Главная страница

Соблюдение требований к проведению углубленных логопедических зарядок и речевых занятий учитель-логопед Горячева Т. П


Скачать 46.03 Kb.
Название Соблюдение требований к проведению углубленных логопедических зарядок и речевых занятий учитель-логопед Горячева Т. П
Дата 12.02.2016
Размер 46.03 Kb.
Тип Документы


Соблюдение требований

к проведению углубленных

логопедических зарядок

и речевых занятий

учитель-логопед Горячева Т.П.


Основная цель углубленных логопедических зарядок и речевых занятий – тренировочные упражнения по развитию моторики артикуляционного аппарата, слухового внимания и фонематического восприятия, навыков анализа и синтеза звукового состава слов, развития дыхания и голоса. Тренировка в правильном произношении слогов, слов, предложений, пословиц, загадок, ритмической речи. В младших классах по 15 мин., в старших классах до 25 мин. К углубленным зарядкам следует иметь на столах зеркала и салфетки, в старших классах – тетради для записей. Необходимо иметь дидактический материал для занятий (игрушки, картинки, технические средства).

Структура занятий должна быть такой:

  1. Орг. момент (начинать с логопедической установки: дыши легко, ровно. Голос чистый, говорить тихо, медленно, плавно. Звуки и слова произносить правильно).

  2. Упражнения для развития речевого дыхания, Дифференцированного ротового и носового дыхания, для выработки силы и направления воздушной струи.

  3. Упражнения для развития правильного красивого ровного голоса, для преодоления назализации голоса, для выработки плавности и мелодики речи.

  4. Упражнения для развития фонематического восприятия, слухового внимания.

  5. Артикуляционные упражнения для развития моторики артикуляционного аппарата, для выработки нужного артикуляционного уклада, для выработки переключаемости с одного движения на другое.

Существуют требования, которые необходимо предъявлять к проведению артикуляционных упражнений:

  1. вырабатывать умение принимать требуемую позу, удерживать её, плавно переключаться с одной позы на другую;

  2. система упражнений по развитию артикуляционной моторики должна включать как статические упражнения, так и упражнения, направленные на развитие динамической координации речевых движений;

  3. необходимы упражнения на сочетание движений языка и губ, так как при произношении звуков эти органы включаются в совместные действия, взаимно приспосабливаясь друг к другу;

  4. занятия проводятся кратковременно, но многократно, чтобы ребенок не утомлялся. В паузах можно переключить его на другой вид работы;

  5. уделять внимание формированию кинестетических ощущений, кинестетического анализа и представлений.

  1. Проговаривание тщательно подобранного речевого материала для закрепления и произношения звуков, которые вновь поставлены или автоматизируются.

Для автоматизации звуков в произношении детям предлагаются слоговые упражнения, слова, предложения, ритмическая речь (пословицы, загадки, скороговорки, стихи, басни). Одним из эффективных приемов работы по выработке у учащихся навыка правильного чтения является следующая речевая зарядка. Речевая зарядка – это система упражнений, направленных на правильное воспроизведение слоговых структур и слов, которые могут вызвать затруднения у учащихся при чтении текста. В задачу речевой зарядки входит установление прочной связи между зрительными и речедвигательными образами слогов и слов, дифференциация сходных единиц чтения, накопление в памяти слогов и слов, схватываемых сразу без побуквенного чтения, слияния в единый процесс восприятия и осмысления слова.

Речевая зарядка решает и такую задачу, как совершенствование произносительных навыков учащихся, т.к. прочтение слогов и слов предполагает четкость их артикулирования. Существуют виды упражнений, используемых на речевых зарядках.

  1. Дифференциация сходных слов и слогов:

ла-ра

ло-ро

лу-ру

дом-том

Дима-Тима

кадушка-катушка

  1. Чтение слов по подобию:

а

ма

са

ла

о

мо

со

ло

у

му

су

лу

Учитель обращает внимание учащихся на то как образованы слоги (они все с одной и той же гласной т.е. расположение губ при произнесении отдельного гласного и слога с этим гласным одинаково.

  1. Чтение слов по подобию:

сом

ком

лом

Маша

Даша

Паша



В процессе неоднократного воспроизведения подборки сходных слов в памяти учащихся быстрее накапливаются зрительные образы слов, узнаваемых ими сразу с одного взгляда.

  1. Чтение слов отличается одной двумя буквами:

кто-кот, ток-так, мука-муха

Основная цель речевых занятий максимальная активизация слолваря и речи в целом при правильном произношении звуков и слов. Развитие дикции, правильной интонации, соблюдение ударений в словах, логического ударения в текстах. Формирования грамматического строя и развитие связной речи. Соответственно с этим воспитателями необходимо планировать физминутки для проведения педагогического охранительного режима. Исходя из целей речевого занятия, подбирается материал и определяется форма занятия. Речевой материал на таких занятиях должен ограничиваться словом. Единицей произношения считается предложение. Детям предлагаются такие формы занятий, которые соответствуют их возрасту. Формы речевых занятий должны быть разнообразными: инсценирование диалогов, стихотворений, рассказов, сказок; разучивание стихов, маленьких рассказов, басен, чтение в лицах, составление предложений по сюжетным картинкам, по серии картин, по иллюстрациям к сказкам и др. произведениям. Составление предложений, рассказов по опорным словам, предложениям, материалам экскурсий, пересказы прочитанного текста, комментирования диафильмов, конкурсы стихов данного автора, разных авторов по определенной теме, оречевленные игры, хороводы, игры – викторины типа литературных и географических лото и т.д. При проведении речевого занятия необходимо помнить:

  1. Предлагать посильный речевой материал, исходя из уровня развития речи.

  2. Сначала предложить образец речи.

  3. Снимать эмоциональную напряженность предварительной отработкой грамматических форм речи.

  4. Постоянно проводить психотерапию (быть доброжелательным к детям, приучать детей относиться друг к другу по-доброму).

  5. Воспитывать навык самоконтроля за речью.