|
Цикл внеклассных занятий по формированию навыков ведения здорового образа жизни: «Сегодня в моде здоровый образ жизни»
Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников
с ограниченными возможностями здоровья
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат I вида»
Цикл внеклассных занятий по формированию навыков ведения здорового образа жизни:
«Сегодня в моде здоровый образ жизни».
Разработан:
Попова Галина Борисовна
I квалификационная категория
воспитатель
г. Череповец
2010 год
Пояснительная записка.
Проблема здоровья российских школьников сейчас остро актуальна. Педагоги все больше осознают, что именно они могут сделать для здоровья школьника гораздо больше, чем врач. Это касается нескольких аспектов профессиональной деятельности педагога, связанных с вопросами охраны здоровья воспитанников.
Основные формы и возможности воздействия педагогов следующие:
1. Использование на занятия таких элементов его содержания (фактов, аргументов, примеров, задач), которые бы постепенно убеждали школьников в реальном вреде, который наносят вредные привычки здоровью и необходимости здорового образа жизни (учебный аспект).
2. Организационно-педагогическая работа педагога, направленная на формирование в школе норм, традиций приобщения к здоровому образу жизни, «моды на здоровье».
Предлагаемая разработка ориентирована на средний и старший школьный возраст (10 - 19 лет). Это цикл внеклассных занятий направленный на выявление и систематизацию знаний по теме «Здоровый образ жизни», развитие творческих способностей учащихся, воспитание активной жизненной позиции, ответственного отношения к своему здоровью.
Эти беседы можно провести как за два академических часа, так и разделить на четыре, в зависимости от подготовленности воспитанников.
Первое занятие - вводная беседа. Целью, которой является осознание учащимися индивидуальных особенностей здоровья, выявления ценности здоровья для каждого из учеников и их знаний в области ЗОЖ.
Второе занятие направленно на более глубокое знакомство учащихся, с составляющими здорового образа жизни. Его целью является раскрытие позитивных и негативных факторов, влияющих на здоровье человека.
Данное занятие можно разделить на три отдельных:
Вредные привычки и личная гигиена.
Двигательная активность и закаливание.
Правильное питание и режим дня.
Особенностью этих занятий является подготовка выступлений по темам самими воспитанниками.
Цели занятий:
Формирование представления о понятии «здоровье».
Создание правильных представлений о здоровом образе жизни.
Задачи:
Раскрыть позитивные и негативные факторы, влияющие на здоровье человека
Воспитывать активную жизненную позицию, ответственное отношение к своему здоровью.
Совершенствовать навыки общения на слухо - зрительной основе.
Продолжительность: 4 занятия по 40 минут.
Оборудование: ЗУА индивидуального пользования, компьютер, проектор, презентация о ЗОЖ, карточки.
Словарь: здоровый образ жизни, составляющие, артроз, стоматит, гиподинамия, дистрофия, моржевание, босохождение, правильное питание.
План занятия № I:
Организационный момент.
Сообщение темы занятия
Упражнение по кругу
Упражнение «Воздушный шар»
Беседа «Здоровье в моей жизни»
Разделение на группы
Упражнение «Флаг Здоровья»
Итог занятия / рефлексия.
План занятия № II - IV:
Организационный момент.
Сообщение темы занятия
Беседа «Здоровый образ жизни и …».
Выступление учащихся по темам
Тестирование / выполнение заданий
Беседа «Здоровый образ жизни и …».
Выступление учащихся по темам
Закрепление
Итог занятия / рефлексия
Конспект занятия № I.
Структура
|
Ход занятия:
|
Примечания
|
Орг.момент
|
Организационные фразы.
|
|
Сообщение темы занятия.
|
- Посмотрите и скажите, как называется тема нашего занятия?
- Как вы думаете, о чём мы будем говорить?
- Сегодня на занятии мы будем обсуждать, что такое здоровье, здоровый образ жизни и его составляющие.
- Как вы понимаете слово *составляющие.
-*…, спроси у …, что мы будем делать?
-…, ответил правильно?
|
През№1
(сл.№1)
Ответы учащихся
|
Упражнение по кругу.
|
Задача: осознать индивидуальные особенности своего здоровья.
- Сейчас все по кругу продолжите фразы:
- Я считаю себя здоровым, потому что ...
- Я буду еще здоровее, если я …
|
(сл.№2)
|
Упражнение «Воздушный шар»
Обсуждение
|
Задача: осознать ценность здоровья для каждого из участников.
