Диагностика личностных особенностей. “Несуществующее животное”
Цель: диагностика личностных особенностей.
Описание: методика является проективной, т.к. не имеет стимульного материала и не является стандартизированной. Методика используется при обследовании детей и взрослых в качестве ориентировочной методики, данные которой помогают выдвинуть гипотезу об особенностях личности. Все признаки интерпритируются символично.
Процедура проведения: Предлагается лист А4, толщина средняя, простой карандаш, 6 цветных, ластик, точилка.
Инструкция: "Придумайте и нарисуйте животное, которое не существует, его не существовало раньше ни в кино, ни в мультфильмах, ни в сказках, ни в компьютерных играх и назови несуществующим названием".
Психолог отмечает все реакции:
- вербальные;
- невербальные;
- стирания и к чему они приводят;
- порядок рисования объектов, наличие пауз.
По окончанию рисования ему предлагают придумать название и ответить на вопросы: (уточнение рисунка, беседа: где живет, с кем, чем питается, какое оно по характеру, настроение у него, что любит, а что нет, есть ли друзья, враги, как с ними борется, чего боится).
Представь себе, что оно встретило волшебника, который может исполнить три желания и что оно загадает.
Анализ данных проводится путем интерпритации рисунка и особенности рассказа.
Признаки агрессии на рисунке:
- острые импульсивные линии, сильный нажим;
- общий характер агрессивный, нападающий;
- наличие агрессивных приспособлений (когти, шипы, иглы, пластины и т.д.)
- вербальная агрессия (жало, пасть, зубы, изрыгает огонь)
Иногда животное снабжено агрессивными приспособлениями, но характер использования будет указывать не на агрессию, а на страх агрессии. Распознать это поможет интерпритация беседы. Если ребенок говорит, что это нужно чтобы защищаться, обороны и т.д., то можно говорить о страхе агрессии.
Признаки агрессии в рассказе:
- злой характер;
- питается животными, людьми;
- очевидные указания на агрессию (рушить, ломать, убивает, поедает), причем, если признаки агрессии не наблюдаются в поведении, а в рисунке, рассказе они не выявлены – это агрессия подавляемая;
- удаленное место жительства;
- одиночество животного.
Интерпретация.
Общие замечания.
Метод интерпретации рисуночных тестов, в том числе и «Рисунка несуществующего животного построен на теории психомоторной связи. Для регистрации состояния психики используется исследование моторики (в частности, моторики рисующей доминантной правой руки, зафиксированной в виде графического следа движения, рисунка). По И.М. Сеченову, всякое представление, возникающее в психике, любая тенденция, связанная с этим представлением, заканчивается движением (буквально: "Всякая мысль заканчивается движением").
Если реальное движение по какой-то причине не осуществляется, то в соответствующих группах мышц суммируется определенное напряжение энергии, необходимой для осуществления ответного движения (на представление - мысль). Так, например, образы и мысли-представления, вызывающие страх, стимулируют напряжение в группах ножной мускулатуры и в мышцах рук, что оказалось бы необходимым в случае ответа на страх бегством или защитой с помощью рук — ударить, заслониться.
Тенденция движения имеет направление в пространстве: удаление, приближение, наклон, выпрямление, подъем, падение. При выполнении рисунка лист бумаги (либо полотно картины) представляет собой модель пространства и, кроме состояния мышц, фиксирует отношение к пространству, т.е. возникающую тенденцию.
Пространство, в свою очередь, связано с эмоциональной окраской переживания и временным периодом: настоящим, прошлым, будущим. Связано оно также с действенностью или идеально-мыслительным планом работы психики. Пространство, расположенное сзади и слева от субъекта, связано с прошлым периодом и бездеятельностью (отсутствием активной связи между мыслью-представлением, планированием и его осуществлением). Правая сторона, пространство спереди и вверху связаны с будущим периодом и действенностью. На листе (модели пространства) левая сторона и низ связаны с отрицательно окрашенными и депрессивными эмоциями, с неуверенностью и пассивностью. Правая сторона (соответствующая доминантной правой руке) — с положительно окрашенными эмоциями, энергией, активностью, конкретностью действия.
Положение рисунка на листе.
В норме рисунок расположен по средней линии вертикально поставленного листа. Лист бумаги лучше всего взять белый или слегка кремовый, неглянцевый. Пользоваться карандашом средней мягкости; ручкой и фломастером рисовать нельзя.
Положение рисунка ближе к верхнему краю листа (чем ближе, тем более выражено) трактуется как высокая самооценка, как недовольство своим положением в социуме, недостаточностью признания со стороны окружающих, как претензия на продвижение и признание, тенденция к самоутверждению.
Положение рисунка в нижней части — обратная тенденция: неуверенность в себе, низкая самооценка, подавленность, нерешительность, незаинтересованность в своем положении в социуме, в признании, отсутствие тенденции к самоутверждению.
Центральная смысловая часть фигуры (голова или замещающая ее деталь). Голова повернута вправо — устойчивая тенденция к деятельности, действенности: почти все, что обдумывается, планируется, осуществляется или, по крайней мере, начинает осуществляться (если даже и не доводится до конца). Испытуемый активно переходит к реализации своих планов, наклонностей.
