|
Формирование и коррекция навыков общения у младших школьников специальных и коррекционных школ VIII
Формирование и коррекция навыков общения у младших школьников специальных и коррекционных школ VIII вида.
Младший школьный возраст – большой период жизни ребенка. Условия жизни в это время стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему еще не совсем доступно. Кроме того, не менее сильно он стремится и к самостоятельности. Из этого противоречия рождаются межличностные взаимоотношения со сверстниками – самостоятельная сфера общения детей, моделирующая межличностные отношения взрослых.
Дети постоянно меняются, как и сама жизнь. Они больше умеют, знают, чем, например 20 лет назад. Изменяется и их отношение к окружающему миру, взрослым, сверстникам. С появлением компьютера в жизни детей они меньше внимания стали уделять общению со сверстниками.
Насколько легко ребенок будет уметь общаться с окружающими его людьми, налаживать контакт, зависит его дальнейшая учебная, рабочая деятельность, его судьба и место в жизни. Закладывается умение дисциплинировать себя, организовывать как личную, так и групповую деятельность, понимание ценности сотрудничества, общения и отношений в совместной деятельности.
Именно в этом возрасте устраиваются правила и нормы общения, которым он будет следовать всегда и везде независимо от складывающихся обстоятельств. Характер речевого и экспрессивного общения определит меру самостоятельности и степень свободы ребенка среди других людей в течение его жизни. Поэтому необходимо знать причины затрудненного общения у младших школьников, чтобы во время провести коррекционную работу с ребенком.
Дети с нарушением интеллекта, поступающие в коррекционные учреждения, не обладают необходимым уровнем социальной зрелости, являющейся одним из важнейших аспектов психологической готовности к обучению: у них отсутствует потребность в общении со сверстниками, умение подчинять свое поведение законам детских групп, а также способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения. Большую часть педагогу приходится использовать на попытки упорядочить процесс общения в классе. В связи с этой реальной практической потребностью специальных (коррекционных) общеобразовательных школах возникает необходимость в разработке методики формирования навыков общения у младших школьников с нарушением интеллекта.
Важность изучения особенности общения у детей с нарушением интеллекта очень велика.
Необходимо справиться со школьной программой. Подобные вопросы волнуют и родителей, и педагогов, тем более, когда дело касается такого сложного трудноустранимого нарушения, как недостаточность интеллекта. Поэтому детей с нарушением интеллекта направляют в специализированные школы в целях адаптации с данным нарушением к жизни. В нашей работе мы рассматриваем способы психологической помощи детям, посещающим коррекционное учреждение.
Дети с нарушением интеллекта сталкиваются с проблемами общения с взрослыми и со сверстниками, поскольку общение требует вербализации. Так как детей смущает их дефект, они стараются избежать контакта. При таком обстоятельстве дела необходимо большое внимание уделить личностным особенностям, то есть оценить готовность каждого ребенка к контактам и взаимодействию с другими детьми и взрослыми. Поскольку нарушение интеллекта дает отпечаток на личностное поведение при общении. Отклонение от нормы у таких школьников проявляется, на уроках, в игровой, бытовой и прочей деятельности. Например, некоторые дети, намного быстрее своих, нормально развивающихся сверстников утомляются, отвлекаются, начинают вертеться, разговаривать, то есть перестают воспринимать учебный материал. Другие, напротив, сидят тихо, спокойно, на вопросы не отвечают или отвечают не впопад, задания не воспринимают, а иногда не могут повторить ответ товарища.
В процессе общения между собой некоторые дети обнаруживают повышенную возбудимость (они слишком подвижны, трудноуправляемы) (в нашей группе это Ильвир, Карим,Зарина), а иные, наоборот – вялость, апатию (они не проявляют интереса к играм, чтению им книжек) (Нурфия, Файруза, Зульфия, Рафис). Среди таких детей встречаются ребятишки с навязчивым чувством страха, чересчур впечатлительные, склонные к проявлению негативизма (желанию делать все наоборот), излишней агрессивности, либо ранимости, обидчивости. Учителя и воспитатели постоянно сталкиваются с необходимостью искать подход к трудным и неконтактным детям. Непросто привить им нормы общения в коллективе, без которых невозможно полноценное обучение и воспитание.
