|
Программа «Я и моя безопасность»
I. Пояснительная записка
Данная программа «Я и моя безопасность» предназначен для воспитания личности безопасного типа, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни и жизнедеятельности человека, осознающей их исключительную важность, стремящейся решать эти проблемы, разумно сочетая личные интересы с интересами общества.
Программа построена с учетом уровня подготовки и общего развития глухих обучающихся начальной школы и включает в себя основные, наиболее часто встречающиеся опасные ситуации, в которых ребенок может оказаться дома, на улице, в школе, в природных условиях. Данная программа по курсу «Я и моя безопасность» помогает использовать полученные знания в практической деятельности, развивает способности обучающихся ориентироваться в окружающей социальной и природной среде. Кроме того, включение дополнительного материала в состав основного курса способствует развитию логических умений сравнивать, определять главное и использовать полученные знания в повседневной жизни. Особое значение имеет необходимость углубления и расширения определенных понятий, что обусловлено растущим интересом обучающихся к умениям действовать в экстремальных ситуациях, развитием самостоятельности при решении социальных и бытовых проблем в сложных жизненных ситуациях.. Курс «Я и моя безопасность» предназначен для воспитания личности безопасного типа, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни и жизнедеятельности человека, осознающей их исключительную важность, стремящейся решать эти проблемы, разумно сочетая личные интересы с интересами общества.
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также в соответствии с требованиями к результатам (личностным, метапредметным, предметным) освоения АООП НОО федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для слабослышащих обучающихся.
Актуальность данной рабочей программы внеурочной деятельности «Я и моя безопасность» отвечает требованиям ФГОС решает воспитательные задачи, способствует подготовке обучающихся к безопасной жизнедеятельности в реальной окружающей среде – природной, техногенной и социальной, что очень важно в наше время.
Новизна данной программы определена требованиями к формированию здорового и безопасного образа жизни в соответствии с определением Стандарта начального общего образования для слабослышащих обучающихся — комплексная программа формирования у обучающихся с нарушением слуха знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка.
Программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Я и моя безопасность» носит образовательно-воспитательный характер и направлена на осуществление следующей цели:
Цель: развитие у детей чувства ответственности за свое поведение, бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих; стимулирование у ребенка самостоятельности в принятии решений и выработка умений и навыков безопасного поведения в реальной жизни.
Задачи:
1. Освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях (ЧС) природного, техногенного и социального характера; здоровье и здоровом образе жизни (ЗОЖ);.
2. Воспитание ценностного отношения к человеческой жизни и здоровью.
3. Развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в ЧС; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности в соблюдении ЗОЖ.
4. Овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в ЧС.
Особенности реализации программы.
Рабочая программа «Я и моя безопасность» рассчитана на 1 год и реализуется во внеурочной деятельности для глухих обучающихся 3б класса, объёмом 34 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю, во второй половине дня по 45 минут.
Рабочей программой определяются следующие основные направления коррекционно-педагогической работы, которые структурируются в виде тематических блоков:
-
Безопасное поведение на улицах и дорогах.
-
Пожарная безопасность и поведение при пожарах.
3. Безопасное поведение дома.
4. Защита человека в чрезвычайных ситуациях
II. Ожидаемые результаты:
В ходе реализации содержания программы обучающиеся должны овладеть не только правилами безопасного поведения в различных ситуациях, но и путями и средствами укрепления здоровья: уметь оказывать первую медицинскую помощь, общаться со сверстниками и взрослыми, знать о значении природного окружения для здоровья человека.
Обучающиеся должны знать:
- правила движения пешеходов по дорогам, различать право- и левостороннее движение;
- виды транспортных средств, сигналы;
- правила перехода проезжей части;
- правила движения пешеходов по дороге;
- обязанности пассажиров.
- правила посадки в транспортное средство и высадки из него;
- правила поведения при возникновении пожара в общественных местах, в общественном транспорте;
- меры безопасности при пользовании в быту предметами бытовой химии, электрическими приборами;
- правила обеспечения сохранности личных вещей;
- особенности поведения с незнакомыми людьми;
- о здоровом образе жизни;
- рациональном питание;
- о чрезвычайных ситуациях природного происхождения. Действия по его предупреждению.
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
-овладение начальными навыками адаптации в динамично развивающемся и меняющемся мире;
-принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личного смысла учения;
-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
-формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
-развитие этических чувств, доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
-развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
-формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные:
-овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
-овладение способов решения проблем творческого и поискового характера;
-формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
-использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
-активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникативных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
-овладение навыками смыслового чтения текстов;
-овладение логическими действиями анализа, сравнения, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.
-
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п
|
Наименование разделов и дисциплин
|
Всего,
часов
|
В том числе
|
Характеристика
деятельности учащихся
|
Теор.
|
Прак.
|
I
|
Безопасное поведение дома.
|
7
|
5
|
2
|
Умение понять свои интересы, увидеть задачу, выразить её словесно.
Извлечение информации, ориентирование в своей системе знаний.
Формирование навыков позитивного коммуникативного общения.