Голова повернута влево — тенденция к рефлексии, к размышлениям. Это не человек действия: лишь незначительная часть замыслов реализуется или хотя бы начинает реализоваться. Нередко также боязнь перед активным действием и нерешительность (вариант: отсутствие тенденции к действию или боязнь активности — следует решить дополнительно).
Положение "анфас", т.е. голова направлена на рисующего (на себя), трактуется как эгоцентризм. На голове расположены детали, соответствующие органам чувств—уши, рот, глаза. Значение детали "уши" — прямое: заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих о себе.
Дополнительно по другим показателям и их сочетанию определяется, предпринимает ли испытуемый что-либо для завоевания положительной оценки или только продуцирует на оценки окружающих соответствующие эмоциональные реакции (радость, гордость, обида, огорчение), не изменяя своего поведения. Приоткрытый рот в сочетании с языком при отсутствии прорисовки губ трактуется как большая речевая активность (болтливость), в сочетании с прорисовкой губ — как чувственность; иногда и то, и другое вместе. Открытый рот без прорисовки языка и губ, особенно — зачерченный, трактуется как легкость возникновения опасений и страхов, недоверия. Рот с зубами — вербальная агрессия, в большинстве случаев — защитная (огрызается, задирается, грубит в ответ на обращение к нему отрицательного свойства, осуждение, порицание). Для детей и подростков характерен рисунок зачерченного рта округлой формы (боязливость, тревожность).
Особое значение придают глазам. Это символ присущего человеку переживания страха: подчеркивается резкой прорисовкой радужки. Обратить внимание на наличие или отсутствие ресниц. Ресницы — истероидно-демонстративные манеры поведения; для мужчин: женственные черты характера с прорисовкой зрачка и радужки совпадают редко. Ресницы—также заинтересованность в восхищении окружающих внешней красотой и манерой одеваться, придание этому большого значения.
Увеличенный (относительно фигуры в целом) размер головы говорит о том, что испытуемый ценит рациональное начало (возможно, и эрудицию) в себе и окружающих.
На голове также иногда располагаются дополнительные детали: рога — защита, агрессия. Определить по сочетанию с другими признаками — когтями, щетиной, иглами — характер этой агрессии: спонтанная или защитно-ответная. Перья—тенденция к самоукрашению и самооправданию, к демонстративности. Грива, шерсть, подобие прически — чувственность, подчеркивание своего пола и иногда ориентировка на свою сексуальную роль.
Несущая, опорная часть фигуры.
К ней относятся (ноги, лапы, иногда — постамент). Рассматривается основательность этой части по отношению к размерам всей фигуры и по форме:
а) основательность, обдуманность, рациональность принятия решения, пути к выводам, формирование суждения, опора на существенные положения и значимую информацию;
б) поверхностность суждений, легкомыслие в выводах и неосновательность суждений, иногда импульсивность принятия решения (особенно при отсутствии или почти отсутствии ног).
Обратить внимание на характер соединения ног с корпусом: точно, тщательно или небрежно, слабо соединены или не соединены вовсе — это характер контроля за рассуждениями, выводами, решениями. Однотипность и однонаправленность формы лап, любых элементов опорной части — конформность суждений и установок в принятии решений, их стандартность, банальность. Разнообразие в форме и положении этих деталей — своеобразие установок и суждений, самостоятельность и небанальность; иногда даже творческое начало (соответственно необычности формы) или инакомыслие (ближе к патологии).
Части, поднимающиеся над уровнем фигуры.
Они могут быть функциональными или украшающими: крылья, дополнительные ноги, щупальца, детали панциря, перья, бантики вроде завитушек-кудрей, цветково-функциональные детали — энергия охвата разных областей человеческой деятельности, уверенность в себе, "самораспространение" с неделикатным и неразборчивым притеснением окружающих, либо любознательность, желание соучаствовать как можно в большем числе дел окружающих, завоевание себе места под солнцем, увлеченность своей деятельностью, смелость предприятий (соответственно значению Детали-символа — крылья или щупальца и т.д.). Украшающие детали — демонстративность, склонность обращать на себя внимание окружающих, манерность (например, лошадь или ее несуществующее подобие в султане из павлиньих перьев).
Хвосты.
Выражают отношение к собственным действиям, решениям, выводам, к своей вербальной продукции — судя по тому, повернуты ли эти хвосты вправо (на листе) или влево. Хвосты повернуты вправо — отношение к своим действиям и поведению. Влево — отношение к своим мыслям, решениям; к упущенным возможностям, к собственной нерешительности. Положительная или отрицательная окраска этого отношения выражена направлением хвостов вверх (уверенно, положительно, бодро) или падающим движением вниз (недовольство собой, сомнение в собственной правоте, сожаление о сделанном, сказанном, раскаяние и т.п.). Обратить внимание на хвосты, состоящие из нескольких, иногда повторяющихся, звеньев, на особенно пышные хвосты, особенно длинные и иногда разветвленные.
Контуры фигуры.
