Главная страница

Программа по подготовке детей 5 7 лет к школе: «В мире увлекательных наук»


Скачать 369.47 Kb.
Название Программа по подготовке детей 5 7 лет к школе: «В мире увлекательных наук»
Дата 13.03.2016
Размер 369.47 Kb.
Тип Программа


Образовательная программа

по подготовке детей 5 – 7 лет к школе:

«В мире увлекательных наук»

Управление образования Администрации города Нижний Тагил Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Дом детского творчества Тагилстроевского района

В мире увлекательных наук

(дополнительное образование детей 5-7 лет)

Срок реализации 2 года

Составитель программы:

Бумагина Алла Викторовна,

педагог дополнительного

образования

Нижний Тагил

2015г.

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируется ответственность и способность ребёнка к свободному выбору, уважению других людей.

Современная специфика дошкольного возраста такова, что достижения дошкольников определяются не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребёнка к школе.

Обновление системы дошкольного образования, связанное с началом реализации Федерального государственного образовательного стандарта, повлияло и на систему дополнительного образования, а именно на организацию образовательного процесса в студиях развития детей дошкольного возраста. В связи с чем, и была разработана интегрированная программа нового поколения «В мире увлекательных наук», направленная на развитие личностных и интеллектуальных качеств дошкольников с учётом предшкольной поры.

Нормативно-правовое обеспечение программы

Данная программа разработана в соответствии с требованиями, установленными Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) дошкольного образования, вступившего в силу с 1 января 2014 года. Данный документ был утверждён Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013).

Цель программы: развитие личностных и интеллектуальных качеств дошкольников с учётом предшкольной поры.

Задачи программы:

1).В обучении:

-формировать мотивацию учения, ориентируемую на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества;

-формировать умение планировать свои действия в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий, точно и ясно выражать свои мысли;

-способствовать овладению элементарными навыками и умениями изобразительной деятельности;

-сформировать потребность понимать другого, уважать его позицию и точку зрения.

2).В развитии:

-активизировать творческий потенциал;

-развивать внимание, память, мышление, воображение, мелкую моторику, речь.

3).В воспитании:

-способствовать выработке умений целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих;

-формировать стремление быть порядочными людьми, что предполагает следование общечеловеческим ценностям и благородным идеалам.

Отличительные особенности программы

Данная образовательная программа является интегрированной. Она объединяет такие образовательные области, как: «Социализация», «Познание», «Художественное творчество». Программа предназначена для использования в студиях развития детей дошкольного возраста в рамках системы дополнительного образования. Содержание программы строится на основе принципов, утверждённых ФГОС, при необходимости легко корректируется. В целом, программа обеспечивает формирование у ребёнка целостной картины окружающего мира, оказывая положительное влияние на развитие личностных и интеллектуальных качеств дошкольников с учётом предшкольной поры.

Методические рекомендации

Предлагаемая программа рассчитана для детей 5-7 лет на два года обучения, с постоянным составом учащихся и свободном наборе, с учётом возрастной группы.

Встреча педагога с учащимися каждого года обучения проходит 3 раза в неделю. Одна встреча – это два занятия по 25 минут с 10-ти минутным перерывом. Три недельные встречи объединены одной темой, на изучение которой отводится 6 часов. Встречи с учащимися первого года обучения начинаются с 15 сентября. Так как с 1 сентября до 15 сентября идёт набор учащихся в студию. Таким образом, в течение года проходит 102 встречи, что составляет 204 часа в год. Встречи с учащимися второго года обучения начинаются с 1 сентября. Поэтому в течение года проходит 108 встреч, что составляет 216 часов в год.

Для реализации поставленных программой задач используются следующие формы деятельности: беседа, игровые ситуации, игры-путешествия, практическая и самостоятельная работа, конкурс, соревнование, опыты и эксперименты, проекты, выставки.

Прогнозируемые результаты

1).В обучении учащиеся умеют:

-сравнивать предметы, выделяя существенные и несущественные признаки;

-составлять закономерности, искать нарушение закономерности;

-устанавливать последовательность событий;

-ориентироваться на листе бумаги, в пространстве;

-называть числа от 0 до 20 по порядку и в обратном порядке, сравнивать их, складывать и вычитать, решать простые арифметические задачи;

-различать звуки и буквы русского алфавита, осознавая их основное отличие (звуки слышим и произносим, буквы видим и пишем), вычленять звуки из слов, определять их последовательность;

-составлять предложения, вычленять слова из предложений, членить слова на слоги, определять ударный слог;

-смешивать краски на палитре, находить гармоничное сочетание цветов;

-соблюдать правила этикета в общественных местах, оценивать поступки литературных героев, свои и других людей.

2).В развитии учащимся нравится:

-играть в игры и выполнять игровые упражнения, участвовать в конкурсах, соревнованиях, выставках;

-слушать литературные и музыкальные произведения, смотреть обучающие фильмы;

-рисовать, лепить, выполнять аппликационные работы, осваивать нетрадиционные художественные техники при выполнении творческих работ;

-участвовать в обсуждении правильности выполнения заданий, доказывая свою точку зрения.

3).В воспитании учащиеся проявляют:

-понимание учебной задачи и умение выполнять её самостоятельно;

-навык самоконтроля и самооценки;

-способность к саморегуляции поведения и воли для выполнения поставленных задач.

