Классный час "Профилактика агрессивности у школьников"
Цель: Формирование у детей навыков дружелюбного общения, учиться правильно избегать конфликты.
Форма проведения. Час психологии.
Место проведения. Классная комната, рабочие столы составлены для работы 3-х групп. Учащиеся сидят на стульях, расставленных вокруг столов.
Психологический классный час "Как научиться жить без драки"состоит из 2-х занятий и поможет учащимся понять природу собственного агрессивного состояния, выявить различия между агрессивным состоянием и агрессивным действием, разработать вместе с учителем рекомендации поведения в различных конфликтных ситуациях
Тема занятия "Что такое драка, причины ее возникновения". Как вы считаете, актуальна ли эта тема в нашем классе? Почему? Отчего же возникают драки?.. (Ответы детей.)
Драки являются следствием агрессии человека. Давайте еще раз заглянем в словарь и напомним себе значение некоторых слов и выражений:
агрессия – это физическое или вербальное (словесное) поведение, направленное на причинение вреда другим.
Давайте подумаем, чем отличаются друг от друга агрессивное состояние и агрессивное действие?
Агрессивное состояние сопровождается эмоциональным состоянием гнева, враждебности, ненависти и т. п.
Агрессивное действие выражается в непосредственном агрессивном акте причинения вреда другому человеку: оскорблениях, издевательствах, драках, избиениях и т. д.
Агрессивные поступки и действия могут быть различной степени тяжести – от легких, непреднамеренных и случайных до тяжелых и умышленных. Ребенок выкрикивает обидное прозвище, дерется или сильно кусает своего противника. Все это – агрессия, хотя и в различных формах. Под это определение не попадают случайные столкновения детей в классах или неумышленные удары на спортплощадках.
Зато оно подходит для:
рукоприкладства;
прямых оскорблений, в т. ч. и "невинных" дерганий девочек за косички;
ущемляющих достоинство "дразнилок" и "обзывалок".
Школьной агрессией назовем всякое умышленное действие, причинившее душевную или физическую травму другим.
Игра-упражнение «покажи».
Водящий говорит любые фразы, в которых фигурируют названия цветов. Как только прозвучало название цвета, участники должны быстро показывать предметы такого цвета (это могут быть детали одежды, что-либо находящееся в аудитории и т. п.). Кто замешкался - сам становится водящим. –Вернемся к теме нашего классного часа. Вам предлагается описать те чувства, которые вы испытываете в различных ситуациях, связанных с конфликтами.
Заполнение опросника поможет вам осознать, какие жизненные проблемы и ситуации вызывают у вас агрессивные чувства.
«Что вызывает во мне агрессию?»- опросник.
Я терпеть не могу, когда . ..
Я не могу слышать …
Я очень сильно раздражаюсь, когда ...
Когда я злюсь…
Для преодоления агрессии родители мне помогают таким советом или действием…
(Дети в течение 5 мин заполняют опросник.)
Предлагаю всем вместе выработать способы:
А) действия во время драки;
Б) саморегуляции, когда "чешутся руки" и хочется подраться;
В) противодействия, когда вас кто-либо втягивает в драку.
(С помощью жребия учащиеся разбиты на 3 группы, которые в течение 10 мин разрабатывают проект, записывают на листах, а затем представляют и обосновывают его.
После обсуждения проектов дети отвечают на вопросы:
Кто, на ваш взгляд, является зачинщиком драки?
Кто является виновной стороной в потасовке или драке?)
Итак в результате сегодняшнего занятия нам удалось выработать следующие рекомендации (примерные заготовки).
Если вы стали свидетелем драки между одноклассниками, то мы предлагаем:
А)Выяснить причину ссоры, попытаться объяснить ребятам, что это не повод для драки.
Уговорить драчунов продолжить разбор отношений на следующей перемене (есть надежда, что ребята забудут обиду и помирятся, также за это время можно предложить учителю или психологу оказать им помощь в примирении).
Рассказать о возможных последствиях (моральные и физические травмы).
Если указанные выше способы не помогли, позвать учителя.
Если вы рассержены действиями одноклассника и хотите его ударить, то мы предлагаем следующее:
Б)1. Снять напряжение с помощью:
счета до 10;
умывания рук.
2. Направить агрессию на неодушевленный предмет:
эспандер, шарики, подушку, если вы находитесь дома;
боксерскую грушу, если вы находитесь в спортивном зале.