Поиск и выделение необходимой информации; Учет разных мнений выполнение действий по алгоритму.
|
1
|
Лифт – наш домашний транспорт
|
1
|
1
|
|
2
|
Если кто - то стучит в твою дверь.
|
1
|
1
|
|
3
|
Меры безопасности при пользовании предметами бытовой химии
|
1
|
1
|
|
4
|
Соблюдение мер безопасности при пользовании электрическими приборами
|
2
|
1
|
1
|
6
|
Правила безопасного поведения на каникулах.
|
2
|
1
|
1
|
II
|
Безопасное поведение на улицах и дорогах.
|
9
|
7
|
2
|
Способность к саморазвитию, мотивация к познанию.
Овладение начальными навыками адаптации в динамично развивающемся и меняющемся мире.
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Извлечение информации, ориентирование в своей системе знаний. Умение пользоваться полученными знаниями.
|
7
|
Движение пешеходов по дорогам
|
1
|
1
|
|
8
|
Сигналы светофора и регулировщика.
|
1
|
1
|
|
9
|
Экскурсия к светофору.
|
1
|
|
1
|
10
|
Путешествие в страну дорожных знаков.
|
1
|
1
|
|
11
|
Переходим дорогу, перекресток.
|
1
|
1
|
|
12
|
Правилам перехода проезжей части дороги.
|
1
|
1
|
|
13
|
Экскурсия к дороге.
|
1
|
|
1
|
14
|
Виды транспортных средств.
|
1
|
1
|
|
15
|
Скорость движения городского транспорта. Тормозной путь автомобиля.
|
1
|
1
|
|
III
|
Пожарная безопасность и поведение при пожарах.
|
9
|
5
|
4
|
Ценностные установки, нравственная ориентация, личностная саморефлексия.
Разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация.
Умение понять свои интересы, увидеть задачу, выразить её словесно.
Извлечение информации, ориентирование в своей системе знаний.
Поиск и выделение необходимой информации; Учет разных мнений выполнение действий по алгоритму.
|
16
|
Пожар в общественных местах, причина пожара.
|
2
|
1
|
1
|
17
|
Правила поведения при возникновении пожара в общественных местах.
|
1
|
1
|
|
18
|
Экскурсия в пожарную часть.
|
1
|
|
1
|
19
|
Возникновение пожара в общественном транспорте, правила поведения.
|
1
|
1
|
|
20
|
Правила поведения и эвакуация при пожаре.
|
2
|
1
|
1
|
21
|
Знаки пожарной безопасности.
|
2
|
1
|
1
|
IV
|
Защита человека в чрезвычайных ситуациях.
|
9
|
9
|
|
Учет разных мнений, координирование разных позиций. Разрешение конфликтов; Волевая саморегуляция в ситуации затруднения. Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.
Умение понять свои интересы, увидеть задачу, выразить её словесно.
Овладение начальными навыками адаптации и личной безопасности в динамично развивающемся и меняющемся мире.
Знать общие понятия опасности и чрезвычайной ситуации. Умение вести себя правильно при опасностях угрожающих здоровью человека.
|
25
|
Чрезвычайные ситуации природного происхождения
|
1
|
1
|
|
26
|
Примеры стихийных бедствий. Их последствия, мероприятия по защите.
|
1
|
1
|
|
27
|
Лесные пожары.
|
1
|
1
|
|
28
|
Землятресение.
|
1
|
1
|
|
29
|
Снегопады.
|
1
|
1
|
|
30
|
Наводнения
|
1
|
1
|
|
31
|
Вулкан
|
1
|
1
|
|
32
|
Ураган
|
1
|
1
|
|
33
|
Гроза
|
1
|
1
|
|
|
Итого:
|
34
|
|
|
|
-
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п
|
Тема занятий
|
Кол-во
часов
|
Содержание занятий
|
Дата проведения по плану
|
Дата проведения по факту
|
I
|
Безопасное поведение дома.
|
7
|
|
|
|
|
Лифт – наш домашний транспорт
|
1
|
Познакомить с опасностями в доме.
|
|
|
|
Если кто- то стучит в твою дверь.
|
1
|
Систематизирование знаний детей о правилах поведения при звонке в дверь.
|
|
|
|
Меры безопасности при пользовании предметами бытовой химии
|
1
|
Формирование знаний о вредности бытовой химии на организм человека.
|
|
|
|
Соблюдение мер безопасности при пользовании электрическими приборами
|
1
|
Просмотр презентаций.
|
|
|
|
Соблюдение мер безопасности при пользовании электрическими приборами
|
1
|
Практическое занятие.
|
|
|
|
Правила безопасного поведения на каникулах.
|
1
|
Инструктаж.
|
|
|
|
Правила безопасного поведения на каникулах.
|
1
|
Конкурс рисунков.
|
|
|
II
|
Безопасное поведение на улицах и дорогах.
|
9
|
|
|
|
|
Движение пешеходов по дорогам
|
1
|
Просмотр видеофильмов по ПДД и профилактике ДТП.
|
|
|
|
Сигналы светофора и регулировщика.
