|
Из опыта реализации компетентностного подхода в работе с родителями
Из опыта реализации компетентностного подхода в работе с родителями
Изменения, произошедшие за последние два десятилетия (конца ХХ – начала XXI веков) в общественно-политической, экономической и социальной жизни общества, не могли не повлечь за собой реформирование основ системы отечественного образования. Стало очевидным, что знания уже не могут восприниматься исключительно как сведения, не могут являться самоцелью, а могут служить лишь средством ее достижения. Обозначенное противоречие между запросами производственной сферы и реальным уровнем подготовки выпускников школ привело к осознанию необходимости пересмотреть цели процесса образования.
Компетентностный подход к определению целей школьного образования даёт возможность согласовать ожидания учителей и обучаемых. Определение целей школьного образования с позиций компетентностного подхода означает описание возможностей, которые могут приобрести школьники в результате образовательной деятельности.
Законодательная база («Фундаментальное ядро содержания общего образования», «Концепция государственных стандартов», «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.» и др.), регламентирующая цели образовательного и воспитательного процесса, подчеркивает важность единства целей семьи, школы и общества. «Фундаментальное ядро содержания общего образования» процесс развития личности трактует как процесс «…духовно-нравственного развития, воспитания и социализации личности могут быть определены как базовые национальные ценности, хранимые в религиозных, культурных, социально-исторических, семейных традициях народов России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие эффективное развитие страны в современных условиях».
Очевидно, что из этого процесса нельзя исключить родителей. «Возвращение» родителей в школу возможно только при условии осознании необходимости активных действий со стороны семьи.
Идея взаимодействия родителей и школы уже давно получила свое воплощение. Стало традицией проведение лекториев и общешкольных родительских собраний, заседаний классных и общешкольного родительских комитетов, проведение воспитательных мероприятий с участием родителей в воспитательных мероприятиях. Особую роль в повышении педагогической культуры родителей играет классное родительское собрание. Являясь классным руководителем, стараюсь организовать работу с родителями, руководствуясь принципом «Покажи мне как». Реализуя компетентностную модель в общении с родителями, всегда в родительском собрании отвожу место для практики, позволяющей проверить теорию практикой, скорректировать цели, составить программу совместных действий.
. Накануне родительского собрания провожу диагностику, выявляя наиболее актуальные проблемы для нашего родительского коллектива. Стараюсь сравнить их с детским восприятиям тех же проблем, выделить точки соприкосновения, основу для возможного диалога. Наиболее значимой проблемой для классного коллектива (то есть ученического, родительского и педагогического) стал переходный возраст со всеми его проявлениями.
Предлагаю методическую разработку классного родительского собрания по теме: «Понять – значит принять».
Желаю творческих успехов!
Родительское собрание Тема « Понять – значит принять»
Если бы все люди были идеальны,
то каждого человека всегда можно
было бы заменить любым другим.
В. Франкл
Каждый из Вас думал о том, каким хочет видеть своего ребенка, какими качествами должен он обладать, когда вырастет. То есть вы представляете идеал, к которому стремитесь в процессе воспитания. Сегодня мы попробуем обратиться к Вашему жизненному опыту для того, чтобы понять мотивы действия наших детей. Давайте подумаем, как этого можно достичь? Конечно же, проанализировать Ваши действия в реальных жизненных ситуациях. Переходим к практике.
Разминка
Прочтите приведенные выдержки из исторических источников. Как вы думаете, что связывает эти тексты с темой нашей сегодняшней встречи и с предложенным эпиграфом?
1. «Я не питаю особых надежд по поводу будущего нашего народа, когда он зависим от легкомысленной молодежи, поскольку вся наша молодежь безрассудна сверх всякой меры… Когда я был мальчиком, нас учили почитать и уважать старших, но сегодняшние молодые люди думают, что они самые умные и не терпят никаких ограничений».
Историк Гесиод, VIII век до н.э.
2. «Следует признать, что у нашей молодежи преобладает непочтительный, непокорный, возмутительно жестокий дух. Многие взрослые озабочены тем, что сегодня все подростки – трудные: ведь их больше интересует приятное времяпрепровождение».