- Нарисуйте воздушный шар, в корзине себя. Внутри шара поместите 6 чемоданов и напишите: любовь, работа, путешествия, здоровье, деньги, семья - то, что важно в жизни каждого из нас. Сейчас вы полетите на воздушном шаре, поднимаетесь в воздух и летите... Вы летите, но вдруг порыв ветра может обрушить ваш шар на землю. Чтобы полет продолжался, вам необходимо убрать 3 чемодана, без которых сможете обойтись в полете.
|
(сл. № 3)
Учащиеся вычеркивают3 чемодана
|
- Что вы оставили в воздушном шаре? Почему?
- Без чего человек не может прожить?
|
Ответы учащихся
|
Беседа «Здоровье в моей жизни»
|
- Как вы думаете, что такое здоровье?
- В Уставе Всемирной организации здравоохранения сказано, что Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.
|
(сл. № 4)
Ответы учащихся
(сл.№5)
(сл. № 6)
(сл. № 7)
(сл. № 8)
Ответы учащихся и обсуждения
|
- Как вы думаете, зачем необходимо здоровье?
- Здоровье - обеспечивает человеку долгую и активную жизнь.
|
- Скажите, пожалуйста, что это такое «образ жизни»?
Образ жизни – вошедший в привычку способ жизнедеятельности, поведения людей.
|
- Ответьте на главный вопрос нашего занятия, что такое *Здоровый Образ Жизни (ЗОЖ)?
Здоровый образ жизни – образ жизни человека, его поведения, мышления, привычек, которые обеспечивают определенный уровень здоровья.
|
- Давайте подумаем, что составляет *здоровый образ жизни?
Составляющие ЗОЖ:
Отказ от вредных привычек
Двигательная активность
Закаливание
Правильное питание
Режим дня
Личная гигиена
Умение управлять эмоциями.
|
Разделение на группы.
|
- Посмотрите внимательно задание для следующего занятия:
-Вам нужно разделиться на группы.
- теперь надо выбрать тему для работы:
Вредные привычки и личная гигиена
Двигательная активность и закаливание
Правильное питание и режим дня
- К следующему занятию вы по группам подготовите выступление на ваш выбор в виде: презентации, брошюры, доклада, коллажа или плаката.
|
(сл. № 9)
учащиеся делятся на группы и выбирают тему.
|
Упражнение «Флаг Здоровья».
|
Задача. Закрепить представление о понятии «Здоровый образ жизни»
- В заключении вы по группам должны придумать и нарисовать флаг «Здоровья». Каждая группа представит свой флаг и расскажет, что на нем изображено.
|
(сл. № 10)
работа по группам
|
Итог занятия
|
- Что было интересного и полезного на занятии?
|
(сл. № 11)
|
Конспект занятия № II.
Структура
|
Ход занятия:
|
Примечания
|
Орг. момент.
|
Организационные фразы.
|
|
Сообщение темы занятия.
|
- Вспомните, о чем мы говорили на прошлом занятии?
- Сегодня на занятии мы продолжим обсуждать, что такое *здоровье, здоровый образ жизни и его составляющие.
- *Какие составляющие здорового образа жизни вы знаете?
- К этому занятию вы по группам подготовили выступление о составляющих здорового образа жизни.
|
През№2
(сл.№1)
Ответы учащихся
|
Беседа
«Здоровый образ жизни и привычки человека».
|
Посейте поступок – и вы пожнете привычку,
посейте привычку – и вы пожнете характер,
посейте характер – и вы пожнете судьбу.
У.Теккерей – англ. писатель
- Прочитайте эпиграф и скажите, как вы понимаете это высказывание?
|
(сл.№2)
Ответы учащихся
(сл. № 3)
работа с карточками по группам
|
- Скажите, пожалуйста, что такое привычка.
- Вставьте пропущенные слова.
Привычка – это ..., ставшее для кого-то …. стилем …. (постоянное, склонность, поведение)
- Посмотрите правильный ответ.
Привычка – это склонности, ставшие для кого-то, постоянным стилем поведения.
- Какие бывают привычки?
- Скажите, пожалуйста, что такое полезная привычка.
- Вставьте пропущенные слова.
Полезные привычки – образ действия, который… здоровье человека. (укрепляет, ухудшает)
- Посмотрите правильный ответ.
Полезные привычки – образ действия, который укрепляет здоровье человека
- Теперь ответьте, что такое вредная привычка.
- Вставьте пропущенные слова.
Вредные привычки – образ действия, который … здоровье человека. (сохраняет, разрушает)
- Посмотрите правильный ответ.
- Вредные привычки – образ действия, который разрушает здоровье человека.
