|
Программа по профилактике конфликтов в школьной среде Разработчики программы Социальный педагог
«Программа
по профилактике конфликтов в школьной среде»
(Профилактика правонарушений несовершеннолетних) муниципального общеобразовательного учреждения
Лицей г. Истры
на 2013-2014 уч.год
Паспорт программы
Наименование программы
|
Программа по профилактике конфликтов в школьной среде
|
Разработчики программы
|
Социальный педагог
МОУ Лицей г. Истра
|
Цели программы
|
Формировать нормы и традиции коллектива, в основе которых - забота, толерантность, взаимопонимание.
Задачи:
. формирование межличностных отношений в школьном коллективе;
. формирование позитивного взаимоотношения;
· изучение и осуществление контроля за формированием коллектива, выявление лидеров, в том числе и негативных, с целью переориентировать их негативную направленность на позитивную;
· развитие умения устанавливать и поддерживать дружеские отношения;
· научить ребенка понимать чувства и позицию других людей, а также направлять его активность в позитивное русло.
|
Участники программы
|
Учащиеся 5-7 классов МОУ Лицей г. Истры
|
Время и место проведения
|
2013-2014 годы, МОУ Лицей г. Истры
|
Продолжительность
|
5 классных часов в каждой параллели (в том числе диагностических)
|
Критерии оценки эффективности программы
|
-Уровень развития коллектива и характер отношений в нем;
- сформированность положительных представлений о классном коллективе, о нормах жизни коллектива. Высокий уровень самосознания;
- для обучающихся характерен благополучный социальный статус, удовлетворенность собственной самооценкой, достижением успехов, гуманным отношением к окружающим;
- сформированность культуры чувств, нравственные качества, воспитанность;
- преодоление тенденции роста числа правонарушений несовершеннолетних.
|
Методы и дидактические приемы
|
Метод «школьные правила»;
метод проекта;
тактики посреднического поведения;
методы принятия компромиссного решения;
методики коллективной творческой деятельности;
«мозговой штурм»;
тренинги;
«ролевые игры».
|
Пояснительная записка.
В условиях внедрения Новых Федеральных Государственных Образовательных стандартов, одной из приоритетных задач школы становится воспитание самостоятельной и ответственной личности, со сформированной культурой здорового и безопасного образа жизни, умеющей взаимодействовать с другими людьми и готовой конструктивно разрешать возникающие конфликты.
У школьника должны быть сформированы такие умения и компетенции, как уважение и принятие ценностей семьи и общества, готовность самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и обществом, доброжелательность, умение слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение. Для этого в школе необходимо создать условия, при которых каждый ребёнок имел возможность под руководством педагогов развивать в себе эти качества и в случае необходимости мог получить квалифицированную помощь.
Особого внимания требуют школьники, которые в силу своих индивидуальных психологических и физиологических особенностей испытывают коммуникативные и личностные проблемы и нуждаются в индивидуальной поддержке.
К ним относятся: агрессивные, тревожные, импульсивные, гиперактивные, дети с неврозами и расстройствами поведения и др.
Самое большое количество конфликтных ситуаций в школе происходит среди учащихся 5-8 классов, что обусловлено особенностями подросткового возраста.
К другим неблагоприятным факторам, негативно влияющим на поведение подростков можно отнести следующие:
агрессивность взрослого окружения
проявления экстремизма в обществе
увлечение деструктивными компьютерными играми и интернет-сайтами
агрессивные модели поведения в средствах массовой информации, доступные для просмотра подросткам, стимулирующие агрессивные импульсы
неблагополучие в семьях
Чтобы заниматься профилактикой конфликтов, необходимо иметь представление о том, как они возникают, развиваются и завершаются в школьных коллективах, каковы их особенности и причины. Именно в общеобразовательной школе закладываются основы поведения человека в будущем в предконфликтных и конфликтных ситуациях. Профилактика конфликтов – это их предупреждение. Предупредить конфликт гораздо легче, чем конструктивно разрешить его. Профилактика конфликтов, несомненно, важна, она требует меньших затрат сил, средств и времени и предупреждает даже те минимальные деструктивные последствия, которые имеет любой конструктивно разрешенный конфликт. Деятельность по предупреждению конфликтов могут осуществлять сами ученики и учителя, руководители школ, школьные психологи, социальные педагоги.
