Этапы урока (время)
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
Формируемые УУД
|
Формы
оценивания
|
Личностные:
|
Регулятивные:
|
Коммуникативные:
|
Познавательные:
|
|
1. Мотивация к учебной деятельности. (3 мин.)
Цель:
мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;
-
осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности, создание предпосылок для эмоционально комфортной обстановки на уроке.
|
- Добрый день, ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.
- Как много улыбок засветилось. Спасибо!
- А это моё настроение… Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи!
Ученик выполняет на доске фонетический разбор слова «Лексика»
|
Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок.
Выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение.
Фонетический разбор
|
Самоопределение - осуществление гражданской идентификации личности.
|
Целеполагание -принятие учебной задачи.
|
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; общение и взаимодействие, планирование учебного сотрудничества; ориентировка на позицию партнера.
|
Построение речевого высказывания в устной форме; использование знаково-символических средств для решения задач; анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков
|
Словесная функция
учителя.
|
2. Актуализация знаний и пробное учебное действие. (10 мин.)
Цель:
зафиксировать затруднение при выполнении учащимися пробного учебного действия
|
На доске предложение: «С малой удачи начинается большой успех»
- Распределите слова высказывания по группам
- Оцените работу соседа по парте
- По каким признакам распределяли слова? (На доске: малый – большой; удача – успех)
- Какие признаки важны для понимания смысла высказывания?
- Запишите смысл высказывания в виде схемы
- Обсудите результат в группе по 4 человека
- Сделайте вывод. Что для нашего урока это высказывание?
- Как думаете, какова тема урока? (Если детям сложно, можно помочь вопросами: Что объединяет слова, записанные на доске? Какой термин есть для определения смысла этих слов?)
- Какова главная цель урока?
- Какова задача урока?
- С чего же начать «открытие нового знания»? Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю разгадать кроссворд.
- Какое слово получилось?
- Что такое лексика?
- Сколько слов в русском языке?
- А конкретнее? (Анализ упражнения №319)
- Почему же?
- Например?
- Какие ещё термины связаны с темой урока? Дайте их толкование или ЛЗ?
- Что такое ЛЗ слова?
- Объясните ЛЗ слов, указанных на карточке (снегопад, искрится, безоблачное, сугробы.)
- Обменяйтесь и проанализируйте работу другой группы
- Верните работу своей группы и дополните её, если надо, сделайте вывод
Предоставляет слово каждой группе
- Какими же способами можно объяснить ЛЗ слова?
- Оцените свою работу?
- Дайте ЛЗ слов вестибюль, интерьер, фестиваль?
- Какие трудности возникли?
- Что нужно сделать, чтобы добиться успеха? (Что даёт ЛЗ многих слов языка?)
Обращается к выставке толковых словарей («Школьный толковый словарь русского языка.» Авторы: М.С. Лапатухин, Е.В. Скорлуповская, Г.П. Снетова. Москва «Просвещение» 2005г. «Словарь синонимов» Авторы: Г.А. Разумникова и др. Издательство «Наука» Ленинград 2003г.
«Школьный толковый словарь русского языка» под редакцией Ф.П. Филина Москва Просвещение 2001г.)
-Составить и записать предложения со словами: поземка, изморозь, изморось и пороша. (кто затрудняется, обращайтесь к толковому словарю.)
Чтение стихотворения И.Токмаковой. Ложка – это ложка. А я придумал слово.
Ложкой суп едят. Смешное слово - плим.
Кошка – это кошка. Я повторяю снова -
У кошки семь котят. Плим, плим, плим…
Тряпка – это тряпка. Вот прыгает и скачет -
Тряпкой вытру стол. Плим, плим, плим…
Шапка – это шапка И ничего не значит -
Оделся и пошел. Плим, плим, плим…
- Сделайте вывод (Удалось ли мальчику придумать новое слово и почему?)
|
Распределяют слова и осуществляют самопроверку
Дают ответ
Выделяют признак
Составляют схему
Работают в группе по заданию
Рефлексия, вывод (девиз, эпиграф)
Формулируют тему урока (Лексическое значение слова)
Формулируют цель (понять, что такое лексическое значение слова)
Научиться определять ЛЗ слова
Дети в группе по 4 человека работают с кроссвордом.
Приводят примеры слов
Лексикология, лексикон, лексикография
Проговаривают ЛЗ терминов
То, что обозначает слово
Работа в группах по 4 человека
Анализ работ и вывод внутри группы
Обратиться к толковому словарю
Слушают
Работа в группах, осуществляют взаимопроверку.