Работа по взаимодействию с семьёй

Установление партнёрских взаимоотношений с семьёй включает 3 этапа:

1.Информационно – аналитический этап предполагает сбор и анализ сведений о родителях и детях, изучение семей, их трудностей и запросов, а также выявление готовности семьи к сотрудничеству с учреждением дополнительного образования по подготовке детей к обучению в школе.

На этом этапе используются следующие методы: опрос, анкетирование, интервьюирование, наблюдение.

2.Содержательно – практический этап предусматривает проведение мероприятий, направленных на решение основных задач по установлению сотрудничества педагога и родителей на этапе подготовки детей к обучению в школе.

Этот этап предусматривает введение трёх взаимосвязанных направлений работы: повышение уровня профессиональной компетентности педагога по организации взаимодействия ДДТ и семьи; повышение уровня педагогической культуры родителей; образовательная работа с детьми, основанная на реализации личностно – ориентированной модели общения в триаде «педагог – ребёнок – родитель».

3.Контрольно – оценочный этап предполагает анализ эффективности мероприятий, которые проводятся специалистами ДДТ. С этой целью используется опрос, книги отзывов, оценочные листы, экспресс – диагностика и другие методы.

  1. Учебно-тематическое планирование по годам обучения

II.1. Учебно-тематический план первого года обучения

Месяц

Неделя

№ встречи

Тема встреч

Задачи встреч

Кол-во часов

с

е

н

т

я

б

р

ь

3

1-3

Уроки вежливости в школе игрушек


Познакомить с правилами поведения в общественных местах, правилами техники безопасности во время занятий, с организацией рабочего места, многообразием звуков русского языка, радугой цвета; формировать представление о свойствах предметов; развивать внимание и память.

6

4

4-6

В гостях у Светофорчика


Способствовать развитию внимания и памяти, развитию воображения при создании художественных образов; познакомить с правилами поведения на улицах и дорогах, с гласным звуком [а], буквами «А, а»; учить определять место звука в словах, сравнивать предметы, выделяя существенные и несущественные признаки.

6

О

К

Т

Я

Б

Р

Ь


1

7-9

Геометрическая мозаика


Способствовать развитию внимания и памяти, пространственных представлений и воображения при выполнении аппликационных работ. Уточнить отношения: справа, слева. Познакомить с гласным звуком [о], буквами «О, о»; учить определять место звука в словах, распознавать различные эмоции человека.

6

2

10-12

На планете геометрических фигур


Формировать доброжелательность, вежливость, уважение к окружающим. Способствовать развитию внимания и памяти, развитию пространственных представлений. Уточнить отношения «между», «посередине»; познакомить с гласным звуком [у], буквами «У, у»; учить определять место звука в словах; выполнять коллективные аппликационные работы по образцу.

6

3

13-15

Приключения в Кукляндии


Развивать способность оценивать своё отношение к позитивным и негативным поступкам сверстников, развивать пространственные представления. Уточнить пространственные отношения: «на», «над», «под». Учить создавать многое из одного, лепить фигуру человека разной формы, определять место звука в словах; познакомить с гласным звуком [и], буквами «И, и».

6

4

16-18

Весёлые ладошки


Учить детей следить за своим внешним видом, конкретизировать (оживлять) схематические изображения, моделировать целостный образ вырезать по нарисованному контуру, определять место звуков в словах. Познакомить с гласным звуком [ы], буквой «ы», с числом и цифрой 1, её графическим рисунком. Развивать внимание и мелкую моторику.

6

5

19-21

Секреты клоуна Язычка


Развивать внимание и память, умения сравнивать фигуры и находить недостающие фигуры при восстановлении закономерности. Познакомить детей с предметами личной гигиены и значением их использования для человека, с понятием «согласный звук». Учить вырезать по нарисованному контуру, составлять образы и композиции, расшифровывать смысл. Закреплять представления о гласных звуках и буквах.

6

Н

О

Я

Б

Р

Ь


1

22-24

Я и мир вокруг


Расширять кругозор, развивать внимание, память, умение пользоваться носовым платком и обувной щёткой, сравнивать фигуры и находить недостающие фигуры при восстановлении закономерности. Способствовать развитию творческих способностей при изображении простых сюжетов с передачей движений, взаимодействий и отношений между персонажами. Познакомить с согласными звуками [н, н`], буквами «Н, н», числом и цифрой 2, её графическим рисунком.

6

2

25-27

Осенний базар


Развивать внимание, память, мелкую моторику, умение сравнивать фигуры и находить лишние фигуры при восстановлении закономерности. Познакомить с понятием натюрморт, слог, математическими знаками «+,-». Формировать представления о действиях сложение и вычитание. Научить лепить фрукты и овощи, создавать объёмные композиции.




3

28-30

Осень – жница


Развивать внимание и память, связную и интонационно выразительную речь, умение сравнивать фигуры и находить лишние фигуры при восстановлении закономерности. Познакомить с согласными звуками [т, т`], буквами «Т, т», образованием и составом числа 2. Учить детей рисовать овощи по их описанию в загадках и шуточном стихотворении.

