Главная страница

Программа «Я и моя безопасность»


Скачать 176.74 Kb.
Название Программа «Я и моя безопасность»
Дата 04.03.2016
Размер 176.74 Kb.
Тип Программа



I. Пояснительная записка

Данная программа «Я и моя безопасность» предназначен для воспитания личности безопасного типа, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни и жизнедеятельности человека, осознающей их исключительную важность, стремящейся решать эти проблемы, разумно сочетая личные интересы с интересами общества.

Программа построена с учетом уровня подготовки и общего развития глухих обучающихся начальной школы и включает в себя основные, наиболее часто встречающиеся опасные ситуации, в которых ребенок может оказаться дома, на улице, в школе, в природных условиях. Данная программа по курсу «Я и моя безопасность» помогает использовать полученные знания в практической деятельности, развивает способности обучающихся ориентироваться в окружающей социальной и природной среде. Кроме того, включение дополнительного материала в состав основного курса способствует развитию логических умений сравнивать, определять главное и использовать полученные знания в повседневной жизни. Особое значение имеет необходимость углубления и расширения определенных понятий, что обусловлено растущим интересом обучающихся к умениям действовать в экстремальных ситуациях, развитием самостоятельности при решении социальных и бытовых проблем в сложных жизненных ситуациях.. Курс «Я и моя безопасность» предназначен для воспитания личности безопасного типа, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни и жизнедеятельности человека, осознающей их исключительную важность, стремящейся решать эти проблемы, разумно сочетая личные интересы с интересами общества.

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также в соответствии с требованиями к результатам (личностным, метапредметным, предметным) освоения АООП НОО федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для слабослышащих обучающихся.

Актуальность данной рабочей программы внеурочной деятельности «Я и моя безопасность» отвечает требованиям ФГОС решает воспитательные задачи, способствует подготовке обучающихся к безопасной жизнедеятельности в реальной окружающей среде – природной, техногенной и социальной, что очень важно в наше время.

Новизна данной программы  определена требованиями к формированию здорового и безопасного образа жизни в соответствии с определением Стандарта начального общего образования для слабослышащих обучающихся — комплексная программа формирования у обучающихся с нарушением слуха знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка.

Программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Я и моя безопасность» носит образовательно-воспитательный характер и направлена на осуществление следующей цели:

Цель: развитие у детей чувства ответственности за свое поведение, бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих; стимулирование у ребенка самостоятельности в принятии решений и выработка умений и навыков безопасного поведения в реальной жизни.  

Задачи:

1. Освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях (ЧС) природного, техногенного и социального характера; здоровье и здоровом образе жизни (ЗОЖ);.

2. Воспитание ценностного отношения к человеческой жизни и здоровью.

3. Развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в ЧС; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности в соблюдении ЗОЖ.

4. Овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в ЧС.

Особенности реализации программы.

Рабочая программа «Я и моя безопасность» рассчитана на 1 год и реализуется во внеурочной деятельности для глухих обучающихся 3б класса, объёмом 34 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю, во второй половине дня по 45 минут.

Рабочей программой определяются следующие основные направления коррекционно-педагогической работы, которые структурируются в виде тематических блоков:
  1. Безопасное поведение на улицах и дорогах.

  2. Пожарная безопасность и поведение при пожарах.


3. Безопасное поведение дома.

4. Защита человека в чрезвычайных ситуациях

II. Ожидаемые результаты:

  В ходе реализации содержания программы обучающиеся должны овладеть не только правилами безопасного поведения в различных ситуациях, но и путями и средствами укрепления здоровья: уметь оказывать первую медицинскую помощь, общаться со сверстниками и взрослыми, знать о значении природного окружения для здоровья человека.    

Обучающиеся должны знать:

- правила движения пешеходов по дорогам, различать право- и левостороннее движение;

  -  виды транспортных средств, сигналы;

- правила перехода проезжей части;
   -  правила движения пешеходов по дороге;
   -  обязанности пассажиров.

