|
«Путешествие с Буратино»
«Путешествие с Буратино».
Конспект занятия по обучению грамоте
в подготовительной логопедической группе.
Автор: учитель- логопед МДОУ ДС КВ №7 с.Кухаривка МО Ейский район
Хохлова Елена Юрьевна
Цели: Развивать у детей фонематический слух и восприятие;
закреплять понятия: гласный звук, согласный твердый, согласный мягкий звук; закреплять понятие – слово, закреплять знания о словах - предметах, словах - признаках, словах – действиях; упражнять в делении слов на слоги;
закреплять понятие – предложение, «маленькое слово» (предлог); учить составлять предложения с предлогов и выкладывать схемы предложений;
продолжать учить детей звукобуквенному разбору слов, подбирать слова к заданной звуковой схеме; повторять буквы;
развивать связную речь, общую и мелкую моторику, внимание, память, мышление.
Оборудование: Кукла Буратино, гномики – Звуковички, картинки «подарки» для Звуковичков (1-ый звук – гласный, согласный твердый (мягкий), предметные картинки для индивидуальных заданий, конверты с буквами, звуковые схемы.
Ход занятия.
Логопед: Здравствуйте, ребята. Вы стали уже совсем взрослыми. Совсем скоро пойдёте в школу. Сегодня к вам пришли гости и ваша будущая учительница. У нас ещё гость, это Буратино. Он ничего не знает и нам нужно будет помочь ему справиться со всеми заданиями, которые будут встречаться на его пути. Поможем? (Да).
Отправляясь в путь, соберём вещи в портфель.
Пальчиковое упражнение «Портфель»
СЕМЬ ВЕЩЕЙ У НАС В ПОРТФЕЛЕ:
ЕСТЬ АЛЬБОМ, И ЕСТЬ ТЕТРАДЬ,
РУЧКА ЕСТЬ, ЧТОБЫ ПИСАТЬ.
И РЕЗИНКА, ЧТОБЫ ПЯТНА
УБИРАЛА АККУРАТНО,
И ПЕНАЛ, И КАРАНДАШ,
И БУКВАРЬ – ПОМОЩНИК НАШ.
I. станция «ЗВУКИ».
Логопед: Ну, что ж, отправляемся в путь и первая станция «Звуки». Здесь живут наши знакомые гномики Звуковички – Том, Тим и Ау. Давайте расскажем Буратино, что мы знаем о звуках. Какие бывают звуки? (гласные и согласные) Какие бывают согласные? (твёрдые и мягкие, звонкие и глухие). Какие звуки только твёрдые? (ж, ш, ц )
Только мягкие? (й. щ, ч ).
Буратино приготовил Звуковичкам подарки, но не знает, кому что подарить. Поможем ему. Покажите картинки, которые вы подарите красному гномику Ау…. Зелёному гномику… Синему гномику…
(Дети определяют по первому звуку)
Вы помогли Буратино подарить подарки. Садимся на места.
(Дети садятся)
МЫ ПОШЛИ, ПОШЛИ, ПОШЛИ.
НА МЕСТА СВОИ ПРИШЛИ.
СПИНКИ РАСПРЯМИЛИ,
РУЧКИ ПОЛОЖИЛИ.
Логопед: Послушайте стихотворение. (Данное задание можно использовать для других звуков).
СОЛНЦЕ СЕЛО ЗА СЕЛОМ,
СПЯТ СИНИЦЫ, СОЙКИ СПЯТ.
СПИТ В РЕКЕ УСТАЛЫЙ СОМ,
СПЯТИ И ЛЕС, И СТЕПЬ, И САД.
Какой звук вы чаще всего слышали в этом стихотворении? /С, Сь/
Игра «Где спрятался звук?». Определите место звуков /С, Сь/ в словах:
САНКИ, СОМ, ЛЕС, КОСА, СЕЛО, КОЛЯСКА, АНАНАС, АВТОБУС, ЛЕСОК, ПАЛАС, КАСТРЮЛЯ, НОС, НОСКИ, ОСА.
Выложите звуковую схему слова: КУСТ, ЛИСТ.
II. Станция «СЛОВО».
Логопед: Ну что ж, вы помогли Буратино справиться с заданиями. Мы приближаемся к следующей станции. Отгадайте загадку.