Подводя итоги теоретического исследования по обоснованию необходимости работы по профилактике конфликтов в школе, можно сделать следующие выводы:
• специфика конфликтов между школьниками определяется возрастной психологией, поэтому необходимо проводить диагностические обследования подростков для выявления тех или иных личностных особенностей и строить психо- социопрофилактическую работу, опираясь на результаты диагностики.
• межличностные и межгрупповые конфликты негативно сказываются на всех процессах жизнедеятельности школы – трудности в учебе, замкнутость, потеря мотивации, уход от жизненных реалий, как итог неуспешная личность.
Предупреждение же конфликтов среди школьников, а особенно школьников подросткового возраста включает в себя ряд этапов:
1. диагностический (изучение микроклимата в коллективе или среди отдельных учащихся, например учащихся группы риска с помощью диагностических методик: тесты, анкеты, метод наблюдения);
2. прогностический (включает обработку проведенной диагностики, ее анализ и составление своеобразного прогноза относительно возникновения, либо невозникновения конфликтной ситуации);
3. этап планирования (комплекс необходимых мероприятии по предотвращению конфликта или конфликтной ситуации);
4. профилактический (собственно воплощение мероприятий и их анализ)
Словарь
Конфликт (от лат. Conflictus – столкновение) – это отсутствие согласия между двумя или более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами. Каждая сторона делает все, чтобы принята была её точка зрения и цель, и мешает другой стороне делать то же самое
Если конфликты способствуют принятию обоснованных решений и развитию взаимоотношений, то их называют конструктивными.
Конфликты, препятствующие эффективному взаимодействию и принятию решений, называют – деструктивными.
Конфликтогены – это слова, действия (или бездействия), могущие привести к конфликту.
Конфликт – это открытое противостояние как следствие взаимоисключающих интересов и позиций.
Конфликтная ситуация – это накопившиеся противоречия, содержащие истинную причину конфликта.
Инцидент – это стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта.
Разрешить конфликт – значит, устранить конфликтную ситуацию и исчерпать инцидент.
КОНФЛИКТ = КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ + ИНЦИДЕНТ
Методики диагностирования:
1.Социометрия.
2. Психологическая атмосфера в коллективе (методика Л.Г.Жедуновой)
3. Наши отношения (по Л.М.Фридман)
4.Диагностика личностных особенностей «Несуществующее животное»
5. Стратегия поведения в конфликтной ситуации К.Томаса (адаптирован Н.В.Гришиной)
6. Диагностика конфликтности школьника (Опросник Басса- Дарки)
№
|
Содержание работы
|
классы
|
Сроки проведения
|
|
5 классы
|
|
|
1
|
Стартовая диагностика:
Социаметрия
Несуществующее животное
Психолгическая атмосфера в коллективе
(методика Л.Г. Жедуновой)
|
5
|
сентябрь
|
2
|
Классный час «Поговорим о дружбе»
|
5
|
октябрь
|
3
|
Классный час «Я среди одноклассников»
|
5
|
январь
|
4
|
Классный час «Я среди людей»
|
5
|
март
|
5
|
Итоговая диагностика
|
5
|
апрель
|
|
6 классы
|
|
|
1
|
Стартовая диагностика:
Социаметрия
Несуществующее животное
|
6
|
сентябрь
|
2
|
Классный час «Класс без конфликтов»
|
6
|
октябрь
|
3
|
Классный час «Дружный класс»
|
6
|
декабрь
|
4
|
Час психологии «Профилактика агрессивного поведения у школьников»(2 занятия)
|
6
|
Январь-февраль
|
5
|
Итоговая диагностика
|
6
|
апрель
|
|
7классы
|
|
|
1
|
Стартовая диагностика:
Социаметрия
Стратегия поведения в конфликтной ситуации К.Томаса (адаптирован Н.В.Гришиной)
|
|
сентябрь
|
2
|
Классный час «Конструктивное разрешение
|
7
|
октябрь
|
3
|
Классный час на тему: Учимся жить без конфликтов.