Общение является одним из самых основных видов деятельности в школьном возрасте. Дети разного возраста общаются со взрослыми и друг с другом. Потребность в общении у ребенка появляется рано. Поэтому эту потребность необходимо удовлетворять, так как дефицит общения может привести к замкнутости и дезадаптации ребенка к жизни. Общение представляет важный развивающий компонент, так как общение проявляется в различных формах.
Ребенку будет легче всего освоить формы общения через сюжетно-ролевые игры, песни, сценки, танцы, рисование. В перечисленных видах упражнений ребенок многократно может повторять одни и те же звуки, слова фразы, предложения, и в самых разных формах общения. В диалоге ребенок учится взаимодействовать с другими детьми, а значит, он учится общаться.
Психологические проблемы ребенка наиболее ярко обнаруживают себя в процессе общения со сверстниками. Поэтому основной формой коррекционной работы могут быть групповые и подгрупповые занятия.
Коррекционные упражнения делятся на несколько различных направлений:
«Я и мое тело». Эти упражнения направлены на преодоление замкнутости, пассивности, скованности детей, а также двигательное раскрепощение. Это важно, так как только физически свободно чувствующий себя ребенок спокоен и психически защищен.
«Я и мой язык». Игры и упражнения, направленные на развитие языка жестов, мимики и пантомимики, на понимание того, что, кроме речевых, существуют и другие средства общения.
«Я и мои эмоции». Игры и упражнения направленные на знакомство с эмоциями человека, осознание своих эмоций, а также на распознавание эмоциональных реакций других людей и развитие умения адекватно выражать свои эмоции.
«Я и Я». Здесь собраны упражнения, направленные на развитие внимания ребенка к самому себе, своим чувствам, переживаниям.
«Я и другие». Игры, направленные на развитие у детей навыков совместной деятельности, чувство общности, понимания индивидуальных особенностей других людей, формирование внимательного, доброжелательного к людям и друг к другу.
«Я и моя семья». Игры упражнения, направленные на осознание, отношений внутри семьи, формирование теплого отношения к ее членам, осознание себя как полноправного, принимаемого и любимого другими членами семьи.
При организации и проведении коррекционных упражнений:
нельзя использовать за один раз сразу несколько упражнений, у детей с умственной отсталостью повышенная утомляемость, и на фоне этого может сложиться негативное отношение к данным занятиям;
желательно проводить занятия, когда ребенок в хорошем настроении, не перевозбужден, не утомлен, не голоден, но и не сразу после еды, лучше всего после дневного отдыха;
не следует говорить ребенку, что он что-то сделал неправильно, иначе в дальнейшем он будет бояться давать искренние ответы;
необходимо помнить, что самое искренняя информация та, которую ребенок выдает первой, без долгих размышлений;
Можно проводить и такие занятия:
Занятие 1. Имя. Рисунок на тему «Я и мое имя».
Занятие 2. Внутрисемейные взаимоотношения. Отношение к родителям и другим членам семьи. Рисунок на тему «Моя семья».
Занятие 3. Взросление. Рисунок на тему «Я сегодня и Я взрослый».
Занятие 4. Секреты. Рисунок на тему «Мои ужасные и прекрасные секреты».
Занятие 5. Развитие образа «Я». Самооценка. Рисунок на тему «Настроение».
Занятие 6. Различение эмоциональных состояний радости, грусти, обиды, удивления, страха. Рисунок на тему «Лицо Маши».
Занятие 7. Как мы познаем мир? Развитие ощущений и восприятий.
Занятие 8. Сны и сновидения. Рисунки снов.
Занятие 9. Праздник волшебников и фантазеров. Рисунок на тему «Кляксография».
Занятие 10. Я и мои друзья. Рисунок на тему «Я в детском саду».
Занятие 11. Когда и почему ты соришься со своими друзьями и родными? Рисунок (в паре) на тему «Дружба двух цветов».
Занятие 12. Когда ты боишься и что с этим делать? Рисунок на тему «Чего я боюсь?»
Занятие 13. Когда ты боишься и что с этим делать? (Продолжение.) Позитивное изменение рисунка «Чего я боюсь?»
Занятие 14. Чудесный город. Рисунок (групповой) на тему «Город вашей мечты».
Занятие 15. Подарки и сюрпризы. Рисунки подарков к Новому году.