- Кто написал правильные ответы?
|
Выступление группы
|
-Сейчас мы послушаем выступление группы:
ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ
|
(сл. № 4)
|
Дополнения педагога
|
-Какие ещё *вредные привычки вы знаете?
- А вы знаете, что есть привычки, которые кажутся безобидными, а на самом деле они тоже вредные? Например:
-Ковыряние в носу.
Название привычки - ринотиллексомания.
Если постоянно чистить нос, можно повредить слизистую оболочку носа, вызвать кровотечение, занести инфекцию.
|
(сл.№5)
|
- Ковыряние в зубах.
Вы травмируете эмаль и можете повредить дёсна.
По тем же причинам нельзя разгрызать орехи, откусывать зубами нитки и открывать бутылки.
|
(сл. № 6)
|
- Постоянное жевание жвачки.
Жевание стимулирует выработку желудочного сока.
Кроме того, постоянное пережёвывание может травмировать сустав рта.
|
(сл. № 7)
|
- Чистка ушей подручными предметами.
Ковыряясь в ушах, вы усиливаете работу серных желёз, внутри образуется серная пробка. В итоге ухудшается слух. Велика вероятность повредить барабанную перепонку.
|
(сл. № 8)
|
- «Хрустение» пальцами.
Своим «хрустом» вы травмируете собственные суставы, и со временем они теряют подвижность, начинается артроз — болезни суставов.
|
(сл. № 9)
|
-Обкусывание ногтей и заусенцев.
Микроранки кожи кровоточат. Возникают болезненные микровоспаления. Легко «поселить» в организм яйца глистов и инфекционные заболевания. За полгода обкусываний вы съедаете целый ноготь.
|
(сл. № 10)
|
-Обгрызание кончика карандаша.
Можно повредить зубную эмаль, дёсны, занести в рот инфекцию и получить стоматит. Механическое воздействие карандашами, ручками, фломастерами и кисточками делает зубы неровными.
|
(сл. № 11)
|
Тестирование
|
-Подведём итоги разговора о привычках.
Заполните таблицу: «Последствия полезных и вредных привычек».
1 строка – болезни;
2 – отдых;
3 – труд;
4 – общение;
5 – отношение к стрессам.
- Объясните свои выводы.
|
(сл. № 12)
работа с карточками по группам
(прил. №1)
обсуждение
|
Беседа «Здоровый образ жизни и личная гигиена».
|
- Подумайте и скажите, что такое личная гигиена?
Личная гигиена - залог Вашего здоровья, выполнение требований к чистоте тела, белья, жилища, а также приготовления пищи.
|
(сл. № 13)
|
Выступление группы
|
-Теперь первая группа нам расскажет, что такое:
ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА
|
(сл. № 14)
|
Закрепление.
|
Какие основные правила личной гигиены вы запомнили?
-Утро начинается, а вечер заканчивается гигиеническими процедурами.
- Каждый должен пользоваться индивидуальными предметами личной гигиены
- Соблюдение правил личной гигиены, способствует сокращению риска ко многим заболеваниям.
|
(сл. № 15)
|
Итог занятия
|
- Что было интересного и полезного на занятии?
|
(сл. № 16)
|
Приложение №1 Таблица «Последствия полезных и вредных привычек».
Оценка
|
Последствия полезных привычек
|
Последствия вредных привычек
|
Болезни
|
|
|
Отдых
|
|
|
Труд
|
|
|
Общение
|
|
|
Отношение к стрессам
|
|
|
Конспект занятия № III.
Структура
|
Ход занятия:
|
Примечания
|
Орг. момент.
|
Организационные фразы.
|
|
Сообщение темы занятия.
|
- Вспомните, о чем мы говорили на прошлых занятиях?
- *Какие составляющие здорового образа жизни мы обсуждали?
- Сегодня на занятии мы продолжим обсуждать, что такое здоровый образ жизни и его составляющие.
|
През№3 (сл.№1)
Ответы учащихся
|
Беседа
«Здоровый образ жизни и двигательная активность».
|
- Прочитайте эпиграф и скажите, как вы понимаете это высказывание?
Жизнь – это движение; без движения нет жизни.
А движение для человека это физические нагрузки.
- Что же такое двигательная активность?
|
(сл.№2)
Ответы учащихся
|
Выступление группы
|
-Сейчас на этот вопрос нам ответит вторая группа:
ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ
Активное движение – это здоровый образ жизни.
|
(сл. № 3)
|
Закрепление.
|
Что такое гиподинамия?
Это пониженная, недостаточная физическая нагрузка, малоподвижность, характерная особенность образа жизни лентяев или очень больных людей.
|
(сл. № 4)
|
Чем грозит гиподинамия?
