Главная страница

«М. М. Зощенко «Ёлка»»


Скачать 134.15 Kb.
Название «М. М. Зощенко «Ёлка»»
Дата 21.02.2016
Размер 134.15 Kb.
Тип Урок


Тема: «М.М. Зощенко « Ёлка»»

Тип урока: урок открытия нового знания
Цели деятельности учителя: познакомить с произведением М.М. Зощенко «Ёлка»; создать условия для понимания прочитанного произведения; формировать умение анализировать и оценивать поступки героев; развивать внимание на основе выборочного чтения, умения выделять главное в тексте, озаглавливать части текста.

Планируемые результаты:

Личностные: осмыслят урок, преподнесенный родителями Лёли и Миньки; воспроизведут наизусть заповедь, которой придерживался М.М. Зощенко, выскажут стремление пользоваться ею в своей жизни; осознают эстетическую ценность произведения, проявляющуюся в оригинальности и индивидуальности авторского мировоззрения; осознают, что благодаря использованию изобразительно-выразительных средств автор проявляет собственные чувства и отношение к героям своих произведений.

Предметные: познакомятся с произведением М.М. Зощенко «Ёлка», научатся работать с текстом в форме игры по правилам, характеризовать героев произведения по вопросам учителя, идентифицировать с героями произведения, выстраивать аргументы защиты, делать выводы и обобщения по прочитанному.

Оборудование: Литературное чтение: 4кл., УМК «Школа России», презентация.



Этап занятия (урока)


Время


Деятельность учителя


Деятельность учащихся

УУД

(метапредметные результаты)

1. Орг. момент
Метод – словесный;

Прием – речевая разминка.


1мин

Ежедневно по утрам

Заниматься надо нам.

Потому что для страны

Люди умные нужны.

(разные виды чтения)

Вместе с учителем работать над своим речевым аппаратом.


Л.: положительное отношение к школе и учебной деятельности


2.Мотивационный с элементами актуализации знаний.

Метод – словесный;

Приём – учебный диалог.
Метод – словесный;

Прием – критерии пересказа.
Метод – словесный;

Прием – пересказ частей произведения.
Метод – рефлексии;

Прием – оценивание себя и своих товарищей по критериям.

Метод – наглядный;

Прием – «исключи незнакомое произведение».

3мин

Ребята, с каким произведением мы познакомились на прошлом занятии? (К.Г. Паустовский «Корзина с шишками»)

Кто готов пересказать на оценку одну из частей рассказа «Корзина с шишками».

Но для начала выделим главные критерии, по которым будем оценивать ваши выступления:

  1. Последовательность;

  2. Полнота и грамотность;

  3. Эмоциональность.

В соответствии с этими критериями будет выставлена оценка.

(Выступление и оценивание детей)

по какому разделу мы работаем? (мы работаем по разделу «Страна детства») Сегодня мы продолжим работу по этому разделу. Прочитайте написанные названия произведений и их авторов.

К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

Б. Житков «Как я ловил человечков»

М. Зощенко «Ёлка»

Все ли произведения мы читали? (нет, мы не читали рассказ «Ёлка»).

Участвовать в учебном диалоге.

Уметь выделить критерии для оценивания пересказа.


Показывать свою готовность к уроку, успехи в пересказе текста.

Оценивать себя и других.
Догадываться о теме методом исключения.

Л: осуществлять актуализацию личного жизненного опыта
Р: волевая саморегуляция в ситуации затруднения

К: использование критериев для обоснования своего суждения

П: воспринимать информацию на слух
П: слушать в соответствии с целевой установкой
П: строят речевое высказывание в устной форме;


3.Постановка учебной задачи и ее решение.

Метод – словесный;

Приём – фронтальный опрос



4. Решение частных задач.


Метод – словесный;

Прием – слово о писателе.

Метод-

Словесный;

Прием –

Рассказ учителя

Метод –

Словесный;

Прием –

Беседа.

Метод – языковой анализ;

Прием – словарно- лексическая работа.
Метод – словесный;

Прием – первичное чтение произведения.

Физминутка


Метод – словесный;

Прием – учебный диалог.


Метод – практический;

Прием – анализ произведения.


Метод – словесный;

Прием – учебный диалог.

Метод – словесный;

Прием – анализ пословиц.

Метод –практический;

Прием – таблица – характеристика главных героев.
Метод – словесный;

Прием – беседа.



4.Итог урока

Метод - словесный;

Прием –

Фронтальный опрос.




5. Рефлексия

Метод-

словесный;

Прием- «выскажи свои впечатления».



Домашнее задание

2 мин


25 мин

2 мин.

2 мин.

2 мин.

Значит, какая тема нашего урока? (М.М. Зощенко «Ёлка») Это новый для вас писатель? С какими произведениями уже знакомы? Какие цели перед собой поставите? (Познакомится с произведением и т.п.)

