КОУ «Адаптивная школа-интернат №15»
Воспитатель Шлегель Ирина Васильевна
Создание условий для духовно - нравственного воспитания детей с нарушением слуха в общеобразовательном учреждении
Мыслители разных времен трактовали понятие нравственности по-разному.
С.И. Ожегова видим: « Нравственность-это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами».
Этим обосновывается то, что нравственное развитие школьников рассматривается как базовый компонент в становлении личности. Учителю отводится приоритетная роль в воспитании и обучении школьников, в формировании нравственных качеств, в усвоении школьниками нравственных норм и ценностных ориентаций. Перед учителем возникает необходимость в выборе эффективных средств, способствующих систематическому и целенаправленному воспитанию у школьников нравственного поведения с ранних детских лет.
Духовно-нравственное воспитание детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед родителями, обществом и государством в целом. Развитие личности ребенка будет гармоничным только в том случае, если все многообразие знаний и навыков, формирующееся мировоззрение, различные формы индивидуальной и социальной активности, все это пронизано духовно-нравственным воспитанием.
Целью духовно-нравственного воспитания учащихся с ограниченными возможностями КОУ «Адаптивная школа-интернат №15» является воспитание человека, обладающего такими духовными и нравственными качествами, как трудолюбие, честь, совестливость, любовь к Отечеству, преданность семейному очагу.
Будущее человечества сидит сейчас за партой, оно еще наивно, чистосердечно, доверчиво. Оно целиком в наших взрослых руках. На школе, на учителе лежит огромная ответственность за духовное лицо сегодняшнего общества. Учителю отводится приоритетная роль в воспитании и обучении школьников, в формировании нравственных качеств в усвоении школьниками нравственных норм и ценностных ориентаций. Перед учителем возникает необходимость в выборе эффективных средств, способствующих систематическому и целенаправленному воспитанию у школьников нравственного поведения с ранних детских лет. Нравственное воспитание детей является одной из актуальных задач нашего времени.
Целью нашей работы является создание условий направленных на развитие нравственной культуры школьников с нарушением слуха.
Объект исследования: процесс организации нравственного воспитания школьников.
Предмет исследования: формирование нравственной культуры школьников.
В ходе анализа нашей деятельности по духовно – нравственному и патриотическому воспитанию детей с нарушением слуха, мы сделали вывод: воспитание с его сердцевинным началом – нравственностью – побуждает к установлению животворных и действенных связей с семьей и обществом, к нахождению эффективных способов формирования у детей лучших нравственных качеств средствами учебных предметов, внеклассной работой и каждой минутой общения учителя с ребенком. Сегодня в нашей школе духовно-нравственное воспитание стало приоритетным направлением в образовательной деятельности.
Целью деятельности нас, педагогов, в этом направлении является обучение учащихся с ограниченными возможностями пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и ценности существования других людей. Ученик, постоянно оказывается перед выбором: какие ценности, какие идеалы принять? Наш долг – помочь ему сделать правильный выбор.
КОУ «Адаптивная школа-интернат №15» реализует программу воспитания школьников: «Духовно-нравственные традиции русской культуры».
Цель программы: духовно-нравственное и патриотическое воспитание учащихся на уроке и во внеурочное время посредством создания социально-педагогической среды, ориентированной на традиционные нравственные и культурные ценности семьи и народа.
Задачи программы: воспитание ценностного отношения к семье; к окружающему миру и людям; к духовно-нравственным традициям русской культуры; к историко-культурному наследию родного края; к историко-культурному наследию Отечества.
Педагогический коллектив нашей школы работают над сохранением духовно-нравственного здоровья детей особой заботы, приобщение их к нравственным и духовным ценностям православной культуры.
Развитие духовно-нравственных категорий в социализации детей с нарушениями слуха определяется рядом сложностей. К ним относятся бедность словарного запаса, неточность употребления слов, трудность активизации словаря. Данные дети определяют слова с абстрактным значением более примитивно и элементарно. У многих детей отсутствуют слова обобщающего характера. Отсутствуют многие прилагательные, глаголы, обозначающие нравственные понятия и категории морали. На всех занятиях по организации коррекционно-педагогической работы по развитию речи осуществляется отбор такого содержания, чтобы материал, используемый во время занятий, предусматривал формирование нравственно-ценностного словаря дошкольников, а именно: ознакомление детей со значением слов, отражающих нравственные представления, понятия категорий морали; развитие умения осуществлять подбор к нравственному понятию слов-синонимов, слов-антонимов, слов-определений; стимулирование употребления детьми слов и выражений, отражающих нравственные качества человека; активизация пассивного и активного нравственного словаря (существительных, прилагательных, наречий, глаголов), создающего предпосылки для развития у школьников возможности высказывать нраственно-ценностные суждения. Проводимая коррекционно-развивающая работа предусматривает тематическую направленность «Город. Улица. Дом, в котором я живу» и т. д.
В коррекционно-развивающей работе по формированию нравственных представлений используются: чтение педагогом рассказов; инсценировка и показ сказок (педагогом, детьми); рассматривание книжных иллюстраций, репродукций, предметов; дидактические игры; экскурсии по улицам города. Воспитывая уважение к нравственным нормам, педагоги проводят: интегрированные занятия («Путешествие по городам страны», «Дерево добра», «Хозяева и хозяюшки», «В стране добра и зла»); игры нравственного и духовно-нравственного содержания («Правда и ложь», «Как мы ходим в гости», «Добрые слова и добрые дела»); беседы на различные темы («О дружбе и друзьях», «Жадность и щедрость», «Прощение», «Зависть»).