Анализируются по наличию или отсутствию выступов (типа щитов, панцирей, игл), прорисовки и затемнения линии контура. Это защита от окружающих, агрессивная — если она выполнена в острых углах; со страхом и тревогой — если имеет место затемнение, "запачкивание" контурной линии; с опасением, подозрительностью — если выставлены щиты, "заслоны", линия удвоена. Направленность такой защиты — соответственно пространственному расположению: верхний контур фигуры — против вышестоящих, против лиц, имеющих возможность наложить запрет, ограничение, осуществить принуждение, т.е. против старших по возрасту, родителей, учителей, начальников, руководителей; нижний контур — защита против насмешек, непризнания, отсутствия авторитета у нижестоящих подчиненных, младших, боязнь осуждения; боковые контуры — недифференцированная опасливость и готовность к самозащите любого порядка и в разных ситуациях; то же самое — элементы "защиты", расположенные не по контуру, а внутри контура, на самом корпусе животного. Справа — больше в процессе деятельности (реальной), слева — больше защита своих мнений, убеждений, вкусов.
Общая энергия.
Оценивается количество изображенных деталей — только ли необходимое количество, чтобы дать представление о придуманном несуществующем животном (тело, голова, конечности или тело, хвост, крылья и т.п.): с заполненным контуром, без штриховки и дополнительных линий и частей, просто примитивный контур, — или имеет место щедрое изображение не только необходимых, но усложняющих конструкцию дополнительных деталей. Соответственно, чем больше составных частей и элементов (помимо самых необходимых), тем выше энергия. В обратном случае —экономия энергии, астеничность организма, хроническое соматическое заболевание (то же самое подтверждается характером линии — слабая паутинообразная линия, "возит карандашом по бумаге", не нажимая на него). Обратный же характер линий — жирная с нажимом — не является полярным: это не энергия, а тревожность. Следует обратить внимание на резко продавленные линии, видимые даже на обратной стороне листа (судорожный, высокий тонус мышц рисующей руки) — резкая тревожность. Обратить внимание также на то, какая деталь, какой символ выполнен таким образом (т.е. к чему привязана тревога).
Линии.
Оценка характера линии (дубляж линии, небрежность, неаккуратность соединений, "островки" из находящих друг на друга линий, зачернение частей рисунка, "запачкивание", отклонение от вертикальной оси, стереотипности линий и т.д.). Оценка осуществляется так же, как и при анализе пиктограммы. То же — фрагментарность линий и форм, незаконченность, оборванность рисунка.
Типы животных.
Тематически животные делятся на угрожаемых, угрожающих и нейтральных (подобия льва, бегемота, волка или птицы, улитки, муравья, либо белки, собаки, кошки). Это отношение к собственной персоне и к своему "Я", представление о собственном положении в мире, как бы идентификация себя по значимости (с зайцем, букашкой, слоном, собакой и т.д.). В данном случае рисуемое животное — представитель самого рисующего.
Уподобление рисуемого животного человеку, начиная с постановки животного в положение прямохождения на две лапы, вместо четырех или более, и заканчивая одеванием животного в человеческую одежду (штаны, юбки, банты, пояса, платье), включая похожесть морды на лицо, ног и лап на руки, свидетельствует об инфантильности, эмоциональной незрелости, соответственно степени выраженности "очеловечивания" животного. Механизм сходен аллегорическому значению животных и их характеров в сказках, притчах и т.п.
Агрессивность.
Степень агрессивности выражена количеством, расположением и характером углов в рисунке, независимо от их связи с той или иной деталью изображения. Особенно весомы в этом отношении прямые символы агрессии — когти, зубы, клювы. Следует обратить внимание также на акцентировку сексуальных признаков — вымени, сосков, груди при человекоподобной фигуре и др. Это отношение к полу, вплоть до фиксации на проблеме секса.
Фигура круга (особенно — ничем не заполненного) символизирует и выражает тенденцию к скрытности, замкнутость, закрытость своего внутреннего мира, нежелание давать сведения о себе окружающим, наконец, нежелание подвергаться тестированию. Такие рисунки обычно дают очень ограниченное количество данных для анализа.
Обратить внимание на случаи вмонтирования механических частей в тело "животного" — постановка животного на постамент, тракторные или танковые гусеницы, треножник; прикрепление к голове пропеллера, винта; вмонтирование в глаз электролампы, в тело и конечности животного —рукояток, клавиш и антенн. Это наблюдается чаще у больных шизофренией и глубоких шизоидов.
Творческие возможности.
Выражены обычно количеством сочетающихся в фигуре элементов: банальность, отсутствие творческого начала принимают форму "готового", существующего животного (люди, лошади, собаки, свиньи, рыбы), к которому лишь приделывается "готовая" существующая деталь, чтобы нарисованное животное стало несуществующим — кошка с крыльями, рыба с перьями, собака с ластами и т.п. Оригинальность выражается в форме построения фигуры из элементов, а не целых заготовок.
Название.
Может выражать рациональное соединение смысловых частей (летающий заяц, "бегекот", "мухожер" и т.п.). Другой вариант — словообразование с книжно-научным, иногда латинским суффиксом или окончанием ("ратолетиус" и т.п.). Первое — рациональность, конкретная установка при ориентировке и адаптации; второе — демонстративность, направленная главным образом на демонстрацию собственного разума, эрудиции, знаний. Встречаются названия поверхностно-звуковые без всякого осмысления ("лялие", "лиошана", "гратекер" и т.п.), знаменующие легкомысленное отношение к окружающим, неумение учитывать сигнал опасности, наличие аффективных критериев в основе мышления, перевес эстетических элементов в суждениях над рациональными.
