Главная страница

Урока в соответствии с требованиями фгос предмет: русский язык Класс: 5 Тема урока: Лексика. Культура речи. Слово и его лексическое значение Тип урока


Скачать 109.8 Kb.
Название Урока в соответствии с требованиями фгос предмет: русский язык Класс: 5 Тема урока: Лексика. Культура речи. Слово и его лексическое значение Тип урока
Дата 24.02.2016
Размер 109.8 Kb.
Тип Урок

Технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС
Предмет: русский язык

Класс: 5

Тема урока: Лексика. Культура речи. Слово и его лексическое значение

Тип урока: открытие нового знания

Планируемые результаты обучения:

Личностные - основы российской гражданской идентичности; чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Предметные - формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания; сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека; овладение учебными действиями с языковыми единицами и умением использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

Метапредметные - овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; способы решения проблем творческого и поискового характера; умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; готовность слушать собеседника и вести диалог; активное использование речевых средств и средств ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач.

Техники и технологии: педагогика сотрудничества, критическое мышление, игровая деятельность, здоровьесберегающая технология.

Ресурс(учебники, наглядные пособия, ИКТ) Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.; словари, карточки, кроссворд, рисунки; компьютер, мультимедийный проектор.


Этапы урока (время)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Формы

оценивания

Личностные:

Регулятивные:

Коммуникативные:

Познавательные:




1. Мотивация к учебной деятельности. (3 мин.)

Цель:

  • мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;

  • осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности, создание предпосылок для эмоционально комфортной обстановки на уроке.




- Добрый день, ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.

- Как много улыбок засветилось. Спасибо!

- А это моё настроение… Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи!

Ученик выполняет на доске фонетический разбор слова «Лексика»

Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок.

Выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение.

Фонетический разбор


Самоопределение - осуществление гражданской идентификации личности.


Целеполагание -принятие учебной задачи.


Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; общение и взаимодействие, планирование учебного сотрудничества; ориентировка на позицию партнера.


Построение речевого высказывания в устной форме; использование знаково-символических средств для решения задач; анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

Словесная функция

учителя.

2. Актуализация знаний и пробное учебное действие. (10 мин.)

Цель:

зафиксировать затруднение при выполнении учащимися пробного учебного действия

На доске предложение: «С малой удачи начинается большой успех»

- Распределите слова высказывания по группам

- Оцените работу соседа по парте

- По каким признакам распределяли слова? (На доске: малый – большой; удача – успех)

- Какие признаки важны для понимания смысла высказывания?

- Запишите смысл высказывания в виде схемы

- Обсудите результат в группе по 4 человека

- Сделайте вывод. Что для нашего урока это высказывание?

- Как думаете, какова тема урока? (Если детям сложно, можно помочь вопросами: Что объединяет слова, записанные на доске? Какой термин есть для определения смысла этих слов?)

- Какова главная цель урока?

- Какова задача урока?

- С чего же начать «открытие нового знания»? Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю разгадать кроссворд.

- Какое слово получилось?

- Что такое лексика?

- Сколько слов в русском языке?

- А конкретнее? (Анализ упражнения №319)

- Почему же?

- Например?

- Какие ещё термины связаны с темой урока? Дайте их толкование или ЛЗ?

- Что такое ЛЗ слова?

- Объясните ЛЗ слов, указанных на карточке (снегопад, искрится, безоблачное, сугробы.)

- Обменяйтесь и проанализируйте работу другой группы

- Верните работу своей группы и дополните её, если надо, сделайте вывод

Предоставляет слово каждой группе

- Какими же способами можно объяснить ЛЗ слова?

- Оцените свою работу?

- Дайте ЛЗ слов вестибюль, интерьер, фестиваль?

- Какие трудности возникли?

- Что нужно сделать, чтобы добиться успеха? (Что даёт ЛЗ многих слов языка?)

Обращается к выставке толковых словарей («Школьный толковый словарь русского языка.» Авторы: М.С. Лапатухин, Е.В. Скорлуповская, Г.П. Снетова. Москва «Просвещение» 2005г. «Словарь синонимов» Авторы: Г.А. Разумникова и др. Издательство «Наука» Ленинград 2003г.

«Школьный толковый словарь русского языка» под редакцией Ф.П. Филина Москва Просвещение 2001г.)

-Составить и записать предложения со словами: поземка, изморозь, изморось и пороша. (кто затрудняется, обращайтесь к толковому словарю.)

Чтение стихотворения И.Токмаковой. Ложка – это ложка. А я придумал слово.

Ложкой суп едят. Смешное слово - плим.

Кошка – это кошка. Я повторяю снова -

У кошки семь котят. Плим, плим, плим…

Тряпка – это тряпка. Вот прыгает и скачет -

Тряпкой вытру стол. Плим, плим, плим…

Шапка – это шапка И ничего не значит -

Оделся и пошел. Плим, плим, плим…

- Сделайте вывод (Удалось ли мальчику придумать новое слово и почему?)





