Главная страница

Программа по профилактике конфликтов в школьной среде Разработчики программы Социальный педагог


Скачать 0.77 Mb.
Название Программа по профилактике конфликтов в школьной среде Разработчики программы Социальный педагог
страница 3/5
Дата 09.03.2016
Размер 0.77 Mb.
Тип Программа
1   2   3   4   5

Классный час «Класс без конфликтов»


Цель: Формирование у детей навыков дружелюбного общения.

Форма проведения. Беседа с элементами тренинга.

Место проведения. Классная комната, рабочие столы стоят вдоль стен. Учащиеся сидят на стульях, расставленных по кругу.

Учитель. Сегодня мы начинаем цикл занятий, на которых будем говорить о добрых взаимоотношениях в классе, о том, как важно уважать себя и других, о том, как важно не позволять обижать себя и других. Выясним, что такое агрессия, чем она опасна, как различить игру и агрессивные действия, постараемся выяснить причины агрессивного поведения, попытаемся разрешить ряд конфликтных ситуаций и выработать правила, соблюдение которых приведет к созданию дружного и бесконфликтного коллектива.

На доске написана цитата русского писателя Льва Николаевича Толстого. Прочитайте ее. Как вы понимаете смысл этого высказывания?

На доске:

То, что начато во гневе, кончается в стыде.

Л.Н. Толстой

Высказывание учеников: Если совершаешь какой-то поступок и при этом ты очень зол, то спустя какое-то время, переосмыслив данную ситуацию, ты обязательно почувствуешь стыд за сделанное.

У. Приведите примеры таких ситуаций.

Высказывание учеников: На перемене меня толкнули играющие одноклассники. Я рассердился и толкнул обидчика. В результате завязалась драка, которая прекратилась благодаря учителю, проходившему мимо. Когда классный руководитель стал разбирать происшедший инцидент, я понял, что меня задели случайно и драки можно было избежать. Мне стало стыдно за свой поступок, да и мама расстроилась, когда узнала о случившемся.

Можно разобрать все ситуации, случившиеся на неделе в классе, школе.

У. Вот видите, такое агрессивное поведение спровоцировал мимолетный гнев, неумение контролировать свои чувства и правильно проанализировать ситуацию. Давайте попробуем дать определение гневу. Что это такое?

Высказывание учеников: Гнев – это чувство, которое выводит тебя из равновесия, переполняет тебя и провоцирует на различные необдуманные агрессивные действия.

Упражнение-тренинг «Рассерженные шарики»

Цель: Осознание возможности выражения агрессии опасными и безопасными способами.

Ход упражнения: Детям предлагается несколько надутых воздушных шаров.

- Представьте, будто надутый шарик – это тело человека, а находящийся в нем воздух – чувства раздражения и гнева.

- Что случится, когда чувства раздражения и гнева переполнят человека?

- А может ли человек, который переживает раздражение и гнев оставаться спокойным?

- Ребята, теперь проколите свой шарик, чтобы он взорвался.

- Что вы почувствовали, когда шарик взорвался? (страх, раздражение)

- Ребята, если шарик – это человек, то взрывающийся шарик означает какой-нибудь агрессивный поступок, например, нападение на другого человека.

- Можно ли считать такой способ выражения гнева безопасным?

- Давайте надуем еще один шарик, но завязывать его не будем. Держите шарик крепко в руке.

- Вы помните, что шарик – это человек, а воздух внутри него – чувства раздражения и гнева, а теперь выпустите из шарика немного воздуха и снова крепко его зажмите.

- Взорвался ли шарик, когда вы выпустили из него воздух?

- Выпустите остальной воздух. Остался ли шарик целым?

- Напугал ли кого-нибудь? Можно ли такой способ выражения гнева считать более безопасным?

- Ребята, когда мы выражаем гнев, контролируя его, то он никому не причинит вреда.

