|
Программа по подготовке детей 5 7 лет к школе: «В мире увлекательных наук»
Образовательная программа
по подготовке детей 5 – 7 лет к школе:
«В мире увлекательных наук»
Управление образования Администрации города Нижний Тагил Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Дом детского творчества Тагилстроевского района
В мире увлекательных наук
(дополнительное образование детей 5-7 лет)
Срок реализации 2 года
Составитель программы:
Бумагина Алла Викторовна,
педагог дополнительного
образования
Нижний Тагил
2015г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируется ответственность и способность ребёнка к свободному выбору, уважению других людей.
Современная специфика дошкольного возраста такова, что достижения дошкольников определяются не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребёнка к школе.
Обновление системы дошкольного образования, связанное с началом реализации Федерального государственного образовательного стандарта, повлияло и на систему дополнительного образования, а именно на организацию образовательного процесса в студиях развития детей дошкольного возраста. В связи с чем, и была разработана интегрированная программа нового поколения «В мире увлекательных наук», направленная на развитие личностных и интеллектуальных качеств дошкольников с учётом предшкольной поры.
Нормативно-правовое обеспечение программы
Данная программа разработана в соответствии с требованиями, установленными Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) дошкольного образования, вступившего в силу с 1 января 2014 года. Данный документ был утверждён Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013).
Цель программы: развитие личностных и интеллектуальных качеств дошкольников с учётом предшкольной поры.
Задачи программы:
1).В обучении:
-формировать мотивацию учения, ориентируемую на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества;
-формировать умение планировать свои действия в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий, точно и ясно выражать свои мысли;
-способствовать овладению элементарными навыками и умениями изобразительной деятельности;
-сформировать потребность понимать другого, уважать его позицию и точку зрения.
2).В развитии:
-активизировать творческий потенциал;
-развивать внимание, память, мышление, воображение, мелкую моторику, речь.
3).В воспитании:
-способствовать выработке умений целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих;
-формировать стремление быть порядочными людьми, что предполагает следование общечеловеческим ценностям и благородным идеалам.
Отличительные особенности программы
Данная образовательная программа является интегрированной. Она объединяет такие образовательные области, как: «Социализация», «Познание», «Художественное творчество». Программа предназначена для использования в студиях развития детей дошкольного возраста в рамках системы дополнительного образования. Содержание программы строится на основе принципов, утверждённых ФГОС, при необходимости легко корректируется. В целом, программа обеспечивает формирование у ребёнка целостной картины окружающего мира, оказывая положительное влияние на развитие личностных и интеллектуальных качеств дошкольников с учётом предшкольной поры.
Методические рекомендации
Предлагаемая программа рассчитана для детей 5-7 лет на два года обучения, с постоянным составом учащихся и свободном наборе, с учётом возрастной группы.
Встреча педагога с учащимися каждого года обучения проходит 3 раза в неделю. Одна встреча – это два занятия по 25 минут с 10-ти минутным перерывом. Три недельные встречи объединены одной темой, на изучение которой отводится 6 часов. Встречи с учащимися первого года обучения начинаются с 15 сентября. Так как с 1 сентября до 15 сентября идёт набор учащихся в студию. Таким образом, в течение года проходит 102 встречи, что составляет 204 часа в год. Встречи с учащимися второго года обучения начинаются с 1 сентября. Поэтому в течение года проходит 108 встреч, что составляет 216 часов в год.
Для реализации поставленных программой задач используются следующие формы деятельности: беседа, игровые ситуации, игры-путешествия, практическая и самостоятельная работа, конкурс, соревнование, опыты и эксперименты, проекты, выставки.
Прогнозируемые результаты
1).В обучении учащиеся умеют:
-сравнивать предметы, выделяя существенные и несущественные признаки;
-составлять закономерности, искать нарушение закономерности;
-устанавливать последовательность событий;
-ориентироваться на листе бумаги, в пространстве;
-называть числа от 0 до 20 по порядку и в обратном порядке, сравнивать их, складывать и вычитать, решать простые арифметические задачи;
-различать звуки и буквы русского алфавита, осознавая их основное отличие (звуки слышим и произносим, буквы видим и пишем), вычленять звуки из слов, определять их последовательность;
-составлять предложения, вычленять слова из предложений, членить слова на слоги, определять ударный слог;
-смешивать краски на палитре, находить гармоничное сочетание цветов;
-соблюдать правила этикета в общественных местах, оценивать поступки литературных героев, свои и других людей.
2).В развитии учащимся нравится:
-играть в игры и выполнять игровые упражнения, участвовать в конкурсах, соревнованиях, выставках;
-слушать литературные и музыкальные произведения, смотреть обучающие фильмы;
-рисовать, лепить, выполнять аппликационные работы, осваивать нетрадиционные художественные техники при выполнении творческих работ;
-участвовать в обсуждении правильности выполнения заданий, доказывая свою точку зрения.
3).В воспитании учащиеся проявляют:
-понимание учебной задачи и умение выполнять её самостоятельно;
-навык самоконтроля и самооценки;
-способность к саморегуляции поведения и воли для выполнения поставленных задач.
Работа по взаимодействию с семьёй
Установление партнёрских взаимоотношений с семьёй включает 3 этапа:
1.Информационно – аналитический этап предполагает сбор и анализ сведений о родителях и детях, изучение семей, их трудностей и запросов, а также выявление готовности семьи к сотрудничеству с учреждением дополнительного образования по подготовке детей к обучению в школе.
На этом этапе используются следующие методы: опрос, анкетирование, интервьюирование, наблюдение.
