Главная страница

Нарушение фонематического восприятия у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи


Скачать 52.3 Kb.
Название Нарушение фонематического восприятия у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
Дата 23.03.2016
Размер 52.3 Kb.
Тип Документы

Нарушение фонематического восприятия у детей

с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Фонетико-фонематическое недоразвитие – это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

К этой категории относятся дети с нормальным слухом и интеллектом.

С развитием логопедической науки и практики, физиологии и психологии речи детей пришли к выводу о важнейшем значении фонематического восприятия для полноценного усвоения звуковой стороны речи. Было установлено, что у детей с сочетанием нарушения произношения и восприятия фонем отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся тонкими акустико-артикуляционными признаками.

Состояние фонематического развития детей влияет на овладение звуковым анализом. Так, дети затрудняются:

а) в выделении первого гласного, согласного звука (называет или первый слог или все слово);

б) в подборке картинок, включающих заданный звук.

В предлагаемый ребенку набор входят картинки, в названиях которых есть нужный звук – шапка, кошка, душ; нет нужного звука – почка, окно, ракета; есть звук, смешивающийся с заданным – сапоги, чайник, щетка;

в) в самостоятельном придумывании и названии слов с заданным звуком.

Уровень сформированности действия по выделению последовательности звуков в слове и умение сознательно ориентироваться в звуковых элементах слова находятся в зависимости от степени недоразвития фонематического восприятия и от того, является ли это недоразвитие первичным или вторичным. Вторичное недоразвитие фонематического восприятия наблюдается при нарушениях речевых кинестезий, имеющих место при анатомических и двигательных дефектах органов речи. В этих случаях нарушается нормальное слухопроизносительное взаимодействие, которое является одним из важнейших механизмов развития произношения. Имеет значение низкая познавательная активность ребенка в период формирования речи, и ослабленное произвольное влияние.

При первичном нарушении фонематического восприятия предпосылки к овладению звуковым анализом и уровень сформированности действия звукового анализа ниже, чем при вторичном.

Недостатки произношения могут быть сведены к следующим характерным проявлениям.

  1. Недифференцированное произношение пар или групп звуков.

В этих случаях один и тот же звук может служить для ребенка заменителем двух или даже трех других звуков. Например, мягкий звук т произносится вместо с, ч, ш («тюмка», «тяска», «тяпка» вместо «сумка», «чашка», «шапка»).

2. Замена одних звуков другими, имеющими более простую артикуляцию и представляющими поэтому меньшую произносительную трудность для ребенка. Обычно звуки, сложные для произношения, заменяются более легкими, которые характерны для раннего периода речевого развития. Например, звук л употребляется вместо звука р, звук ф вместо звука ш. У некоторых детей целая группа свистящих и шипящих звуков может быть заменена звуками т и д («табака» вместо «собака»).

3. Смешение звуков. Это явление характеризуется неустойчивым употреблением целого ряда звуков в различных словах. Ребенок может в одних словах употреблять звуки правильно, а в других – заменять их близкими по артикуляции или акустическим признакам. Так, ребенок, умея произносить звуки р, л или с изолированно, в речевых высказываниях произносит, например «Сторял стлогает дошку» вместо «Столяр строгает доску».

При смешении близких звуков у ребенка формируется артикуляция, но процесс фонемообразования еще не закончен. В таких случаях затрудняется различение близких из несколько фонетических групп, происходит смешение соответствующих букв.

В фонетико-фонематическом развитии детей появляется несколько состояний:

- недостаточное различение и затруднение в анализе только нарушенных в произношении звуков. Весь остальной звуковой состав слова и слоговая структура анализируется правильно. Это наиболее легкая степень ФФН;

- недостаточное различение большего количества звуков из нескольких фонетических групп при достаточно сформированной их артикуляции в устной речи. в этих случаях звуковой анализ нарушается более грубо;

- при глубоком фонематическом недоразвитии ребенок не слышит звуков в слове, не различает отношения между звуковыми элементами, не способен выделить их из состава слова и определить последовательность.

Произносительные ошибки необходимо оценивать с точки зрения их значимости для речевой коммуникации. Одни из них затрагивают лишь образование оттенков фонем и не нарушают смысла высказывания, другие ведут к смешению фонем, их не различению. Последние являются более грубыми, так как нарушают смысл высказывания.

При наличии большого количества дефектных звуков, как правило, нарушается произношение многосложных слов со стечением согласных («качиха» вместо «ткачиха»). Подобные отклонения в собственной речи детей также указывают на недостаточную сформированность фонематического восприятия.

Низкий уровень собственно фонематического восприятия с наибольшей отчетливостью выражается в следующем:

а) нечеткое различение на слух фонем в собственной и чужой речи (в первую очередь глухих - звонких, свистящих - шипящих, твердых - мягких,

шипящих – свистящих – аффрикат и т.д.);

б) неподготовленность к элементарным формам звукового анализа и синтеза;

в) затруднение при анализе звукового состава речи.

У детей с фонетико-фонематическим недоразвитием нередко имеется определенная зависимость между уровнем фонематического восприятия и количеством дефектных звуков, то есть чем больше количество звуков не сформировано, тем ниже фонематическое восприятие. Однако не всегда имеется точное соответствие между произношением и восприятием звуков.

Так, например, ребенок может искаженно произносить 2-4 звука, а на слух не различать большее число, причем из разных групп. Относительное благополучие звукопроизношения может маскировать глубокое недоразвитие фонематических процессов. В таких случаях только применение специализированных заданий вскрывает сложную патологию.

Раннее выявление детей с фонетико-фонематическим недоразвитием является необходимым условием для успешной коррекции недостатков в дошкольном возрасте и предупреждения нарушений письма и чтения.

Усвоение грамоты – сложный процесс, успешное протекание которого зависит от многих условий. Однако важнейшим среди них, несомненно, является готовность ребенка к анализу звукового состава речи.

Как известно, основные требования, предъявляемые к обучению грамоте, К.Д.Ушинский формулирует следующим образом:

  1. приучить руку и глаз дитяти к письму элементов букв;

  2. приучить слух дитяти к отысканию отдельного звука в слове;

  3. приучить язык дитяти к отчетливому произношению звуков;

  4. приучить внимание дитяти останавливаться на словах и звуках их составляющих;

  5. приучить и глаз, и руку, и слух, и язык, и внимание дитяти разлагать и складывать слова, представляемые в уме, произносимые, писанные, печатные.

Главное место в подготовке к грамоте у К.Д.Ушинского занимает развитие звукового анализа на слух и артикуляцию.

Наблюдение показывает, что для успешного овладения грамотой чрезвычайно важна готовность звуковой стороны речи. Во многих случаях о такой готовности к усвоению грамоты свидетельствует речь, свободная от недостатков произношения.

Ребенок, преодолевший трудности правильного произношения, без особых усилий справляется с новой деятельностью, связанной со звуковым анализом слов, составляющим важнейшее условие усвоения грамоте.