|
«Решение неполных квадратных уравнений»
Комбинированный урок
Тема: «Решение неполных квадратных уравнений»
Цели урока:
ХОД УРОКА
Пояснение. Работа обучающихся состоит из нескольких этапов, т.е заданий разного уровня ( так как в классе есть дети с ОВЗ, дети с различной математической подготовкой). Для эффективности усвоения темы каждое задание содержит ответы для самопроверки или указания учителя о том, что нужно знать и уметь, или краткие пояснения к выполнению заданий обучающегося. В случае неудачи учитель проводит индивидуальную консультацию. Задания первого варианта –для детей с ОВЗ. Для детей, проявляющие интерес к математике задания третьего варианта.
I. Накопление фактов
1. Устная работа. Кросс вопросов.
Предложенно 11 уравнений:
1). -х2 + 6х +1,4 =0; 2) 3х2 + 6х = 0;
3). 5х2 =0; 4) 5х – 15 = 0;
5). х2 - =0; 6). 8х2 - 7х = 0;
7) х2 - 11х +30 =0; 8) х2 - 6х = 0;
9) х2 +8 =0; 10) 13х + 26 = 0;
11) - 15х2 =0.
Ответьте на следующие вопросы:
1.Все ли уравнения квадратные? ( все, кроме 4, 10);
2.В уравнении 1) назовите коэффициенты а, в, с?
3.Есть ли приведенные квадратные уравнения? -( 7,8,9.);
4.Найдите полные квадратные уравнения? - ( 1,7.);
5. Уравнения под цифрами 2,3,5,6,8,9 называются- ( неполными);
6. Сколько видов неполных квадратных уравнений вам известно? ( три);
7. Назовите их в зависимости от коэффициентов?
I. Если в = о, то уравнение имеет вид ах2 +с = 0 -( 5,9.);
II. Если с = о, то уравнение имеет вид ах2 +вх = 0 -( 2,6,8.);
III. Если с = о, в = о, то уравнение имеет вид ах2 = 0 -( 3,11.);
8. Запишите общее решение каждого вида уравнения на доске
I. ах2 + с = 0;
1).Если - > 0, то уравнение имеет два корня.
х1 = - , х2 = .
2).Если - < 0, то корней нет.
II. ах2 + bх = 0; х = 0; х = - ; два корня.
III. ах2 = 0, уравнение имеет один корень х = 0.
II.Задача. Систематизировать знания по решению неполных квадратных уравнений.
III. Решение поставленной задачи.
Результатом самопроверки « спрятанное слово» (Работа по вариантам).
Вариант I.
1) 3х2 -12 =0; 5) 7х2 - 14 = 0;
2) 2х2 + 6х =0; 6) х2 – 3х = 0;
3) 1,8х2 =0; 7) 6х2 - 36 = 0;
4) х2 +9 =0; 8) 10х +2х2 = 0.
Ответы:
буквы
|
Е
|
О
|
Н
|
Е
|
П
|
Ы
|
Н
|
Л
|
ответы
|
-3; 0
|
Нет корней
|
0; 3
|
-5; 0
|
0
|
-
|
-2; 2
|
-
|
Слово: неполные
Вариант II
1) 9х2 -4 =0; 6) 0,1х2 – 0,5х = 0;
2) -х2 + 5 =0; 7) ( х + 1)(х - 2) = 0;
3) 1 -4х2 =0; 8) х ( х + 0,5)= 0;
4) 8х2 +х =0; 9) х2 - 2х =0;
5) 6х -х2 = 0 10) х2 - 16 = 0
Ответы:
буквы
|
В
|
Р
|
Т
|
Ы
|
А
|
Н
|
К
|
Д
|
А
|
Е
|
ответы
|
-
|
0; 6
|
-1; 2
|
0; 2
|
-0,5; 0,5
|
-0,5; 0
|
-;
|
0; -
|
0; 5
|
-4; 4
|
Слово: квадратные
Вариант III.
1) 9х2 -1 =0; 6) 3х (2х – 0,1) = 0;
2) 3х -2х2 =0; 7) 0,2х2 – 1,8х = 0;
3) х2 =3х; 8) а2 - = 0;
4)х2 +2х- 3 =2х + 6; 9) 1,2с2 – 3,6 =0;
5) 3х2 +7 = 12х +7;
Ответы:
буквы
|
Я
|
А
|
Р
|
Н
|
И
|
У
|
Е
|
Н
|
В
|
ответы
|
|
0; 3
|
0; 1,5
|
0; 4
|
-;
|
-;
|
0;
|
0; 9
|
-3; 3
|
Слово: уравнения
IV. Применение изученного материала. Обучающая самостоятельная работа (задания для самоконтроля).
Критерии оценок:
Оценка «5» - 8 баллов;
Оценка «4» - 6-7 баллов;
Оценка «3» - 3 балла.
ВАРИАНТ I
Решите уравнение (за каждое правильно решенное уравнение 1 балл):
а) 2х2 – 18 = 0;
б) 5х2 + 15х = 0;
в) х2 + 5 = 0.
(2 балла) Составьте квадратное уравнение, имеющее корни 3 и -3.
(3 балла) Решите уравнение: (х - 4)2 + 5 = 21.
Образец решения :х2-8х +16 +5 = 21; Перенесем 21 в левую часть уравнения и приведем подобные слагаемые, х2-8х = 0. Дальше решите сами. Желаю удачи!
ВАРИАНТ II
Решите уравнение (за каждое правильно решенное уравнение 1 балл):
а) 4х2 – 3х +7 =2х2 + х +7 ;
б) -5у2 + 8у +8 = 8у +3;
в) 7 + х2 = 0.
(2 балла) Составьте квадратное уравнение, имеющее корни 0 и 6.
(3 балла) Решите уравнение: (2х + 1) (х - 4) =(х - 2) (х + 2).
ВАРИАНТ III
Решите уравнение (за каждое правильно решенное уравнение 1 балл):
а) -0,2х2 + 4 =0 ;
б) у2 + у = 0;
в) ( 2х - 1)2 = 1 – 4х.
(2 балла) При каком значении а один из корней данного уравнения равен 1: 3х2 – ах = 0.
3. (3 балла) Решите уравнение: 3 – ( 4х + 1) ( 3 - х) = х2
Организация проверки: по записям на доске.
ВАРИАНТ I:
Номер задания
|
1
|
2
|
3
|
а)
|
-3; 3
|
Например: х2 = 9
|
0; 8
|
б)
|
-3; 0
|
|
|
в)
|
Нет корней
|
|
|
ВАРИАНТ II
Номер задания
|
1
|
2
|
3
|
а)
|
0; 2
|
Например: х2 -6х =0
|
0; 7
|
б)
|
-1; 1
|
|
|
в)
|
Нет корней
|
|
|
ВАРИАНТ III
Номер задания
|
1
|
2
|
3
|
а)
|
- ;
|
При а =0
|
0; 3
|
б)
|
- ; 0
|
|
|
в)
|
0
|
|
|
V. Подведение итогов урока
Учащиеся подсчитывают количество баллов и ставят себе оценку.
Рефлексия. Оцените свою деятельность на уроке. Полностью ли вы реализовали себя?
Какие уравнения мы сегодня не решали из предложенных в начале урока? [полные квадратные уравнения.]
Чем мы будем заниматься на следующем уроке? [Решать полные квадратные уравнения.]
VI. Задание на дом: дидактический материал С-11. Неполные квадратные уравнения. А1; Б1; В1. На выбор каждого! Желаю удачи! Спасибо за урок!
|
|
|