2.Содержательно – практический этап предусматривает проведение мероприятий, направленных на решение основных задач по установлению сотрудничества педагога и родителей на этапе подготовки детей к обучению в школе.
Этот этап предусматривает введение трёх взаимосвязанных направлений работы: повышение уровня профессиональной компетентности педагога по организации взаимодействия ДДТ и семьи; повышение уровня педагогической культуры родителей; образовательная работа с детьми, основанная на реализации личностно – ориентированной модели общения в триаде «педагог – ребёнок – родитель».
3.Контрольно – оценочный этап предполагает анализ эффективности мероприятий, которые проводятся специалистами ДДТ. С этой целью используется опрос, книги отзывов, оценочные листы, экспресс – диагностика и другие методы.
Учебно-тематическое планирование по годам обучения
II.1. Учебно-тематический план первого года обучения
Месяц
|
Неделя
|
№ встречи
|
Тема встреч
|
Задачи встреч
|
Кол-во часов
|
с
е
н
т
я
б
р
ь
|
3
|
1-3
|
Уроки вежливости в школе игрушек
|
Познакомить с правилами поведения в общественных местах, правилами техники безопасности во время занятий, с организацией рабочего места, многообразием звуков русского языка, радугой цвета; формировать представление о свойствах предметов; развивать внимание и память.
|
6
|
4
|
4-6
|
В гостях у Светофорчика
|
Способствовать развитию внимания и памяти, развитию воображения при создании художественных образов; познакомить с правилами поведения на улицах и дорогах, с гласным звуком [а], буквами «А, а»; учить определять место звука в словах, сравнивать предметы, выделяя существенные и несущественные признаки.
|
6
|
О
К
Т
Я
Б
Р
Ь
|
1
|
7-9
|
Геометрическая мозаика
|
Способствовать развитию внимания и памяти, пространственных представлений и воображения при выполнении аппликационных работ. Уточнить отношения: справа, слева. Познакомить с гласным звуком [о], буквами «О, о»; учить определять место звука в словах, распознавать различные эмоции человека.
|
6
|
2
|
10-12
|
На планете геометрических фигур
|
Формировать доброжелательность, вежливость, уважение к окружающим. Способствовать развитию внимания и памяти, развитию пространственных представлений. Уточнить отношения «между», «посередине»; познакомить с гласным звуком [у], буквами «У, у»; учить определять место звука в словах; выполнять коллективные аппликационные работы по образцу.
|
6
|
3
|
13-15
|
Приключения в Кукляндии
|
Развивать способность оценивать своё отношение к позитивным и негативным поступкам сверстников, развивать пространственные представления. Уточнить пространственные отношения: «на», «над», «под». Учить создавать многое из одного, лепить фигуру человека разной формы, определять место звука в словах; познакомить с гласным звуком [и], буквами «И, и».
|
6
|
4
|
16-18
|
Весёлые ладошки
|
Учить детей следить за своим внешним видом, конкретизировать (оживлять) схематические изображения, моделировать целостный образ вырезать по нарисованному контуру, определять место звуков в словах. Познакомить с гласным звуком [ы], буквой «ы», с числом и цифрой 1, её графическим рисунком. Развивать внимание и мелкую моторику.
|
6
|
5
|
19-21
|
Секреты клоуна Язычка
|
Развивать внимание и память, умения сравнивать фигуры и находить недостающие фигуры при восстановлении закономерности. Познакомить детей с предметами личной гигиены и значением их использования для человека, с понятием «согласный звук». Учить вырезать по нарисованному контуру, составлять образы и композиции, расшифровывать смысл. Закреплять представления о гласных звуках и буквах.
|
6
|
Н
О
Я
Б
Р
Ь
|
1
|
22-24
|
Я и мир вокруг
|
Расширять кругозор, развивать внимание, память, умение пользоваться носовым платком и обувной щёткой, сравнивать фигуры и находить недостающие фигуры при восстановлении закономерности. Способствовать развитию творческих способностей при изображении простых сюжетов с передачей движений, взаимодействий и отношений между персонажами. Познакомить с согласными звуками [н, н`], буквами «Н, н», числом и цифрой 2, её графическим рисунком.
|
6
|
2
|
25-27
|
Осенний базар
|
Развивать внимание, память, мелкую моторику, умение сравнивать фигуры и находить лишние фигуры при восстановлении закономерности. Познакомить с понятием натюрморт, слог, математическими знаками «+,-». Формировать представления о действиях сложение и вычитание. Научить лепить фрукты и овощи, создавать объёмные композиции.
|
|
3
|
28-30
|
Осень – жница
|
Развивать внимание и память, связную и интонационно выразительную речь, умение сравнивать фигуры и находить лишние фигуры при восстановлении закономерности. Познакомить с согласными звуками [т, т`], буквами «Т, т», образованием и составом числа 2. Учить детей рисовать овощи по их описанию в загадках и шуточном стихотворении.
|
6
|
4
|
31-33
|
Домовёнок
Кузя в городе игр
|
Развивать внимание, память, мышление, умение восстанавливать закономерности, сочетать аппликационные техники при создании коллективной композиции из вырезанных листочков. Познакомить с числом и цифрой 3, её графическим рисунком, правилами ухода за зубами. Учить детей заботиться о своём здоровье, делить слова на слоги;
|
6
|
Д
Е
К
А
Б
Р
Ь
|
1
|
34-36
|
Магазинчик домовёнка Бу
|
Познакомить с правилами ухода за ушами, понятием предложение, образованием и составом числа 3. Развивать вариативность мышления при составлении предложений по опорным словам, умение лепить выразительные образы конструктивным способом с повышением качества приёмов отделки. Учить планировать свою работу, определять количество слов в предложении, соотносить цифры 1-3 с нужным количеством предметов.