|
7
|
декабрь
|
4
|
ИГРА «МОРСКИЕ КОМАНДНЫЕ УЧЕНИЯ»
(составлена на основе разработки игры «Потерпевшие кораблекрушение»,изложенной в книге – Кьелла Рудестама «Групповая психотерапия»)
|
7
|
январь-февраль
|
|
|
|
апрель
|
Методика 1. «Социометрический метод»
СОЦИОМЕТРИЯ
Цель: изучить состояние эмоционально-психологических отношений в подростковой общности и положение в них каждого из ребят.
Необходимо для проведения следующее.
Каждый подросток должен иметь бланк с таким текстом: «Ответь, пожалуйста, на следующие вопросы:
1. Если бы у тебя была возможность пригласить кого-либо из учащихся твоего класса к себе на день рождения, то кого ты пригласил(а) бы? (Здесь и к следующим трем вопросам укажи фамилию и имя этого человека.)
2. А кого пригласил(а) бы на день рождения в последнюю очередь?
3. Кому ты доверишь свою тайну?
4. Кому никогда не доверишь свою тайну?
Спасибо!»
Ход опроса
Исследователь задает поочередно четыре вопроса, которые являются критериями выбора (два положительных и два отрицательных выбора). Каждый из испытуемых, отвечая на них, записывает на бланке ниже предлагаемого вопроса фамилии трех человек, которым он отдает свои выборы. При этом первым указывается тот, кому испытуемый отдает свои наибольшие симпатии (антипатии – при отрицательных критериях-вопросах), затем записываются фамилии тех, кому отдается предпочтение во вторую и третью очередь. При ответе на разные вопросы фамилии выбранных одноклассников могут повторяться (об этом следует сказать испытуемым). После выполнения задания исследователь и испытуемые должны проверить, названы ли после каждого вопроса фамилии трех человек. Правильное выполнение задания облегчает обработку результатов эксперимента.
Обработка и интерпретация полученных данных
На основании полученных результатов составляется матрица. Матрица состоит: по вертикали – из списка фамилий учащихся (студентов), расположенных в алфавитном порядке и сгруппированных по половому признаку; по горизонтали – из номера, под которым испытуемые обозначены в списке.
Напротив фамилии каждого испытуемого заносятся данные о сделанных им выборах. Например, если Александров П. отдал свой первый выбор в эксперименте по первому критерию Иванову А., то цифра 1 ставится на пересечении первой строки и второго столбца. Второй выбор Александров отдал Беглиеву А., поэтому цифра 2 записывается в квадрате на пересечении первой строки и третьего столбца. Если испытуемые сделали взаимные выборы, то соответствующие цифры этих выборов обводятся кружочками. Внизу матрицы подсчитывается количество выборов, полученных каждым испытуемым (по вертикали сверху вниз), в том числе и взаимных выборов. Таким же образом составляется матрица отрицательных социометрических выборов (см. табл.).
Далее можно вычислить социометрический статус каждого подростка, который определяется по формуле:
С = М / (n – 1),
где С – социометрический статус подростка; М – общее число полученных испытуемым положительных выборов (если учитывать отрицательные выборы, то их сумма вычитается от суммы положительных); n – число испытуемых.
Например: социометрический статус Иванова А. будет равен частному, полученному от деления: 7 : 9 = 0,78.
В зависимости от количества полученных социометрических положительных выборов можно классифицировать испытуемых на пять статусных групп.