Наблюдаются иронически-юмористические названия ("риночурка", "пузыренд" и т.п.) — при соответственно иронически-снисходительном отношении к окружающим. Инфантильные названия имеют обычно повторяющиеся элементы ("тру-тру", лю-лю", "кус-кус" и т.п.). Склонность к фантазированию (чаще защитного порядка) выражена обычно удлиненными названиями ("аберосинотиклирон", "гулобарниклета-миешиния" и т.п.).
НАШИ ОТНОШЕНИЯ
(методика составлена по книге: Л. М. Фридман и др.
«Изучение личности учащегося и ученических коллективов»)
Цель: выявить степень удовлетворенности подростка различными сторонами жизни коллектива.
Ход опроса
Испытуемому предлагается ознакомиться с шестью утверждениями. Нужно записать номер того утверждения, которое больше всего совпадает с его мнением. Moжет быть выявлено несколько различных сфер взаимоотношений подростков в коллективе. Например, для изучения взаимоприемлемости друг друга (дружбы, сплоченности) или, наоборот, конфликтности может быть предложена серия утверждений:
1. Наш коллектив очень дружный и сплоченный.
2. Наш коллектив дружный.
3. В нашем коллективе нет ссор, но каждый существует сам по себе.
4. В нашем коллективе иногда бывают ссоры, но конфликтным наш класс назвать нельзя.
5. Наш класс недружный, часто возникают ссоры.
6. Наш коллектив очень недружный. Трудно учиться в таком классе.
Другая серия утверждений позволяет выявить состояние взаимопомощи (или ее отсутствие):
1. В нашем классе принято помогать без напоминания.
2. В нашем классе помощь оказывается только своим друзьям.
3. В нашем классе помогают только тогда, когда об этом просит сам ученик.
4. В нашем классе помощь оказывается только тогда, когда требует учитель.
5. В нашем классе не принято помогать друг другу.
6. В нашем классе отказываются помогать друг другу.
Обработка и интерпретация результатов.
Те суждения, которые отмечены большинством учащихся, свидетельствуют об определенных взаимоотношениях в коллективе. В то же время мнение конкретного подростка показывает, как ощущает он себя в системе этих отношений.
Тест описания поведения К.Томаса (адаптация Н.В.Гришиной)
Шкалы: типы поведения в конфликтной ситуации - соперничество, приспособление, компромисс, избегание, сотрудничество
Назначение теста
Тест адаптирован Н.В.Гришиной и используется для изучения личностной предрасположенности к конфликтному поведению.
К.Томас выделяет следующие типы поведения в конфликтной ситуации:
• соперничество (конкуренция) как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому;
• приспособление, означающее в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого;
• компромисс;
• избегание, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей;
• сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.
В опроснике по выявлению типичных форм поведения К. Томас описывает каждый из пяти перечисленных возможных вариантов 12 суждениями о поведении индивида в конфликтной ситуации. В различных сочетаниях они сгруппированы в 30 пар.
Инструкция к тесту
В каждой паре выберите то суждение, которое наиболее точно описывает Ваше типичное поведение в конфликтной ситуации.
Тест
Ответ "А"
|
Ответ "Б"
|
1. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
|
Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны.
|
2. Я стараюсь найти компромиссное решение.
|
Я пытаюсь уладить дело, учитывая интересы другого и мои.
|
3. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
|
Я стараюсь успокоить другого и сохранить наши отношения.
|
4. Я стараюсь найти компромиссное решение.
|
Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.
|
5. Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого.
|
Я стараюсь сделать все, чтобы избежать напряженности.
|
6. Я пытаюсь избежать возникновения неприятностей для себя.
|
Я стараюсь добиться своего.
|
7. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.
|
Я считаю возможным уступить, чтобы добиться своего.
|
8. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
|
Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.
|
9. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.
|
Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.
|
10. Я твердо стремлюсь достичь своего.
|
Я пытаюсь найти компромиссное решение.
|
11. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.
|
Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.
|
12. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.
|
Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.
|
13. Я предлагаю среднюю позицию.
|
Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.
|
14. Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.
|
Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.
|
15. Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.
|
Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряженности.
|
16. Я стараюсь не задеть чувств другого.
|
Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.
|
17. Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего.
|
Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
|
18. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
|
Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.
|
19. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.
|
Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.
|
20. Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.
|
Я стремлюсь к лучшему сочетанию выгод и потерь для всех.
|
21. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.
|
Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.
|
22. Я пытаюсь найти позицию, которая находится посредине между моей позицией и точкой зрения другого человека.
|
Я отстаиваю свои желания.
|
23. Я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого.
|
Иногда я представляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
|
24. Если позиция другого кажется ему очень важной, я постараюсь пойти навстречу его желаниям.
|
Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.
|
25. Я пытаюсь доказать другому логику и преимущества моих взглядов.
|
Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.
|
26. Я предлагаю среднюю позицию.
|
Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.
|
27. Я избегаю позиции, которая может вызвать споры.
|
Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
|
28. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
|
Улаживая ситуацию, я стараюсь найти поддержку у другого.
|
29. Я предлагаю среднюю позицию.
|
Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий
|
30. Я стараюсь не задеть чувств другого.
|
Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы с другим заинтересованным человеком могли добиться успеха.
|
Обработка и интерпретация результатов теста
Ключ к тесту
№ Соперн. Сотрудн. Компр. Избег. Приспособ.