|
6
|
2
|
37-39
|
Мастерская Деда Мороза
|
Развивать вариативность мышления при составлении предложений по опорным словам. Познакомить с правилами ухода за глазами и упражнениями для сохранения зрения, с декоративным оформлением создаваемых работ, согласными звуками [к, к`], буквами «К, к», числом и цифрой 4, её графическим рисунком. Учить детей заботиться о своём здоровье, придумывать новое окончание знакомой сказке, создавать выразительные образы снеговика из кругов разной величины, вырезанных из сложенных вдвое квадратов.
|
6
|
3
|
40-42
|
Чудо Рождества
|
Формировать положительные моральные качества. Развивать внимание, мышление, память, способность оценивать своё отношение к позитивным и негативным поступкам, умение находить фигуры и предметы для восстановления закономерностей. Познакомить с правилами соблюдения порядка в своих вещах, восклицательным и вопросительным знаками, образованием и составом числа 4. Учить изготавливать новогодние сувениры из бросового материала, соотносить цифры 1-4 с нужным количеством предметов.
|
6
|
4
|
43-45
|
В лес на новогоднюю ёлку
|
Учить комбинировать различные детали при создании нового образа, изготавливать новогодние сувениры из бросового материала. Познакомить с правилами поведения у новогодней ёлки, согласными звуками [с, с`], буквами «С, с». Формировать представление о различных видах углов, закрепить понимание смысла действий сложение и вычитание.
|
6
|
Я
Н
В
А
Р
Ь
|
3
|
46-48
|
Забавы Бабы Яги
|
Познакомить с правилами поведения в музее, театре. Кино. Развивать творческие способности и фантазию при создании образа сказочных персонажей. Познакомить с понятием интонация, числом и цифрой 5, её графическим рисунком. Закреплять умение соотносить игровые действия с выполняемой ролью.
|
6
|
4
|
49-51
|
Аллея торнадо
|
Развивать творческие способности и фантазию при создании коллективного образа. Познакомить с требованиями этикета, образованием и составом числа 5. Воспитывать доброжелательность при общении с людьми в разных ситуациях. Учить читать слоги, вычленять звуки из слов, считать от 1 до 5 по порядку и в обратном порядке. Провести простой опыт «Устрой торнадо!».
|
6
|
5
|
52-54
|
В поисках упавшей звезды
|
Расширить и закрепить знания о добре и зле, воспитывать чувство сопереживания к окружающим. Развивать внимание, мышление, память, умение подбирать слова и символы для восстановления закономерностей. Познакомить с согласными звуками [л, л`], буквами «Л, л». Учить рисовать и вырезать пятиконечную звезду, соотносить цифры 1-5 с нужным количеством предметов, сравнивать группы предметов и числа в пределах 5, повторить пространственные отношения: «впереди», «сзади».
|
6
|
Ф
Е
В
Р
А
Л
Ь
|
1
|
55-57
|
Путешествие по городу Вежливости
|
Расширять и закреплять знания о добрых и плохих поступках. Развивать внимание, мышление, память, умение подбирать слова и символы для восстановления закономерностей. Познакомить с понятием ударение. Учить изготавливать поздравительные открытки-самоделки (валентинки к празднику Святого Валентина) с сюрпризом (симметричным способом), решать примеры и задачи.
|
6
|
2
|
58-60
|
Неделя рыцарских турниров
|
Познакомить с историей Древней Руси, согласными звуками [р, р`], буквами «Р, р», числом и цифрой 6, её графическим рисунком. Воспитывать патриотические чувства. Развивать умение в обозначении различных предметов и фигур символами. Учить рисовать мужской портрет с передачей характерных особенностей внешнего вида, характера и настроения конкретного человека (папы, дедушки, брата, дяди).
|
6
|
3
|
61-63
|
В дружбе – сила!
|
Формировать чувство ответственности, взаимопомощи. Учить детей дружить, изготавливать подарки для пап, дедушек, братьев, дядь. Развивать умение в обозначении различных предметов и фигур символами, по символам различать предмет и фигуру. Познакомить с понятием ударный слог, образованием и составом числа 6.
|
6
|
4
|
64-66
|
Необыкновенное болото
|
Формировать представление о разнообразии водоёмов, растительного и животного мира. Прививать любовь детей к живой природе. Развивать умение в обозначении различных предметов и фигур символами, по символам различать предмет и фигуру. Учить составлять и читать слова, решать примеры и задачи, изготавливать объёмные цветы.
|
|
М
А
Р
Т
|
1
|
67-69
|
Весеннее пробуждение
|
Формировать чувство уважения к окружающим. Подвести детей к тому, что каждую вещь можно использовать по-разному. Познакомить с согласными звуками [в, в`], буквами «В, в», числом и цифрой 7, её графическим рисунком. Учить рисовать женский портрет с передачей характерных особенностей внешнего вида, характера и настроения конкретного человека (мамы, бабушки).
|
6
|
2
|
70-72
|
Путешествие в Цветочный город
|
Учить слушать друг друга, прислушиваться к мнению окружающих, придумывать новое применение знакомым предметам, изготавливать поделки из бросового материала, составлять и читать слова. Познакомить с образованием и составом числа 7.