3. Пойти к психологу.
4. Подумать о возможных последствиях и постараться не допустить, чтобы они стали реальными.
Если вас втягивают в драку:
В) Переведите конфликт в шутку.
Отойдите в сторону.
Зайдите в класс.
Не нападайте первым.
Передайте обидчику свои чувства следующими словами:
– "Я зол и рассержен, но отказываюсь драться с тобой".
– "Я возмущен твоим поведением".
– "Отойди от меня, я не хочу с тобой разговаривать".
– "Я вижу, что ты хочешь втянуть меня в драку, я прав?".
Занятие второе (продолжение)
Давайте попробуем разобраться, от чего зависит, как пройдет очередной школьный день.
Как вы считаете, начало учебного дня (спокойное, доброжелательное, воинственное) влияет на дальнейшее ваше эмоциональное самочувствие, успешность на уроках?
Как бы вам хотелось, чтобы прошел день? Вспомните истину, которая гласит: "поступай с другими так, как тебе хочется, чтоб поступали с тобой". (Учащиеся отвечают на вопросы.)
У вас сейчас есть возможность вернуться обратно в сегодняшнее утро. Представьте, что вы входите в здание школы и встречаете того, с кем сейчас сидите за партой.
Поприветствуйте друг друга так, чтобы получилось тепло и радушно, как вам хотелось бы, чтобы поприветствовали вас. (Дети выполняют упражнения.)
А теперь давайте представим себе такую ситуацию. Звенит звонок, начинается урок иностранного языка. Не у всех получается правильно произносить слова и звуки чужого для нас языка. Кто-то встал и произнес слово неверно, да так смешно получилось… Что ж, здесь каждый отреагирует по-своему. Кто-то засмеется, возможно, обидев тем самым чувства своего одноклассника, кто-то исправит, дав понять, что он знает правильное произношение, а кто-то после уроков подойдет и предложит научить произносить эти сложные звуки, которые никак не даются.
Предлагаю вам закончить фразу:
Когда кто-то ошибается на уроке, я …;
Когда мне хочется засмеяться над ошибкой своего одноклассника, я …;
-
Когда я ошибаюсь перед всем классом, то чувствую, что…;
Я считаю, что ошибаться на уроке …
(Учащиеся выполняют задание.)
Как вы считаете, то что мы сейчас услышали может иметь отношение к дракам, которые возникают между одноклассниками? (Ответы детей.)
А теперь давайте подведем итоги. Так от чего же накапливается агрессия в течение школьного дня?
От утреннего настроения.
От того, как тебя поприветствовали с утра (и было ли это вообще).
От того, как отнеслись к твоим возможным ошибкам.
От того, как развита твоя нервная система (закаляешь ли ты ее).
На сегодняшней встрече мы будемСледующим заданием будет составление коллажей на разные темы, касающиеся настоящего и будущего класса. Вот их названия:
"Наш класс".
"Перемена – время отдыха".
"Будущее нашего класса".
Для этого нам понадобятся (заранее подготовленные):
листы ватмана по количеству групп;
журналы;
газеты;
клей;
ножницы;
фломастеры.
Данное занятие научит вас проявлять и выражать свои мысли и чувства в коллективе, договариваться, обсуждать и выбирать верное решение. Каждая группа получает задание и в течение 20–25 мин выполняет его. Затем дети презентуют свои работы, обосновывают изображение и тему коллажа, делятся своими впечатлениями о работе в группе, оценивают активность участников.)
А теперь каждый участник должен разными способами, но доброжелательно поблагодарить членов своей группы за участие в работе. (Ребята выражают благодарность друг другу.)
На прощание я хочу рассказать вам одну притчу.
«Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.
- В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков.
Один волк представляет зло – зависть, ревность, грубость, агрессию. Другой волк представляет добро – мир, любовь, верность, отзывчивость.
Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:
- А какой волк в конце побеждает?
Старый индеец улыбнулся и ответил:
- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь».
Я очень хочу, чтобы после нашего занятия, у вас не было сомнения в том, какого волка в себе вам нужно кормить!
Спасибо вам всем за сотрудничество! Удачи и успехов в преодолении агрессии!
Сценарии классных часов для 7-х классов
Классный час «Конструктивное разрешение конфликтов»
Цели:
-познакомить детей с понятием "конфликт" и "конфликтная ситуация", со способами предупреждения конфликтов;
-способствовать формированию позитивного отношения к людям, желания овладеть навыками общения и социального взаимодействия;
-побуждать детей к сотрудничеству и взаимопониманию.