|
1
|
Закрепление знаний детей о сигналах светофора.
|
|
|
|
Экскурсия к светофору.
|
1
|
Экскурсия.
|
|
|
|
Путешествие в страну дорожных знаков.
|
1
|
Просмотр презентаций.
|
|
|
|
Переходим дорогу, перекресток.
|
1
|
Формировать представление о перекрёстках, правилах перехода через них.
|
|
|
|
Правила перехода проезжей части дороги.
|
1
|
Практическое занятие.
|
|
|
|
Экскурсия к дороге.
|
1
|
Экскурсия.
|
|
|
|
Виды транспортных средств.
|
1
|
Закрепить понятие о видах транспорта.
|
|
|
|
Скорость движения городского транспорта. Тормозной путь автомобиля
|
1
|
Формировать знания о скорости городского транспорта, и о тормозном пути.
|
|
|
III
|
Пожарная безопасность и поведение при пожарах.
|
9
|
|
|
|
|
Пожар в общественных местах, причина пожара.
|
1
|
Просмотр презентаций. Беседа.
|
|
|
|
Пожар в общественных местах, причина пожара.
|
1
|
|
|
|
Правила поведения при возникновении пожара в общественных местах.
|
1
|
Закрепление знаний о правилах поведения при возникновении пожара в школе, дома.
|
|
|
|
Экскурсия в пожарную часть.
|
1
|
Экскурсия.
|
|
|
|
Возникновение пожара в общественном транспорте, правила поведения.
|
1
|
Формировать знания о правилах поведения при возникновении пожара в транспорте. Презентация.
|
|
|
|
Правила поведения и эвакуация при пожаре
|
1
|
Практическое занятие. Эвакуация из школы.
|
|
|
|
Правила поведения и эвакуация при пожаре
|
1
|
|
|
|
Знаки пожарной безопасности.
|
1
|
Познакомить со знаками пожарной безопасности в школе.
|
|
|
|
Знаки пожарной безопасности.
|
1
|
Практическое занятие.
|
|
|
IV
|
Защита человека в чрезвычайных ситуациях.
|
9
|
|
|
|
|
Чрезвычайные ситуации природного происхождения
|
1
|
Формировать представление о чрезвычайных ситуациях природного происхождения.
|
|
|
|
Примеры стихийных бедствий. Их последствия, мероприятия по защите.
|
1
|
Формирование знаний о стихийных бедствиях. Беседа.
|
|
|
|
Лесные пожары.
|
1
|
Просмотр фильма о лесных пожарах.
|
|
|
|
Землятресение.
|
1
|
Просмотр фильма.
|
|
|
|
Снегопады.
|
1
|
Просмотр фильма.
|
|
|
|
Наводнения
|
1
|
Просмотр фильма о наводнение.
|
|
|
|
Вулкан
|
1
|
Просмотр фильма.
|
|
|
|
Ураган
|
1
|
Просмотр фильма.
|
|
|
|
Гроза
|
1
|
Просмотр фильма.
|
|
|
|
Итого:
|
34
|
|
|
|
V. МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
-
|
Библиотечный фонд (для учителя)
|
|
Азбука пешехода: игра для детей младшего школьного возраста / под ред. А. Т. Смирнова. — М.: Просвещение: Рилионт, 2003.
|
|
Анастасова Л. П. Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. пособие для 1—2 кл. / Л.
|
|
П. Анастасова, П. В. Ижевский, Н. В. Иванова. — 3-е изд. — М.: Просвещение, 2011.
|
|
Анастасова Л. П. Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочая тетрадь для 2 кл. / Л. П.
|
|
Анастасова, П. В. Ижевский, Н. В. Иванова. — М.: Просвещение, 2012.
|
|
Литература дополнительная:
Топоров И. К. Методика преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в общеобразоват. учреждениях: кн. для учителя / И. К. Топоров. — М.: Просвещение, 2000.
Федеральные законы Российской Федерации «О гражданской обороне», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» // Собр. законодательства Российской Федерации: официальное издание. — М., 1998—2002.
|
|
Библиотечный фонд (для обучающихся)
|
|
Артемова, О. В. Большая энциклопедия открытий и изобретений. Науч.-поп. издание для детей [Текст] /О. В. Артемова. - М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007.
|
|
История вещей [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.kostyor.ru/history.html
|
|
Ликум, А. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей [Текст] /А. Ликум.- М.: Компания «Ключ С», том 1, том 5, 1997.
|
|
Ликум, А. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей [Текст] /А. Ликум. - М.: Компания «Ключ С» Филологическое общество «Слово» АСТ, том 3, 1995.
|
|
Чудакова, Н. Энциклопедия праздников [Текст] /Н. Чудакова.- М.: Издательство АСТ-ЛТД, 1998.
|
|
Шалаева, Г. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей [Текст] /Г. Шалаева. - М.: Компания «Ключ С», том 6, том 14, 1997.
|
|
Технические средства обучения:
|
1
|
Магнитная доска.
|
2
|
Персональный компьютер
|
3
|
Медиапроектор, интерактивная доска.
|
4
|
Сканер, принтер
|
|
|
|