|
6
|
3
|
73-75
|
Лесная школа
|
Прививать любовь детей к животным, определить роль животных в жизни человека, формировать знания о правилах общения с животными. Познакомить с согласными звуками [п, п`], буквами «П, п», формировать представление о понятиях: «тяжелее», «легче». Учить придумывать новое применение знакомым предметам, воплощать в художественной форме своё представление о первоцветах (подснежниках, пролесках), искать средства выразительности (тень, ноздреватый снег), решать примеры и задачи.
|
6
|
4
|
76-78
|
В гостях у Смешариков
|
Познакомить с основными правилами ведения беседы по телефону, техникой лепки шаров из солёного теста, числом и цифрой 8, её графическим рисунком. Учить придумывать новое применение знакомым предметам, составлять и читать слова.
|
6
|
А
П
Р
Е
Л
Ь
|
1
|
79-81
|
Встреча с весёлыми человечками
|
Развивать внимание, мелкую моторику, умение выполнять портреты весёлых человечков используя смешанную технику, ориентироваться на листе в линию и клетку. Формировать умение вызывать специальные службы по телефону в целях сохранения своего здоровья и окружающих. Познакомить с образованием и составом числа 8. Учить звуковому анализу слов.
|
6
|
2
|
82-84
|
Давайте, полетаем!
|
Расширить представления детей о космосе, воспитывать культуру межличностных отношений. Развивать внимание, мелкую моторику, умение дорисовывать и отображать узоры по образцу. Познакомить с разнообразием воздушного транспорта, согласными звуками [м, м`], буквами «М, м». Учить изготавливать простейшую модель парашюта с грузилом, решать примеры и задачи. Провести эксперимент на точность приземления изготовленных детьми парашютов.
|
6
|
3
|
85-87
|
Пасхальный колобок.
|
Расширить представление о народных праздниках, воспитывать чувство терпимости и уважения к окружающим. Развивать внимание, мелкую моторику, умение дорисовывать и отображать узоры по образцу. Учить изготавливать пасхальные открытки, выполнять звуковой анализ слов. Формировать представление об объёме, сравнении сосудов по объёму с помощью переливания.
|
6
|
4
|
88-90
|
Столик, накройся!
|
Развивать внимание, мышление, мелкую моторику, художественный вкус, умение выполнять графические диктанты. Познакомить с правилами накрывания стола в будни и праздники, согласным звуком [й`], буквами «Й, й», числом и цифрой 9. Учить лепить чашки и блюдца из солёного теста и украшать их узорами, соотносить цифры 6-9 с нужным количеством предметов.
|
6
|
М
А
Й
|
1
|
91-93
|
Нет в мире краше – Родины нашей!
|
Раскрыть смысл понятия Родина, воспитывать любовь к Родине и гордость за неё, патриотические чувства. Развивать внимание, мышление, мелкую моторику, умение выполнять графические диктанты. Повторить звуки и буквы русского алфавита, познакомить с образованием и составом числа 9. Научить изготавливать птицу счастья из бумаги разной фактуры.
|
6
|
2
|
94-96
|
Цветик – семицветик
|
Воспитывать культуру поведения детей в транспорте, учить оценивать своё поведение и окружающих. Развивать внимание, мышление, мелкую моторику, умение выполнять графические диктанты. Закреплять умения в определении места звуков в словах и обозначение звуков буквами. Учить рисовать выразительную фигуру человека в контрастном костюме – в движении и с передачей мимики (улыбка, мех), решать примеры и задачи.
|
6
|
3
|
97-99
|
Интеллектуальная игра «Я – сам!»
|
Воспитывать самостоятельность, культуру общения с окружающими людьми. Учить решать задачи-противоречия, находить варианты решения проблемных ситуаций, составлять гармоничные образы рыбок из отдельных элементов (кругов, овалов, треугольников). Повторить понятия слог, слово, предложение. Формировать представление о площади фигур и учить сравнивать фигуры по площади с помощью условной мерки.
|
6
|
4
|
100-102
|
Снова лето к нам пришло!
|
Учить решать задачи-противоречия, находить варианты решения проблемных ситуаций. Закрепить умения вырезать силуэты бабочек из бумажных квадратов или прямоугольников, сложенных пополам, составлять слоги, слова и предложения, читать слоги и слова, знания о числах и цифрах 1-9, решении примеров и задач. Развивать творческие способности и художественный вкус. Воспитывать ответственность и культурное поведение через игру.
|
6
|
Итого: 204
|
II.2. Учебно-тематический план второго года обучения
Месяц
|
Неделя
|
№ встречи
|
Тема цикла встреч
|
Задачи встреч
|
Кол-во часов
|
с
е
н
т
я
б
р
ь
|
1
|
1-3
|
В гости к нам пришёл портфель
|
Познакомить с историей возникновения портфеля, его назначением и наполнением, с эскизом, как этапом планирования работы. Повторить правила поведения в общественных местах, правила организации рабочего места, ранее изученные звуки и буквы русского алфавита. Учить собирать портфель для подготовки к школьному обучению, читать слоги и слова, формулировать учебную задачу, понимать и выполнять её самостоятельно.
|
6
|
2
|
4-6
|
В школе дорожных наук
|
Познакомить с правилами передвижения на велосипеде, гласным звуком [э], буквами «Э, э», графическим изображением цифры 0. Развивать фантазию, умение анализировать ситуации из личного опыта. Учить правилам поведения в опасных ситуациях при езде на велосипеде, определять место звука в словах. Сформировать представления о числе 0 и его свойствах. Способствовать освоению симметричной аппликации (вырезывание машин из прямоугольников, сложенных пополам).