6

4

31-33

Домовёнок

Кузя в городе игр


Развивать внимание, память, мышление, умение восстанавливать закономерности, сочетать аппликационные техники при создании коллективной композиции из вырезанных листочков. Познакомить с числом и цифрой 3, её графическим рисунком, правилами ухода за зубами. Учить детей заботиться о своём здоровье, делить слова на слоги;

6

Д

Е

К

А

Б

Р

Ь


1

34-36

Магазинчик домовёнка Бу


Познакомить с правилами ухода за ушами, понятием предложение, образованием и составом числа 3. Развивать вариативность мышления при составлении предложений по опорным словам, умение лепить выразительные образы конструктивным способом с повышением качества приёмов отделки. Учить планировать свою работу, определять количество слов в предложении, соотносить цифры 1-3 с нужным количеством предметов.

6

2

37-39

Мастерская Деда Мороза


Развивать вариативность мышления при составлении предложений по опорным словам. Познакомить с правилами ухода за глазами и упражнениями для сохранения зрения, с декоративным оформлением создаваемых работ, согласными звуками [к, к`], буквами «К, к», числом и цифрой 4, её графическим рисунком. Учить детей заботиться о своём здоровье, придумывать новое окончание знакомой сказке, создавать выразительные образы снеговика из кругов разной величины, вырезанных из сложенных вдвое квадратов.

6

3

40-42

Чудо Рождества


Формировать положительные моральные качества. Развивать внимание, мышление, память, способность оценивать своё отношение к позитивным и негативным поступкам, умение находить фигуры и предметы для восстановления закономерностей. Познакомить с правилами соблюдения порядка в своих вещах, восклицательным и вопросительным знаками, образованием и составом числа 4. Учить изготавливать новогодние сувениры из бросового материала, соотносить цифры 1-4 с нужным количеством предметов.

6

4

43-45

В лес на новогоднюю ёлку


Учить комбинировать различные детали при создании нового образа, изготавливать новогодние сувениры из бросового материала. Познакомить с правилами поведения у новогодней ёлки, согласными звуками [с, с`], буквами «С, с». Формировать представление о различных видах углов, закрепить понимание смысла действий сложение и вычитание.

6

Я

Н

В

А

Р

Ь


3

46-48

Забавы Бабы Яги


Познакомить с правилами поведения в музее, театре. Кино. Развивать творческие способности и фантазию при создании образа сказочных персонажей. Познакомить с понятием интонация, числом и цифрой 5, её графическим рисунком. Закреплять умение соотносить игровые действия с выполняемой ролью.

6

4

49-51

Аллея торнадо


Развивать творческие способности и фантазию при создании коллективного образа. Познакомить с требованиями этикета, образованием и составом числа 5. Воспитывать доброжелательность при общении с людьми в разных ситуациях. Учить читать слоги, вычленять звуки из слов, считать от 1 до 5 по порядку и в обратном порядке. Провести простой опыт «Устрой торнадо!».

6

5

52-54

В поисках упавшей звезды


Расширить и закрепить знания о добре и зле, воспитывать чувство сопереживания к окружающим. Развивать внимание, мышление, память, умение подбирать слова и символы для восстановления закономерностей. Познакомить с согласными звуками [л, л`], буквами «Л, л». Учить рисовать и вырезать пятиконечную звезду, соотносить цифры 1-5 с нужным количеством предметов, сравнивать группы предметов и числа в пределах 5, повторить пространственные отношения: «впереди», «сзади».

6

Ф

Е

В

Р

А

Л

Ь


1

55-57

Путешествие по городу Вежливости


Расширять и закреплять знания о добрых и плохих поступках. Развивать внимание, мышление, память, умение подбирать слова и символы для восстановления закономерностей. Познакомить с понятием ударение. Учить изготавливать поздравительные открытки-самоделки (валентинки к празднику Святого Валентина) с сюрпризом (симметричным способом), решать примеры и задачи.

6

2

58-60

Неделя рыцарских турниров


Познакомить с историей Древней Руси, согласными звуками [р, р`], буквами «Р, р», числом и цифрой 6, её графическим рисунком. Воспитывать патриотические чувства. Развивать умение в обозначении различных предметов и фигур символами. Учить рисовать мужской портрет с передачей характерных особенностей внешнего вида, характера и настроения конкретного человека (папы, дедушки, брата, дяди).

6

3

61-63

В дружбе – сила!


Формировать чувство ответственности, взаимопомощи. Учить детей дружить, изготавливать подарки для пап, дедушек, братьев, дядь. Развивать умение в обозначении различных предметов и фигур символами, по символам различать предмет и фигуру. Познакомить с понятием ударный слог, образованием и составом числа 6.

6

4

64-66

Необыкновенное болото


Формировать представление о разнообразии водоёмов, растительного и животного мира. Прививать любовь детей к живой природе. Развивать умение в обозначении различных предметов и фигур символами, по символам различать предмет и фигуру. Учить составлять и читать слова, решать примеры и задачи, изготавливать объёмные цветы.




М

А

Р

Т


1

67-69

Весеннее пробуждение


Формировать чувство уважения к окружающим. Подвести детей к тому, что каждую вещь можно использовать по-разному. Познакомить с согласными звуками [в, в`], буквами «В, в», числом и цифрой 7, её графическим рисунком. Учить рисовать женский портрет с передачей характерных особенностей внешнего вида, характера и настроения конкретного человека (мамы, бабушки).