У – В любом из видов проявления агрессивного поведения всегда выделяются две стороны: агрессор и жертва.
Вспомните ситуации, происходившие с вами, в которых вы выступали в роли жертвы. В чем причина этого? Что, по-вашему мнению, нужно делать, чтобы не становиться объектом агрессивного поведения?

Ученики рассказывают о случаях, происшедших с ними, о том, как они пытались выйти из данной ситуации, и о том, становились ли они еще раз жертвами агрессии в подобных ситуациях.

– Часто безобидные шутки, игры перерастают в агрессию. Почему? Как отличить игру от агрессивного поведения? Попробуем установить особенности игры.

Ученики высказываются, учитель записывает условия игры на доске.

Высказывание учеников:

- В игре принимают участие все желающие.
– Все участники соблюдают правила игры.
– Никому не обидно, всем весело.

У. Действительно, если соблюдать эти нехитрые правила, то игра никогда не вызовет агрессивного поведения. Мы обсудили важные вопросы, касающиеся каждого из нас. Спасибо за работу.

Классный час «Дружный класс».


Цель: Формирование у детей навыков дружелюбного общения.

Форма проведения. Беседа с элементами тренинга.

Место проведения. Классная комната, рабочие столы составлены для работы 3-х групп. Учащиеся сидят на стульях, расставленных вокруг столов.

Учитель. Давайте вспомним материалы предыдущего классного часа. Чему он был посвящен? Кто такой агрессор? Каковы признаки и черты характера агрессора? Как и почему становятся агрессорами? Как помочь агрессору исправиться? Что можно посоветовать жертве? Кто и как может помочь жертве? Как, по вашему мнению, можно улучшить взаимоотношения в классе? Изменились ли отношения в нашем классном коллективе за это время? Приведите примеры ваших личных достижений.

Упражнение – энергизатор «Овации»

Вниманию учащихся предлагается мультипликационный фильм «Крошка Енот».

– В какой конфликтной ситуации оказался Крошка Енот? Как вы думаете, кем он был – агрессором или жертвой? Докажите. Какой выход нашел Крошка Енот из этой ситуации?

Правильно, воспользуемся примером Крошки Енота. Для того чтобы улучшить отношения в классном коллективе, необходимо правильно построить взаимоотношения между всеми членами коллектива, необходимо научиться уважать себя и других, разрешать конфликтные ситуации. Первым шагом для создания такой благоприятной атмосферы в классе послужит совместное создание и выполнение правил нашего класса.

Каждый из вас будет работать над составлением правил. Чтобы вам было легче, я предлагаю начертить вспомогательную таблицу. В первом столбике запишите, что можно делать в нашем классе, а во втором – что категорически запрещено.

Дети работают.

– Давайте составим общие правила класса, которые будут называться «В нашем классе все против агрессии!».

Правила учитель записывает на доске.

1. Мы поддерживаем добрые взаимоотношения между собой.

2. Не поддерживаем агрессора, когда говорят: «Давай подразним вместе!» – или: «Давай спрячем вещи!» Каждый из нас отвечает: «Нет!»

3. Не отвечаем агрессией на агрессию, ведь зло порождает новое зло.

4. Каждый ставит себя на место жертвы.

5. Обсуждаем случаи проявления агрессии. Сообщать о случаях агрессивного поведения – не значит ябедничать.

6. Всегда встаем на сторону жертвы. Родители, учителя, одноклассники готовы помочь каждому ученику, когда его обижают.

7. Игра должна быть честной: все соблюдают правила.

8. Мы не исключаем из игры и из общих дел никого, и это здорово!

9. Мы называем друг друга по имени.

10. Мы уважаем друг друга.

У. Правила нашего класса мы приняли, а как же сделать так, чтобы каждый из нас их соблюдал?

Учащиеся высказывают свои мнения. Классный руководитель и сами учащиеся строго следят за выполнением данных правил, no мере необходимости вносят поправки и дополняют их. Все случаи проявления агрессивного поведения (ни один не должен быть оставлен без внимания) обсуждаются, конфликты разрешаются, предупреждаются более тяжелые последствия.
1   2   3   4   5