Распределяют слова и осуществляют самопроверку

Дают ответ

Выделяют признак

Составляют схему

Работают в группе по заданию

Рефлексия, вывод (девиз, эпиграф)

Формулируют тему урока (Лексическое значение слова)

Формулируют цель (понять, что такое лексическое значение слова)

Научиться определять ЛЗ слова

Дети в группе по 4 человека работают с кроссвордом.

Приводят примеры слов

Лексикология, лексикон, лексикография

Проговаривают ЛЗ терминов

То, что обозначает слово

Работа в группах по 4 человека
Анализ работ и вывод внутри группы

Обратиться к толковому словарю

Слушают

Работа в группах, осуществляют взаимопроверку.
Работа со стихотворным текстом



Формирование картины мира культуры как порождения предметно-преобразующей деятельности человека; формирование позитивной самооценки.

Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения


Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений


Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание.


Самооценка.

3. Этап закрепления с проговариванием во внешней речи (10 мин.)
Цель: воспитывать личность со сформированными коммуникативными навыками, умеющими работать в команде, брать на себя ответственность; прививать чувство уважения к общечеловеческим ценностям (социальная компетенция); учить видеть предмет как часть целого.

Организация учебной деятельности, консультация по мере необходимости, контроль выполнения задания; организация индивидуальной, групповой и коллективной форм работы.

- Прочитайте ЛЗ слов. Запишите слова, которые соответствуют этим значениям.

  1. Относится к кому-, чему-нибудь с глубоким уважением и любовью.

  2. Старый, бывалый, опытный воин.

  3. Успех в битве, войне, полное поражение противника.

- Проверьте себя по словам для справок и оцените свою работу.

- Какой темой объединены эти слова? Случайно ли такое объединение?

- Что для вас эта победа?

- Выполнить морфологический разбор слова «в битве».


.




Выполняют задание в парах
Проверяют и оценивают

Краткий ответ

Работают индивидуально с проговариванием в громкой речи


Оценивание усвояемого содержания


Контроль, коррекция, оценка


Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений

действия.

Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование


Самооценка.

Взаимооценка.

Динамическая пауза (2 мин.)

Цель: сменить вид деятельности.

- Мы устали путешествовать. Давайте передохнем. Отгадайте загадки:
1. На каких полях не сеют и не пашут? (на тетрадных)
2. Какой рукав нельзя пришить? (реки)
3. Из какого крана нельзя напиться? (из подъемного)
- На каком явлении построены эти шутливые вопросы? (На явлении омонимии).

Учащиеся отгадывают загадки, связанные с темой «Лексика. Культура речи» и изображают предмет.

Установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке.










Словесная функция

учителя.

Самопроверка.

4. Включение изученного в систему знаний.(15 мин.)

Цель:

  • мотивировать учащихся к деятельности;



  • координировать деятельность учащихся;



  • контролировать

выполнения заданий

Мотивация и координация деятельности учащихся, контроль выполнения задания.

Игра «Угадай-ка»

- Дайте толкование какого-либо слова, понятия, а мы будем отгадывать и записывать. Кому трудно составить ЛЗ слова самим, обратитесь к толковому словарю. Но постарайтесь сначала составить самостоятельно. (Доп. Задание: 1) подобрать близкие по значению слова, синонимы к слову равнодушный. 2) Раскрыть значение частей слова: тот, кто «без сердца». 3) Указать отличительные признаки слова, описать его: тот, кто не проявляет внимание к людям, кто равнодушен к чужой беде, к чужим переживаниям.




Оценивают свою работу


Самоопределение -самооценка личности; формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия.


Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного - осуществление итогового и пошагового контроля по результату; адекватное восприятие оценки учителя; внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.


Действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия;. практическое освоение морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества.



Развитие стратегий смыслового чтения и работе с информацией.



Взаимооценка.

Самопроверка.

7.Рефлексия. (5 мин.)

Цель:

  • оценить результаты собственной деятельности

  • повторить способ нового знания




- Исследование какой темы вели на уроке?

- Какие понятия разобрали?

- Удалось решить поставленную задачу?

- Каким способом?

- Какие получили результаты?

- Что нужно сделать ещё?

- Где можно применить новые знания?

- Оцените свою работу на уроке. Работу класса

- Выберите смайлик своего настроения. Изменилось ли оно? Почему?

Дают ответы на вопросы

Не забыть о девизе урока и толковом словаре
Анализируют работу на уроке через самооценку



Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям


Осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей, контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.


Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений


Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности



Самооценка.

Самопроверка.
Выставление

оценок.




Домашнее задание:

Выпишите из толкового словаря ЛЗ слов компания и кампания, или проанализируйте структуру словарной статьи из толкового словаря, или объясните разными способами ЛЗ слов кукла и искусственный (задание на выбор учащихся)

- Урок окончен. До свидания.

Записывают задание.