6

2

70-72

Путешествие в Цветочный город


Учить слушать друг друга, прислушиваться к мнению окружающих, придумывать новое применение знакомым предметам, изготавливать поделки из бросового материала, составлять и читать слова. Познакомить с образованием и составом числа 7.

6

3

73-75

Лесная школа


Прививать любовь детей к животным, определить роль животных в жизни человека, формировать знания о правилах общения с животными. Познакомить с согласными звуками [п, п`], буквами «П, п», формировать представление о понятиях: «тяжелее», «легче». Учить придумывать новое применение знакомым предметам, воплощать в художественной форме своё представление о первоцветах (подснежниках, пролесках), искать средства выразительности (тень, ноздреватый снег), решать примеры и задачи.

6

4

76-78

В гостях у Смешариков


Познакомить с основными правилами ведения беседы по телефону, техникой лепки шаров из солёного теста, числом и цифрой 8, её графическим рисунком. Учить придумывать новое применение знакомым предметам, составлять и читать слова.

6

А

П

Р

Е

Л

Ь


1

79-81

Встреча с весёлыми человечками


Развивать внимание, мелкую моторику, умение выполнять портреты весёлых человечков используя смешанную технику, ориентироваться на листе в линию и клетку. Формировать умение вызывать специальные службы по телефону в целях сохранения своего здоровья и окружающих. Познакомить с образованием и составом числа 8. Учить звуковому анализу слов.

6

2

82-84

Давайте, полетаем!


Расширить представления детей о космосе, воспитывать культуру межличностных отношений. Развивать внимание, мелкую моторику, умение дорисовывать и отображать узоры по образцу. Познакомить с разнообразием воздушного транспорта, согласными звуками [м, м`], буквами «М, м». Учить изготавливать простейшую модель парашюта с грузилом, решать примеры и задачи. Провести эксперимент на точность приземления изготовленных детьми парашютов.

6

3

85-87

Пасхальный колобок.


Расширить представление о народных праздниках, воспитывать чувство терпимости и уважения к окружающим. Развивать внимание, мелкую моторику, умение дорисовывать и отображать узоры по образцу. Учить изготавливать пасхальные открытки, выполнять звуковой анализ слов. Формировать представление об объёме, сравнении сосудов по объёму с помощью переливания.

6

4

88-90

Столик, накройся!


Развивать внимание, мышление, мелкую моторику, художественный вкус, умение выполнять графические диктанты. Познакомить с правилами накрывания стола в будни и праздники, согласным звуком [й`], буквами «Й, й», числом и цифрой 9. Учить лепить чашки и блюдца из солёного теста и украшать их узорами, соотносить цифры 6-9 с нужным количеством предметов.

6

М

А

Й


1

91-93

Нет в мире краше – Родины нашей!


Раскрыть смысл понятия Родина, воспитывать любовь к Родине и гордость за неё, патриотические чувства. Развивать внимание, мышление, мелкую моторику, умение выполнять графические диктанты. Повторить звуки и буквы русского алфавита, познакомить с образованием и составом числа 9. Научить изготавливать птицу счастья из бумаги разной фактуры.

6

2

94-96

Цветик – семицветик


Воспитывать культуру поведения детей в транспорте, учить оценивать своё поведение и окружающих. Развивать внимание, мышление, мелкую моторику, умение выполнять графические диктанты. Закреплять умения в определении места звуков в словах и обозначение звуков буквами. Учить рисовать выразительную фигуру человека в контрастном костюме – в движении и с передачей мимики (улыбка, мех), решать примеры и задачи.

6

3

97-99

Интеллектуальная игра «Я – сам!»


Воспитывать самостоятельность, культуру общения с окружающими людьми. Учить решать задачи-противоречия, находить варианты решения проблемных ситуаций, составлять гармоничные образы рыбок из отдельных элементов (кругов, овалов, треугольников). Повторить понятия слог, слово, предложение. Формировать представление о площади фигур и учить сравнивать фигуры по площади с помощью условной мерки.

6

4

100-102

Снова лето к нам пришло!


Учить решать задачи-противоречия, находить варианты решения проблемных ситуаций. Закрепить умения вырезать силуэты бабочек из бумажных квадратов или прямоугольников, сложенных пополам, составлять слоги, слова и предложения, читать слоги и слова, знания о числах и цифрах 1-9, решении примеров и задач. Развивать творческие способности и художественный вкус. Воспитывать ответственность и культурное поведение через игру.

6

Итого: 204

II.2. Учебно-тематический план второго года обучения

Месяц

Неделя

№ встречи

Тема цикла встреч

Задачи встреч

Кол-во часов

с

е

н

т

я

б

р

ь

1

1-3

В гости к нам пришёл портфель


Познакомить с историей возникновения портфеля, его назначением и наполнением, с эскизом, как этапом планирования работы. Повторить правила поведения в общественных местах, правила организации рабочего места, ранее изученные звуки и буквы русского алфавита. Учить собирать портфель для подготовки к школьному обучению, читать слоги и слова, формулировать учебную задачу, понимать и выполнять её самостоятельно.

6

2

4-6

В школе дорожных наук


Познакомить с правилами передвижения на велосипеде, гласным звуком [э], буквами «Э, э», графическим изображением цифры 0. Развивать фантазию, умение анализировать ситуации из личного опыта. Учить правилам поведения в опасных ситуациях при езде на велосипеде, определять место звука в словах. Сформировать представления о числе 0 и его свойствах. Способствовать освоению симметричной аппликации (вырезывание машин из прямоугольников, сложенных пополам).

