|
«Влияние психологического климата в семье и типа воспитания на развитие ребенка»
Родительское собрание на тему: «Влияние психологического климата в семье и типа воспитания на развитие ребенка»
Задачи:
1. Показать значимость психологического климата в семье для развития ребенка.
2. Расширить знания родителей о типах воспитания детей и их влиянии на развитие личности ребенка.
План:
1. Роль семьи.
2. Психологический климат в семье.
3. Типы воспитания и их влияние на развитие ребенка.
4. Просмотр презентации «О воспитании детей».
5. Рефлексия.
Оборудование, материалы: ноутбук, презентация «О воспитании детей», раздаточный материал на 3-4 группы (в зависимости от количества человек, раздаточный материал для каждого «Высказывания и афоризмы о воспитании детей».
6.РАЗНОЕ
Учитель:
1. Семья выступает как важнейший фактор развития личности. Здесь ребенок рождается, здесь он получает первоначальные знания о мире и первый жизненный опыт.
Наверное, многие со мной согласятся, что именно семья, семейное воспитание играет основную роль в развитие ребенка дошкольного возраста. Ребенка должны воспитывать родители, а все социальные институты (детские сады, школы) могут лишь помочь им в обеспечении условий для саморазвития ребенка, помогая ему познать свои индивидуальные задатки, склонности и реализовать их в приемлемой форме, полезной для него самого и общества. Семейное воспитание имеет широкий временной диапазон воздействия: оно продолжается всю жизнь человека, происходит в любое время суток, в любое время года.
Какие семейные факторы влияют на развитие ребенка?
2. Психологический климат в семье.
На психологическое состояние, развитие ребенка влияют эмоциональное состояние самих родителей, отношения между членами семьи. Всевозможные ссоры, злоупотребление алкоголем, сцены физического причинения вреда родителей друг другу, частые ругань при ребенке негативно сказывается на его эмоциональном состоянии. А если данные случаи постоянны в семье и ребенок в связи с этим испытывает постоянное напряжение, то может возникнуть невротическое состояние.
Эмоциональное состояние ребенка в свою очередь влияет на интеллектуальное развитие ребенка. Отмечается, что умственные способности детей и молодых людей, растущих в негативной социальной среде, определенно ниже, чем растущих в благоприятной социальной среде.
3. Тип воспитания.
Специальное изучение влияния семьи на психическое развитие ребенка показало, что решающее значение имеет тип отношений между родителем и ребенком.
Существует несколько основных типов воспитания ребенка. Для того чтобы узнать о этих типах и как они влияют на развитие ребенка предлагаю поработать всем вместе. Для этого надо разделиться на группы (в зависимости от количества родителей, по 5-6 человек) .
Каждой группе родителей раздаются выписанные на отдельных листочках характеристики типов воспитания.
Я вам раздаю таблички с названием основных типов воспитания. Это авторитарный, гиперопекающий тип, попустительский и демократический. Разложите их пожалуйста в линию. Теперь я раздам вам описания, характерные для того или иного типа воспитания (Каждая характеристика на отдельной карточке). Ваша задача совместно обсудить, разложить эти характеристики под названием того типа воспитания, которому они по вашему мнению соответствуют.
После того как родители выполнили задание, они зачитывают то что у них получилось. Обсуждение
А теперь давайте вместе посмотрим, как влияют эти типы воспитания на развитии ребенка. Каждой группе раздаются выписанные на отдельных листочках последствия, которые могут возникнуть при данных типах воспитания.
Здесь описаны возможные последствия воспитания по эти типам. Вам нужно подумать и разложить описанные явления к тому типу, который может повлиять на их возникновение.
После того как родители выполнили задание, они зачитывают то что у них получилось. Обсуждение.
Классный руководитель зачитывает мотивы поведения родителей.
Ну и теперь вопрос: какой стиль воспитания, по вашему мнению, наиболее благоприятный? Демократический. Но конечно он может показаться сложнее, так как нужно придумывать способы договориться, взаимодействовать с ребенком. Вот это основные стили воспитания.
4. Просмотр презентации «О воспитании». А теперь мне бы хотелось процитировать изречения известных педагогов, психологов, философов о воспитании.
После просмотра презентации родителям раздается напечатанный материал ««Высказывания и афоризмы о воспитании детей».
5. Рефлексия.
Родители по желанию высказываются по поводу полученной информации, о том, что им дало это собрание.
Приложение 1
На каждую группу
Авторитарный тип + чрезмерная требовательность, придирчивость.
Характеристики, проявления:
•родителями навязывается свое мнение ребенку.
•«подавление» ребенка
•Вечные указания, напоминания, соверы
•Ребенок удовлетворяет не свои потребности, апотребности родителей, обеспечивая им более удобную жизнь
Возможные последствия:
• снижение интереса к окружающему миру и формированию безынициативности;
• может привести к развитию таких черт личности, как робость и неуверенность в себе, или, наоборот, агрессивности и негативизму;
• Ребенок становится «глухим к родителю», ждет обычных угроз или повышения голоса, чтобы начать выполнять то, что ему говорят.
