|
Особенности коррекционной работы по формированию мотивации к труду и развитию трудовых умений и навыков у учащихся с тяжелыми нарушениями интеллекта
ОСОБЕННОСТИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ МОТИВАЦИИ К ТРУДУ И РАЗВИТИЮ ТРУДОВЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ У УЧАЩИХСЯ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА
В ходе психофизического развития накапливаются и изменяются состояние и свойства личности по мере того, как происходит усвоение ею социального опыта. В ходе целенаправленной коррекционной работы развиваются умственная, физическая, нравственная саморегуляция, способности организовывать и регулировать свою деятельность, формируются навыки социально – трудовой адаптации. Вся система коррекционной работы призвана реабилитировать и социально адаптировать ребенка с интеллектуальной недостаточностью к реалиям окружающего мира, сделать его полноправным и активным тружеником, который наравне со всеми людьми может включиться в трудовую и общественную жизнь и приносить пользу обществу.
Трудовое воспитание и обучение выходит на первый план во всей системе коррекционной работы с детьми. Основная задача этого важного раздела – выработка мотивации к труду и совершенствование трудовых навыков, воспитания необходимых установок поведения, личностных качеств. Практическая деятельность в её простых видах наиболее понятна и доступна для умственно отсталых детей. Здесь всё дано в наглядном, легко воспринимаемом виде. Разнообразие видов труда обеспечивает разностороннюю и активную работу всех анализаторов .
Большое значение в определении трудовых возможностей умственно отсталого ребенка и профиля доступного ему вида труда имеет его физическое развитие, развитие его общей и мелкой моторики. Правильно организованное трудовое обучение благоприятно влияет на физическое развитие умственно отсталых детей, содействуя коррекции их двигательных недостатков.
Задачи коррекционной работы по организации трудового воспитания и обучения следующие:
1. обеспечить максимально возможную для данного ребенка самостоятельность в бытовом и санитарно–гигиеническом обслуживании себя;
2. выработать положительное отношение к посильным видам труда, готовность к помощи в хозяйственно–бытовом, умение выполнять несложные виды этого труда;
3. сформировать привычку и положительную установку к определенному виду труда под руководством учителя;
4. выработать твердые навыки выполнения ряда операций, которым обучают ученика;
5. по индивидуальным возможностям каждого научить переключаться с выполнения одной знакомой операции на другую, выполнять несколько взаимосвязанных операций последовательно;
6. научить работать совместно с товарищами, соблюдая принятые нормы и правила поведения.
Соответствующая работа по трудовой подготовке детей с тяжёлым нарушением интеллекта должна дать возможность детям после окончания обучения социально адаптироваться в обществе.
Особенности познавательной деятельности детей, воспитывающихся в коррекционном учреждении восьмого вида накладывают отпечаток на их трудовые действия, в то же время труд влияет на развитие познавательных способностей учащихся. Обучая умственно отсталого школьника определенному виду труда, воспитывая у него правильное отношение к труду, в то же время специальными приемами и методами преодолеваются трудности и недостатки его психического развития. Учащиеся коррекционной школы плохо понимают причинно-следственные связи, способности к элементарным формам логического мышления находятся у таких детей в зоне ближайшего развития и проявляются при оказании детям необходимой помощи.
Учителю, для того чтобы активизировать учащихся коррекционной школы на занятиях по труду, необходимо специальными приемами расширить их общий кругозор, развить у них познавательные интересы и навыки самостоятельной работы. Это означает, что на занятиях по труду не должно и не может ограничиваться выработкой у детей трудовых навыков. Не менее важно развивать познавательные компоненты трудовой деятельности: умение действовать по плану, организованно, точно и аккуратно контролировать и корректировать свои действия, адекватно применять ранее усвоенные знания, умения, навыки, формировать ценные черты личности: трудолюбие, коллективизм.
Таким образом, труд – чрезвычайно значимая составная часть системы работы в коррекционном учреждении, от которой зависит общее развитие учащихся и их подготовка к общественно полезной деятельности. В коррекционной работе с данной категорией всегда придавалось и придается большое значение трудовому обучению учеников, о чем свидетельствуют многочисленные исследования. Предметом социального рассмотрения стали условия повышения коррекционно-воспитательного значения труда. Вместе с тем следует отметить, что изучены далеко не все вопросы, важные для теории и практики обучения труду, в частности, совершенно недостаточно изучены вопросы о роли труда в развитии личности умственно отсталых детей и формировании у них трудовых умений и навыков.
Проблема социально-трудовой адаптации детей приобрела общественную значимость, следовательно, стала одним из предметов коррекционной работы.
Основные направления по решению названной проблемы заключаются в следующем:
- формирование у детей умений и навыков самостоятельного выполнения разнообразных работ;
- воспитание культуры труда.
Реализация этих подходов обеспечивается за счет вовлечения воспитанников в различные виды труда в соответствии с их индивидуальными психофизическими особенностями, а также с учетом потребностей общества. Таким образом, ребенок развивается как личность в процессе трудовой деятельности.
Посредством трудового обучения идет воспитание интереса и уважения к труду взрослых, особенно к рабочим профессиям, детей привлекают к посильному общественно полезному труду, прививают простейшие трудовые навыки. Рекомендуется, по возможности, приближать процесс коррекционного обучения к реальным, жизненным условиям.
Трудовое воспитание и обучение играет главную роль во всей системе коррекционной работы с детьми. Основная задача этого важного раздела работы - формирование и совершенствование трудовых навыков, воспитание необходимых установок поведения, личностных качеств. Практическая деятельность в её простых видах наиболее понятна и доступна даже для глубоко умственно отсталых детей. Здесь всё дано в наглядном, легко воспринимаемом виде. Разнообразие видов труда обеспечивает разностороннюю и активную работу всех анализаторов.
Большое значение в определении трудовых возможностей ребенка с тяжёлым нарушением интеллекта имеет его физическое развитие, развитие его общей и мелкой моторики. Правильно организованное психосоциальное сопровождение трудового обучения благоприятно влияет на физическое развитие детей, содействуя коррекции их умственных и физических недостатков.
Литература:
Маллер А.Р. Помощь детям с недостатками развития. – М., Аркти, 2006.
Воспитание и обучение детей и подростков с тажёлыми и множественными нарушениями развития. / под ред. И.М. Бгажноковой. – М., Владос, 2010.
Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта. / Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева. – М., Просвещение, 2011.
Цикото Г.В. Проблемные дети: развитие и коррекция в предметно-практической деятельности. – М., Полиграф Сервис, 2011.
|
|
|