6

3

7-9

Страна Чудес


Вспомнить название популярных сказок, их краткое содержание и имена сказочных персонажей. Провести литературную викторину. Учить конкретизировать абстрактные понятия, использовать приём типизации при создании нового образа, изготавливать маски сказочных персонажей из бумаги, выполнять звуковой анализ слов, читать слоги и слова. Сформировать представления о числе 10, его образовании, составе, записи;.

6

4

10-12

Путешествие на улицу Строителей


Способствовать развитию творческого воображения и художественно – конструкторских способностей детей. Закреплять умения производить разметку по шаблону, резать по намеченным линиям, аккуратно наклеивать мелкие детали, подбирать детали по цвету и форме. Учить конкретизировать абстрактные понятия, использовать приём типизации при создании нового образа, устанавливать соответствие между числами и цифрами первого десятка. Познакомить со звуками [й`, э], буквами «Е, е».

6

О

К

Т

Я

Б

Р

Ь


1

13-15

Волшебство пёстрого зонтика


Развивать художественный вкус, умение находить числа, узоры, восстанавливать последовательность картинок при установлении различных закономерностей. Учить изготавливать картины из цветной манной крупы, выполнять звуковой анализ слов, читать слоги и слова. Закрепить умения ориентироваться в пространстве и во времени.

6

2

16-18

Волшебные пузырьки


Развивать доброжелательность, культуру общения со сверстниками, внимание и память, умение находить числа, узоры, восстанавливать последовательность картинок при установлении различных закономерностей. Познакомить с простейшим способом изготовления мыльных пузырей, звуками [й`, о], буквами «Ё, ё». Формировать представление о понятии объёмные фигуры и познакомить с геометрическими фигурами: шар, куб, конус. Изготовить мыльные пузыри, провести конкурс «Чей пузырь больше?».

6

3

19-21

Морские приключения


Развивать фантазию и мелкую моторику в изобразительной деятельности. Научить изготавливать простейшие модели катамаранов (в уменьшенном виде), используя детскую ванную, наполненную водой, провести эксперимент по запуску изготовленных моделей. Учить выполнять звуковой анализ слов, читать слоги и слова. Формировать представление о понятии объёмные фигуры и познакомить с геометрическими фигурами цилиндр, пирамида, параллелепипед.

6

4

22-24

Удивительные превращения воздушных шаров


Развивать фантазию и мелкую моторику в изобразительной деятельности, умение воплощать свои замыслы в творческих работах, работать в коллективе. Познакомить с приёмами превращения воздушных шаров в художественные образы сказочных героев и украсить кабинет готовыми работами, познакомить со звуками [й`, у], буквами «Ю, ю». Формировать представления о точке, прямой и кривой линиях, учить пользоваться чертёжным инструментом – линейкой.

6

5

25-27

Воздушные приключения


Развивать фантазию и мелкую моторику в изобразительной деятельности. Научить изготавливать простейшую модель самолёта «Стрела», учить выполнять звуковой анализ слов, читать слоги и слова. Формировать представление об отрезке и луче, учить пользоваться чертёжным инструментом – линейкой. Провести соревнование «Первые полёты» на местном уровне, с победителями поучаствовать в городских соревнованиях на базе Городской Станции Юных техников (проходящих ежегодно).

6

Н

О

Я

Б

Р

Ь


1

28-30

Я и мой город


Расширить представления о городе, нарисовать любимый уголок города, формировать представления о замкнутой и незамкнутой линии. Познакомить с историей города, звуками [й`, а], буквами «Я, я». Закрепить умение сопоставлять, анализировать, делать выводы. Развивать любознательность, самостоятельность, внимание, память, мышление, умение копировать образы. Провести встречу с работниками краеведческого музея города. Сделать выставку фотографий «Любимый уголок города».

6

2

31-33

Я и моя семья


Учить собирать информацию о своей родословной, составлять генеалогическое древо, выполнять звуковой анализ слов, читать слоги и слова. Развивать умение классифицировать предметы, устанавливать закономерность, составлять и рассказывать рассказы о своей семье, рисовать домашних питомцев по выбору. Познакомить с понятием ломаная линия, учить чертить её с помощью линейки. Сделать выставку семейных фотографий учащихся.

6

3

34-36

Ручейки добра


Расширять кругозор детей, познакомить с традиционными народными праздниками русского народа, способствовать духовно – нравственному воспитанию учащихся. Развивать внимание, мышление, умение копировать образы, классифицировать предметы, устанавливать закономерность. Познакомить с согласным звуком [ш], буквами «Ш, ш», понятием многоугольник. Учить видеть прекрасное в окружающем мире и изображать это в своих работах, выполнять чертёж многоугольника с помощью линейки.

6

4

37-39

Осинины


Пробудить интерес детей к национальным традициям русского народа, способствовать духовно – нравственному воспитанию учащихся. Развивать умение группировать предметы по определённому признаку и функции обобщения. Учить изготавливать поделки из природного материала, делить слова на слоги, ставить ударение. Познакомить с образованием числа 11 и новой счётной единицей – десяток.