В результате проведений занятий ребенок начинает ощущать потребность в сопереживании, у него формируется преимущественно внеситуативные познавательные и личностные мотивы общения, обеспечивающие реальную платформу для овладения внеситуативными формами общения.
Рекомендации педагогам и родителям.
проведение учителем-дефектологом систематических консультаций, семинаров для учителей начальных классов и воспитателей по особенностям формирования навыков общения умственно отсталых детей младшего школьного возраста;
совместное обсуждение результатов психолого-педагогической диагностики детей с целью определения оптимального стиля взаимодействия с каждым ребенком, в процессе ежедневной воспитательно-образовательной работы;
создание коррекционной зоны для работы по формированию навыков общения у детей: проведение коммуникативных упражнений и тренингов, использование аудиопрослушивания релаксационных мелодий во время отдыха и занятий, использование музыкального сопровождения на уроках, включение детей на занятия с психологом, посещение сенсорной комнаты;
при проведении игр и занятий следует добиваться активного участия всех детей для формирования адекватной самооценки;
в процессе игры педагог принимает непосредственное участие, степень его участия определяется речевыми возможностями детей, задачами и условиями игры. По ходу игры вносит необходимые коррективы и поправки в речь детей, отмечает их, успехи и обеспечивает вариативность игры.
поощряйте в ребенке инициативу. Пусть он будет лидером всех начинаний, но так же объясните – другие могут быть в чем-то лучше его;
не сравнивайте ребенка с другими детьми, сравнивайте его с самим собой, тем, каким он был вчера и, возможно будет завтра;
пусть ваш ребенок в каждый момент времени чувствует, что вы любите, цените и принимаете его. Не стесняйтесь лишний раз его приласкать или пожалеть. Пусть он видит, что он нужен и важен для вас;
не позволяйте ребенку делать все, что ему заблагорассудится, но и не ограничивайте его во всем, точно решите для себя, что позволено и что запрещено, и согласуйте это со всеми.
Одной из основных задач коррекционной школы является социальная адаптация ее выпускников. Успешность подготовки к самостоятельной жизни в обществе зависят не только от приобретения определенных знаний по общеобразовательным предметам и в профессионально-трудовой деятельности, но и от уровня сформированности общения и умения налаживать отношения с окружающими.
Специфика нарушений общения учащихся коррекционных школ VIII вида обусловлена трудностями поведения, недоразвитием смысловой стороны речи, являющейся основным средством общения, особенностями самовосприятия и самооценки, особенностями восприятия и понимания личностных особенностей других людей.
Общение – это главный фактор общего психического развития детей;
Общение играет решающую роль не только в обогащении содержания детского сознания, оно также обуславливает структуру сознания, определяет опосредованное строение специфически человеческих процессов;
Сформированность общения является очень важным показателем, так как оно представляет собой фактор развития других показателей школьного конформизма;
Среди детей, не справляющихся с программой общеобразовательной школы, большую часть занимают дети с нарушением интеллекта, именно поэтому очень важно своевременно выявить детей данной категории и обучать их в специальных учреждениях, и изучать их специфические психофизические особенности;
Нарушение интеллекта – органическое поражение мозга, при которым у разных детей страдают не только интеллектуальная деятельность, но и психические, физические и эмоциональные компоненты;
Полноценное развитие личности ребенка с нарушением интеллекта возможно только при создании самых благоприятных условий для совместной деятельности ребенка и взрослого, ребенка и сверстников.
Проведенное нами исследование подтвердило выдвинутую нами гипотезу о том, что общение младших школьников с нарушением интеллекта и методов активизации детей со сверстниками; гармонизации внутрисемейных отношений; взаимодействии специалистов в воспитании ребенка с нарушением интеллекта. Путем коррекционный программы нами были созданы благоприятные условия для раскрепощения личности, и в детском коллективе было отмечено сплоченность, взаимопонимание, взаимовыручка, желание контактировать друг с другом.
Работа по развитию коммуникативной деятельности должна осуществляться по следующим направлениям:
формирование у детей с нарушением интеллекта познавательных и личностных мотивов общения.
предложение ситуативности в контактах со взрослыми
стимулирование активности младших школьников с нарушением интеллекта при общении со взрослыми и со сверстниками.
Организованная таким образом работа по формированию у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта коммуникативных навыков позволит им успешно овладеть ситуативным и внеситуативным общением.
|
|
|