1 А Б
2 Б А
3 А Б
4 А Б
5 А Б
6 Б А
7 Б А
8 А Б
9 Б А
10 А Б
11 А Б
12 Б А
13 Б А
14 Б А
15 Б А
16 Б А
17 А Б
18 Б А
19 А Б
20 А Б
21 Б А
22 Б А
23 А Б
24 Б А
25 А Б
26 Б А
27 А Б
28 А Б
29 А Б
30 Б А
Обработка и интерпретация результатов теста
За каждый ответ, совпадающий с ключом, соответствующему типу поведения в конфликтной ситуации начисляется один балл. Доминирующим считается тип (типы) набравшие максимальное количество баллов.
Результаты этой методики выведены в таблице
Ученики
|
Стили поведения
|
Соперничество
|
Сотрудничество
|
Компромисс
|
Избегание
|
Приспособление
|
1. Ю
|
l
|
|
|
|
|
2. Л
|
l
|
|
|
|
|
3. М
|
l
|
|
|
|
|
4. С
|
|
l
|
|
|
|
5. О
|
l
|
|
|
|
|
6. Д
|
|
l
|
|
|
|
7. Н
|
|
|
|
l
|
|
8. Д
|
|
|
|
|
l
|
9. О
|
l
|
|
|
|
|
10. Н
|
l
|
|
|
|
|
11. А
|
l
|
|
|
|
|
12. Н
|
|
|
l
|
|
|
13. Э
|
|
l
|
|
|
|
14. М
|
|
l
|
|
|
|
15. А
|
l
|
|
|
|
|
16. К
|
|
|
|
l
|
|
17. Э
|
|
|
|
|
l
|
18. М
|
|
|
|
|
l
|
19. Р
|
|
|
l
|
|
|
20. И
|
|
|
l
|
|
|
21. С
|
l
|
|
|
|
|
22. М
|
|
l
|
|
|
|
23. Н
|
l
|
|
|
|
|
24. Л
|
|
|
|
l
|
|
25. Н
|
|
l
|
|
|
|
26. Ж
|
|
|
|
l
|
|
Подводя итоги диагностики, мы выявили следующее:
Большинство ответов выявили такой способ поведения в конфликте, как соперничество – 10 учеников – т.е. эти ребята стремятся добиться своего, во что бы то ни стало, отстоять свою позицию, заставить окружающих принять свою точку зрения, мнение других их не интересует.
На сотрудничество идут лишь 6 учеников – они признают право остальных на собственное мнение и готовы его понять, они не стараются добиться своей цели за счет других, а ищут решение проблемы.
На взаимные уступки способны лишь – 3 ученика, т.е. хоть он и принимает точку зрения других, но лишь до определенной степени, при повторном возникновении конфликтной ситуации его поведение может измениться.
К избеганию прибегают 4 человека – они попросту уклоняются от решения конфликта, считают, что все когда-нибудь разрешится само собой.
Приспособление – 3 ученика – призывая к солидарности одноклассников, он, тем не менее, старается держаться особняком от всех, в удобном для него случае поддерживая сторону сильнейшего.
Сценарии классных часов для 5-х классов
Классный час «Поговорим о дружбе»
Цель классного часа: Содействие в формировании представления о дружбе, осознании своих обязанностей перед друзьями.
Ход классного часа
Обучающиеся рассаживаются за столы с учетом цвета карточки, которую они вытянули при входе в класс (три команды). В это время звучит песня о друге В. Высоцкого.
Слово классного руководителя:(Определение темы классного часа.)
-Ребята посмотрите на доску, здесь зашифровано слово. Используя алфавит (цифра соответствует порядку номера буквы), разгадайте его.
-
(Дружба)
-Молодцы. Сегодня мы поговорим о дружбе, о значении этого слова. Нужна ли дружба людям или можно обойтись без друзей. Давайте обратимся к толковому словарю Ожегова.
(Зачитывает ученик):
Дружба - близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
Пословицы о дружбе.Нам хорошо знакомы пословицы о дружбе. Вспомним их.
-Не имей 100 рублей, а…
-Старый друг лучше…
-Нет друга – ищи, а…
-Друг познаётся…
-Считаете ли вы наш класс дружным? Что нужно сделать для того, чтобы все в классе жили дружно?
Что сможешь сделать для этого ты? Когда люди дружат, они хотят быть вместе. Они интересуются друг другом. Настоящие друзья понимают тебя и помогают тебе. А нужна ли она, вообще, эта дружба? Определите свою позицию и по моей команде встаньте около того плаката, который соответствует вашей точке зрения на данный вопрос. Делаем всё быстро и слаженно. Итак, займи позицию!
(Метод «Займи позицию». Для этого в противоположных сторонах класса вывешиваются два плаката. На одном написано - «Дружба в классе не нужна», на другом - «Дружба в классе нужна». Смена образовательного пространства.) Итак, противники дружбы- ваши аргументы. (Посадить на места).
-Ребята, приведём свои аргументы в защиту дружбы. Почему заняли позицию « Дружба нужна?»
(Высказывания ребят).
Игровой тренинг «Волшебный стул» (желающий может сесть на стул в центре класса, одноклассники могут говорить сидящему только добрые слова, комплименты).