Развивающие – развитие умений нравственного самопознания, самоанализа и самооценки.
Воспитывающие – формировать доброжелательные отношения между одноклассниками.
Форма проведения: час общения.
Оформление: Эпиграф на доске "Те кто, не могут сварить суп, заваривают кашу", таблички с незаконченным предложением: "Причиной конфликта было то, что ……..", "Способы предупреждения конфликтов: мягкое противостояние, конструктивное предложение".
Организационный момент
Мотивация: в начале занятия учитель задает ситуацию-провокацию. К доске выходят 2 учащихся. Им дается игровое задание: быстро и красиво нарисовать здание. Учащиеся начинают рисовать. Учитель останавливает игру и просит начать все сначала, потому что учащиеся допустили ошибку. Так он останавливает игру несколько раз, перебивает учащихся и выдвигает все новые и новые претензии: здание должно быть объемным, а не плоским, крыша – современная и т.д. Затем учитель дает возможность уч-ся закончить рисунок. После чего он сообщает, что все равно художники неправильно выполнили задание, например, нарисовали жилой дом, а надо было школу. Поэтому победителей в игре нет.
- Вам понравилась такая игра?
Уч-ся после выполнения задания расстроены.
- Почему?
- Что произошло в данной ситуации? (конфликт)
- очему рисунок не получился? (комментарии уч-ся: плохо объяснили, не поняли и т.д)
- Что не было сделано до начала работы? (не обговорили правила выполнения рисунка)
- Можно было избежать конфликта? (можно)
- Как? (ответы уч-ся)
Сегодня я хочу поговорить с вами о причинах конфликтов и путях их решения. Что же означает слово «конфликт»? Какие ассоциации оно у вас вызывает?
УЧЕНИКИ – Ссора, хлопанье дверью, драка, спор, слезы, крик, неприязнь и т.д.
Учитель – Давайте послушаем, какое определение этого слова дано в словарях русского языка.
Конфликт- столкновение противоположных сторон, мнений, сил; серьезное разногласие, острый спор. Осложнение в международных отношениях, приводящих иногда к вооруженному столкновении. Столкновение, серьезное разногласие, спор.(Ожегов С.И.)
Беседа по теме.
Учитель Ребята, приходилось ли вам "заваривать кашу"? В чём это заключалось?
Примерные ответы детей: Напутал чего-то, перессорился со всеми; попал в трудную ситуацию и т.д.
Учитель А есть другая поговорка со словом каша: "С тобой каши не сваришь". О ком так говорят?
Дети: о бестолковых, ленивых, несговорчивых, о таком человеке с которым невозможно договориться.
Учитель Прочитайте эпиграф к классному часу. Как бы вы объяснили его значение?
Дети:Тот, кто не способен к общению и пониманию, попадает в запутанные ситуации.
Кто не может ладить с людьми, то постоянно создаёт трудности для себя и других.
Если в коллективе не могут работать дружно, там любое дело превращается в кашу.
Учитель Если коллектив не может работать дружно, в этом коллективе постоянно выясняются отношения, копятся обиды, происходят столкновения. Как их избежать? Как прекратить "расхлёбывать" кашу, которую заварили во время таких столкновений? Об этом мы и будем говорить во время классного часа. А сейчас поднимите руки, кому приходилось когда- либо участвовать в конфликтной ситуации? Давайте вспомним, отчего возникла ваша конфликтная ситуация. Что было причиной конкретного конфликта? Для этого предлагаю вам закончить предложение, записанное на доске: "Причиной конфликта было то, что……"
Ответы детей:
Мы с подругой обе хотели быть лидерами в компании. У нас совершенно разные характеры. Мне не понравилось его поведение. Мы стали болеть за разные футбольные команды. И т.п.
Учитель Как мы видим, конфликты возникают по самым разным поводам, но причины у всех схожие: несовпадение целей, желаний, оценок, неуважение к другим, неумение общаться.
Учитель- Давайте посмотрим как схематически можно отразить нарастание конфликта(заранее подготовленные таблички с этапами конфликта)
6. РАЗРЫВ.
5. АГРЕССИЯ.
4. УНИЖЕНИЕ.
3. ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ.
2. НЕДОВОЛЬСТВО.