Работа со стихотворным текстом
|
Формирование картины мира культуры как порождения предметно-преобразующей деятельности человека; формирование позитивной самооценки.
|
Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения
|
Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений
|
Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание.
|
Самооценка.
|
3. Этап закрепления с проговариванием во внешней речи (10 мин.)
Цель: воспитывать личность со сформированными коммуникативными навыками, умеющими работать в команде, брать на себя ответственность; прививать чувство уважения к общечеловеческим ценностям (социальная компетенция); учить видеть предмет как часть целого.
|
Организация учебной деятельности, консультация по мере необходимости, контроль выполнения задания; организация индивидуальной, групповой и коллективной форм работы.
- Прочитайте ЛЗ слов. Запишите слова, которые соответствуют этим значениям.
Относится к кому-, чему-нибудь с глубоким уважением и любовью.
Старый, бывалый, опытный воин.
Успех в битве, войне, полное поражение противника.
- Проверьте себя по словам для справок и оцените свою работу.
- Какой темой объединены эти слова? Случайно ли такое объединение?
- Что для вас эта победа?
- Выполнить морфологический разбор слова «в битве».
.
|
Выполняют задание в парах
Проверяют и оценивают
Краткий ответ
Работают индивидуально с проговариванием в громкой речи
|
Оценивание усвояемого содержания
|
Контроль, коррекция, оценка
|
Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений
действия.
|
Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование
|
Самооценка.
Взаимооценка.
|
Динамическая пауза (2 мин.)
Цель: сменить вид деятельности.
|
- Мы устали путешествовать. Давайте передохнем. Отгадайте загадки:
1. На каких полях не сеют и не пашут? (на тетрадных)
2. Какой рукав нельзя пришить? (реки)
3. Из какого крана нельзя напиться? (из подъемного)
- На каком явлении построены эти шутливые вопросы? (На явлении омонимии).
|
Учащиеся отгадывают загадки, связанные с темой «Лексика. Культура речи» и изображают предмет.
|
Установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке.
|
|
|
|
Словесная функция
учителя.
Самопроверка.
|
4. Включение изученного в систему знаний.(15 мин.)
Цель:
мотивировать учащихся к деятельности;
координировать деятельность учащихся;
выполнения заданий
|
Мотивация и координация деятельности учащихся, контроль выполнения задания.
Игра «Угадай-ка»
- Дайте толкование какого-либо слова, понятия, а мы будем отгадывать и записывать. Кому трудно составить ЛЗ слова самим, обратитесь к толковому словарю. Но постарайтесь сначала составить самостоятельно. (Доп. Задание: 1) подобрать близкие по значению слова, синонимы к слову равнодушный. 2) Раскрыть значение частей слова: тот, кто «без сердца». 3) Указать отличительные признаки слова, описать его: тот, кто не проявляет внимание к людям, кто равнодушен к чужой беде, к чужим переживаниям.
|
Оценивают свою работу
|
Самоопределение -самооценка личности; формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия.
|
Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного - осуществление итогового и пошагового контроля по результату; адекватное восприятие оценки учителя; внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
|
Действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия;. практическое освоение морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества.
|
Развитие стратегий смыслового чтения и работе с информацией.
|
Взаимооценка.
Самопроверка.
|
7.Рефлексия. (5 мин.)
Цель:
оценить результаты собственной деятельности
повторить способ нового знания
|
- Исследование какой темы вели на уроке?
- Какие понятия разобрали?
- Удалось решить поставленную задачу?
- Каким способом?
- Какие получили результаты?
- Что нужно сделать ещё?
- Где можно применить новые знания?
- Оцените свою работу на уроке. Работу класса
- Выберите смайлик своего настроения. Изменилось ли оно? Почему?
|
Дают ответы на вопросы
Не забыть о девизе урока и толковом словаре
Анализируют работу на уроке через самооценку
|
Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям
|
Осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей, контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
|
Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений
|
Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности
|
Самооценка.
Самопроверка.
Выставление
оценок.
|
|
Домашнее задание:
Выпишите из толкового словаря ЛЗ слов компания и кампания, или проанализируйте структуру словарной статьи из толкового словаря, или объясните разными способами ЛЗ слов кукла и искусственный (задание на выбор учащихся)
- Урок окончен. До свидания.
|
Записывают задание.
|
|
|
|
|
|