|
6
|
3
|
7-9
|
Страна Чудес
|
Вспомнить название популярных сказок, их краткое содержание и имена сказочных персонажей. Провести литературную викторину. Учить конкретизировать абстрактные понятия, использовать приём типизации при создании нового образа, изготавливать маски сказочных персонажей из бумаги, выполнять звуковой анализ слов, читать слоги и слова. Сформировать представления о числе 10, его образовании, составе, записи;.
|
6
|
4
|
10-12
|
Путешествие на улицу Строителей
|
Способствовать развитию творческого воображения и художественно – конструкторских способностей детей. Закреплять умения производить разметку по шаблону, резать по намеченным линиям, аккуратно наклеивать мелкие детали, подбирать детали по цвету и форме. Учить конкретизировать абстрактные понятия, использовать приём типизации при создании нового образа, устанавливать соответствие между числами и цифрами первого десятка. Познакомить со звуками [й`, э], буквами «Е, е».
|
6
|
О
К
Т
Я
Б
Р
Ь
|
1
|
13-15
|
Волшебство пёстрого зонтика
|
Развивать художественный вкус, умение находить числа, узоры, восстанавливать последовательность картинок при установлении различных закономерностей. Учить изготавливать картины из цветной манной крупы, выполнять звуковой анализ слов, читать слоги и слова. Закрепить умения ориентироваться в пространстве и во времени.
|
6
|
2
|
16-18
|
Волшебные пузырьки
|
Развивать доброжелательность, культуру общения со сверстниками, внимание и память, умение находить числа, узоры, восстанавливать последовательность картинок при установлении различных закономерностей. Познакомить с простейшим способом изготовления мыльных пузырей, звуками [й`, о], буквами «Ё, ё». Формировать представление о понятии объёмные фигуры и познакомить с геометрическими фигурами: шар, куб, конус. Изготовить мыльные пузыри, провести конкурс «Чей пузырь больше?».
|
6
|
3
|
19-21
|
Морские приключения
|
Развивать фантазию и мелкую моторику в изобразительной деятельности. Научить изготавливать простейшие модели катамаранов (в уменьшенном виде), используя детскую ванную, наполненную водой, провести эксперимент по запуску изготовленных моделей. Учить выполнять звуковой анализ слов, читать слоги и слова. Формировать представление о понятии объёмные фигуры и познакомить с геометрическими фигурами цилиндр, пирамида, параллелепипед.
|
6
|
4
|
22-24
|
Удивительные превращения воздушных шаров
|
Развивать фантазию и мелкую моторику в изобразительной деятельности, умение воплощать свои замыслы в творческих работах, работать в коллективе. Познакомить с приёмами превращения воздушных шаров в художественные образы сказочных героев и украсить кабинет готовыми работами, познакомить со звуками [й`, у], буквами «Ю, ю». Формировать представления о точке, прямой и кривой линиях, учить пользоваться чертёжным инструментом – линейкой.
|
6
|
5
|
25-27
|
Воздушные приключения
|
Развивать фантазию и мелкую моторику в изобразительной деятельности. Научить изготавливать простейшую модель самолёта «Стрела», учить выполнять звуковой анализ слов, читать слоги и слова. Формировать представление об отрезке и луче, учить пользоваться чертёжным инструментом – линейкой. Провести соревнование «Первые полёты» на местном уровне, с победителями поучаствовать в городских соревнованиях на базе Городской Станции Юных техников (проходящих ежегодно).
|
6
|
Н
О
Я
Б
Р
Ь
|
1
|
28-30
|
Я и мой город
|
Расширить представления о городе, нарисовать любимый уголок города, формировать представления о замкнутой и незамкнутой линии. Познакомить с историей города, звуками [й`, а], буквами «Я, я». Закрепить умение сопоставлять, анализировать, делать выводы. Развивать любознательность, самостоятельность, внимание, память, мышление, умение копировать образы. Провести встречу с работниками краеведческого музея города. Сделать выставку фотографий «Любимый уголок города».
|
6
|
2
|
31-33
|
Я и моя семья
|
Учить собирать информацию о своей родословной, составлять генеалогическое древо, выполнять звуковой анализ слов, читать слоги и слова. Развивать умение классифицировать предметы, устанавливать закономерность, составлять и рассказывать рассказы о своей семье, рисовать домашних питомцев по выбору. Познакомить с понятием ломаная линия, учить чертить её с помощью линейки. Сделать выставку семейных фотографий учащихся.
|
6
|
3
|
34-36
|
Ручейки добра
|
Расширять кругозор детей, познакомить с традиционными народными праздниками русского народа, способствовать духовно – нравственному воспитанию учащихся. Развивать внимание, мышление, умение копировать образы, классифицировать предметы, устанавливать закономерность. Познакомить с согласным звуком [ш], буквами «Ш, ш», понятием многоугольник. Учить видеть прекрасное в окружающем мире и изображать это в своих работах, выполнять чертёж многоугольника с помощью линейки.
|
6
|
4
|
37-39
|
Осинины
|
Пробудить интерес детей к национальным традициям русского народа, способствовать духовно – нравственному воспитанию учащихся. Развивать умение группировать предметы по определённому признаку и функции обобщения. Учить изготавливать поделки из природного материала, делить слова на слоги, ставить ударение. Познакомить с образованием числа 11 и новой счётной единицей – десяток.