Ричард Бертон, XX век н.э.
Практикум
Упражнение 1. Всем нам было когда-то столько же лет, сколько сейчас нашим детям. Вспомните, какими вы были в 13-14 лет. О чем вы думали, что вас интересовало, что с вами происходило, что было важнее всего в тот момент. Давайте вспомним, что было важно для Вас – 14 летних?
Упражнение 2. А что хотите от них ВЫ сегодня? Идеал будущего – какой он?
Упражнение 3. «Дети не дети». Сформулируйте из приведенного перечня слов проблему, связанную с новыми элементами в поведении Ваших детей: не принимает, быть взрослым, протестует и подражает, усвоению различных норм, ценностей, способов поведения, существующих в обществе именно для взрослых, идеалы и умения.
Упражнение 4.
Проанализируйте поведение родителей в конфликтных ситуациях:
1) углубление противоречий и развитие конфликта: стремление взрослого сохранить прежний стиль отношений вызывает сопротивление со стороны подростков в виде разных форм протеста и неподчинения.
Плюс: сохраняется контроль за действиями ребенка.
Минус: развитие некоторых сторон взрослости подростка может тормозиться, а личность – приобретать такие черты, как агрессивность, лживость и др. Как правило, быстро растет отчужденность подростка. Взрослый теряет авторитет, и к нему может возникнуть отношение как к «пережитку прошлого», что оправдывает в глазах подростка неприятие им требований, оценок, взглядов взрослого.
2) взрослый под напором подростка, но вопреки собственным взглядам, начинает разрешать то, что не разрешал раньше.
Плюс: благодаря этому столкновений становится меньше.
Минус: неизменность сути отношений в сочетании с уступками определяет непоследовательность поведения взрослого: одно и то же то разрешается, то запрещается. Такая неопределенность, касающаяся пределов доступного и возможного для подростка, существует довольно часто, может сохраняться долгое время и благоприятствует развитию взрослости подростка в русле имеющихся у него интересов и стремлений, так как каждое прошлое отступление взрослого подросток использует против него как средство для достижения желаемого.
3) взрослый со временем начинает видеть в подростке не ребенка, а более взрослого и соответственно меняет отношение.
Плюс: противоречие, порождавшее трудности в их общении, уменьшается и меняется первоначальная картина в отношениях: конфликт становится меньше и может исчезнуть вообще.
Минус: требует большого внутреннего контроля со стороны взрослого, последовательности, откровенности.
Упражнение 5. Чаще всего родители возмущены поведением ребенка, если у него начинаются проблемы с учебой. Они могут быть связаны с целым рядом проблем, требующих рассмотрения.
Требования взрослого
|
Пути достижения результата
|
– ответственное отношение к учебе;
– качественное выполнение домашних заданий;
– порядочность и достойное поведение в отношении и сверстников, и педагогов.
|
– объяснять требования подростку;
– искренность;
– готовность к диалогу (как аргумент – описать ребенку свои чувства, эмоциональное состояние, честно описывая его;
– несмотря на декларируемую взрослость, временами относиться к подростку как к ребенку;
– открытость в общении;
– информирование о фактах, событиях своей жизни (подросток-часть большого мира взрослого)?
– обращать внимание на других людей и их реакции на действия ребенка;
– актуализация семейных ценностей, ответственности за свои действия перед семьей.
|
Подведем некоторые итоги
Проанализируйте эффективность своей работы на родительском собрании и оформите их результаты в таблице.
Ф.И.О.
|
5
|
4
|
3
|
2
|
1
|
Я принял необходимость изменения стиля взаимоотношений с моим ребенком
|
|
|
|
|
|
Буду продолжать изучение поднятых проблем далее
|
|
|
|
|
|
Готов поделиться опытом моей семьи по поиску решений обсуждаемых проблем
|
|
|
|
|
|
Хочу предложить для обсуждения
|
|
|
|
|
|
|
|
|