитающих в данном парке, из след, растений одуванчик, тысячелистник, пустырник, спирея обыкновенная, береза повислая, вьюн полевой, а также вырезки из журналов лекарственные растения парка, живые экземпляры растений, из представленных материалов выбрать 5 лекарственных растений парка, охарактеризовать их, рассказать о биологических особенностях, а также меры по использовании данных растений.
Станция Учебно-опытный участок МОБУ «Красноармейская средняя общеобразовательная школа»
Команда должна прибыть на данную станцию, в полном составе согласно маршрутному листу, капитан команды докладывает о прибытии, вся команд произносит девиз, после этого получает задание.
Команда получает гербарный материал , обитающих на территории учебно-опытного участка МОУ «Красноармейская средняя общеобразовательная школа №2, из след. растений мята полевая, кровохлебка, лопух двулетний, пшеница, желтушник, левкой также вырезки из журналов лекарственные растения , живые экземпляры растений, из представленных материалов выбрать 5 лекарственных растений , охарактеризовать их, рассказать о биологических особенностях, а также меры по использовании данных растений.
После прохождения всех станций команды прибывают на место дислокации, здесь они показывают домашнее задание:
- Защита своего названия команды, девиза.
- Отгадывать загадки про лекарственные растения (по 5 загадок каждой команде) см. приложение №2
- Сочинить краткое стихотворение, используя слова: почки, листочки; ярко, жарко; опушка, лягушка; тепло, дупло; дрожит, бежит.)
После выполнения всех заданий жюри подводит итоги, команды победители получают дипломы ми грамоты.
Приложение №1
Маршрутный лист команды №1
Команда должна прибыть на данную станцию, в полном составе согласно маршрутному листу, капитан команды докладывает о прибытии, вся команд произносит девиз, после этого получает задание.
Станции:
|
Отметка о прохождении станции и баллы
|
1.Луг
|
|
2.Лесная поляна
|
|
3.Сосновый бор
|
|
4.Кабинет биологии
|
|
5.Парк Победы, расположенный в центре села Красноармейское
|
|
6.Учебно-опытный участок, МОУ «Красноармейская средняя общеобразовательная школа №2»
|
|
Итоговая работа
-Защита своего названия команды, девиза.
-Отгадывать загадки про лекарственные растения
-Сочинить краткое стихотворение, используя слова:
|
|
Маршрутный лист команды №2
Команда должна прибыть на данную станцию, в полном составе согласно маршрутному листу, капитан команды докладывает о прибытии, вся команд произносит девиз, после этого получает задание.
Станции:
|
Отметка о прохождении станции и баллы
|
1.Лесная поляна
|
|
2.Сосновый бор
|
|
3.Кабинет биологии
|
|
4.Парк Победы, расположенный в центре села Красноармейское
|
|
5.Учебно-опытный участок, МОУ «Красноармейская средняя общеобразовательная школа №2»
|
|
6.Луг
|
|
Итоговая работа
-Защита своего названия команды, девиза.
-Отгадывать загадки про лекарственные растения
-Сочинить краткое стихотворение, используя слова:
|
|
Маршрутный лист команды №3
Команда должна прибыть на данную станцию, в полном составе согласно маршрутному листу, капитан команды докладывает о прибытии, вся команд произносит девиз, после этого получает задание.
Станции:
|
Отметка о прохождении станции и баллы
|
1.Сосновый бор
|
|
2.Кабинет биологии
|
|
3.Парк Победы, расположенный в центре села Красноармейское
|
|
4.Учебно-опытный участок, МОУ «Красноармейская средняя общеобразовательная школа №2»
|
|
5.Луг
|
|
6.Лесная поляна
|
|
Итоговая работа
-Защита своего названия команды, девиза.
-Отгадывать загадки про лекарственные растения
-Сочинить краткое стихотворение, используя слова:
|
|
Маршрутный лист команды №4
Команда должна прибыть на данную станцию, в полном составе согласно маршрутному листу, капитан команды докладывает о прибытии, вся команд произносит девиз, после этого получает задание.
Станции:
|
Отметка о прохождении станции и баллы
|
1.Кабинет биологии
|
|
2.Парк Победы, расположенный в центре села Красноармейское
|
|
3.Учебно-опытный участок, МОУ «Красноармейская средняя общеобразовательная школа №2»
|
|
4.Луг
|
|
5.Лесная поляна
|
|
6.Сосновый бор
|
|
Итоговая работа
-Защита своего названия команды, девиза.
-Отгадывать загадки про лекарственные растения
-Сочинить краткое стихотворение, используя слова:
|
|
Маршрутный лист команды №5
Команда должна прибыть на данную станцию, в полном составе согласно маршрутному листу, капитан команды докладывает о прибытии, вся команд произносит девиз, после этого получает задание.
Станции:
|
Отметка о прохождении станции и баллы
|
1.Парк Победы, расположенный в центре села Красноармейское
|
|
2.Учебно-опытный участок, МОУ «Красноармейская средняя общеобразовательная школа №2»
|
|
3.Луг
|
|
4.Лесная поляна
|
|
5.Сосновый бор
|
|
6.Кабинет биологии
|
|
Итоговая работа
-Защита своего названия команды, девиза.