- А мы с вами продолжаем разговор о дружбе. Если у вас есть друг, берегите дружбу с ним, цените ее. Друга легко потерять, гораздо труднее его найти. Послушайте притчу о дружбе:
Как-то два друга много дней шли в пустыне. Однажды они поспорили, и один из них сгоряча дал пощёчину другому. Его друг, почувствовал боль, но ничего не сказал. Молча, он написал на песке: «Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину». Друзья продолжали идти, и через много дней нашли оазис с озером, в котором они решили искупаться. Тот, который получил пощёчину, едва не утонул и его друг его спас. Когда он пришёл в себя, то высек на камне: «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь». Первый спросил его:– Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему? Друг ответил:
– Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны высечь это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это. Научись писать обиды на песке и высекать радости на камне. Оставь немного времени для жизни! И пусть тебе будет легко и светло...
Беседа:
– О чем эта притча, чему она учит нас?
– Да, действительно, ребята, нужно уметь прощать обиды, помня все хорошее, что сделал для вас ваш друг. Народная мудрость гласит: настоящий друг с тобой, когда ты не прав. Когда ты прав, всякий будет с тобой.
– Есть ли у вас настоящие друзья? А вы можете назвать себя хорошим другом? Чтобы ответить на этот вопрос, выполним следующее задание:
-Каждая команда получает задании (ситуацию), обсуждает ее в команде:
Ситуация №1.
В воскресенье вечером, когда должна быть интересная передача по телевизору, мне звонит Олег и просит помочь разобраться с заданием по математике. Представляете, я ждал эту передачу всю неделю, я так хотел её посмотреть. Но я не мог поступить иначе, ведь Олег – мой друг! И вместо телевизора я просидел за книгой вместе с другом. Но я видел, насколько Олег был признателен мне. Я думаю, что если бы мы поменялись местами, то есть не ему, а мне нужна была его помощь, то он тоже не задумываясь помог бы мне. А как бы вы поступили на моём месте?
Ситуация №2.
Когда мы готовили спектакль для Новогоднего праздника, то всем хотелось получить главные роли. Я предложил дать главные роли тем, кто ещё ни разу ни в чём не участвовал. Илья сказал, что лучше дать главные роли тем, кто уже проявил свои способности. Наш руководитель театральной студии предложила тянуть жребий. Но я точно знал, что Игорь очень хотел играть роль Бармалея, хотя и никогда в наших постановках не принимал участия. Мы стали тянуть жребий, и роль досталась Илье. Я его долго уговаривал уступить Игорю эту роль, но хоть Илья всегда играл в школьном театре и в этот раз мог отказаться, он не согласился со мной. Я видел, что Игорь был очень расстроен, но помочь ему мог только морально. А как бы вы поступили на моём месте и на месте Ильи?
Ситуация №3.
Вместе с моим другом мы шли с рынка. У меня был полный пакет с овощами и фруктами, а у Николая в руках – упаковка стирального порошка. Он случайно зацепил мой пакет коробком с порошком и порвал его. Всё содержимое пакета рассыпалось по всей улице. Колька стал смеяться в полный голос, а я – собирать всё с асфальта. Мне было очень обидно и грустно, что мой друг мне не только не помог, но и сам послужил причиной моего несчастья. А как бы вы поступили на моём месте и на месте Николая?
Упражнение – энергизатор «Гром-ураган –землетрясение»
(Все учащиеся делятся на тройки. Каждые два человека берутся за руки, образуя «домик», а третий становится внутрь и является «жильцом».
Когда водящий говорит: «Гром!», «жилец» выбегает из дома и ищет себе другой дом.
«Ураган!» – домик «взлетает» и пытается себе найти другого жильца.
«Землетрясение!» – все игроки рассыпаются в разные стороны и образуют новые «тройки».
Во время игры водящий занимает свободное место, а тот, кому места не хватило, становится водящим.
Учитель – Какие качества и навыки потребуются для того, чтобы постоянно поддерживать теплые отношения? Этот вопрос поставили перед собой английские психологи. Они составили опросник и опросили англичан, итальянцев и японцев в возрасте от 18 до 60 на тему: «Что вы считаете самым важным для дружбы?». Всего получилось 43 общих правила. Выяснилось, что при всех межкультурных различиях все опрошенные имеют сходный кодекс дружбы (авторы исследования утверждают, что эти законы универсальны для любой культуры). Давайте и мы с вами попытаемся составить универсальный кодекс дружбы.
Коллективное обсуждение и составление кодекса дружбы. Сейчас каждая команда в течение 7 мин.должна составить и записать Кодекс дружбы у себя на листах ватмана
Кодекс дружбы (примерный)
Если хочешь быть хорошим и верным другом:
Делись своими успехами, неудачами и новостями.
Умей слушать.
Оказывай другу эмоциональную помощь и поддержку.
Доверяй другу и будь уверенным в нем.
Сохраняй тайны своего друга.
Не критикуй друга публично.
Не будь назойливым и не поучай.
Не обсуждай друга в его отсутствие.
Не ревнуй друга к другим его друзьям.
Уважай внутренний мир и чувства своего друга.
Возвращай долги.
Радуйся успехам своего друга.
Итог:
– Подведем итог. На столе у вас лежат листочки. Я попрошу вас написать на них, что такое дружба.