1. НЕСОГЛАСИЕ.
-Немного поиграем. Игра-упражнение «собери рукопожатие».
Участникам предлагается в течение 30 секунд пожать руки как можно большему числу других участников, каждому партнеру руку можно пожимать лишь один раз. Обсуждение. Достаточно короткого обмена впечатлениями.
Цель: Разминка, сплочение группы.
Задание в группах: обсуждение ситуаций.
1.)Мама решила проверить школьный дневник дочери. Когда она взяла дневник в руки, из него выпал сложенный в несколько раз листок. Мама развернула листок и увидела, что это записка. За чтением записки ее застала дочь, вернувшаяся от подруги. Девочка вырвала записку из рук матери. Та накричала на дочь. Девочка хлопнула дверью и закрылась в комнате.
Ответьте на вопросы:
- Кто участвует в конфликте?
- Кто виноват в конфликте?
- Каковы позиции участников конфликта?
2)Два 7-х класса решили провести между собой встречу по футболу. В назначенное время ребята собрались на школьном стадионе. Не было только вратаря 7 «А» класса. Никто не знал, почему он отсутствует. Его одноклассники попросили не начинать игру и подождать некоторое время. Но футболисты 7 «Б» стали требовать начинать немедленно. Было понятно, что без вратаря команда 7 «А» обязательно проиграет. Завязался спор. Страсти накалялись. Один из ребят нечаянно наступил на ногу капитану команды соперников. Тот не сдержался и, размахнувшись, ударил обидчика по лицу. Удар был таким сильным, что парень упал. На его защиту бросились товарищи. Началась драка. Драку остановил учитель, проходивший мимо. В результате игра так и не состоялась, настроение было испорчено. На следующий день произошел неприятный разговор в кабинете директора.
Ответьте на вопросы:
- Что такое конфликт?
- Почему возник конфликт?
- Какими могли быть пути развития данного конфликта и его последствия?
3) Группа подростков собралась послушать музыку. Мнения разделились: одни хотели слушать поп-музыку, а другие были любителями «металла». Завязался спор, который мог перерасти в крупную ссору. Вдруг один из подростков, вспомнив мультфильм про кота Леопольда, громко крикнул: «Ребята, давайте жить дружно!» Всем стало смешно и весело. Быстро договорились слушать любимую музыку поочередно: сначала поп-музыку, затем «металл». Все остались очень довольны.
Ответьте на вопрос:
Благодаря чему удалось избежать конфликта?
Учитель -Поговорим о собственном поведении в конфликтной ситуации.
Проведем небольшое тестирование. Вам необходимо ответить на несколько вопросов используя следующие условия выставление баллов:
Если подобным образом ведете себя
часто – 3 балла
от случая к случаю – 2 балла
редко – 1 бал
Вопрос 1. Как вы обычно ведете себя в споре или конфликтной ситуации?
1.Угрожаю или дерусь
2.Стараюсь принять точку зрения противника, считаюсь с ней как со своей.
3.Ищу компромиссы.
4.Допускаю, что не прав, даже если не могу поверить в это окончательно.
5.Избегаю противника.
6.Желаю во, чтобы то ни стало добиться своей цели.
7.Пытаюсь выяснить, с чем я согласен, а с чем категорически – нет.
8.Иду на компромисс.
9.Сдаюсь
10.Меняю тему.
11.Настойчиво повторяю одну мысль, пока не добьюсь своего.
12.Пытаюсь найти исток конфликта, понять, с чего все началось.
13.Немножко уступлю, и подтолкну тем самым к уступкам другую сторону.
14.Предлагаю мир.
15.Пытаюсь обратить все в шутку.
На доске:
-
-
-
1
|
6
|
11
|
А
|
2
|
7
|
12
|
Б
|
3
|
8
|
13
|
В
|
4
|
9
|
14
|
Г
|
5
|
10
|
15
|
Д
|
Подсчитайте количество баллов под номерами…
Узнайте количество баллов по типам.
Определите свой стиль (больше всех баллов по буквам)
А. – это «жесткий тип решения конфликтов и споров». Вы до последнего стоите на своем, защищая свою позицию. Во что-то бы то ни стало, стремитесь выиграть. Это тип человека, я всегда прав.
Б. – это «демократичный» стиль. Вы придерживаетесь мнения, что всегда можно договориться. Во время спора вы всегда стараетесь предложить альтернативу, ищете решение, удовлетворили бы обе стороны.