- правила посадки в транспортное средство и высадки из него;
    -  правила поведения при возникновении пожара в общественных местах, в общественном транспорте;
   -  меры безопасности при пользовании в быту предметами бытовой химии, электрическими приборами;

    -  правила обеспечения сохранности личных вещей;

- особенности поведения с незнакомыми людьми;
    -  о здоровом образе жизни;

- рациональном питание;

    -  о чрезвычайных ситуациях природного происхождения. Действия по его предупреждению.
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

-овладение начальными навыками адаптации в динамично развивающемся и меняющемся мире;

-принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личного смысла учения;

-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;

-формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

-развитие этических чувств, доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

-развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

-формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные:

-овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

-овладение способов решения проблем творческого и поискового характера;

-формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

-использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

-активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникативных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

-овладение навыками смыслового чтения текстов;

-овладение логическими действиями анализа, сравнения, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.
  1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН





п/п


Наименование разделов и дисциплин


Всего,

часов

В том числе


Характеристика

деятельности учащихся

Теор.


Прак.

I

Безопасное поведение дома.

7

5

2


Умение понять свои интересы, увидеть задачу, выразить её словесно.

Извлечение информации, ориентирование в своей системе знаний.

Формирование навыков позитивного коммуникативного общения.

Поиск и выделение необходимой информации; Учет разных мнений выполнение действий по алгоритму.

1

Лифт – наш домашний транспорт

1

1




2

Если кто - то стучит в твою дверь.

1

1




3

Меры безопасности при пользовании предметами бытовой химии

1

1




4

Соблюдение мер безопасности при пользовании электрическими приборами

2

1

1

6

Правила безопасного поведения на каникулах.

2

1

1

II

Безопасное поведение на улицах и дорогах.


9

7

2

Способность к саморазвитию, мотивация к познанию.

Овладение начальными навыками адаптации в динамично развивающемся и меняющемся мире.

Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Извлечение информации, ориентирование в своей системе знаний. Умение пользоваться полученными знаниями.

7

Движение пешеходов по дорогам

1

1




8

Сигналы светофора и регулировщика.

1

1




9

Экскурсия к светофору.

1




1

10

Путешествие в страну дорожных знаков.

1

1




11

Переходим дорогу, перекресток.

1

1




12

Правилам перехода проезжей части дороги.

1

1




13

Экскурсия к дороге.

1




1

14

Виды транспортных средств.

1

1




15

Скорость движения городского транспорта. Тормозной путь автомобиля.

1

1




III

Пожарная безопасность и поведение при пожарах.





9

5

4

Ценностные установки, нравственная ориентация, личностная саморефлексия.

Разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация.

Умение понять свои интересы, увидеть задачу, выразить её словесно.

Извлечение информации, ориентирование в своей системе знаний.

Поиск и выделение необходимой информации; Учет разных мнений выполнение действий по алгоритму.

16

Пожар в общественных местах, причина пожара.

2

1

1

17

Правила поведения при возникновении пожара в общественных местах.

1

1




18

Экскурсия в пожарную часть.

1




1

19

Возникновение пожара в общественном транспорте, правила поведения.

1

1




20

Правила поведения и эвакуация при пожаре.

2

1

1

21

Знаки пожарной безопасности.

2

1

1

IV

Защита человека в чрезвычайных ситуациях.

9

9




Учет разных мнений, координирование разных позиций. Разрешение конфликтов; Волевая саморегуляция в ситуации затруднения. Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Умение понять свои интересы, увидеть задачу, выразить её словесно.

Овладение начальными навыками адаптации и личной безопасности в динамично развивающемся и меняющемся мире.

Знать  общие понятия опасности и чрезвычайной ситуации. Умение вести себя правильно при опасностях угрожающих здоровью человека.

25

Чрезвычайные ситуации природного происхождения

1

1




26

Примеры стихийных бедствий. Их последствия, мероприятия по защите.

1

1




27

Лесные пожары.

1

1




28

Землятресение.

1

1




29

Снегопады.


1

1




30

Наводнения


1

1




31

Вулкан


1

1




32

Ураган


1

1




33

Гроза


1

1







Итого:

34












  1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



п/п

Тема занятий

Кол-во

часов

Содержание занятий

Дата проведения по плану

Дата проведения по факту

I

Безопасное поведение дома.

7












Лифт – наш домашний транспорт

1

Познакомить с опасностями в доме.









Если кто- то стучит в твою дверь.

1

Систематизирование знаний детей о правилах поведения при звонке в дверь.









Меры безопасности при пользовании предметами бытовой химии

1

Формирование знаний о вредности бытовой химии на организм человека.









Соблюдение мер безопасности при пользовании электрическими приборами

1

Просмотр презентаций.









Соблюдение мер безопасности при пользовании электрическими приборами

1

Практическое занятие.