Организованная педагогами форма работы учит детей особой заботы различать добро и зло, воспитывает желание делать выбор в пользу хорошего, следовать за добрыми влечениями сердца и совести, формирует христианское отношение к ближним.
Для восприятия детьми с нарушением слуха целостной картины окружающего мира используются следующие формы работы: экскурсии с выездом в экологический центр на темы: «Разнообразие животного мира», «Многообразие растений»,«Зачем птице крылья», «Зачем нужна вода»; экскурсии в библиотеку, где педагог совместно с библиотекарем знакомит детей с такими темами, как «Времена года», «Мир - наш дом», «Питание, отдых, здоровье, болезнь», «Жизнь человека»; беседы: «Умеем ли мы видеть», «Красота земли сибирской», «Животный мир нашего края».
Такие формы деятельности открывают путь школьника к духовно-нравственной стороне познания окружающего мира, обращают внимание на его богатство. Большое значение мы придаём воспитанию у школьников чувства любви к своему городу, своей стране, уважения и признательности к основателям города, его защитникам, к людям, прославившим Россию, гордости за историческое прошлое Омской области, русского государства, значимости православных праздников, осуществляя при этом творческий подход к проведению следующих форм работы: занятия на темы: «Край, в котором ты живешь», «Город Омск - удобный и радостный», «Парки города», «Памятники города», «Наша Родина - Россия»; интегрированные досуги «О чем поет колокол?», «Откуда пошла земля русская?»; проведение праздников «Рождество Христово», «Православная Россия в лицах», «История в архитектурных памятниках».
Особенно проявляется творческий подход у педагогов при развитии способностей у школьников воспринимать и анализировать поступки литературных героев. Проведение праздников, игр-драматизаций: «Волшебный сундучок», «В гостях у сказки», «Праздник родного языка»; викторины по сказкам А. С. Пушкина, по русским народным сказкам; заучивание детьми загадок, пословиц, поговорок; постановка музыкальных сказок духовно-нравственного содержания, которые обогащают словарный запас и учат выражать свои чувства к добрым и плохим поступкам.
Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Важным компонентом воспитательной работы считаем взаимодействие с родителями и общественностью, основанное на общих целях и задачах.
Во взаимодействии с семьёй мы, педагоги, стремимся к созданию ситуаций для воспитания уважительного отношения детей к своим родителям и родственникам. Учителями разработана программа лектория для родителей, предполагающая не только знакомство с развитием духовно-нравственных качеств личности ребенка, но и с традициями православной семьи, оформлением дома, русской усадьбы, изучение которых способствует формированию культуры быта, стремлению эстетически облагораживать «домашний очаг», создавать красоту вокруг себя. Педагогами используются активные формы работы с родителями: родительские собрания на духовно-нравственные темы; индивидуальные консультации для родителей; вечера вопросов и ответов; совместное (с родителями и детьми) проведение выставок: «Умельцы из одной семьи»; театрализованных праздников: «Масленица», «Вербное воскресенье», «Традиции моей семьи»; праздничных концертов: «Для милых мам», «Защитники нашей России», «День Матери», «Рождественский сочельник», «Светлая Пасха».
Педагогический поиск и творческий подход в работе с детьми особой заботы по духовно-нравственному воспитанию позволяют педагогам добиться следующих результатов: формирование позитивного отношения школьника к окружающему миру, к другим людям и самому себе; потребность и готовность проявлять сострадание; воспитание чувства патриотизма; приобщение к опыту православной культуры, к традициям семейного уклада, понимания своего места в семье; деятельное отношение к труду и ответственность за свои дела и поступки.
Вся построенная работа в нашем учреждении по духовно-нравственному воспитанию заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия, стремления к добру и неприятия зла.
Мы часто задаем себе вопрос: «Готовы ли мы, учителя, помочь ученикам учиться любить себя?» И отвечая на него, понимаем, что чем больше мы открываем свое сердце детям, тем больше мы их любим, тем лучше складываются у нас отношения с ними, их родителями и тем больше ребята ладят между собой, любят себя и нас.
И закончить хочется словами Я.А.Коменского, которые очень точно отражают смысл работы школы - интерната в современных условиях: «Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости, ибо без первой трудно научиться последней».
Список литературы:
1.Алексеев С. В., Симонова Л. В. Идея целостности в системе нравственного воспитания школьников.// НШ. – 1999. - №1. С. 19-22
2. Бабанский Ю.К.: «Воспитание детей в семье»
3. Глазачев С. Н. Сохраним ценности культуры. // НШ. - 1998. №6. С. 13-14
4. Дмитриев Ю. Д. Земля у нас одна. М.: Детская литература. – 1997.
5. Марьенко И.С.: «Нравственное воспитание школьника»
6. Нинадрова Н. Н. Воспитание у школьников чувства прекрасного. // НШ. – 1998. №6. С. 105-106.
7. Свадковский И.Ф.: «Нравственное воспитание»
8. Яковлева Е. В. Развитие культуры учащихся // РАО – 1996.
|