ослабляется работа сердца;
избыточный вес, ожирение, ослабевают мышцы — дистрофия;
ослабевает нервная система.
-
снижаются защитные свойства организма,
падает работоспособность, и человек рано стареет.
|
(сл.№5)
|
Практические советы
1. Движения должны доставлять удовольствие.
2.Физкультурой и спортом занимайтесь каждый день.
З. Не ленитесь.
4. Ходите пешком.
5. Начинайте день с утренней зарядки.
|
(сл. № 6)
|
-Подведём итоги разговора о двигательной активности. ВОПРОСЫ:
1. Чем грозит человеку гиподинамия?
2. Почему полезны занятия спортом?
|
(сл. № 7)
работа по группам
|
Беседа «Здоровый образ жизни и закаливание»
|
- Подумайте и скажите, что такое закаливание?
Закаливание - это повышение устойчивости организма
|
(сл. № 8)
Ответы учащихся
|
Выступление группы
|
-Теперь вторая группа нам расскажет об этом:
ЗАКАЛИВАНИЕ
ЕСЛИ ХОЧЕШЬ БЫТЬ ЗДОРОВ, ЗАКАЛЯЙСЯ!
|
(сл. № 9)
|
Закрепление
|
Какие способы закаливания вы запомнили?
закаливание воздухом
закаливание водой:
обтирание
обливание
контрастный душ
моржевание
закаливание солнцем
закаливание в парной
босохождение
|
(сл. № 10)
|
-Подведём итоги разговора о закаливании.
ВОПРОСЫ:
Что такое закаливание?
2. Как можно закаляться?
|
(сл. № 11)
|
Итог занятия
|
- Что было интересного и полезного на занятии?
|
(сл. № 12)
|
Конспект занятия № IV.
Структура
|
Ход занятия:
|
Примечания
|
Орг. момент.
|
Организационные фразы.
|
|
Сообщение темы занятия.
|
- Подумайте и скажите, почему наше занятие называется «Сегодня в моде здоровый образ жизни».
- *Какие вопросы мы обсуждали на прошлых занятиях?
- *Что нового и интересного вы для себя узнали?
|
През№4 (сл.№1)
Ответы учащихся
|
Беседа
«Здоровый образ жизни и режим дня».
|
- Скажите, пожалуйста, что такое режим.
Режим - это устойчивый распорядок жизни человека, который включает в себя труд, питание, отдых и сон.
|
(сл.№2)
Ответы учащихся
|
Выступление группы
|
-Сейчас на этот вопрос нам ответит третья группа:
РЕЖИМ ДНЯ
Режим- это ритм жизни.
|
(сл. № 3)
|
Закрепление
|
Составляющие режима дня:
сон – не менее 8 часов;
активный отдых на воздухе – не менее 1,5 часов;
гигиенические процедуры – до 1 часа;
работа по дому – 1,5 часа;
еда – 1 час;
чтение, телевизор, компьютер (вместе) – до 1,5 часов;
занятия в школе – 8 часов;
домашние занятия – до 3,5 часов;
дополнительные занятия – до 1,5 часов.
|
(сл. № 4)
|
Выполнение задания
|
Составьте примерный режим дня, включив туда учебные занятия, занятия физической культурой, активный отдых, завтрак, обед, ужин, сон.
|
(сл. № 5) Работа по группам на карточках.
Прил.№2
|
Беседа
«Здоровый образ жизни и правильное питание».
|
- Прочитайте эпиграф и скажите, как вы понимаете это высказывание?
Чтобы ходить, бегать, прыгать, дышать, смеяться, работать, чтобы жить, нужно принимать пищу.
- Скажите, пожалуйста, что же такое правильное питание.
|
(сл.№6)
Ответы учащихся
|
Выступление группы
|
-Сейчас на этот вопрос нам ответит третья группа:
ПРАВИЛЬНОЕ ПИТАНИЕ
Самая полезная пища та, которую человек ест с аппетитом. Пища должна быть разнообразной и вкусной.
|
(сл. № 7)
|
Тестирование
|
ТЕСТ: «Правильно ли ты питаешься?»
1. Как часто в течение дня вы питаетесь?
А) 3 раза и более; Б) 2 раза; В) 1 раз.
2. Всегда ли вы завтракаете?
А) всегда; Б) не всегда; В) никогда.
3. Из чего состоит ваш завтрак?
А) каша, чай; Б) мясное блюдо и чай; В) чай.
4. Часто ли вы перекусываете между завтраком и обедом, обедом и ужином?
А) никогда; Б) 2 раза в день; В) 3 раза.
5. Как часто вы едите овощи, фрукты, салаты?