Михаил Михайлович Зощенко родился 10 августа 1894 года в семье художника и актрисы. После окончания гимназии  Михаил Михайлович поступает в университет, но через год добровольцем уходит на фронт (идет первая Мировая война). Участвует в боях, в которых отличается храбростью. Трижды ранен, отравлен газами, после чего получает заболевание сердца и демобилизуется. Удостоен пяти орденов и заканчивает войну в звании штабс-капитана. Зощенко возвращается в Петроград. Зарабатывает на жизнь, пробуя себя во множестве профессий: контролер поездов, начальник почты, сапожник, конторщик, милиционер и т.д. Вскоре Зощенко встречается с Чуковским, который ведет литературные занятия и он высоко оценивает первые произведения писателя.  Так началась активная литературная деятельность автора. В свет выходят многие известные произведения.  Вскоре Михаила Зощенко избирают членом Союза писателей. Болезнь сердца, которую Зощенко получил еще в первой Мировой войне, стала о себе напоминать. И в возрасте  64 лет Зощенко умирает в Ленинграде. Похоронен писатель в городе Сестрорецке.

Когда родился писатель? (родился 10 августа 1894 года в семье художника и актрисы). Кем работал М.М. Зощенко? Что вы можете сказать о нем как о гражданине? (стоял за свою родину, патриот)

Какие черты характера вы можете перечислить? (мужество, героизм, смелость, решительность, храбрость и т.д.)

А теперь объясните значение слов и выражений:

  • Золотушный ребенок – больной ребенок

  • Длинновязая – высокая

  • Пастилка  кондитерское изделие из фруктовой массы и сахара

  • Церемониться – проявлять излишнюю мягкость, стеснение

  • Не ручаюсь – не уверена.

А сейчас прочтите произведение самостоятельно. Какой это жанр произведения? (рассказ) Докажите. (1 Небольшой объём
2 Ограниченное число участников
3. Чаще всего - замкнутая структура)

Понравился рассказ? Чем?

Кто главные герои? (Лёля и Минька, и их родители)

От чьего лица ведется рассказ? (от лица автора)

Какими вам показались дети?

Почему долгожданный праздник был испорчен? (дети съели угощение, поломали игрушки, были жадными, выгнали гостей).

Как вы думаете, почему писатель запомнил эту елку на всю жизнь? (ему было стыдно, этот урок он запомнил на всю жизнь)

Чему учит этот рассказ? (не брать без спроса ничего, не жадничать, не хамить и т.д.)

Как вы считаете, прав ли Михаил Михайлович в том, что об этом событии из своего детства он решил рассказать другим детям? Почему так решили? (да, это урок для всех детей, чтобы так не поступали)

Чем наряжали ёлку в то время? (ёлку наряжали бусами, флагами, фонариками, золотыми орехами, пастилками, яблоками).

Как вы думаете, ребята, праздник получился веселым? (нет)

А рассказ получился веселым? (нет)

Почему веселый и смешной рассказ создает немного грустное настроение? (праздник был испорчен и хозяева остались одни. Дети и взрослые поссорились из-за испорченных подарков. Лёля и Минька вели себя некрасиво с гостями, были невежливы и грубы, выгнали гостей, Минька ударил мальчика).
(Разные виды чтения)

Сколько лет было автору, когда произошел этот случай? (5 лет) Как отмечали Новый год в их семье? (наряжали ёлку, готовили подарки, приглашали гостей, устраивали для всех праздник)

Что делали дети, оказавшись одни в праздничной комнате? (Лёля предложила съесть пастилку. Они испортили сладкие призы и подарки, приготовленные гостям).

Как вы оцениваете их поступок?(они поступили некрасиво, думали только о себе, забыли о гостях и не предполагали какие будут последствия)

Почему они так поступили, что их к этому подтолкнуло? (их подтолкнуло любопытство, жадность и зависть)

Какой сюрприз приготовили родителей для гостей? (каждому ребенку подарок и угощение)

Обиженная тетя предсказала Миньке будущее, что он будет… (разбойником)

Как хотела наказать Лёлю мама? (хотела поставить в угол носом)

Какую пословицу использует одна из приглашенных мам? (с вами водиться, что в крапиву садиться)

Как вы ее понимаете? (неприятно общаться, общаться с вами это как специально делать себе неприятно и т.п.)

В каких славах отражен самый главный смысл этого произведения? («И за эти тридцать пять лет, я, дети, ни разу больше не съел чужого яблока и ни разу не ударил того, кто слабее меня. И теперь доктора говорят, что я поэтому такой сравнительно веселый и добродушный»)

Чему учит этот рассказ?

Ребята, а тепло, забота, уют дома исходят только от поведения взрослых? (нет)

Когда ваше поведение создавало в доме тепло, уют, радовало близких?