6

Д

Е

К

А

Б

Р

Ь


1

40-42

Неделя турниров «Умники и Умницы»


Развивать смекалку и находчивость, умение группировать предметы по определённому признаку и функции обобщения. Познакомить с согласными звуками [б, б`], буквами «Б, б». Учить решать примеры и задачи. Провести турнир «Умники и Умницы по русскому языку (в соответствии с возрастом), с целью набора команды учащихся для участия в Международном конкурсе – игре «Ёж».

6

2

43-45

Лоскутик ищет друзей


Познакомить детей с правилами этикета в гостях, изготовлением творческих работ в технике мозаика, образованием числа 12. Развивать чувство цвета, умение группировать предметы по определённому признаку и функции обобщения. Сопоставить звуки [б], [п]. Учить культуре общения со сверстниками, изготавливать творческие работы в технике мозаика, выполнять звуковой анализ слов.

6

3

46-48

Мастерская «Сюрприз»


Расширять кругозор детей, познакомить с историей появления праздника Новый год. Развивать внимание, память, словотворчество, фантазию, умение подбирать слова на заданные звуки. Познакомить с новой техникой выполнения художественных композиций, делая оттиск растений с помощью поролонового тампона, согласными звуками [х, х`], буквами «Х, х». Учить решать примеры и задачи.

6

4

49-51

Ледяные забавы


Развивать словотворчество, фантазию, умение подбирать слова на заданные звуки. Научить изготавливать снежинки и аппликационную композицию «Зимнее кружево» (из вырезанных снежинок). Учить отгадывать ребусы и головоломки, выполнять звуковой анализ слов, читать слоги и слова. Познакомить с разнообразием часов, их назначением, устройством.

6

Я

Н

В

А

Р

Ь


3

52-54

Калейдоскоп игр


Учить отгадывать ребусы, шарады, головоломки, кроссворды. Развивать словотворчество, фантазию, умение подбирать слова на заданные звуки. Познакомить с согласными звуками [з, з`], буквами «З, з». Научить изготавливать музыкальную игрушку «Трещотка», используя палочки, бечёвку, ракушки. Учить определять время с точностью до получаса. По результатам выполнения детьми игровых заданий набрать команду учащихся для участия во Всероссийском интеллектуальном конкурсе «Классики – скоро в школу!».

6

4

55-57

На планете Потерянного времени


Познакомить с литературным произведением «Сказка о потерянном времени», помочь понять, что очень важно выполнять взятые на себя обязательства, держать слово. Воспитывать ответственность, самостоятельность и пунктуальность. Развивать внимание, мышление и умения проходить лабиринты разной степени трудности. Научить изготавливать часы из бросового материала. Сопоставить звуки [з], [с], учить выполнять звуковой анализ слов. Познакомить с образованием числа 13.

6

5

58-60

В мире фантастики


Вызвать интерес к изображению разных пришельцев и средств их передвижения в космическом пространстве. Направить детей на самостоятельный поиск способов создания фантастических образов (пластическим, графическим или аппликативными средствами). Развивать внимание, мышление, воображение, умение переносить знакомые способы работы в новую творческую ситуацию, умения проходить лабиринты разной степени трудности. Формировать познавательные интересы, Познакомить с согласными звуками [д, д`], буквами «Д, д». Учить решать примеры и задачи.

6

Ф

Е

В

Р

А

Л

Ь


1

61-63

Мы живём на планете Земля


Познакомить с понятием солнечная система, названием планет солнечной системы и их расположением, с разными точками зрения на историю возникновения нашей планеты Земля. Развивать внимание, мышление и умения проходить лабиринты разной степени трудности. Учить создавать (лепить) разные летательные (космические) аппараты конструктивным и комбинированным способами. Сопоставить звуки [д], [т], учить выполнять звуковой анализ слов. Познакомить с образованием числа 14.

6

2

64-66

Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет


Расширить кругозор детей, познакомив с историей развития Российского государства, с символами современного государства (герб, флаг, гимн), выучить государственный гимн России. Развивать чувства гордости и патриотизма за Россию, внимание, мышление и умение находить парные картинки, устанавливать закономерность. Воспитывать познавательный интерес к историческим событиям. Познакомить с согласным звуком [ж], буквами «Ж, ж». Учить отображать исторические события в рисунках, решать примеры и задачи.

6

3

67-69

Экзамен Петра Великого


Расширить кругозор и познакомить с именами знаменитых людей: легендарных богатырей – защитников, знаменитых российских полководцев, героев, совершавших подвиг во имя спасения Отечества и царя, создавшего регулярную Российскую армию. Развивать чувство патриотизма, внимание, мышление, композиционные способности и навык сотворчества в процессе изображения русских богатырей, умение находить парные картинки, устанавливать закономерность. Сопоставить звуки [ж], [ш]. Учить выполнять звуковой анализ слов. Познакомить с образованием числа 15. Провести конкурс – игру «Экзамен Петра Великого».

6

4

70-72

Подарок Веснушки и Радужки


Расширять кругозор детей, знакомя с историей появления праздника Международный женский день. Воспитывать чувство уважения к женщинам, девочкам. Развивать умение подбирать слова по заданным признакам, а предметы по действию, которое они выполняют. Познакомить с согласными звуками [г, г`], буквами «Г, г». Учить изготавливать подарки для мам, бабушек, сестёр, подруг, решать примеры и задачи.