– Написали? А сейчас мы прикрепим эти листочки к дереву, символизирующему наш класс, и я надеюсь, что каждый из вас сумеет не только найти настоящего, верного друга, но и стать им.
Заключительное слово классного руководителя:
– А напоследок я расскажу вам еще одну притчу:
Жил-был юноша с плохим характером. Отец дал ему полный мешок гвоздей и сказал: «Забивай один гвоздь в ворота сада каждый раз, когда потеряешь терпение или поругаешься с кем-либо».
В первый день он забил 37 гвоздей в ворота сада. В последующие недели научился контролировать количество забитых гвоздей, уменьшая его изо дня в день.Понял, что проще контролировать себя, чем забивать гвозди. Наконец, наступил тот день, когда юноша не забил ни одного гвоздя в ворота сада.
Тогда он пришел к отцу и сказал ему эту новость. Тогда отец сказал юноше: «Вынимай один гвоздь из ворот каждый раз, когда не потеряешь терпения». Наконец, наступил тот день, когда юноша смог сказать отцу, что вытащил все гвозди. Отец подвел сына к садовым воротам: «Сын, ты прекрасно себя вел, но посмотри, сколько дырок осталось на воротах!» Никогда они уже не будут такими как раньше. Когда ты с кем-то ругаешься и говоришь ему неприятные вещи, ты оставляешь ему раны как те, что на воротах. Можешь вонзить в человека нож и потом вытащить его, Но всегда останется рана. И будет не важно, сколько раз ты попросишь прощения. Рана останется. Рана, принесенная словами, причиняет ту же боль, что и физическая. Друзья – это редкое богатство! Они заставляют тебя улыбнуться и подбадривают. Они готовы всегда выслушать тебя. Они поддерживают и открывают тебе свое сердце. Покажи своим друзьям, как они тебе дороги.- Я надеюсь, что теперь мы будем более внимательно относиться друг к другу. Будем стараться выполнять законы дружбы.
Игра-упражнение «собери рукопожатие».
Участникам предлагается в течение 30 секунд пожать руки как можно большему числу других участников, каждому партнеру руку можно пожимать лишь один раз. Обсуждение. Достаточно короткого обмена впечатлениями.
Вот и подошёл к концу наш классный час. Помогайте друг другу в трудную минуту, ищите хороших и верных друзей. Удачи всем в поисках настоящего друга!
Классный час "Я среди своих одноклассников"
Цель: Формирование у детей навыков эффективного общения.
Форма проведения. Беседа с элементами тренинга.
Место проведения. Классная комната, рабочие столы стоят вдоль стен. Обучающиеся сидят на стульях, расставленных по кругу.
Оформление, материал к классному часу, реквизит. Крылатые выражения об общении на листах ватмана. «Самая великая роскошь на свете- это роскошь человеческого общения» Антуан Сент Экзюпери. «Не водись с чёртом- попадешь в пекло» русская пословица. «Других не суди, на себя погляди!» русская пословица. «Людей не осуждай, а за собой примечай!» русская пословица.
Ход классного часа.
Ведущий. Добрый день! Ребята, чтобы немного отвлечься от учебных проблем и настроиться на новый вид деятельности, давайте немного поиграем. Игра будет связана с передачей хлопков по кругу, в том порядке в котором вы сидите. Нужно повторить точное количество хлопков их ритм и передать соседу. Эта игра покажет вашу готовность к деятельности. Играем молча, фамилии зазевавшихся игроков не называем, а даем им возможность самим исправить ситуацию. (игра продолжается 1-2 минуты)
Игры можно поменять
Ведущий. Чтобы продолжить наше общение давайте уточним правила поведения. Вы можете их дополнить, если сочтете нужным.
Не перебивать говорящего.
Говорить от первого лица.
Не спорить, а высказывать свою точку зрения.
Говорить тогда, когда разрешит ведущий.
Внимательно слушать, чтобы твое высказывание было по теме разговора.
Есть дополнения к правилам? (обсуждаются предложенные правила)
Ведущий. Примем эти правила за основу
Давайте поговорим о том, как вы, обучаясь вместе, пять лет, научились общаться друг с другом? Или общению не надо учиться? Давайте по порядку.Вообще что такое общение?
(Дети, согласно установленным правилам, высказывают свою точку зрения)
Ведущий подводит итог обсуждения данного вопроса. Общение- деловая или дружеская связь так написано в толковом словаре. Общение, общее – однокоренные слова. Как правило, общаются люди, имеющие общие интересы: музыка, танцы, спорт, чтение художественной литературы, театр, филателия, рыбалка и.т.д
Не даром существует пословица «Скажи мне кто твой друг, я скажу кто ты».А как народная мудрость еще говорит об общении?
Ответы детей: «С кем поведешься от того и наберешься»,«Рыбак рыбака видит издалека» и.т.д.
Ведущий. Это шёл разговор о дружеском общении. А чем дружеское общение отличается от делового? (Дети высказывают свою точку зрения)
Ведущий. Можно сказать, что деловое общение- это общение людей, имеющих разные интересы, но выполняющих какое- то общее для всех дело. Вот у вас в классе какое общение преобладает?
