|
Конспект урока литературного чтения по теме: К. Паустовский «Прощание с летом»
Конспект урока литературного чтения по теме:
К.Паустовский «Прощание с летом»
Цель: продолжить знакомство с творчеством К.Паустовского; учить составлять цитатный план, определять жанр и тему произведения
Ход урока:
Орг. Момент
Дыхательная гимнастика (дыхание под счет)
Артикуляционная гимнастика (четко проговариваем звуки)
А О У Ы И Э
А-У А-О Ы-И Э-А
2.Проверка домашнего задания.
На доске написано:
Осенью листья желтеть начинают,
С шумом на землю ложатся они
Ветер их снова наверх поднимает
И кружит, как вьюгу в ненастные дни
Читают про себя
-
Попробуем дирижировать, читая это стихотворение.. У него особая мелодичность, напевность…Заметили?
А как вы думаете, кому принадлежат эти строки? Кто автор?
Стихотворение принадлежит 7-летнему поэту Давиду Кауфману. Это его первое стихотворение. Но, в последствии, этот мальчик развил свой талант и превратился в большого поэта Давида Самойлова.
А почему у поэта другая фамилия?(псевдоним)
А с каким стихотворением этого автора мы уже знакомы? («Перед снегом»)
С чем сравнивает юный поэт кружение листьев?
Чтение выразительно, чтение наизусть.
Чтение «буксир» «Мой дом»
Какой прием использует автор, чтобы описать картины осени?(олицетворение)
Какую осень описывают авторы?
3.Целеполагание
Чтение авторского текста
Давайте прочитаем, как чувствует себя Настя, поняла ли она о чем эти стихотворения?
С.184
Почему папа возразил Насте?
Кто сможет назвать цель нашего урока? (Можно ли так ярко и точно передать состояние природы в прозе? (или это возможно только в стихах) – напечатана на доске +++++
4.Физминутка
5. Изучение нового материала
А поможет нам в решении вопроса произведение К. Паустовского «Прощание с летом»
Определите жанр этого произведения? Почему?
А кто герои? Не знакомы ли они вам?
Как вы думаете, что таит в себе название «Прощание с летом»? Что значит прощание?
А какое событие произошло поздней осенью в рассказе «Жильцы старого дома»?
(заиграла шкатулка)
А) Знакомство с текстом
Чтение 1 части по абзацам.
1 абзац
Как автор относится к тому, о чем пишет? Докажите.
Почувствовали, представили дождь за окном? Удалось ли автору передать состояние природы? (Да, ставим плюсик около цели урока)
2и 3 абзацы
Почему, по мнению автора, ноябрь самое грустное время в деревне?
Найдите слова описывающие дождь.(вода хлестала, ударялась, лилась с шумом)
А почему темная? Представили? Ощутили холод и сырость осенней погоды?
Еще один плюсик добавляем
4 и 5 абзац
Почему самовар – инвалид?
А какие чувства испытали сейчас? (тепло, уютно, спокойно у самовара; тревожно ночью)
Удалось автору передать ощущение уюта, спокойствия?
Еще один плюсик добавляем
Б) ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ
А о чем бы вы мечтали в такую осеннюю погоду?
В) Знакомство со 2 частью
-
Прочитайте самостоятельно, обозначая галочкой слова, которыми автор описывает природу.
Почему автору показалось, что он оглох во сне?
Как назвал тишину автор? (мертвая) Почему так? Как поясняет? (умер дождь, умер ветер)
Давайте попробуем заменить другими словами (затих, успокоился) Какой вариант точнее? Как называется такой литературный прием?
Вывод: автор использует олицетворение для создания образов – Еще один плюсик.
В чем разгадка? Что произошло?
Какие словосочетания выделили?
«..на головокружительной высоте..» Это как представили?
«…необыкновенно изменилась, заворожила стужа…» Как это «заворожила»?
(изменила, очаровала, заколдовала) А кто может заворожить? Какой литературный прием? Еще добавляем один плюсик.
Найдем другие примеры в тексте
С чем, с кем сравнивает автор Землю?(застенчивая невеста) А почему?
(Земля нарядная) – эпитет.
Изменилось ли настроение во 2 части? Какие чувства испытывает автор?(восхищение, удивление, радость)
Г)Работа в тетради – составление цитатного плана ко 2 части
1. «..Наступила необыкновенная тишина»
«..все было снежно, безмолвно»
«..за 2 часа так необыкновенно изменилась земля»
«..снег все сыпался как стеклянный дождь»
«…первый снег очень к лицу земле»
6. Домашнее задание
Дочитатьс.187-188
Какие бы вопросы хотели задать автору? (задание в тетради)
7. Итог
Какова была цель нашего урока?
-
Удалось ли автору взбудоражить наше воображение, чувствовать, переживать? (Поставили 5 плюсиков)
Какой вывод сделаем? - Ощущение, состояние природы так ярко можно передать и в прозе.
|
|
|