• при достижении подросткового возраста ребенок может захотеть поскорее вырваться из слишком жесткой системы, где его интересы игнорируются, и обрести свободу
• вырастая, ребенок может попасть под влияние любой другой авторитарной системы: секты, политические партии, криминальные компании, в которой он будет так же послушен управляем
• став взрослым, либо сам приобретет весьма авторитарный характер, либо станет исполнителем чужой воли: пассивным, зависимым и подавленным.
Мотивы поведения родителей
• На фоне затянувшихся проблем у ребенка родители иногда теряют веру в его способность нести ответственность или делать хоть что-нибудь самостоятельно и хорошо.
• Если у ребенка нет хронических проблем, мотивом родителей может быть компенсация тех внутренних чувств, которые они испытали в детстве, когда ощущали, что их не замечают и не принимают всерьез. Поиск родителями возможности самоутвердиться и ощутить свою власть заканчивается иногда использованием для этих целей детей.
Гиперопекающий тип
Характеристики, проявления:
• Родители всеми силами стараются уберечь ребенка от возможных опасностей («Не поднимайся по лестнице, упадешь») .
• Ребенок огражден от любых трудностей, забот, негативных эмоций и переживаний.
• К ребенку не предъявляется никаких требований, обязанностей.
• До начала социализации (поступления в детский сад или школу) ребенок ощущает себя защищенным
боятся, что с их ребенком случаться всякие несчастья.
Возможные последствия:
• способствует развитию несамостоятельности, трудности в принятии решений, неумению найти способ разрешения не известной ранее ситуации;
• в критических случаях — пассивность и уход от решения жизненной проблемы.
•Ребенок будет малоадаптиован к взрослой жизни
•Инфантильно-потребительское отношение к миру
•Болезненное реагирование на любые требования и ограничения
•Будет трудно, а иногда невозможно справиться со своими чувствами: горем, злостью, обидой, которые впоследствии все же настанут в реальной жизни.
•Сложности в общении со сверстниками когда приходится самостоятельно отстаивать свои интересы и решать встающие проблемы.
•у ребенка возникает задержка в развитии навыков.
•Ребенок отрицает оправданность родительских страхов. Он ищет возможности для риска и может вести себя невероятно беспечно.
Мотивы поведения родителей
•Такой стиль воспитания обычно отражает эмоциональные проблемы родителей, идущие из их детства, когда они могли ощущать себя ненужными. Мотив в этом случае очевиден: чувствовать себя знающими и компетентными, важными и нужными, заботясь о хронически беспомощном ребенке.
Гипоопекающий (попустительский) тип
Характеристики, проявления:
•Родители мало интересуются ребенком, он предоставляется сам себе.
•Ребенок испытывает недостаток внимания, заботы, тепла
•Может наблюдаться как в семьях с невысоким достатком, где родители вынуждены много работать, так и в благополучном в материальном плане семьях, где родители заняты своей жизнью, прекрасно одевают и кормят малыша, покупают игрушки, однако практически не имеют с ним контакта.
Возможные последствия:
•Отсутствие правил и требований приводит к тому, что у ребенка нет твердой опоры, чувства защищенности;
•У ребенка ощущение ненужности, что его не любят
Мотивы поведения родителей
Так могут вести себя родители:
- которые на протяжении своего собственного детства чувствовали, что их игнорируют, отвергают, не принимают и недостаточно заботятся о них;
Демократический тип
Характеристики, проявления:
•Родители считаются главными, им принадлежит основная доля власти и ответственности, но при решении важных вопросов интересы мнения детей учитываются.
•Ребенок хорошо знает свои ограничения, обязанности, зону своей ответственности
•Родитель участвует во взрослении ребенка.
Возможные последствия:
•Ребенок осознает свои потребности и понимает желания окружающих
•Ребенок приобретает эмоциональную устойчивость, уверенность в своих силах
•Самостоятельность, ответственность, способность справиться со многими жизненными трудностями соответствующими возрасту.
Приложение 2. Высказывания и афоризмы о воспитании детей
•Лучшая школа дисциплины есть семья (Смайлс С.)
•Главный смысл и цель семейной жизни – воспитание детей. Главная школа воспитания детей – это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери. (Сухомлинский В. А.)
•Знаете ли, какой самый верный способ сделать вашего ребенка несчастным, - это приучить его не встречать ни в чем отказа. (Ж. Ж. Руссо)
•Многие беды имеют своими корнями как раз, то что человека с детства не учат управлять своими желаниями, не учат правильно относиться к понятиям можно, надо, нельзя. (Сухомлинский В. А.)
•Вина и заслуга детей в огромной степени ложится на головы и совесть их родителей. (Дзержинский Ф. Э.)
•Наши дети — это наша старость. Правильное воспитание — это наша счастливая старость, плохое воспитание — это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной. (Макаренко А. С.) .
•Родители часто путают понятия "воспитание" и "образование" и думают, что они дали ребенку воспитание, когда они заставили его изучить столько-то предметов. Отсюда столь частое разочарование родителей в своих детях в последующие годы. (Рубинштейн А. Г.)
РАЗНОЕ
ЭКЗАМЕНЫ
УСПЕВАЕМОСТЬ И ПОСЕЩАЕМОСТЬ
|
|
|