|
Соблюдение требований к проведению углубленных логопедических зарядок и речевых занятий учитель-логопед Горячева Т. П
Соблюдение требований
к проведению углубленных
логопедических зарядок
и речевых занятий
учитель-логопед Горячева Т.П.
Основная цель углубленных логопедических зарядок и речевых занятий – тренировочные упражнения по развитию моторики артикуляционного аппарата, слухового внимания и фонематического восприятия, навыков анализа и синтеза звукового состава слов, развития дыхания и голоса. Тренировка в правильном произношении слогов, слов, предложений, пословиц, загадок, ритмической речи. В младших классах по 15 мин., в старших классах до 25 мин. К углубленным зарядкам следует иметь на столах зеркала и салфетки, в старших классах – тетради для записей. Необходимо иметь дидактический материал для занятий (игрушки, картинки, технические средства).
Структура занятий должна быть такой:
Орг. момент (начинать с логопедической установки: дыши легко, ровно. Голос чистый, говорить тихо, медленно, плавно. Звуки и слова произносить правильно).
Упражнения для развития речевого дыхания, Дифференцированного ротового и носового дыхания, для выработки силы и направления воздушной струи.
Упражнения для развития правильного красивого ровного голоса, для преодоления назализации голоса, для выработки плавности и мелодики речи.
-
Упражнения для развития фонематического восприятия, слухового внимания.
Артикуляционные упражнения для развития моторики артикуляционного аппарата, для выработки нужного артикуляционного уклада, для выработки переключаемости с одного движения на другое.
Существуют требования, которые необходимо предъявлять к проведению артикуляционных упражнений:
вырабатывать умение принимать требуемую позу, удерживать её, плавно переключаться с одной позы на другую;
-
система упражнений по развитию артикуляционной моторики должна включать как статические упражнения, так и упражнения, направленные на развитие динамической координации речевых движений;
необходимы упражнения на сочетание движений языка и губ, так как при произношении звуков эти органы включаются в совместные действия, взаимно приспосабливаясь друг к другу;
-
занятия проводятся кратковременно, но многократно, чтобы ребенок не утомлялся. В паузах можно переключить его на другой вид работы;
уделять внимание формированию кинестетических ощущений, кинестетического анализа и представлений.
Проговаривание тщательно подобранного речевого материала для закрепления и произношения звуков, которые вновь поставлены или автоматизируются.
Для автоматизации звуков в произношении детям предлагаются слоговые упражнения, слова, предложения, ритмическая речь (пословицы, загадки, скороговорки, стихи, басни). Одним из эффективных приемов работы по выработке у учащихся навыка правильного чтения является следующая речевая зарядка. Речевая зарядка – это система упражнений, направленных на правильное воспроизведение слоговых структур и слов, которые могут вызвать затруднения у учащихся при чтении текста. В задачу речевой зарядки входит установление прочной связи между зрительными и речедвигательными образами слогов и слов, дифференциация сходных единиц чтения, накопление в памяти слогов и слов, схватываемых сразу без побуквенного чтения, слияния в единый процесс восприятия и осмысления слова.
Речевая зарядка решает и такую задачу, как совершенствование произносительных навыков учащихся, т.к. прочтение слогов и слов предполагает четкость их артикулирования. Существуют виды упражнений, используемых на речевых зарядках.
Дифференциация сходных слов и слогов:
ла-ра
ло-ро
лу-ру
дом-том
Дима-Тима
кадушка-катушка
а
ма
са
ла
о
мо
со
ло
у
му
су
лу
Учитель обращает внимание учащихся на то как образованы слоги (они все с одной и той же гласной т.е. расположение губ при произнесении отдельного гласного и слога с этим гласным одинаково.
Чтение слов по подобию:
сом
ком
лом
Маша
Даша
Паша
В процессе неоднократного воспроизведения подборки сходных слов в памяти учащихся быстрее накапливаются зрительные образы слов, узнаваемых ими сразу с одного взгляда.
Чтение слов отличается одной двумя буквами:
кто-кот, ток-так, мука-муха
Основная цель речевых занятий максимальная активизация слолваря и речи в целом при правильном произношении звуков и слов. Развитие дикции, правильной интонации, соблюдение ударений в словах, логического ударения в текстах. Формирования грамматического строя и развитие связной речи. Соответственно с этим воспитателями необходимо планировать физминутки для проведения педагогического охранительного режима. Исходя из целей речевого занятия, подбирается материал и определяется форма занятия. Речевой материал на таких занятиях должен ограничиваться словом. Единицей произношения считается предложение. Детям предлагаются такие формы занятий, которые соответствуют их возрасту. Формы речевых занятий должны быть разнообразными: инсценирование диалогов, стихотворений, рассказов, сказок; разучивание стихов, маленьких рассказов, басен, чтение в лицах, составление предложений по сюжетным картинкам, по серии картин, по иллюстрациям к сказкам и др. произведениям. Составление предложений, рассказов по опорным словам, предложениям, материалам экскурсий, пересказы прочитанного текста, комментирования диафильмов, конкурсы стихов данного автора, разных авторов по определенной теме, оречевленные игры, хороводы, игры – викторины типа литературных и географических лото и т.д. При проведении речевого занятия необходимо помнить:
Предлагать посильный речевой материал, исходя из уровня развития речи.
Сначала предложить образец речи.
Снимать эмоциональную напряженность предварительной отработкой грамматических форм речи.
Постоянно проводить психотерапию (быть доброжелательным к детям, приучать детей относиться друг к другу по-доброму).
Воспитывать навык самоконтроля за речью.
|
|
|