Интеллектуально – развлекательная игра
«Языковая перестрелка» в 10 – 11 классах
Цель:
-
привитие интереса к изучению русского языка, к работе над словом и со словом через внеклассное мероприятие,
-
развитие мыслительной деятельности, речетворчества учащихся, обогащение их словарного запаса,
воспитание чувства коллективизма.
Оборудование:
раздаточный материал, словари, высказывания о русском языке:
Высказывания:
«Непродуманное слово, что недозрелое яблоко»
«Лучше споткнуться ногою, нежели словом»
«Слово толковое стоит целкового»
«Слово – знак ума»
«Ветры горы разрушают – слово народы поднимает» (Народная мудрость)
Ведущий: Владение словом – неоценимое богатство. Каждое новое осмысленное, запомненное слово, как драгоценный камушек в сокровищнице человека. Ребёнок, в словарном запасе которого мало слов, теряется в сложном мире, беднеет духовно. Каждое слово имеет свою понятийную или смысловую основу. У каждого – своё звучание (ударение, интонация, смысл, музыка). В игре принимают участие 2 команды. Играют в слова, играют со словами. Главная идея – слово! За каждую победу в отдельном конкурсе команда награждается буквой: П, О, Б, Е, Д, И, Т, Е, Л, Ь. Таким образом, от победы к победе команда набирает буквы, из которых в течение игры должно выйти слово «Победитель». Кто быстрее составит это слово, то есть одержит больше побед, тот и выигрывает.
Разминка.
Назвать слова во множественном числе (например, плот – плоты): дуга-, рука- , мука- , житель- любитель- , учитель- , грек- , узбек- , человек- , ведро- , бедро- , метро- , цыплёнок- , козлёнок-бочонок- . А теперь наоборот – множественное число преобразовать в единственное: певцы – венцы – , концы – , щипцы – , орехи – , успехи- , доспехи- . Слова мужского рода преобразовать в слова женского рода: повар – , портной – , купец- , храбрец- . Слова женского рода – в слова мужского: жница – , жрица- , чтица- , львица- , коза – , оса – . Глаголы неопределённой формы - в глаголы 1 лица: мечтать – мечтаю, блистать – ,свистать – ,бросать –кромсать – , кусать – , писать – . Прилагательные преобразовать в существительные: суровый – суровость, новый –, сосновый- , чёрный-, мёрзлый- , красный – , ясный – , полный –. Глаголы – в существительные: знать – знание, сиять – , гулять- , спать-, палить-, молить-, молотить- хвалить- . Глаголы – в деепричастия: ломать – ломая, вспоминать – , гулять- , мять –.
Ведущий: Итак, поразмялись, начинаем конкурсную программу! Каждая команда получает набор букв для слова, которое будет означать название этой команды, например: А, Р, П, У, С – ПАРУС.
Задание 1: «Какое начало, такой и конец». За 1 минуту написать как можно больше слов из 4-6 букв, начинающихся и заканчивающихся на одну и ту же букву. Например, на букву Т: торт, тест. Примеры: пикап, фотограф, философ, каток, потоп, окно, астра.
Задание 2: «Начало А, конец Я» . Написать 3 слова – имени существительных в именительном падеже единственного числа, начинающихся на А и заканчивающихся на Я. Например: армия, аллея, акация. Кто быстрее?
Задание 3: «Составь слова». Из исходного слова за определённое время составить как можно больше слов, состоящих из букв данного слова. Например: вертолёт – вор, лет, лето и т.д.
Задание 4: «Соедини половинки слов». Список слов (из 6 букв), разбитых пополам в 2 колонки. В каждой из них могут быть и первые и последние половинки. Кто быстрее составит из них целые слова и у кого больше получится за определённое время? (опт пал, пар кур, ата ика, лон ица, ага кет, кор бал, тан хис, ара арм, ада пля, ска кер).
Задание 5: «Таинственное слово». Демонстрируется слово, изменённое до неузнаваемости: все буквы в нём переставлены. Участникам надо расшифровать его. Можно указать конкретную тему. Например, страна ЗИЯЛИРАБ (Бразилия).
Задание 6: «Сегодня на ОРТ». Написать за определённое время как можно больше слов, в которых обязательно должны находиться 3 последовательно расположенных буквы. Например: ОРТ – порт, спорт, кортеж, торт.