Правила безопасного поведения на каникулах.

1

Инструктаж.









Правила безопасного поведения на каникулах.

1

Конкурс рисунков.







II

Безопасное поведение на улицах и дорогах.


9












Движение пешеходов по дорогам

1

Просмотр видеофильмов по ПДД и профилактике ДТП.









Сигналы светофора и регулировщика.

1

Закрепление знаний детей о сигналах светофора.









Экскурсия к светофору.

1

Экскурсия.









Путешествие в страну дорожных знаков.

1

Просмотр презентаций.









Переходим дорогу, перекресток.

1

Формировать представление о перекрёстках, правилах перехода через них.









Правила перехода проезжей части дороги.

1

Практическое занятие.









Экскурсия к дороге.

1

Экскурсия.









Виды транспортных средств.

1

Закрепить понятие о видах транспорта.









Скорость движения городского транспорта. Тормозной путь автомобиля

1

Формировать знания о скорости городского транспорта, и о тормозном пути.







III

Пожарная безопасность и поведение при пожарах.





9












Пожар в общественных местах, причина пожара.

1

Просмотр презентаций. Беседа.









Пожар в общественных местах, причина пожара.

1









Правила поведения при возникновении пожара в общественных местах.

1

Закрепление знаний о правилах поведения при возникновении пожара в школе, дома.









Экскурсия в пожарную часть.

1

Экскурсия.









Возникновение пожара в общественном транспорте, правила поведения.

1

Формировать знания о правилах поведения при возникновении пожара в транспорте. Презентация.









Правила поведения и эвакуация при пожаре

1

Практическое занятие. Эвакуация из школы.









Правила поведения и эвакуация при пожаре

1









Знаки пожарной безопасности.

1

Познакомить со знаками пожарной безопасности в школе.









Знаки пожарной безопасности.

1

Практическое занятие.







IV

Защита человека в чрезвычайных ситуациях.

9












Чрезвычайные ситуации природного происхождения

1

Формировать представление о чрезвычайных ситуациях природного происхождения.









Примеры стихийных бедствий. Их последствия, мероприятия по защите.

1

Формирование знаний о стихийных бедствиях. Беседа.









Лесные пожары.

1

Просмотр фильма о лесных пожарах.









Землятресение.

1

Просмотр фильма.









Снегопады.


1

Просмотр фильма.









Наводнения


1

Просмотр фильма о наводнение.









Вулкан


1

Просмотр фильма.









Ураган


1

Просмотр фильма.









Гроза

1

Просмотр фильма.










Итого:

34










V. МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:





Библиотечный фонд (для учителя)




Азбука пешехода: игра для детей младшего школьного возраста / под ред. А. Т. Смирнова. — М.: Просвещение: Рилионт, 2003.



Анастасова Л. П. Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. пособие для 1—2 кл. / Л.



П. Анастасова, П. В. Ижевский, Н. В. Иванова. — 3-е изд. — М.: Просвещение, 2011.



Анастасова Л. П. Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочая тетрадь для 2 кл. / Л. П.



Анастасова, П. В. Ижевский, Н. В. Иванова. — М.: Просвещение, 2012.



Литература дополнительная:

Топоров И. К. Методика преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в общеобразоват. учреждениях: кн. для учителя / И. К. Топоров. — М.: Просвещение, 2000.

Федеральные законы Российской Федерации «О гражданской обороне», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» // Собр. законодательства Российской Федерации: официальное издание. — М., 1998—2002.




Библиотечный фонд (для обучающихся)




Артемова, О. В. Большая энциклопедия открытий и изобретений. Науч.-поп. издание для детей [Текст] /О. В. Артемова. - М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007.



История вещей [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.kostyor.ru/history.html



Ликум, А. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей [Текст] /А. Ликум.- М.: Компания «Ключ С», том 1, том 5, 1997.



Ликум, А. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей [Текст] /А. Ликум. - М.: Компания «Ключ С» Филологическое общество «Слово» АСТ, том 3, 1995.



Чудакова, Н. Энциклопедия праздников [Текст] /Н. Чудакова.- М.: Издательство АСТ-ЛТД, 1998.



Шалаева, Г. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей [Текст] /Г. Шалаева. - М.: Компания «Ключ С», том 6, том 14, 1997.




Технические средства обучения:


1

Магнитная доска.

2

Персональный компьютер

3

Медиапроектор, интерактивная доска.

4

Сканер, принтер