|
6
|
Д
Е
К
А
Б
Р
Ь
|
1
|
40-42
|
Неделя турниров «Умники и Умницы»
|
Развивать смекалку и находчивость, умение группировать предметы по определённому признаку и функции обобщения. Познакомить с согласными звуками [б, б`], буквами «Б, б». Учить решать примеры и задачи. Провести турнир «Умники и Умницы по русскому языку (в соответствии с возрастом), с целью набора команды учащихся для участия в Международном конкурсе – игре «Ёж».
|
6
|
2
|
43-45
|
Лоскутик ищет друзей
|
Познакомить детей с правилами этикета в гостях, изготовлением творческих работ в технике мозаика, образованием числа 12. Развивать чувство цвета, умение группировать предметы по определённому признаку и функции обобщения. Сопоставить звуки [б], [п]. Учить культуре общения со сверстниками, изготавливать творческие работы в технике мозаика, выполнять звуковой анализ слов.
|
6
|
3
|
46-48
|
Мастерская «Сюрприз»
|
Расширять кругозор детей, познакомить с историей появления праздника Новый год. Развивать внимание, память, словотворчество, фантазию, умение подбирать слова на заданные звуки. Познакомить с новой техникой выполнения художественных композиций, делая оттиск растений с помощью поролонового тампона, согласными звуками [х, х`], буквами «Х, х». Учить решать примеры и задачи.
|
6
|
4
|
49-51
|
Ледяные забавы
|
Развивать словотворчество, фантазию, умение подбирать слова на заданные звуки. Научить изготавливать снежинки и аппликационную композицию «Зимнее кружево» (из вырезанных снежинок). Учить отгадывать ребусы и головоломки, выполнять звуковой анализ слов, читать слоги и слова. Познакомить с разнообразием часов, их назначением, устройством.
|
6
|
Я
Н
В
А
Р
Ь
|
3
|
52-54
|
Калейдоскоп игр
|
Учить отгадывать ребусы, шарады, головоломки, кроссворды. Развивать словотворчество, фантазию, умение подбирать слова на заданные звуки. Познакомить с согласными звуками [з, з`], буквами «З, з». Научить изготавливать музыкальную игрушку «Трещотка», используя палочки, бечёвку, ракушки. Учить определять время с точностью до получаса. По результатам выполнения детьми игровых заданий набрать команду учащихся для участия во Всероссийском интеллектуальном конкурсе «Классики – скоро в школу!».
|
6
|
4
|
55-57
|
На планете Потерянного времени
|
Познакомить с литературным произведением «Сказка о потерянном времени», помочь понять, что очень важно выполнять взятые на себя обязательства, держать слово. Воспитывать ответственность, самостоятельность и пунктуальность. Развивать внимание, мышление и умения проходить лабиринты разной степени трудности. Научить изготавливать часы из бросового материала. Сопоставить звуки [з], [с], учить выполнять звуковой анализ слов. Познакомить с образованием числа 13.
|
6
|
5
|
58-60
|
В мире фантастики
|
Вызвать интерес к изображению разных пришельцев и средств их передвижения в космическом пространстве. Направить детей на самостоятельный поиск способов создания фантастических образов (пластическим, графическим или аппликативными средствами). Развивать внимание, мышление, воображение, умение переносить знакомые способы работы в новую творческую ситуацию, умения проходить лабиринты разной степени трудности. Формировать познавательные интересы, Познакомить с согласными звуками [д, д`], буквами «Д, д». Учить решать примеры и задачи.
|
6
|
Ф
Е
В
Р
А
Л
Ь
|
1
|
61-63
|
Мы живём на планете Земля
|
Познакомить с понятием солнечная система, названием планет солнечной системы и их расположением, с разными точками зрения на историю возникновения нашей планеты Земля. Развивать внимание, мышление и умения проходить лабиринты разной степени трудности. Учить создавать (лепить) разные летательные (космические) аппараты конструктивным и комбинированным способами. Сопоставить звуки [д], [т], учить выполнять звуковой анализ слов. Познакомить с образованием числа 14.
|
6
|
2
|
64-66
|
Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет
|
Расширить кругозор детей, познакомив с историей развития Российского государства, с символами современного государства (герб, флаг, гимн), выучить государственный гимн России. Развивать чувства гордости и патриотизма за Россию, внимание, мышление и умение находить парные картинки, устанавливать закономерность. Воспитывать познавательный интерес к историческим событиям. Познакомить с согласным звуком [ж], буквами «Ж, ж». Учить отображать исторические события в рисунках, решать примеры и задачи.
|
6
|
3
|
67-69
|
Экзамен Петра Великого
|
Расширить кругозор и познакомить с именами знаменитых людей: легендарных богатырей – защитников, знаменитых российских полководцев, героев, совершавших подвиг во имя спасения Отечества и царя, создавшего регулярную Российскую армию. Развивать чувство патриотизма, внимание, мышление, композиционные способности и навык сотворчества в процессе изображения русских богатырей, умение находить парные картинки, устанавливать закономерность. Сопоставить звуки [ж], [ш]. Учить выполнять звуковой анализ слов. Познакомить с образованием числа 15. Провести конкурс – игру «Экзамен Петра Великого».
|
6
|
4
|
70-72
|
Подарок Веснушки и Радужки
|
Расширять кругозор детей, знакомя с историей появления праздника Международный женский день. Воспитывать чувство уважения к женщинам, девочкам. Развивать умение подбирать слова по заданным признакам, а предметы по действию, которое они выполняют. Познакомить с согласными звуками [г, г`], буквами «Г, г». Учить изготавливать подарки для мам, бабушек, сестёр, подруг, решать примеры и задачи.