Прочитайте и объясните смысл пословиц:

  • На что и клад, если в семье лад.

  • Кто неправильно воспитывает своих детей, тот расплачивается слезами.

Действительно, ребята, семья – это самое главное, что есть у нас. Берегите своих родных, никогда не поступайте так, чтобы вашим родителям было стыдно за ваши поступки.

Сравните двух главных героев, девочки характеризуют Лёлю, а мальчики – Миньку:

Герой

Лёля

Минька

Возраст

Было 7 лет

Ударило 5 лет

Рост

Высокая, длинновязая

Удивительно маленького роста

Характер

Исключительно бойкая

Тихий

Что могут достать с ёлки?

Могла высоко достать

Ничего не нельзя доставать

Поведение

Не церемонится

Чуть не заревел

Р.Т. стр. 70-71

Наш урок мне хочется закончить словами М.М. Зощенко: «Нет, мне, быть может , не удалось стать очень хорошим. Это очень трудно. Но к этому, дети, я всегда стремился».

Какой можно сделать вывод из этих слов? (надо всегда стремиться к идеалу)Что особенно заинтересовало в уроке? Что нового узнали на уроке?

Продолжите высказывания:

Урок взволновал…

Заставил задуматься…

Дал понять…

Навел меня на мысль..

Подготовить чтение по ролям отрывка из произведения, подготовиться к обобщающему уроку по разделу «Страна детства».

определять тему, цели урока.

Строить перспективы предстоящей работы

Слушать рассказ учителя, знакомиться с биографией писателя, быть внимательным, чтобы в дальнейшем вести учебный диалог с учителем.

Уметь определять лексическое значение слов, опираясь на личный жизненный опыт.

Читать произведение выразительно, соблюдая критерии грамотного чтения, применять свой творческий потенциал.


Делиться своими впечатлениями о произведении, участвовать в беседе.

Высказывать и аргументировать свое мнение строками из произведения.
Эмоционально реагировать на новую информацию.

Видеть в произведении жизненный смысл.

Делиться своими впечатлениями, участвовать в беседе, высказывать свое мнение.

Объяснять смысл пословиц.


Делиться своими впечатлениями о произведении, участвовать в беседе.

Высказывать и аргументировать свое мнение строками из произведения.


Подводить итог занятия, делиться своими впечатлениями, аргументировать свою точку зрения.
Оценивать свои знания видеть свои успехи и пробелы в знания по пройденной теме.


П: строят речевое высказывание в устной форме;

П: воспринимают информацию на слух.

П: осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию, выделять последовательность развития сюжета.
П: строят речевое высказывание в устной форме;

Р: принимают и сохраняют учебную задачу

П: слушать в соответствии с целевой установкой

П: воспринимают информацию на слух.

П: строят рассуждения; строят речевое высказывание в устной форме
К: аргументируют свою позицию
П: строят рассуждения; строят речевое высказывание в устной форме
К: аргументируют свою позицию
П: осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию, выделять последовательность развития сюжета.

К: Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания, строить монологические высказывания.


П: осмысленно читают

П: осуществлять анализ произведения.
П: воспринимают информацию на слух.

Р: согласовывать силы по решению учебной задачи.
П: строят речевое высказывание в устной форме.

К: участвуют в учебном диалоге; строят понятные речевые высказывания; формулируют и аргументируют собственное мнение.

П: осуществлять анализ произведения

К: аргументируют свою позицию

П: строят рассуждения; строят речевое высказывание в устной форме

К: участвуют в учебном диалоге; строят понятные речевые высказывания; формулируют и аргументируют собственное мнение.

П: строят рассуждения; строят речевое высказывание в устной форме

К: участвуют в учебном диалоге; строят понятные речевые высказывания; формулируют и аргументируют собственное мнение

П: осуществлять анализ произведения.
Р: согласовывать усилия по решению учебной задачи.

П: делать выводы, извлекать информацию из различных источников.

П: осуществлять анализ произведения

К: аргументируют свою позицию

П: строят рассуждения; строят речевое высказывание в устной форме

К: участвуют в учебном диалоге; строят понятные речевые высказывания; формулируют и аргументируют собственное мнение.

К: договариваются и приходят к общему решению совместной деятельности.

П: строят рассуждения; строят речевое высказывание в устной форме

К: участвуют в учебном диалоге; строят понятные речевые высказывания; формулируют и аргументируют собственное мнение

П: осуществлять анализ произведения.

Р: согласовывать усилия по решению учебной задачи.

П: делать выводы, извлекать информацию из различных источников.


Р: Осуществлять самооценку, осознавать свои достижения и неудачи.

П: строить рассуждения; строить речевое высказывание в устной форме


Р: Осуществлять самооценку, осознают свои достижения и неудачи.