А) 3 раза в день; Б) 1 – 2 раза в день; В) 2 – 3 раза в неделю;
6. Как часто вы едите жареную пищу?
А) 1 раз в неделю; Б) 3 – 4 раза в неделю; В) каждый день.
7. Как часто вы едите выпечку?
А) 1 раз в неделю; Б) 3 – 4 раза в неделю; В) каждый день.
8. Что вы намазываете на хлеб?
А) только масло; Б) масло с маргарином; В) маргарин.
9.Сколько раз в неделю вы едите рыбу?
А) 3 – 4 раза; Б) 1 – 2 раза; В) 1 раз.
10. Как часто вы едите хлеб?
А) меньше 3 дней в неделю; Б) от 3 до 6 дней в неделю; В) за каждой едой.
11. Сколько чашек чая и кофе выпиваете за день?
А) 1 – 2; Б) от 3 до 5; В) 6 и более.
12. Прежде чем есть первое блюдо с мясом, вы:
А) убираете из тарелки весь жир; Б) уберёте часть жира; В) оставите весь жир.
|
(сл. № 8 - 9)
|
- Теперь подсчитайте баллы, и вы узнаете, как вы питаетесь.
Подсчёт баллов: А – 2 балла, Б – 1 балл, В – 0 баллов.
Ключ к тесту:
0 – 13 баллов – есть опасность;
14 – 18 баллов – следует улучшить питание;
19 – 24 хороший режим и качество питания.
|
(сл. № 10)
|
Рефлексия
|
-Давайте подведём итог наших занятий и оценим свою работу и работу остальных ребят:
Критерии самооценки:
участие
руководство группой.
завершил исследования (свою часть работы) вовремя
общался с членами группы с уважением.
Критерии оценивания работ групп.
Содержание исследования
Устная презентация
Содержание презентации
|
(сл. № 11)
Индив. работа по карточкам.
Прил.№3
Прил.№4
|
Итог занятия
|
- Что было интересного и полезного на занятии?
- Вы начинает формироваться свой образ жизни и очень важно не приобрести вредных привычек, а главное научиться управлять своим организмом, чтобы сохранить и укрепить здоровье. Ведь от этого зависит ваша дальнейшая жизнь – то, каким вы вырастите, чем сможете заниматься.
|
(сл. № 12)
|
Приложение №2 Режим дня.
Пробуждение
|
|
Утренняя гимнастика, закаливающие процедуры.
Уборка постели, умывание.
|
|
Утренний завтрак
|
|
Прогулка перед школой и дорога в школу
|
|
Учебные занятия в школе, внеклассные занятия, общественная работа.
|
|
Обед
|
|
Пребывание на воздухе: прогулка, подвижные игры, развлечения
|
|
Приготовление уроков
|
|
Ужин и свободные занятия
|
|
Приготовление ко сну
|
|
Сон
|
|
Приложение №3 Результат работы критерии самооценки
Оценка
|
1. Самооценка моей работы
|
2. Оценка другим членом группы моей работы
|
участие
|
Я всегда участвовал во всех мероприятиях группы.
|
Он всегда участвовал во всех мероприятиях группы.
|
руководство группой
|
Я брал на себя руководство группой.
|
Он брал на себя руководство группой.
|
завершил исследования (свою часть работы) вовремя
|
Я завершил свои исследования (свою часть работы) вовремя.
|
Он завершил свои исследования (свою часть работы) вовремя.
|
общался с членами группы с уважением.
|
Я общался с членами моей группы с уважением, даже если был не согласен с ними.
|
Он общался с членами группы с уважением, даже если был не согласен с ними.
|
Приложение №4 Критерии оценивания работ групп.
Критерии
|
5
|
4
|
3
|
Содержание исследования
|
Выражают своё мнение. Исследование выполнено в полном объёме.
|
Могут выразить своё мнение. Исследование выполнено.
|
Не могут выразить своего мнения. Исследование выполнено.
|
Презентация.
|
Выступление интересное, хорошо подготовлено.
|
Выступление не очень интересно, подготовлено.
|
Выступление не интересно, не подготовлено.
|
Содержание презентации
|
Поставлена и рассказана проблема, изложены результаты, иллюстрируются примерами.
|
Поставлена проблема, изложение результатов иллюстрируется некоторыми примерами.
|
Не поставлена проблема, изложение результатов не иллюстрируется примерами.
|
Источники:
ru.wikipedia.org/wiki/Здоровый_образ_жизни
http://www.school.edu.ru/
http://www.shkolnymir.info/content/view
http://festival.1september.ru
http://www.cl.ru/
|
|
|