В. – «компромиссный» стиль. С самого начала вы согласны на компромисс.
Г. – «мягкий» стиль. Своего противника вы «уничтожаете» своей добротой. С готовностью вы встаете на точку зрения противника, отказываясь от своей.
Д. – «уходящий» стиль. Ваше кредо – «вовремя уйти». Вы стараетесь не обострять ситуацию, не доводить конфликт до открытого столкновения.
Делаем выводы из тестирования. Получив результаты теста, возможно, кто-то из вас открыл что-то новое в себе. Но не стоит воспринимать это как нечто неизменное. Это повод задуматься и в дальнейшем изменить свою точку зрения, самого себя.
Игра практикум.
Существуют разные способы выхода из конфликта.
В ходе этой игры мы рассмотрим некоторые из путей выхода из конфликта.
Учитель Разделимся на группы.
Раздать задания (выбираются наиболее типичные конфликтные ситуации).
Обсудить конфликтную ситуацию, предложить найти выход из этой ситуации.
Ситуация №1
Класс условно разделен на две микрогруппы (группировки), в которых и там и там, есть сильные лидеры, активисты, отличники. На протяжении учебного года идет конкуренция между ними за оценки, за учительское уважение, за авторитет перед классом, за первенство. Все это выражается на уроках в колких шутках, в насмешках в адрес друг друга. На переменах – «стычки», ссоры и даже были случаи драк. Эта ситуация напрягает весь класс. Как ребята конструктивно могут разрешить данную ситуацию?
Ситуация №2
В класс пришла новая девочка. Очень симпатичной внешности, хорошо одевается, хорошо учиться, отличается неординарностью и своеобразностью. Девочка сразу же заняла ведущие позиции перед одноклассниками – мальчишками.Естественно девчонкам в классе эта ситуация не нравится. Сначала «новенькая» была предупреждена о том, если она будет так воображать, то ей в этом классе не учиться. Но ничего не изменилось. Ее встретили на улице, и состоялся предметный разговор. Она же в ответ заявила, что ее не интересует мнение девочек. Как добиться понимания?
Ситуация №3
На перемене ты дал другу свой новенький, только что купленный мобильный телефон. Он вышел с ним в коридор, а ты остался в классе. Когда ты вышел в коридор, то увидел, что друг собирает с пола разломанный корпус твоего телефона. Оказывается, его толкнули пробегающие мимо ребята, и он уронил телефон, а сам он ни в чем не виноват. Ты знаешь, что тебя будут ругать родители. Что делать? Как не испортить отношения с другом? Как объяснить все родителям?
Идет активное обсуждение ситуаций, в ходе которого необходимо найти конструктивный выход.
Вывод учителя (заранее подготовлены на доске или ватмане Правила)
Существует много способов решить возникшую конфликтную ситуацию, но необходимо знать
правила предупреждения конфликтов. Вот эти правила (вывешивается на доску плакат с этими правилами, ребята с ними знакомятся).
НЕ ГОВОРИТЕ СРАЗУ СО ВЗВИНЧЕННЫМ, ВОЗБУЖДЕННЫМ ЧЕЛОВЕКОМ.
ПРЕЖДЕ ЧЕМ СКАЗАТЬ О НЕПРЯТНОМ, ПОСТАРАЙТЕСЬ СОЗДАТЬ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНУЮ АТМОСФЕРУ, ОТМЕТЬТЕ ЗАСЛУГИ ЧЕЛОВЕКА, ЕГО ХОРОШИЕ ДЕЛА.
ПОСТАРАЙТЕСЬ ПОСМОТРЕТЬ НА ПРОБЛЕМУ ГЛАЗАМИ ОППОНЕНТА, ПОСТАРАЙТЕСЬ «ВСТАТЬ НА ЕГО МЕСТО».
НЕ СКРЫВАЙТЕ ДОБРОГО ОТНОШЕНИЯ К ЛЮДЯМ, ЧАЩЕ ВЫСКАЗЫВАЙТЕ ОДОБРЕНИЕ СВОИМ ТОВАРИЩАМ, НЕ СКУПИТЕСЬ НА ПОХВАЛУ.
УМЕЙТЕ ЗАСТАВИТЬ СЕБЯ МОЛЧАТЬ, КОГДА ВАС ЗАДЕВАЮТ В МЕЛКОЙ ССОРЕ, БУДЬТЕ ВЫШЕ МЕЛОЧНЫХ РАЗБОРОК.