Матрица социометрических положительных выборов
№
п/п
|
Фамилия
|
Критерии
выбора
|
Кого выбирают
|
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
|
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
|
А
И
Б
И
К
К
М
Н
П
П
|
1
3
1
3
1
3
1
3
1
3
1
3
1
3
1
3
1
3
1
3
|
1 2 3
2 1 3
1 2 3
1 2 3
2 3 1
2 3 1
2 1 3
1 2 3
1 3 2
1 2 3
3 2 1
2 3 1
1 2 3
1 3 2
1 3 2
2 1 3
2 1 3
2 1 3
1 2 3
|
Получено выборов
Получено взаимных выборов
|
0 7 6 5 6 12 10 5 8 1
0 5 4 4 6 6 6 3 6 0
|
Классификация испытуемых
по итогам социометрического эксперимента
Статусная группа
|
Количество полученных выборов
|
«Звезды»
«Предпочитаемые»
«Принимаемые»
|
В два раза больше, чем среднее число полученных выборов одним испытуемым
В полтора раза больше, чем среднее число полученных выборов одним испытуемым
|
«Непринимаемые»
«Отвергнутые»
|
В полтора раза меньше, чем среднее число полученных выборов одним испытуемым
Равно нулю или в два раза меньше, чем число полученных выборов одним испытуемым
|
Среднее число полученных выборов одним испытуемым (К) вычисляется по формуле:
К = (Общее число сделанных положительных выборов)/(Общее количество испытуемых)
Для нашего примера К= 60 : 10 = 6.
В соответствии с данными матрицы испытуемых можно отнести к следующим группам:
«Звезды» – Китаева А.;
«Предпочитаемые» – Малахова С.;
«Принимаемые» – Иванов А., Беглиев А., Ильченко И., Кислова М., Новикова Е.;
«Непринимаемые» – нет;
«Отвергнутые» – Александров П., Покровская Д.
Одним из показателей благополучия складывающихся отношений является коэффициент взаимности выборов. Он показывает, насколько взаимны симпатии в детской общности. Коэффициент взаимности (KB) вычисляется по формуле:
КВ = (Количество взаимных выборов)/(Общее число выборов)
В нашем случае KB = (40 : 60) 100 % = 66,7 %. Данный показатель свидетельствует о достаточно большом количестве взаимных выборов.
Психологическая атмосфера в коллективе.
(методика Л.Г. Жедуновой)
Назначение теста
Методика используется для оценки психологической атмосферы в коллективе. В основе лежит метод семантического дифференциала. Методика интересна тем, что допускает анонимное обследование, а это повышает ее надежность. Надежность увеличивается в сочетании с другими методиками (например, социометрией).
Инструкция к тесту
В предложенной таблице приведены противоположные по смыслу пары слов, с помощью которых можно описать атмосферу в вашей группе, коллективе. Чем ближе к правому или левому слову в каждой паре вы поставите знак *, тем более выражен этот признак в вашем коллективе.
Тестовый материал
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
|
Дружелюбие
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Враждебность
|
Согласие
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Несогласие
|
Удовлетворенность
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Неудовлетворенность
|
Продуктивность
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Непродуктивность
|
Теплота
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Холодность
|
Сотрудничество
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Несогласованность
|
Взаимная поддержка
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Недоброжелательность
|
Увлеченность
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Равнодушие
|
Занимательность
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Скука
|
Успешность
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Безуспешность
|
Обработка и анализ результатов теста
Ответ по каждому из 10 пунктов оценивается слева направо от 1 до 8 баллов. Чем левее расположен знак *, тем ниже балл, тем благоприятнее психологическая атмосфера в коллективе, по мнению отвечающего. Итоговый показатель колеблется от 10 (наиболее положительная оценка) до 80 (наиболее отрицательная).
На основании индивидуальных профилей создается средний профиль, который и характеризует психологическую атмосферу в коллективе.
|
|
|