|
6
|
М
А
Р
Т
|
1
|
73-75
|
Нет лучшего дружка, чем родная матушка
|
Подвести детей к пониманию того, что мама – самый близкий, родной и дорогой человек, никто её не заменит, придумать и рассказать рассказ о своей маме. Развивать умение подбирать слова по заданным признакам, а предметы по действию, которое они выполняют. Сопоставить звуки [г], [к]. Учить рисовать портрет мамы, выполнять звуковой анализ слов. Познакомить с образованием числа 16. Оформить выставку портретов и фотографий с изображением мам.
|
6
|
2
|
76-78
|
Неделя КВН
|
Развивать смекалку, сообразительность, воображение и творчество, умение подбирать слова по заданным признакам, а предметы по действию, которое они выполняют. Познакомить с новой техникой рисования «Живая линия», согласными звуками [ф, ф`], буквами «Ф, ф». Учить создавать оригинальные контурные рисунки в технике «Живая линия», решать примеры и задачи.
|
6
|
3
|
79-81
|
В мире сказок
|
Познакомить с творчеством иллюстратора детских книг И. Я. Билибина. Уточнить представление о структуре книжки – картинки. Вызвать интерес к оформлению книжек – самоделок по замыслу. Развивать воображение, Воспитывать интерес к книжной иллюстрации, бережное отношение к книгам. внимание, память, мышление, умение находить и восстанавливать закономерности, отгадывать кроссворды. Сопоставить звуки [в], [ф], учить выполнять звуковой анализ слов. Познакомить с образованием числа 17. Провести игру «Поле чудес».
|
6
|
4
|
82-84
|
Путешествие в Простоквашино
|
Прививать любовь к животным, закрепить знакомые правила общения с животными. Развивать внимание, память, мышление, умение находить и восстанавливать закономерности. Познакомить с техникой изготовления объёмных животных из бумаги, согласным звуком [ч`], буквами «Ч, ч». Учить изготавливать объёмных животных из бумажных геометрических фигур, решать примеры и задачи.
|
6
|
А
П
Р
Е
Л
Ь
|
1
|
85-97
|
Неделя хорошего настроения
|
Развивать диалогическую речь, способствовать созданию психологического комфорта, улучшению настроения во время проведения игровых мероприятий. Учить представлять предмет по его схематическому изображению, выполнять звуковой анализ слов, читать слоги и слова. Познакомить с приёмами выполнения аппликационных работ (изображение клоуна в движении), образованием числа 18.
|
6
|
2
|
88-90
|
Космические приключения
|
Развивать диалогическую речь, способствовать обогащению и активизации словаря по теме «Космос», самостоятельность в творческом отражении представлений о космосе. Учить представлять предмет по его схематическому изображению, составлять творческие рассказы по собственным рисункам, изготавливать простейшие модели ракет, решать примеры и задачи. Познакомить с правилами запуска простейших моделей ракет, согласным звуком [ц], буквами «Ц, ц».Провести соревнование по запуску простейших моделей ракет на местном уровне, с целью набора команды для участия в Городских соревнованиях «Малые космические игры», проходящих ежегодно.
|
6
|
3
|
91-93
|
Месяц апрель – всему году ключ
|
Вызвать интерес к народной культуре, продолжать работу по ознакомлению с народными праздниками и духовно – нравственному воспитанию учащихся. Познакомить с техникой изготовления объёмных цветов образованием числа 19. Учить изготавливать объёмные цветы, создавать образы через опредмечивание условных символов, выполнять звуковой анализ слов, читать слоги и слова.
|
6
|
4
|
94-96
|
Путешествие за кладом
|
Обеспечить психологическую комфортность, формировать предпосылки учебной деятельности, воспитывать эмоциональную отзывчивость, чувство сопереживания, желание помочь тому, кто оказался в сложной ситуации. Учить создавать образы через опредмечивание условных символов, изготавливать различные подвески из кофейного или солёного теста (на выбор). Познакомить с согласным звуком [щ`], буквами «Щ, щ». Учить решать примеры и задачи.
|
6
|
М
А
Й
|
1
|
97-99
|
Я и моя страна
|
Расширять кругозор детей, знакомя их с историей нашей страны, воспитывать любовь к своей стране, интерес к народному искусству, гордость и патриотизм. Развивать управляемое воображение, чувство формы и композиции. Учить рисовать посуду по мотивам гжели дополнять изображениями сказочных яств и составлять из индивидуальных работ коллективную композицию (праздничный стол), мыслить при помощи морфологического анализа. Познакомить с разделительным твёрдым знаком – буквой «ъ», образованием числа 20.
|
6
|
2
|
100-102
|
Слава, воинам – победителям!
|
Продолжать знакомить с историей нашей страны, с событиями в годы Великой Отечественной войны, воспитывать чувство гордости за свою страну и чувство патриотизма. Развивать речь, управляемое воображение, умение составлять и рассказывать рассказы. Учить мыслить при помощи морфологического анализа, изготавливать простейшие макеты военной техники, решать примеры и задачи. Познакомить с разделительным мягким знаком – буквой «ь». Провести встречу с работниками музея.
|
6
|
3
|
103-105
|
Русалочки в Подводном царстве
|
Познакомить с правилами поведения вблизи водоёмов и на воде. Вызвать интерес к созданию сказочных сюжетов по мотивам знакомых сказок. Развивать управляемое воображение, учить выражать замыслы в рисунке, рисовать сказочных героев (Русалочку, Нептуна, рыбку). Повторить и закрепить звуки и буквы русского алфавита, умение выполнять звуковой анализ слов, порядковый и обратный счёт в пределах 20, умение сравнивать числа в пределах 20.
|
6
|
4
|
106-108
|
На лесной опушке
|
Познакомить с правилами поведения в лесу. Продолжать учить детей самостоятельно и творчески отражать свои представления о красивых природных явлениях разными изобразительно выразительными средствами. Развивать чувство цвета, управляемое воображение, умение выражать замыслы в рисунке. Воспитывать эстетическое отношение к природе. Закрепить умение составлять и читать слова, предложения, умение решать примеры и задачи.
|
6
|
Итого: 216
|
Условия реализации программы
Учебный кабинет, имеющий три зоны: рабочую зону, игровую зону, зону отдыха.