ОНО МОЖЕТ БЫТЬ ТИХИМ, А МОЖЕТ БЫТЬ ГРОМКИМ,
ОНОМОЖЕТ БЫТЬ ЛАСКОВЫМ, МОЖЕТ БЫТЬ ГРУБЫМ.
ОНО МОЖЕТ ОБИДЕТЬ И РАССМЕШИТЬ.
ЕГО МОЖНО СКАЗАТЬ, А МОЖНО ВЗЯТЬ, НАПИСАТЬ.
(слово)
На столах у вас картинки, используя их, назовите
Слова – предметы…., слова – действия…, слова – признаки…
Слова бывают короткими и длинными. На что мы делим слова? (на части, на слоги) Как мы измеряем слово? (хлопками)
Поделим слова на слоги, используя ваши картинки.
(5-6 картинок выборочно)
Как можно ещё определить, сколько слогов в слове? Продолжите за мной фразу. «Сколько в слове гласных,… (столько и слогов)
III. Станция «ПРЕДЛОЖЕНИЕ».
Логопед: Буратино доволен. Ребята, что можно составить из слов? (предложение). Мы прибыли на станцию «Предложение».
Часто в предложениях встречаются маленькие слова – помощники.
(Выставляются схемы предлогов, дети называют)
Составьте предложение о БЕЛКЕ, используя слова-помощники
(Дети составляют предложения и выкладывают схемы, проводится анализ )
Вспомните основные правила построения и написания предложения. (1-ое слово с большой буквы, слова пишутся раздельно, в конце ставится точка)
-Давайте немного отдохнём и вместе с Буратино сделаем зарядку.
Динамическая пауза.
БУРАТИНО КАЖДЫЙ ДЕНЬ ДЕЛАЕТ ЗАРЯДКУ.
ОЧЕНЬ НРАВИТЬСЯ ЕМУ ДЕЛАТЬ ПО ПОРЯДКУ.
МЫ НОГАМИ ТОП-ТОП,
МЫ РУКАМИ ХЛОП-ХЛОП,
МЫ ЗЛАЗАМИ МИГ-МИГ,
МЫ ПЛЕЧАМИ ЧИК-ЧИК,
РАЗ – СЮДА, ДВА – СЮДА,
ПОВЕРНИСЬ ВОКРУГ СЕБЯ,
РАЗ – ПРИСЕЛИ, ДВА – ПРИВСТАЛИ,
РУКИ К ВЕРХУ МЫ ПОДНЯЛИ,
РАЗ – ПРИСЕЛИ, ДВА – ПРИВСТАЛИ,
НА НОСОЧКАХ ПОБЕЖАЛИ.
РАЗ –ДВА, РАЗ – ДВА,
ОТПРАВЛЯТЬСЯ В ПУТЬ ПОРА.
IV. Станция «БУКВ».
Логопед: Наконец, мы прибыли на станцию «Букв». Мы уже знаем буквы. Какие буквы у нас не обозначают звуков? (Ь, Ъ) Какие буквы обозначают два звука? (Я,Ю,Е,Ё)
(Далее дети выполняют задания, на заранее подготовленном демонстрационном материале).
- Из всех знаков у вас на листике выберите и обведите только буквы русского языка.
А 8 Р N И V 2 P Z Д….
- Задание «Вставьте правильную букву: Ж-Ш, Л-Р
Лу…и па…ка
ка…а ка…та
- Буратино написал слова прочтите и найдите ошибки:
Лужы, чяшка, щюка, чюдо. Какое правило забыл Буратино?
- Задание «Какое слово подходит к какой звуковой схеме?».
(3 слова и 2 звуковые схемы)
- Игра «Разгадай слово по 1-ым буквам»
улитка, черепаха, енот, носки, иголка, кровать
(ученик)
- Задания в конверте «Школьные слова» (в конверте карточки с буквами и над ними цифра, ребенок выкладывает цифры по порядку и читает получившееся слово.)
Слова: альбом, портфель, краски, ластик, ручка…
- Как назвать все эти предметы одним словом? (Школьные принадлежности)
Составьте предложения с этими словами.
Итог занятия.
|
|
|