-Отгадывать загадки про лекарственные растения
-Сочинить краткое стихотворение, используя слова
|
|
Маршрутный лист команды №6
Команда должна прибыть на данную станцию, в полном составе согласно маршрутному листу, капитан команды докладывает о прибытии, вся команд произносит девиз, после этого получает задание.
Станции:
|
Отметка о прохождении станции и баллы
|
1.Учебно-опытный участок, МОУ «Красноармейская средняя общеобразовательная школа №2»
|
|
2.Луг
|
|
3.Лесная поляна
|
|
4.Сосновый бор
|
|
5.Кабинет биологии
|
|
6.Парк Победы, расположенный в центре села Красноармейское
|
|
Итоговая работа
-Защита своего названия команды, девиза.
-Отгадывать загадки про лекарственные растения
-Сочинить краткое стихотворение, используя слова:
|
|
Приложение №2
Команда №1
1.Я шариком пушистым
белею в поле чистом,
а дунул ветерок - остался стебелек! (Одуванчик)
2.Стоит зеленая девица,
Сибирской елочки сестрица.
И все мы знаем, что она называется... (сосна).
3.Словно синька стали губы,
Посинели даже зубы,
Даже руки посинели,
Что случилось, в самом деле?
Стоит в чашу углубиться
Зреет в чаще... (голубица)
4.Красные бусинки так невелики -
это плоды очень вкусной ...(брусники)
5.Цветочки - как розы,
Листочки - как слезы,
К шипу прикоснешься –
Слезами зальешься. (Шиповник)
Команда №2
1.Белостволая красавица
бьет нас в бане,
а нам нравится. (Береза)
2.Какое сибирское дерево называют певучим, потому что из него делают пианино и скрипки? (Ель)
3.Кисть ягоды прекрасная,
Жёлтая иль красная,
Я достать её боюсь -
О шипы уколюсь.
Но уважаю с детства
Сердечное средство. (Боярышник.)
4.Семена, как коготки,
Жёлто-красные цветки.
От горла помогают,
Кто же их не знает. (Календула.)
5.Сидит на палочке
В красной рубашке,
Брюшко сыто,
Камешками набито. (Шиповник.)
Команда №3
1.Спроси телёнка и барашка –
Цветка вкусней на свете нет.
Ведь не случайно
Красной кашкой
Его зовут за вкус и цвет. (Клевер.)
2.Такого модника как этот
Ещё не видела земля,
Он очень любит среди лета
В пуховой шапке щеголять. (Одуванчик.)
3.Поранил ты в походе ногу,
Усталость не даёт идти –
Нагнись: солдатик у дороги
Готов помочь тебе в пути. (Подорожник.)
4. Есть корень кривой и рогатый,
Целебною силой богатый.
И может, два века
Он ждет человека
В чащобе лесной
Под кедровой сосной. (Женьшень)
5 На кустах цветы
Просто чудо красоты!
Шипы - коготочки
Стерегут цветочки. (Шиповник)
Команда №4
1.На пустырях и по дорогам
С соцветьем беленьким сорняк.
Но изучите его свойства-
Быть может, взглянете не так:
Кровотеченье остановит,
В Китае он – салат к столу.
Сорняк живуч:
Семян так много в плоде,
Похожим на суму. (Пастушья сумка)
2.Обожжёт без огня
И тебя и меня,
А живёт у плетня.(Крапива)
3.Трава сродни петрушке
И с зонтом на макушке,
Нужна та травка пекарю,
А также и аптекарю.(Тмин)
4.Горькая травка,
К животу поправка,
И сама душиста,
И метёт чисто.(Полынь)
5. На зелёном шнурочке
Белые звоночки. (Ландыш)
Команда №5
1.Семена, как коготки,
Жёлто-красные цветки.
От горла помогают,
Кто же их не знает. (календула)
2.Поранил ты в походе ногу,
Усталость не даёт идти –
Нагнись: солдатик у дороги
Готов помочь тебе в пути. (подорожник)
3.Нам запах свежести лесной
Приносит позднею весной
Цветок душистый, нежный
Из кисти белоснежной. (Ландыш)
4.Кисть ягоды прекрасная,
Жёлтая иль красная,
Я достать её боюсь -
О шипы уколюсь.
Но уважаю с детства
Сердечное средство. (боярышник)
5. В нём почти сто метров роста:
На него залезть не просто!
Из Австралии был он
К нам в Колхиду завезён.
У него одна работа —
Осушение болота.(эвкалипт)
Команда №6
1.У меня длинней иголки,
Чем у ёлки.
Очень прямо я расту
В высоту.(сосна)
2.С моего цветка берёт
Пчёлка самый вкусный мёд.
А меня все ж обижают,
Шкурку тонкую сдирают(липа)
3.Зимой и летом
Одним цветом(ель).
4.Чёрненька, маленька,
сладенька —
ребятам миленька.(черника)
5.Стоит Егорка
в красной ермолке,
кто ни пройдёт,
всяк поклон подаёт.(земляника)
|