6

М

А

Р

Т


1

73-75

Нет лучшего дружка, чем родная матушка


Подвести детей к пониманию того, что мама – самый близкий, родной и дорогой человек, никто её не заменит, придумать и рассказать рассказ о своей маме. Развивать умение подбирать слова по заданным признакам, а предметы по действию, которое они выполняют. Сопоставить звуки [г], [к]. Учить рисовать портрет мамы, выполнять звуковой анализ слов. Познакомить с образованием числа 16. Оформить выставку портретов и фотографий с изображением мам.

6

2

76-78

Неделя КВН


Развивать смекалку, сообразительность, воображение и творчество, умение подбирать слова по заданным признакам, а предметы по действию, которое они выполняют. Познакомить с новой техникой рисования «Живая линия», согласными звуками [ф, ф`], буквами «Ф, ф». Учить создавать оригинальные контурные рисунки в технике «Живая линия», решать примеры и задачи.

6

3

79-81

В мире сказок


Познакомить с творчеством иллюстратора детских книг И. Я. Билибина. Уточнить представление о структуре книжки – картинки. Вызвать интерес к оформлению книжек – самоделок по замыслу. Развивать воображение, Воспитывать интерес к книжной иллюстрации, бережное отношение к книгам. внимание, память, мышление, умение находить и восстанавливать закономерности, отгадывать кроссворды. Сопоставить звуки [в], [ф], учить выполнять звуковой анализ слов. Познакомить с образованием числа 17. Провести игру «Поле чудес».

6

4

82-84

Путешествие в Простоквашино


Прививать любовь к животным, закрепить знакомые правила общения с животными. Развивать внимание, память, мышление, умение находить и восстанавливать закономерности. Познакомить с техникой изготовления объёмных животных из бумаги, согласным звуком [ч`], буквами «Ч, ч». Учить изготавливать объёмных животных из бумажных геометрических фигур, решать примеры и задачи.

6

А

П

Р

Е

Л

Ь


1

85-97

Неделя хорошего настроения


Развивать диалогическую речь, способствовать созданию психологического комфорта, улучшению настроения во время проведения игровых мероприятий. Учить представлять предмет по его схематическому изображению, выполнять звуковой анализ слов, читать слоги и слова. Познакомить с приёмами выполнения аппликационных работ (изображение клоуна в движении), образованием числа 18.

6

2

88-90

Космические приключения


Развивать диалогическую речь, способствовать обогащению и активизации словаря по теме «Космос», самостоятельность в творческом отражении представлений о космосе. Учить представлять предмет по его схематическому изображению, составлять творческие рассказы по собственным рисункам, изготавливать простейшие модели ракет, решать примеры и задачи. Познакомить с правилами запуска простейших моделей ракет, согласным звуком [ц], буквами «Ц, ц».Провести соревнование по запуску простейших моделей ракет на местном уровне, с целью набора команды для участия в Городских соревнованиях «Малые космические игры», проходящих ежегодно.

6

3

91-93

Месяц апрель – всему году ключ


Вызвать интерес к народной культуре, продолжать работу по ознакомлению с народными праздниками и духовно – нравственному воспитанию учащихся. Познакомить с техникой изготовления объёмных цветов образованием числа 19. Учить изготавливать объёмные цветы, создавать образы через опредмечивание условных символов, выполнять звуковой анализ слов, читать слоги и слова.

6

4

94-96

Путешествие за кладом


Обеспечить психологическую комфортность, формировать предпосылки учебной деятельности, воспитывать эмоциональную отзывчивость, чувство сопереживания, желание помочь тому, кто оказался в сложной ситуации. Учить создавать образы через опредмечивание условных символов, изготавливать различные подвески из кофейного или солёного теста (на выбор). Познакомить с согласным звуком [щ`], буквами «Щ, щ». Учить решать примеры и задачи.

6

М

А

Й


1

97-99

Я и моя страна


Расширять кругозор детей, знакомя их с историей нашей страны, воспитывать любовь к своей стране, интерес к народному искусству, гордость и патриотизм. Развивать управляемое воображение, чувство формы и композиции. Учить рисовать посуду по мотивам гжели дополнять изображениями сказочных яств и составлять из индивидуальных работ коллективную композицию (праздничный стол), мыслить при помощи морфологического анализа. Познакомить с разделительным твёрдым знаком – буквой «ъ», образованием числа 20.

6

2

100-102

Слава, воинам – победителям!


Продолжать знакомить с историей нашей страны, с событиями в годы Великой Отечественной войны, воспитывать чувство гордости за свою страну и чувство патриотизма. Развивать речь, управляемое воображение, умение составлять и рассказывать рассказы. Учить мыслить при помощи морфологического анализа, изготавливать простейшие макеты военной техники, решать примеры и задачи. Познакомить с разделительным мягким знаком – буквой «ь». Провести встречу с работниками музея.

6

3

103-105

Русалочки в Подводном царстве


Познакомить с правилами поведения вблизи водоёмов и на воде. Вызвать интерес к созданию сказочных сюжетов по мотивам знакомых сказок. Развивать управляемое воображение, учить выражать замыслы в рисунке, рисовать сказочных героев (Русалочку, Нептуна, рыбку). Повторить и закрепить звуки и буквы русского алфавита, умение выполнять звуковой анализ слов, порядковый и обратный счёт в пределах 20, умение сравнивать числа в пределах 20.