Рефлексия:
К.Р. Ребята, сегодня мы с вами поговорили о причинах конфликтов и путях их решения.
- Считаете ли вы обсуждение данной темы полезной, и изменит ли оно ваше поведение в конфликтных ситуациях?
Классный час на тему: Учимся жить без конфликтов.
Цель: Формирование у детей навыков дружелюбного общения, учиться правильно избегать конфликты
Ход классного часа:
Мотивация.
Учитель: Ребята, сегодня мы с вами продолжим разговор о конфликтах , о конфликтных ситуациях, и узнаем о правилах разрешения конфликтов.
- Итак давайте еще раз вспомним , что означает слово « конфликт»? (Ответы детей).Подберите синонимы к этому слову.
Конфликт (от лат. coпflictus - столкновение), согласно толковому словарю, трудноразрешимое противоречие, связанное с противоборством и острыми эмоциональными переживаниями.
Конфликт возникает как результат несовместимости представлений о ситуации, о поступке, о способах действия. Невозможность получить то, что хочется или необходимо; различные точки зрения на один и тот же вопрос; отсутствие третьей стороны. Многие конфликты возникают тогда, когда ребята преследуют свои эгоистические интересы в ущерб интересам других людей, класса.
Причины конфликтов:
Противоречия между интересами, взглядами.
Противоборство между лидерами, между отдельными группами в коллективе.
Особенности темперамента, восприятия, убеждений.
Ошибки в общении (неумение слушать, правильно задавать вопросы, проявлять эмпатию(умение сопереживать чувствам собеседника), реагировать на критику).
Конфликт прекращается, если стороны удовлетворены выигрышем (или проигрышем) или признают, что продолжение столкновения бессмысленно.
- К каким результатам приводят конфликты? ( Ответы детей).
Победа – поражение – одна сторона удовлетворена, но другая не удовлетворена.
Поражение – поражение – обе стороны не удовлетворены результатом.
Победа – победа – обе стороны приходят к согласию.
Учитель: Ребята, как вы думаете, конфликт может быть полезным?(Выслушиваются мнения детей).
Конфликт бывает разрушающим и конструктивным. При правильном обращении он может быть полезен – приводит к изменениям. При неправильном – приводит к обиде, непониманию и даже к насилию.
Учитель: Как вы думаете, можно ли управлять конфликтом? ( Ответы детей).
С помощью правильного общения. Необходимо уметь правильно говорить и правильно слушать друг друга. Также необходимо искать компромисс ( соглашение на основе взаимных уступок).
Учитель: Для следующей работы попрошу вас разделиться на 4группы.
Задание: Каждая группа разрабатывает правила управления конфликтом и план разрешения споров.
Проведение обсуждения результатов, оформление правил в виде плаката.
Правила управления конфликтом.
Не прерывайте. Слушайте.
Не делайте предположений.
Не переходите на личности и не оскорбляйте.
По-настоящему работайте над решением проблемы. Предлагайте множество решений конфликта, пока не достигните соглашения, которое устроит вас обоих.
Закончите на позитивной ноте.
План разрешения споров.
«Пострадавший» должен сказать, что хочет спросить. Например: «Я хочу выяснить то-то и то-то, почему вы поступили так-то и не сделали того-то?»
Говорите о сути дела, а не вокруг да около. Обязательно отреагируйте на высказанное недоразумение, критику. Изложите свое мнение конкретно и четко.
Признайте свою ошибку или докажите обратное. Найдите у другого что-нибудь приятное, положительно его характеризующее.
Учитель: Статистика показывает (и мнение ребят это подтверждает), что «разгорание» конфликта чаще всего происходит потому, что его участникам не с кем посоветоваться. Многие утверждают, что если бы удалось в противостоянии сторон обратиться к третьей, независимой, стороне, конфликт мог и не зайти далеко.
2.Работа в группах.
Задание:Учащимся предлагается ответить на следующие вопросы:
Как вы думаете, почему нужно "остановиться" в начале развития конфликтной ситуации?
Как вы понимаете высказывание: "Дай себе немного времени, чтобы оценить ситуацию"?
Определите ключевые слова высказывания: "Откажись от установки: победа любой ценой".
Почему важно думать о последствиях выбора поведения.