Учебная магнитная доска.
Учебно-методический комплекс, способствующий успешному освоению программного материала.
Телевизор, DVD-проигрыватель, магнитофон.
IV. Список используемой и рекомендуемой литературы
1. Арапова – Пискарёва Н. А. Формирование элементарных математических представлений дошкольников. – М., 2006 г.
2. Афонасьева Н. П. Математика для малышей. – М., 2006 г.
3. Белова Т.В., Солнцева В.А. Готов ли я к школе? – М.: Просвещение, 2012г.
4. Бондаренко Т.М. Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада. – ТЦ: «Учитель», 2005г.
5. Бубнова С.ю., Андриещ В.А.Аспекты взаимодействия ДОУ и семьи. Подготовка детей к школе. – СПб: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2010г.
6. Воробьева Д. И. Гармония развития. – Екатеринбург: УрГПУ, 2004 г.
7. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. и др. Энциклопедия подготовки к школе. М.: «РОСМЭН», 2006г.
8. Доронова Т. Н. На пороге школы. – М., 2003 г.
9. Касабуцкий Н.И., Скобелев Г.Н. и др. Давайте поиграем. – Москва: «Просвещение», 1991г.
10. Кобитина И.И. Дошкольникам о технике. – Москва: «Просвещение», 1991г.
11. Котова Е.В., Кузнецова С.В., Романова Т.А. 244 упражнения для маленьких гениев. – Ростов н/Д: Феникс, 2010г.
12. Лыкова И.А. Изобразительное творчество в детском саду. – М.: Издательский дом «Карапуз», 2010г.
13. Овчаренко Л.А. Сценарии народных календарных праздников. – Волгоград: «Учитель», 2009г.
14. Прохорова Г.А. Готовимся к школе. – Москва: «Просвещение», 2010г.
15. Севостьянова Е.О. Занятия по развитию интеллекта. – М.: ТЦ Сфера, 2010г.
16. Соколова Е. И. Учимся решать задачи. – Ярославль, 2006 г.
17. Соловьёва Е. В. Математика и логика для дошкольников. – М., 2004 г.
18. Сухин И.Г. Незнайка, Хоттабыч, Карлсон и все – все – все. – М.: Новая школа, 1994г.
19. Тихомирова Л. Ф. Упражнения на каждый день. – Ярославль, 2001 г.
20. Петерсон Л. Г., Холина Л. П. Раз – ступенька, два – ступенька. – М., 2004 г.
21. Цукерман Г. А. Подготовим ребёнка к школе. – Екатеринбург, 2002 г.
22. Шорыгина Т.А. Беседы об этикете с детьми 5 – 8 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2013г.
23. Дошкольное образование: журн. – 2005. - № 24, 7.
24. Ледниковый период: журн. – 2011. - № 3, 6, 8, 9, 15, 16, 19, 22, 23, 24, 26.
25. Ребёнок в детском саду: журн.- 2009. - № 1, 2, 3; 2010. - № 3.
Аннотация
Программа «В мире увлекательных наук» является интегрированной, предполагает работу в студиях развития детей дошкольного возраста 5-7 лет, в рамках системы дополнительного образования.
Целью данной программы является: развитие личностных и интеллектуальных качеств дошкольников с учётом предшкольной поры.
Задачи программы:
1).В обучении:
-формировать мотивацию учения, ориентируемую на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества;
-формировать умение планировать свои действия в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий, точно и ясно выражать свои мысли;
-способствовать овладению элементарными навыками и умениями изобразительной деятельности;
-сформировать потребность понимать другого, уважать его позицию и точку зрения.
2).В развитии:
-активизировать творческий потенциал;
-развивать внимание, память, мышление, воображение, мелкую моторику, речь.
3).В воспитании:
-способствовать выработке умений целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих;
-формировать стремление быть порядочными людьми, что предполагает следование общечеловеческим ценностям и благородным идеалам.
Программа рассчитана на 2 года обучения, по 6 часов в неделю. Работа с учащимися первого года обучения начинается с 15 сентября, в связи с тем, что с 1 сентября до 15 сентября идёт набор в студию. Работа с учащимися второго года обучения начинается с 1 сентября. Таким образом, общее количество часов составляет: первый год – 204 часа, второй год – 216 часов.
Сведения об авторе
ФИО составителя: Бумагина Алла Викторовна
Место работы: МБУ ДО Дом детского творчества Тагилстроевского района города Нижний Тагил, Свердловской области
Должность: педагог дополнительного образования
Образование: высшее, окончила Нижнетагильский государственный педагогический институт по специальности «Педагогика и методика начального образования»
Педагогический стаж: 21 год
Квалификационная категория: высшая
e-mail личный: [email protected]
|
|
|