6

4

106-108

На лесной опушке


Познакомить с правилами поведения в лесу. Продолжать учить детей самостоятельно и творчески отражать свои представления о красивых природных явлениях разными изобразительно выразительными средствами. Развивать чувство цвета, управляемое воображение, умение выражать замыслы в рисунке. Воспитывать эстетическое отношение к природе. Закрепить умение составлять и читать слова, предложения, умение решать примеры и задачи.

6

Итого: 216



  1. Условия реализации программы

  1. Учебный кабинет, имеющий три зоны: рабочую зону, игровую зону, зону отдыха.

  2. Учебная магнитная доска.

  3. Учебно-методический комплекс, способствующий успешному освоению программного материала.

  4. Телевизор, DVD-проигрыватель, магнитофон.

IV. Список используемой и рекомендуемой литературы

1. Арапова – Пискарёва Н. А. Формирование элементарных математических представлений дошкольников. – М., 2006 г.

2. Афонасьева Н. П. Математика для малышей. – М., 2006 г.

3. Белова Т.В., Солнцева В.А. Готов ли я к школе? – М.: Просвещение, 2012г.

4. Бондаренко Т.М. Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада. – ТЦ: «Учитель», 2005г.

5. Бубнова С.ю., Андриещ В.А.Аспекты взаимодействия ДОУ и семьи. Подготовка детей к школе. – СПб: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2010г.

6. Воробьева Д. И. Гармония развития. – Екатеринбург: УрГПУ, 2004 г.

7. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. и др. Энциклопедия подготовки к школе. М.: «РОСМЭН», 2006г.

8. Доронова Т. Н. На пороге школы. – М., 2003 г.

9. Касабуцкий Н.И., Скобелев Г.Н. и др. Давайте поиграем. – Москва: «Просвещение», 1991г.

10. Кобитина И.И. Дошкольникам о технике. – Москва: «Просвещение», 1991г.

11. Котова Е.В., Кузнецова С.В., Романова Т.А. 244 упражнения для маленьких гениев. – Ростов н/Д: Феникс, 2010г.

12. Лыкова И.А. Изобразительное творчество в детском саду. – М.: Издательский дом «Карапуз», 2010г.

13. Овчаренко Л.А. Сценарии народных календарных праздников. – Волгоград: «Учитель», 2009г.

14. Прохорова Г.А. Готовимся к школе. – Москва: «Просвещение», 2010г.

15. Севостьянова Е.О. Занятия по развитию интеллекта. – М.: ТЦ Сфера, 2010г.

16. Соколова Е. И. Учимся решать задачи. – Ярославль, 2006 г.

17. Соловьёва Е. В. Математика и логика для дошкольников. – М., 2004 г.

18. Сухин И.Г. Незнайка, Хоттабыч, Карлсон и все – все – все. – М.: Новая школа, 1994г.

19. Тихомирова Л. Ф. Упражнения на каждый день. – Ярославль, 2001 г.

20. Петерсон Л. Г., Холина Л. П. Раз – ступенька, два – ступенька. – М., 2004 г.

21. Цукерман Г. А. Подготовим ребёнка к школе. – Екатеринбург, 2002 г.

22. Шорыгина Т.А. Беседы об этикете с детьми 5 – 8 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2013г.

23. Дошкольное образование: журн. – 2005. - № 24, 7.

24. Ледниковый период: журн. – 2011. - № 3, 6, 8, 9, 15, 16, 19, 22, 23, 24, 26.

25. Ребёнок в детском саду: журн.- 2009. - № 1, 2, 3; 2010. - № 3.


  1. Аннотация

Программа «В мире увлекательных наук» является интегрированной, предполагает работу в студиях развития детей дошкольного возраста 5-7 лет, в рамках системы дополнительного образования.

Целью данной программы является: развитие личностных и интеллектуальных качеств дошкольников с учётом предшкольной поры.

Задачи программы:

1).В обучении:

-формировать мотивацию учения, ориентируемую на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества;

-формировать умение планировать свои действия в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий, точно и ясно выражать свои мысли;

-способствовать овладению элементарными навыками и умениями изобразительной деятельности;

-сформировать потребность понимать другого, уважать его позицию и точку зрения.

2).В развитии:

-активизировать творческий потенциал;

-развивать внимание, память, мышление, воображение, мелкую моторику, речь.

3).В воспитании:

-способствовать выработке умений целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих;

-формировать стремление быть порядочными людьми, что предполагает следование общечеловеческим ценностям и благородным идеалам.

Программа рассчитана на 2 года обучения, по 6 часов в неделю. Работа с учащимися первого года обучения начинается с 15 сентября, в связи с тем, что с 1 сентября до 15 сентября идёт набор в студию. Работа с учащимися второго года обучения начинается с 1 сентября. Таким образом, общее количество часов составляет: первый год – 204 часа, второй год – 216 часов.

  1. Сведения об авторе

  1. ФИО составителя: Бумагина Алла Викторовна

  2. Место работы: МБУ ДО Дом детского творчества Тагилстроевского района города Нижний Тагил, Свердловской области

  3. Должность: педагог дополнительного образования

  4. Образование: высшее, окончила Нижнетагильский государственный педагогический институт по специальности «Педагогика и методика начального образования»

  5. Педагогический стаж: 21 год

  6. Квалификационная категория: высшая

  7. e-mail личный: [email protected]