Учитель: Ребята, послушайте внимательно стихотворение Николая Красильникова «Ссора» и проанализируйте ситуацию, которая описана в стихотворении.
Семенов прислал мне записку: "Корова",
А я написала: "Семенов — козел!"
Он — новое слово, я — новое слово.
Но тут к нам учитель как раз подошел.
Пал Палыч ругал нас не очень сурово,
Но только сказал, выводя за порог:
— Как только в людей превратитесь вы снова,
Тогда приходите опять на урок!
Анализ конфликтной ситуации:
Описание конфликта. Какая проблема послужила "толчком" к возникновению конфликта?
Участники конфликта: действия одной стороны конфликта, действия другой стороны конфликта.
В чем суть конфликта?
Можно ли было остановить перерастание проблемы в конфликт? В какой момент?
5. Что помешало остановить перерастание проблемы в конфликт?
6. Какой способ разрешения конфликта вы считаете наиболее эффективным в данной ситуации и почему?
7. Подумайте над последствиями выбора вариантов поведения:
Варианты поведения в конфликтных ситуациях:
Стратегия поведения
|
Характеристика стратегии
|
Конкуренция, соперничество («акула»)
|
Стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому.
|
Сотрудничество («сова»)
|
Выбор альтернативы, максимально отвечающей интересам обеих сторон.
|
Компромисс («лиса»)
|
Выбор, при котором каждая сторона что-то выигрывает, но что-то и теряет.
|
Избегание, уклонение («черепашка»)
|
Уход от конфликтных ситуаций, отсутствие как стремления к кооперации, так и попыток достижения собственных целей.
|
Приспособление («медвежонок»)
|
Принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого.
|
Учитель: Проанализируем стратегии поведения в конфликтах и отметим их положительные и отрицательные стороны.
Аргументы (плюсы и минусы) в пользу выбора разных стратегий поведения в конфликтах:
Стратегия
|
Плюсы
|
Минусы
|
Избегание
|
Когда хочешь выиграть время, конфликт может разрешиться сам собой
|
Проблема остается неразрешенной
|
Компромисс
|
Когда другие стратегии неэффективны
|
Ты получаешь только часть того, на что рассчитывал
|
Сотрудничество
|
Когда есть время и желание разрешить конфликт удобным для всех способом
|
Требует много времени и сил, успех не гарантирован
|
Приспособление
|
Когда хорошие отношения для тебя важнее, чем твои интересы; когда правда на стороне другого
|
Твои интересы остались без внимания, ты уступил
|
Соревнование
|
Когда правда на твоей стороне; когда тебе во что бы то ни стало надо победить
|
Эта стратегия может сделать тебя непопулярным
|
Учитель: Ребята, как вы думаете, какой способ разрешения конфликта более эффективный?(Ответы детей.)
Вывод:Наиболее эффективный способ разрешения конфликта тот, при котором выигрывают обе стороны!
Игра-упражнение «Возьми себя в руки»
Ведущий объясняет участникам группы, что когда они испытывают неприятные эмоции: злость, раздражение, желание ударить кого-либо, то можно себя «взять себя в руки», т.е. остановить себя. Для этого нужно несколько раз глубоко вздохнуть и выдохнуть. Выпрямиться, прикрыть глаза, посчитать до 10, улыбнуться, открыть глаза. После этого все участники тренируются «взять себя в руки».
Цель: научит сдерживать себя, при каких - либо трудных ситуациях.
Задание: напишите советы, которые вы могли бы дать человеку, который очень раздражён. (Заслушиваются ответы детей).
Работа в группах. Задание: Подумайте и напишите, какие факторы помогают общаться без конфликтов.
Факторы бесконфликтного общения:
Улыбка;
Доброжелательный тон;
Вежливость;
Нейтральность речи;
Приветливость;
Заинтересованность;
Непринужденность жестов.
3.Итоговый круг «аплодисменты».
Участникам предлагается встать в круг, один из желающих выходит в центр круга, а остальные ему бурно аплодируют. Он благодарит группу (говорит спасибо, кланяется т.п.) и возвращается в круг. После этого выходит следующий участник. Данная процедура поднимает настроение участников до уровня восторга.
Цель: поднятие настроения до уровня восторга.
Рефлексия.
Учитель: Предлагаю поделиться впечатлениями о том, изменилось ли что-то в ваших взглядах на конфликт.
Классный час на тему: Учимся жить без конфликтов.
|