(Дети высказывают свою точку зрения)
Ведущий. Во время уроков общение деловое, а на переменах и во внеурочное время, в основном, дружеское. Вот если взять деловое общение какие факторы влияют на то, что приятно с человеком общаться или нет?(Дети высказывают свою точку зрения)
Ведущий. Итак, подведем итог. Приятно общаться, когда человек:
опрятен
вежлив
умён
доброжелателен
справедлив
честен
и каждый сейчас, наверное, подумал о себе а, приятно ли общаться со мной? Это очень важный вопрос. На него надо научиться отвечать честно. А если кто-то еще не научился своё поведение оценивать критически, одноклассники помогут.
Игровой тренинг «Мне нравится в однокласснике , который сидит слева….»
Ведущий.
Есть библейская мудрость, которая очень ярко говорит о правильных взаимоотношениях между людьми «относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе». А сколько мудрости в пословицах и поговорках, например, «какой привет- такой ответ». Перед вашими глазами находятся другие пословицы о правильном общении. Все это говорит о том, что важно уметь общаться с людьми и не только с людьми. Человек, нарушающий правила общения всегда проигрывает. Он несет негатив другим и в ответ получает тоже негатив. Но он один, а людей вокруг много. Представляете сколько негатива получает один грубиян. Такие люди часто болеют. Люди же доброжелательные болеют гораздо реже. Уметь правильно общаться просто выгодно!
Ведущий. Известный французский летчик и писатель Антуан Сент-Экзюпери, размышляя об общении людей, высказал мысль, которая стала известна всему миру «Самая великая на свете роскошь- это роскошь человеческого общения». Как вы понимаете это крылатое выражение?(Дети, согласно установленным правилам, высказывают свою точку зрения)
Ведущий. Правильное общение- это действительно роскошь! Люди искренне делятся с другими своей добротой, вниманием, уважением, вежливостью и получают взамен доброту, внимание, уважение, вежливость.
А теперь скажите, пожалуйста, что нового узнал каждый из вас из нашей встречи?
(Дети по очереди рассказывают о новых знаниях, полученных на классном часе, о своих впечатлениях)
Ведущий. Спасибо всем за работу. Всего вам доброго.
Классный час "Я среди людей"
Цель: ознакомление с законами общения.
Задачи:
познакомить с законами общения;
познакомить с приемами получения и передачи информации;
научить ценить уникальность и неповторимость каждого человека.
1. Классный руководитель: (Приветствие. Ознакомление с целью классного часа.) Сегодня на классном часу мы попытаемся лучше узнать друг друга, узнать, что нужно, чтобы понимать друг друга в процессе общения.
2. Анализ ранее проведенной методики “Методика неоконченных предложений”
3. Беседа “Что такое положительные качества” (ответы учащихся)
4. Если люди дружат, общаются, то они обращают внимание, лишь на положительные качества.
Игра “ Волшебный стул”. Сегодня мы будем называть лишь положительные качества, будем говорить только о хорошем. (4-5 учащихся). Некоторым ученикам можно дать совет, как изменить себя в лучшую сторону; после игры опросить участников: “Каково было их психологическое состояние (было ли это приятно, говорили ли им раньше об этих качествах одноклассники).
5. В процессе общения люди постоянно обмениваются информацией. До 90% информации мы получаем при помощи зрения (Ввести понятие невербальные средства общения)
Игра “Выражения чувств” (радость, обида, грусть, растерянность) (пантомима)
Игра “Пойми рисунок” (нарисовать схематично рисунок – солнце, домик или человечек – на спине впереди стоящего одноклассника, выборочно опросить ребят: кто какой рисунок рисовал, какой рисунок был нарисован на их спине, на основе собственных ощущений)
6. Обсудить, какие чувства могут испытывать люди в процессе общения. Как важно уметь увидеть человека, которому плохо, и предложить ему свою помощь.
Игра “Поддержи товарища” (обсуждение предложенных ситуаций; поиск слов: как поддержать товарища в трудной ситуации, как ему помочь;
- ты потерял мобильный телефон
- ты получил “2” по контрольной работе
- ты поссорился с товарищем
- ты забыл дома тетрадь с домашним заданием)
7. Любую беду, препятствие легче преодолеть вместе. Но каждый человек индивидуален, он достоин внимания и уважения.
Игра “Отгадай загадку” (учащиеся отгадывают заранее составленные загадки о себе самих, типа “ Я мальчик. Живу в небольшом зеленом доме.
У меня есть собака, ее зовут Рекс. Я собираю марки и значки. Кто я?”)
8. Методика “Звезда”.
“В каждом из нас глубоко-глубоко живет звезда. У всех она разная, разная по форме, размеру, цвету. Но у каждой звездочки есть лицо. Какое оно?
Может быть, оно смеется, а может быть, просто улыбается. А какой-то звездочке стало грустно. Нарисуйте свою звездочку. Какая она?”
(Учащиеся рисуют свою звезду и наклеивают ее на импровизированный небосклон)
9. Подведение итогов.
10. Рефлексия.
Реквизит
Стул и красивое покрывало.
Раздаточные карточки с заданиями.
Красивая коробка с загадками.
Небосклон, заранее вырезанные звезды, цветные карандаши, клей.
Рисунок 10х10 к игре “Пойми рисунок”.
Анализ данных по ранее проведенным методикам “Фотография класса”, “Методика неоконченных предложений”.
Сценарии классных часов для 6-х классов
|