Задание 7: «Построй треугольник». Выбирается какая – либо буква алфавита. Игроков просят за определённое время составить треугольник слов, начиная с искомой буквы и добавляя по одной букве к каждому новому слову. Если выбрана буква А, то треугольник может выглядеть следующим образом:
А
Ас
Акр
Арфа
Астра
Альянс
Анархия
Акварель.
Побеждает команда, составившая самый большой треугольник.
Задание8: «Напиши верно». Командам надо написать 14 трёхбуквенных слов, значения которых приведены ниже. Если слова будут написаны правильно, то при чтении их в обратном порядке (с конца) получаются те же слова и в прежней последовательности.
Значения слов:
1.Единица давления. (Бар)
2. Проведённый в ворота мяч. (Гол)
3. Крупное дерево с гладкой кожей и твёрдой древесиной. (Бук)
4. Часть лица. (Нос)
5. Горная вулканическая или осадочная порода. (Туф)
6. Железный заострённый толстый стержень, которым ломают что – то твёрдое. (Лом)
7. Промежуток времени, равный периоду обращения Земли вокруг Солнца. (Год)
8. Крупная служебная собака. (Дог)
9. Оградительное сооружение порта, примыкающее одним концом к берегу. (Мол)
10. Мера длины. (Фут)
11. Состояние покоя. (Сон)
12. Правильный многогранник. (Куб)
13. Овраг с пологими склонами. (Лог)
14. Подневольный человек. (Раб)
Задание 9: «Алфавитные кольцовки». «Кольцовкой» задание называется, потому что оно будет выполняться командами по очереди. А «алфавитным» потому, что задания связаны с буквами русского алфавита. В алфавитных кольцовках командам нужно называть слова, в которых та или иная буква алфавита присутствует в определённом количестве или на определённом месте. Разрешается называть любые слова, лишь бы они соответствовали требованию. А требования к каждой букве свои. Вот примеры нескольких «алфавитных кольцовок»:
«А». Назвать слова, начинающиеся и оканчивающиеся буквой «а»: арба, акробатика, Анапа.
«Е». Назвать слова, в которых всего 2 гласные и обе «Е»: секрет, берет, лететь.
«Ж». Назвать слова, оканчивающиеся буквой «ж»: нож, кортеж, стаж.
«З». Назвать слова, в которых буква «з» находится посередине слова: бизон, позор, базар.
«И». Назвать слова, в которых всего одна гласная и это «и»: пик, крик, ил.
«О». Назвать слова, в которых три гласные и все три «о»: молоко, золото, долото.
«С». Назвать слова, в которых пишется подряд две буквы «с»: ссора, расследование, искусство.
«Ц». Назвать слова, в которых буква «ц» третья с конца: революция, цивилизация, Воронцов.
«Ы». Назвать слова, в которых буква «ы» вторая от начала: сыр, быстро, сымитировать.
Каждая буква для отдельной игры.
Задание 10: «Вор получил приговор». Командам называется слово, например, ВОР. Они должны составить слова, оканчивающиеся на буквосочетание «вор». Примеры: двор, говор, затвор, заговор, раствор, разговор, выговор.
Задание 11: «Молодец!». Участники должны расшифровать за 1 минуту фразы, написав соответствующие слова, оканчивающиеся на «-ец».
Умный человек – (мудрец)
Торговал на Руси – (купец)
Делает подковы – (кузнец)
Остался без жены – (вдовец)
Венчает дело – (конец)
Не самка – (самец)
Школьная сумка – (ранец)
Горькое растение – (перец)
Скрывается от милиции – (беглец)
Задание 12: «Добавь словечко». К рифмованной загадке добавить нужно слово.
Едет он на двух колёсах,
Не буксует на откосах.
И бензина в баке нет.
Это мой …(велосипед).
Когда порою одиноко,
Вдруг в тишину ворвётся звон,
И голос друга издалёка
Тебе подарит …(телефон)
На одной ноге кружится,
Беззаботна, весела,
В пёстрой юбке танцовщица,
Музыкальная …(юла)
Идёт спокойно, не спеша –
Пусть видят все, как хороша!
Удобна и прочна рубаха,
В которой ходит…( черепаха)
Ведущий:
Слова, как сыры…
Слова, как бахча…
Слова, как укроп,
Как гвоздика с корицей,
Но каждому могут
Они покориться!
Итак, кто быстрее составил слово «Победитель!»?
Подведение итогов, награждение…
|